Дело № 2-110/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 марта 2016 года Стародубский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Лысухо П.И.,
при секретаре Спасской О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Стародубского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Десятуховскому сельскому Совету народных депутатов Десятуховского сельского поселения Стародубского муниципального района Брянской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Стародубского района Брянской области обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать Десятуховский сельский Совет народных депутатов разработать и утвердить нормативные правовые акты, регламентирующие порядок предоставления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, а также сведений о доходах, имуществе и обязательства имущественного характера их супругов и несовершеннолетних детей; определяющие порядок проверки таких сведений и размещения указанных сведений в сети Интернет на официальных сайтах органов местного самоуправления; определяющие порядок увольнения (досрочного освобождения) лиц, замещающих муниципальные должности в связи с несоблюдением установленных законодательством запретов и ограничений, в том числе в связи с утратой доверия; определяющие порядок предотвращения и (или) урегулирования конфликтов интересов для лиц, замещающих муниципальные должности.
Указывает, что проведенной прокуратурой Стародубского района проверкой выявлены нарушения законодательства о противодействии коррупции в деятельности органов местного самоуправления Десятуховского сельского поселения.
Согласно ст.1 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
В силу п.38 ч.1 ст.14 указанного закона к вопросам местного значения поселения относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.
В соответствии с п.2 ст.1 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Из ст.3 указанного закона следует, что противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность, публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
Часть 7.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ред. Федерального закона от 03.11.2015г. № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает, что депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
В силу ст.1 Закона Брянской области от 01.08.2014г. № 54-З «Об отдельных вопросах статуса лиц, замещающих государственные должности Брянской области и муниципальные должности» муниципальные должности - должности депутатов представительных органов муниципальных образований, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса, замещаемые на постоянной (штатной) основе.
Согласно ч.4 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанные сведения предоставляются ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, в порядке, определяемом нормативными правовыми актами губернатора Брянской области, муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В нарушение ч.4 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» нормативный правовой акт, регламентирующий порядок предоставления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими муниципальные должности, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, а также нормативный правовой акт, определяющий порядок проверки таких сведений и размещения их в сети Интернет на официальном сайте органа местного самоуправления, до настоящего времени не разработан и не утвержден.
Также не определен порядок увольнения (досрочного освобождения) лиц, замещающих муниципальные должности, в связи с несоблюдением установленных законодательством запретов и ограничений, что противоречит требованиям ч.5 чт.12.1 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ст.40, ст.74.1 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В нарушение ст.13.1 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» не определен порядок увольнения (освобождения от должности) лица, замещающего муниципальную должность, в связи с утратой доверия; не определен порядок предотвращения и (или) урегулирования конфликта интересов для лиц, замещающих муниципальные должности.
Отсутствие указанных правовых актов орган местного самоуправления нарушает основные принципы и нормы законодательства о противодействии коррупции, что является недопустимым и может привести к проявлению коррупции в деятельности органов местного самоуправления Десятуховского сельского поселения.
В судебном заседании представитель истца – заместитель прокурора Стародубского района Брянской области Дюбко Е.Г. на заявленных исковых требованиях настаивала, просила их удовлетворить в полном объеме. Суду пояснила, что прокуратурой Стародубского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в деятельности органов местного самоуправления Десятуховского сельского поселения, в ходе которого выявлены нарушения указанного законодательства, что является недопустимым и может привести к проявлению коррупции в деятельности органов местного самоуправления Десятуховского сельского поселения.
Представитель ответчика – Десятуховского сельского Совета народных депутатов Десятуховского сельского поселения Стародубского муниципального района Брянской области, надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился, объяснений не представил. 01.03.2016г. представил суду письменное ходатайство, в котором просит отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку Десятуховской сельской администрацией приняты и утверждены нормативно-правовые акты: постановление о предоставлении муниципальными служащими сведений о расходах; постановление об утверждении порядка увольнения (досрочного освобождения) лиц, замещающих муниципальные должности в связи с несоблюдением установленных законодательством запретов и ограничений в Десятуховском сельском поселении Стародубского района; постановление об утверждении Порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов на муниципальной службе; постановление об утверждении порядка предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих и членов их семей на официальном сайте администрации поселения и предоставления этих сведений общероссийскими средствами массовой информации для опубликования; постановление об утверждении порядка размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности, и членов их семей на официальном сайте администрации поселения и предоставления этих сведений общероссийскими средствами массовой информации для опубликования; постановление об утверждении положения о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Изучив доводы, изложенные в исковом заявлении, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Исходя из этих конституционных положений, ст.56 ГПК РФ определяет обязанности сторон и суда в состязательном процессе.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор наделен правом по обращению в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В ходе проведенной прокуратурой Стародубского района Брянской области исполнения законодательства о противодействии коррупции в деятельности органов местного самоуправления были выявлены нарушения указанного законодательства в деятельности органов местного самоуправления Десятуховского сельского поселения. (л.д.7-9)
Прокурором Стародубского района Брянской области 12.11.2015г. в адрес главы Десятуховского сельского поселения было вынесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции. (л.д.10-11)
Представленные Десятуховской сельской администрацией Стародубского района Брянской области в материалы дела нормативные правовые акты (постановление № 17-22 от 16.02.2016г.), принятые в отношении муниципальных служащих, лиц замещающих должности муниципальной службы и утвержденные главой Десятуховской сельской администрации, не устраняют выявленных прокуратурой Стародубского района нарушений законодательства о противодействии коррупции в деятельности органов местного самоуправления Десятуховского сельского поселения и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении иска.
Исследовав правовую аргументацию, доказательства, в обоснование иска представленные суду, учитывая пояснения представителя истца по заявленному иску, суд приходит к выводу об обоснованности и правомерности заявленных исковых требований, поэтому возможности их удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Стародубского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Десятуховскому сельскому Совету народных депутатов Десятуховского сельского поселения Стародубского муниципального района Брянской области о понуждении к совершению действий, удовлетворить.
Обязать Десятуховский сельский Совет народных депутатов Десятуховского сельского поселения Стародубского муниципального района Брянской области разработать и утвердить:
нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей;
нормативно-правовой акт, определяющий порядок проверки таких сведений и размещения указанных сведений в сети Интернет на официальных сайтах органов местного самоуправления Десятуховского сельского поселения;
нормативно-правовой акт, определяющий порядок увольнения (досрочного освобождения) лиц, замещающих муниципальные должности в связи с несоблюдением установленных законодательством запретов и ограничений, в том числе в связи с утратой доверия;
нормативно-правовой акт, определяющий порядок предотвращения и (или) урегулирования конфликта интересов для лиц, замещающих муниципальные должности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Стародубский районный суд в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья П.И. Лысухо
Мотивированное решение изготовлено 23.03.2016г.