ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-110/2016 от 02.02.2016 Иглинского районного суда (Республика Башкортостан)

№2-110/2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

02 февраля 2016 года село Иглино

Иглинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сафиной Р.Р.,

с участием представителя истца ФИО2ФИО1,

при секретаре Насибуллиной Э.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, Комитету по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании права на бесплатное предоставление земельного участка в собственность, об обязании бесплатно предоставить земельный участок в собственность,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО3 обратился в суд с иском к администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, Комитету по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании права на бесплатное предоставление земельного участка в собственность, об обязании бесплатно предоставить земельный участок в собственность, указывая в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к главе администрации СП Иглинский сельсовет с заявлением о выделении земельного участка в <адрес>, заявление по подведомственности было передано в администрацию муниципального района <адрес> РБ, где зарегистрировано с присвоением входящего номера 1311-зем от ДД.ММ.ГГГГ Однако в установленные сроки заявление разрешено не было. В градостроительном заключении, выданном ДД.ММ.ГГГГ, указано на возможность предоставления земельного участка по адресу: <адрес> «а», однако Комитет по управлению собственностью Минземимущества РБ по <адрес> отказал ему в предоставлении земельного участка и предложил приобрести указанный земельный участок в аренду путем проведения аукциона. О принятом решении он был извещен письмом от ДД.ММ.ГГГГ за исходящим . Считает, что подобная позиция является незаконной, поскольку намерение воспользоваться предоставленным ему правом бесплатного предоставления земельного участка в собственность он заявил во период действия соответствующей нормы закона. Бездействие органов местного самоуправления в разрешении его заявления в предусмотренные законом сроки, а также последующее изменение законодательства не может лишить его того права, которым он обладал ранее, и которым не смог своевременно воспользоваться по вине ответчиков. На основании изложенного, истец просит признать за ним право на однократное бесплатное предоставление в собственность земельного участка на основании п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ-з «О регулировании земельных отношений в <адрес>» в редакции Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N641-з, обязать администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Иглинскому предоставить бесплатно в собственность земельный участок с кадастровым номером 02:26:010206:373, расположенный по адресу: РБ, <адрес>.

На судебное заседание стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, истец в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, представитель ответчика администрации МР <адрес> РБ также просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации.

Представитель истица ФИО2ФИО1 исковые требования поддержал, просил его удовлетворить.

Выслушав объяснения представителя истца ФИО1, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Отношения по использованию и охране земель в <адрес> как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Республики Башкортостан, урегулированы Законом Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 59-з "О регулировании земельных отношений в <адрес>".

Органы местного самоуправления в <адрес>, в частности, управляют и распоряжаются земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (ст. 3 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 59-з "О регулировании земельных отношений в <адрес>").

Предоставление земельного участка в собственность осуществляется путем проведения торгов, а лицам, указанным в части 2.1 статьи 10 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 59-з "О регулировании земельных отношений в <адрес>", здесь и далее в редакции, действовавшей на момент обращения ФИО2 в орган местного самоуправления, - однократно и бесплатно без процедуры проведения торгов.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился к главе администрации сельского поселения Иглинский сельский совет МР <адрес> РБ с заявлением о выделении ему земельного участка в микрорайоне Егоровка по <адрес> обращение было передано для рассмотрения в администрацию МР <адрес> РБ.

ДД.ММ.ГГГГ и.о. председателя КУС Министерства земельных и имущественных отношений РБ ФИО2 дан ответ о возможности предоставлении ему земельного участка в аренду путем обращения с извещением, а также путем проведения аукциона по инициативе заинтересованных лиц в соответствии с п. 4 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ.

Не соглашаясь с данным ответом, истец просит признать за ним право на однократное, бесплатное получения в собственность земельного участка на основании положений п. 2 ч.2 ст. 10 Закона РБ «О регулировании земельных отношений в РБ», ссылаясь на то, что он является жителем, постоянно проживающим на территории сельского поселения.

Действительно, в соответствии с положениями п. 2 ч.2 ст. 10 Закона РБ "О регулировании земельных отношений в <адрес>", действовавшего в редакции Закона РБ от ДД.ММ.ГГГГ, было предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц бесплатно осуществляется для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) для граждан, постоянно проживающих в сельских населенных пунктах.

Вместе с тем, из содержания поданного ДД.ММ.ГГГГ заявления не усматривается, что ФИО2 обращался в орган местного самоуправления по основанию того, что он является жителем, постоянно проживающим в сельской местности.

Данных о том, что ФИО2, обращаясь ДД.ММ.ГГГГ, предоставил в орган местного самоуправления необходимый пакет документов в подтверждение наличия у него права на получение в собственность однократно и бесплатно земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства без проведения торгов, не имеется. В представленном заявлении перечень приложенных документов не указан.

При таком положении суд не может согласиться с утверждением истца о том, что он обратился в орган местного самоуправления на основании п. 2 ч.2 ст. 10 Закона РБ «О регулировании земельных отношений в РБ».

Кроме того, следует отметить, что в связи с принятием Закона РБ от ДД.ММ.ГГГГ-з в ст. 10 Закона РБ "О регулировании земельных отношений в <адрес>» внесены изменения, согласно которым граждане, постоянно проживающие в сельских населенных пунктах, не отнесены к категории граждан, имеющих право получение земельных участков бесплатно.

Поскольку на момент принятия органом местного самоуправления решения от ДД.ММ.ГГГГ действовал Закон РБ «О регулировании земельных отношений в РБ» в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, оснований для разрешения заявления ФИО2 на основании ранее действовавших положений закона не имелось.

Далее. В соответствии с ч. 9 ст. 10 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 59-з "О регулировании земельных отношений в <адрес>", гражданам, местом жительства которых является городской округ, земельные участки предоставляются в границах данного городского округа, а также в границах муниципальных районов, граничащих с данным городским округом, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящей части.

Гражданам, местом жительства которых является городской округ <адрес> Республики Башкортостан, земельные участки предоставляются в границах данного городского округа, а также в границах муниципальных районов Благовещенский, Иглинский, Кармаскалинский, Кушнаренковский, Уфимский, <адрес>ы Республики Башкортостан.

Гражданам, местом жительства которых является муниципальный район, земельные участки предоставляются в границах соответствующего муниципального района.

В соответствии с ч. 1 ст. 10.1 вышеуказанного Закона РБ, предоставление земельных участков осуществляется уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в области земельных отношений либо органом местного самоуправления (далее - уполномоченный орган).

В силу ч. 2 ст. 10.1 вышеуказанного Закона РБ, учет граждан, претендующих на предоставление земельных участков, осуществляется уполномоченным органом по месту жительства в порядке очередности, исходя из времени поступления заявлений в уполномоченный орган, отдельно по каждой категории.

Рассмотрение заявлений граждан, заинтересованных в предоставлении земельных участков, прилагаемых к ним документов, и принятие решения о постановке указанных граждан на учет, осуществляются комиссиями по вопросу однократного и бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства (далее - земельные комиссии) в течение 10 рабочих дней.

Органы местного самоуправления в <адрес>, в частности, управляют и распоряжаются земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (ст. 3 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 59-з "О регулировании земельных отношений в <адрес>").

Из системного анализа положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 59-з "О регулировании земельных отношений в <адрес>" усматривается, что право определять способы распоряжения своим имуществом, в том числе определять, каким именно образом будет распределен спорный земельный участок, каким категориям граждан и на каких условиях, принадлежит собственнику данного имущества, а именно, соответствующему органу местного самоуправления.

Таким образом, постановка на учет граждан, претендующих на предоставление земельных участков и решение о предоставлении указанным лицам, осуществляется уполномоченным органом по месту жительства в порядке очередности.

Из анализа п. 4, 11 ст. 30, ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что органы местного самоуправления самостоятельны в принятии решений о судьбе конкретных земельных участков.

Как следует из содержания искового заявления, истец просит обязать ответчиков предоставить ему в собственность земельный участок, с кадастровым номером 02:26:010206:373, расположенный по адресу: РБ, <адрес>.

Вместе с тем в силу вышеприведенных правовых норм, органы местного самоуправления самостоятельны в принятии решения о предоставлении заинтересованным лицам конкретного земельного участка, в связи с чем суд не находит оснований для возложения на ответчиков обязанности по предоставлению истцу испрашиваемого спорного земельного участка.

С учетом изложенных обстоятельств, суд полагает, что в удовлетворении исковых требований истца следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении исковых требований ФИО2 к администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, Комитету по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании права на бесплатное предоставление земельного участка в собственность, об обязании бесплатно предоставить земельный участок в собственность отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Иглинский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Р.Р.Сафина