РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
01 марта 2017 года г. Краснодар
Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Ситникова В.Е.
при секретаре Каптюшенко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску первого заместителя прокурора Краснодарского края — прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту строительства Краснодарского края, Государственному казенному учреждению «Главное управление строительства Краснодарского края», Министерству финансов Краснодарского края, Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края об обеспечении завершения строительно-монтажных работ на объекте «Полигон твердых бытовых отходов в <адрес>»,
УСТАНОВИЛ:
Первый заместитель прокурора Краснодарского края — прокурора <адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Департаменту строительства Краснодарского края, Государственному казенному учреждению «Главное управление строительства Краснодарского края», Министерству финансов Краснодарского края, Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края об обеспечении завершения строительно-монтажных работ на объекте «Полигон твердых бытовых отходов в <адрес>», в котором первоначально просил обязать Департамент строительства Краснодарского края в месячный срок со дня вступления решения в силу принять меры, направленные на финансирование программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства», утвержденной постановлением главы администрации Краснодарского края № от ДД.ММ.ГГГГ по объекту «Полигон твердых бытовых отходов в <адрес> (проектные и изыскательские работы, снос и рекультивация), в объеме, предусмотренном проектной документации, прошедшей государственную экспертизу; обязать Государственное казенное учрежденное «Главное управление строительства Краснодарского края» незамедлительно принять меры, направленные на выполнение работ в объеме и сроках, предусмотренных государственным контрактом № на выполнение ООО «Севстройинвест» строительно-монтажных работ по объекту «полигон твердых бытовых отходов в <адрес>».
В ходе судебного разбирательства истец требования уточнил, просил возложить обязанность по принятию мер, направленных на финансирование программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства», утвержденной постановлением главы администрации Краснодарского края № от ДД.ММ.ГГГГ по объекту «Полигон твердых бытовых отходов в <адрес> (проектные и изыскательские работы, снос и рекультивация) также и на министерство финансов Краснодарского края.
В дальнейшем требования изменил, просил обязать субъект Российской Федерации - Краснодарский край в лице координатора государственной программы — Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, обеспечить завершение строительно-монтажных работ на объекте «Полигон твердых бытовых отходов в <адрес> (проектные и изыскательские работы, снос и рекультивация)» путем внесения изменений в программу «Развитие жилищно-коммунального хозяйства», утвержденную постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№, предусмотрев увеличение финансирования государственной программы Краснодарского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства» на мероприятие «Полигон твердых бытовых отходов в <адрес> (проектные и изыскательские работы, снос и рекультивация)» в объеме, предусмотренном проектной документацией, прошедшей государственную экспертизу; обязать Департамент строительства Краснодарского края и министерство финансов Краснодарского края в месячный срок со дня вступления решения в силу принять меры, направленные на финансирование программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства», утвержденной постановлением главы администрации Краснодарского края № от ДД.ММ.ГГГГ по объекту «Полигон твердых бытовых отходов в <адрес> (проектные и изыскательские работы, снос и рекультивация), в объеме, предусмотренном проектной документации, прошедшей государственную экспертизу; обязать Государственное казенное учрежденное «Главное управление строительства Краснодарского края» выполнить в полном объеме обязанности, возложенные государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ№ на государственного заказчика по объекту «Полигон твердых бытовых отходов в <адрес>»; обратить решение к немедленному исполнению.
В обоснование иска указал, что государственной программой «Развитие жилищно-коммунального хозяйства», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края № от ДД.ММ.ГГГГ, были предусмотрены мероприятия «Полигон твердых бытовых отходов в <адрес> (проектные и изыскательские работы, снос и рекультивация)».
В рамках указанной программы ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ «ГУСКК», выступающего заказчиком работ и ООО «Северная строительно-инвестиционная компания» (ООО «Севстройинвест» заключен государственный контракт № на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Полигон твердых бытовых отходов в <адрес>». Срок окончания работ определен как ДД.ММ.ГГГГ.
Заключенными в целях реализации мероприятия контрактами предусмотрены затраты в размере 1 954 947,26 тыс. рублей, 1 150 474,60 тыс. из которых перечислены исполнителям. Остаток оплаты по заключенным государственным контрактам составляет 803 572 660 рублей.
Остаток лимитов на 2016 года по указанному мероприятию составляет 34 727 700 рублей. На 2017 год предусмотрено финансирование в размере 504 701 200 рублей. Финансирование в размере 264 143 760 рублей не обеспечено, что в рамках указанной выше программы приводит к нарушению Бюджетного кодекса РФ и требований природного природоохранного законодательства.
Согласно справке отдела Государственного строительного надзора по <адрес> подрядчик до настоящего времени не приступил к выполнению работ, начало которых определено графиком производства работ на период с мая по сентябрь 2015 года. Строительно-монтажные работы на Объекте приостановлены, ввиду того, что ГКУ «ГУСКК» до настоящего времени не предприняты меры по продлению срока действия ранее полученного разрешения на строительство, а также не оформлены права аренды на земельные участки, предоставленные ранее под данный объект.
Ненадлежащее финансирование в рамках заключенного государственного контракта приведет к несвоевременному выполнению работ, и как следствие, не благоприятным воздействиям на окружающую среду, в связи с чем, в целях предупреждения экологической катастрофы, недопущения попадания фильтрата свалки в Черное море предусмотрены следующие мероприятия: сети, предназначенные для урегулированного отвода фильтрата тела полигона, дренажного коллектора <адрес>, очистных сооружений.
Результатами прокурорской проверки установлено, что с января 2016 года ООО «Севстройинвест» работы по вывозу фильтрата тела свалки не проводятся по причине отсутствия соответствующего финансирования, что как следствие, приводит попаданию фильтрата в водный объект реку Бихта.
По этой же причине не проводятся работы, предусмотренные проектной документацией, по обустройству сетей, предназначенных для урегулированного отвода фильтрата тела полигона, дренажного коллектора <адрес>, очистных сооружений.
Несвоевременное обеспечение финансирования работ, предусмотренных программой, приводит к загрязнению водных объектов реки Бихта и акватории Черного моря, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу их жизни и здоровью, в связи с чем, истец вынужден обратиться в суд за защитой прав этих лиц.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора ФИО2 исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Департамента строительства Краснодарского края по доверенности ФИО3 иск не призналя. В обоснование возражений суду пояснил, что государственный контракт №-ОКЕ на выполнение подрядных работ для государственных нужд по объекту «Полигон твердых бытовых отходов в <адрес> (проектные и изыскательские работы, снос и рекультивация) (инженерные сети, административно-технические корпуса, автопроезды, благоустройство) был заключен между ГКУ «ГУСКК» и ООО «Севстройинвест» ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ и в настоящее время находится в стадии исполнения сторонами.
Подрядчиком допускаются существенные нарушения условия государственного контракта, в связи с чем, неисполнение его условий возникло по вине подрядчика, а не по вине Департамента и ГКУ «ГУСКК». Истец подтверждает факт наличия лимитов финансирования на 2016 года в объеме 34 727 700 рублей, чем указывает на то, что работы на объекте приостановлены не по причинам отсутствия финансирования.
Общая стоимость работ в рамках Государственного контракта составляет 933 779 474 рубля. Подрядчику было выплачено средств на сумму 156 476 040 рублей, подрядчиком выполнено работ на сумму 97 722 190 рублей, ввиду чего задолженность подрядчика в рамках указанного Государственного контракта (неотработанный аванс) составила 58 753 850 рублей.
Обстоятельства, на которые ссылается истец не доказаны. Суммы ничем не подтверждены, за исключением справки ГКУ «ГУСКК», которая представлена не является актуальной.
Условиями контракта предусмотрена обязанность подрядчика выполнить работы за свой счет, оплата работ заказчиком производится после выполнения работ. Функции департамента заключаются в доведении лимита денежных средств до заказчика и осведомлении его на какую сумму возможно финансирование в следующем году. При невыполнении подрядчиком работ закладывать какую-либо сумму в бюджет не целесообразно. Суммы, которые есть в программе утверждаются губернатором. Лимит на 2016 год составляет 34 000000 рублей. Это не освоенные средства, поскольку подрядчиком работы не производились. На 2017 год имеется лимит - 504 000 000 рублей. Эта сумма может меняться на основании внесенных в программу изменений. Программа не является утвержденной окончательно, бюджет закладывается осенью и корректируется поквартально.
Кроме того, перечисленные в исковом заявлении негативные последствия для окружающей среды возникли не по вине департамента или ГКУ «ГУСКК», а в результате ненадлежащего исполнения своих обязательств подрядчиком в рамках государственного контракта. Причинно-следственная связь между попаданием нечистот в водные объекты и недофинансированием не имеется. Увеличение лимита финансирования по Государственному контракту не будет способствовать защите интересов неопределенного круга лиц или устранению последствий для окружающей природной среды.
Помимо того, в настоящее время строительно-монтажные работы на Объекте не проводятся, в том числе, по причине корректировки проектной документации на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ№-ОК, заключенному между ГКУ «ГУСКК» и ЗАО «Безопасные технологии», срок окончания работ по которому ДД.ММ.ГГГГ. До окончания исполнения сторонами выше указанного контракта не представляется возможным установить сумму финансирования мероприятия «Полигон твердых бытовых отходов в <адрес> (проектные и изыскательские работы, снос и рекультивация)» государственной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства».
Представитель ответчика Министерства Финансов Краснодарского края, действующий на основании доверенности, ФИО4, полагал иск необоснованным.
Указал, что государственной программой Краснодарского края «О развитии ЖКХ» предусмотрено финансирование мероприятий, в том числе по объекту «Полигон твердых бытовых отходов в <адрес> (проектные и изыскательские работы, снос и рекультивация) (инженерные сети, административно-технические корпуса, автопроезды, благоустройство) в объеме 1 063 754 100 руб., в том числе 339 626 500 руб. из федерального бюджета, 724 127 600 руб. из краевого бюджета. Срок реализации программы 2014-2017 годы.
В рамках реализации мероприятий программы ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ «ГУСКК» и ООО «Севстройинвест» заключен государственный контракт №-ОКЕ на выполнение подрядных работ для государственных нужд по объекту «Полигон твердых бытовых отходов в <адрес> (проектные и изыскательские работы, снос и рекультивация) (инженерные сети, административно-технические корпуса, автопроезды, благоустройство). Цена контракта определена в размере 933 779 474 руб. Срок окончания работ по Контракту определен как ДД.ММ.ГГГГ. Контракт заключен в соответствии с абзацем 3 п. 3 ст. 72 БК РФ в пределах средств и на сроки, которые установлены государственной программой Краснодарского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства», утв. Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№. ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края № утверждена новая государственная программа Краснодарского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства».
В соответствии с данной программой на реализацию мероприятия «Полигон твердых бытовых отходов в <адрес> (проектные и изыскательские работы, снос и рекультивация)» предусмотрено финансирование из краевого бюджета в размере 580 627,9 тыс. рублей, из них: в 2016 году — 79 859,0 тыс. рублей, в 2017 году — 500 768,0 тыс. рублей. В 2016 году департаменту строительства Краснодарского края, являющемуся главным распорядителем средств краевого бюджета по Государственной программе №, были доведены лимиты бюджетных обязательств по указанному мероприятию Государственной программы № в размере 80 627 900 рублей, что соответствует размеру средств, предусмотренных Государственной программой №.
Выводы истца касательно того, что подрядчик по контракту до настоящего времени не приступил к выполнению работ, в связи с отсутствием финансирования по Контракту ошибочны, поскольку действующим законодательством и условиями контракта предусмотрена оплата работ после их приемки заказчиком. Кроме того, государственная программа утверждается высшим исполнительным органом — губернатором Краснодарского края. В программе на 2017 год предусмотрено 500 768 000 рублей. Департамент не имеет возможности выйти с проектом лимита, выходящим за пределы бюджета. Право внесения изменений в программу имеют только соответствующие ведомственные органы. После внесения изменений в программу предлагается изменить лимит. Такие вопросы рассматриваются раз в квартал на сессиях ЗСК. Только после вступления решения Краснодарского края об изменении бюджета в силу главный распорядитель доводит лимиты. ГКУ «ГУСКК» может осуществить финансирование только при наличии реально качественно выполненных работ.
Представитель ответчика Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края по доверенности ФИО5 считала исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что с 2016 года реализация Объекта осуществляется в рамках подпрограммы «Развитие благоустройства населенных пунктов Краснодарского края» государственной программы Краснодарского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№. Главным распорядителем средств краевого бюджета по объекту является департамент строительства Краснодарского края, государственным заказчиком — ГКУ «Главное управление строительства Краснодарского края». В соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№ министерство финансов Краснодарского края является исполнительным органом государственной власти Краснодарского края, уполномоченным обеспечивать разработку и реализацию единой бюджетно-финансовой политики края, составление и организацию исполнения краевого бюджета. Объем финансирования мероприятия «Полигон твердых бытовых отходов в <адрес> (проектные и изыскательские работы, снос и рекультивация) на 2017 год составлял 500 768,0 тыс. рублей. Государственной программой в редакции постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№ на мероприятия, где ГРБС выступает департамент строительства Краснодарского края на 2017 год было предусмотрено 907 933,6 тыс. рублей. Письмом департамента строительства Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «О направлении информации» направлены предложения для внесения соответствующих изменений в государственную программу в пределах объемов бюджетных ассигнований, доведенных министерством финансов Краснодарского края, согласно которым на объект «Полигон твердых бытовых отходов в <адрес> (проектные и изыскательские работы, снос и рекультивация)» на 2017 год предусматривалось 46 502,4 тыс. рублей. Министерство ТЭК и ЖКХ КК как координатор государственной программы обеспечивает необходимые изменения в государственную программу.
Представитель ответчика ГКУ «Главное управление строительства Краснодарского края» в судебное заседание не явился.
Поскольку о времени и месте рассмотрения дела он извещен, суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Опрошенные ранее представитель ответчика иск не признал и указал, что решением Лазаревского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ удовлвторен иск прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ГКУ «ГУСКК» и ООО «Севстройинвест» о принятии мер, направленных на выполнение работ в объеме и сроки, предусмотренные государственным контрактом №. Указанным решением в частности установлено неисполнение ООО «Севстройинвест» своих обязательств по выполнению требуемого объема работ в рамках государственного контракта.
Полагал, что истцом не обоснованно, каким образом принятие мер по финансированию работ в рамках государственного контракта будет способствовать защите интересов неопределенного круга лиц. Государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с ООО «Севстройинвест», сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время находится в стадии исполнения. При этом условия государственного контракта нарушаются по вине подрядчика, а не по вине Департамента и ГКУ «ГУСКК». Истец подтверждает факт наличия лимитов финансирования на 2016 год в объеме 34 727 700 рублей, тем самым подтверждает тот факт, что работы на объекте приостановлены не по причинам отсутствия финансирования. Общая стоимость работ в рамках Государственного контракта составляет 933 779 474 рубля. Подрядчику было выплачено средств на сумму 156 476 040 рублей, подрядчиком выполнено работ на сумму 97 722 190 рублей, ввиду чего задолженность подрядчика в рамках указанного Государственного контракта (неотработанный аванс) составила 58 753 850 рублей. Перечисленные в исковом заявлении негативные последствия для окружающей среды возникли не по вине департамента или ГКУ «ГУСКК», а в результате ненадлежащего исполнения своих обязательств подрядчиком в рамках государственного контракта.
Представитель третьего лица Администрации Краснодарского края по доверенности ФИО6 в судебном заседании также возражал против удовлетворения требований, пояснив, что государственный контракт №-ОКЕ на выполнение подрядных работ для государственных нужд по объекту «Полигон твердых бытовых отходов в <адрес> (проектные и изыскательские работы, снос и рекультивация) (инженерные сети, административно-технические корпуса, автопроезды, благоустройство) от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ГКУ «ГУСКК» и ООО «Севстройинвест», сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ, находится в стадии исполнения сторонами. Неисполнение условий Государственного контракта возникло не по вине ответчиков, а по вине подрядчика, поскольку не смотря на наличие неотработанного аванса в размере 58 753 850 рублей работы на Объекте им приостановлены.
Представители третьих лиц по делу Управления Росприродонадзора по Краснодарскому краю и <адрес> и ООО «Севстройинвест» в судебное заседание не явились. Судом приняты меры по их надлежащему уведомлению. Поскольку о времени и месте о месте и времени рассмотрения дела они извещены, доказательств уважительности причин неявки суду не представили, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов третьих.
Право прокурора на обращение в суд в порядке гражданского судопроизводства в защиту прав неопределенного круга лиц также предусмотрено и статьей 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», из смысла которой следует, что прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах неопределенного круга лиц в случае нарушения прав значительного числа граждан.
Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов ( ч.1 ст. 3 ГПК РФ).
Защита гражданских прав согласно ст. 12 ГК РФ осуществляется в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и иными способами, предусмотренными законом.
Прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, просил обязать ответчиков обеспечить завершение строительно-монтажных работ на объекте «Полигон твердых бытовых отходов в <адрес> (проектные и изыскательские работы, снос и рекультивация)» путем внесения изменений в программу «Развитие жилищно-коммунального хозяйства», утвержденную постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№, предусмотрев увеличение финансирования государственной программы Краснодарского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства» на мероприятие «Полигон твердых бытовых отходов в <адрес> (проектные и изыскательские работы, снос и рекультивация)» в объеме, предусмотренном проектной документацией, прошедшей государственную экспертизу; обязать принять меры, направленные на финансирование программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства», утвержденной постановлением главы администрации Краснодарского края № от ДД.ММ.ГГГГ по объекту «Полигон твердых бытовых отходов в <адрес> (проектные и изыскательские работы, снос и рекультивация), в объеме, предусмотренном проектной документации, прошедшей государственную экспертизу; выполнить в полном объеме обязанности, возложенные государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ№ на государственного заказчика по объекту «Полигон твердых бытовых отходов в <адрес>.
В соответствии с пунктом 2 ст. 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Абзацем 3 п. 3 ст. 72 БК РФ определено, что государственные контракты, заключаемые от имени субъекта Российской Федерации, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, могут заключаться в случаях, предусмотренных соответственно нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в пределах средств и на сроки, которые установлены указанными актами.
Согласно ст. 162 БК РФ и ч. 3 ст. 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами.
Установлено, что государственной программой Краснодарского края «О развитии жилищно-коммунального хозяйства», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№ предусматривалось финансирование мероприятия «Полигон твердых бытовых отходов в <адрес> (проектные и изыскательские работы, снос и рекультивация) (инженерные сети, административно-технические корпуса, автопроезды, благоустройство) в объеме 1 063 754 100 руб, в том числе 339 626 500 руб. из федерального бюджета, 724 127 600 руб. - из краевого бюджета. Срок реализации программы 2014-2017 годы.
В рамках реализации мероприятий программы ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ «ГУСКК» и ООО «Севстройинвест» заключен государственный контракт №-ОКЕ на выполнение подрядных работ для государственных нужд по объекту «Полигон твердых бытовых отходов в <адрес> (проектные и изыскательские работы, снос и рекультивация) (инженерные сети, административно-технические корпуса, автопроезды, благоустройство).
Стоимость работ определена п. 2.1 Контракта в размере 933 779 474,00 рублей.
Окончание строительно-монтажных работ и иных работ, обеспечивающих ввод и нормальную эксплуатацию Объекта определено пунктом 3.1 Контракта как ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, контракт заключен в соответствии с абзацем 3 п. 3 ст. 72 БК РФ в пределах средств и на сроки, которые установлены государственной программой Краснодарского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства», утв. Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края № утверждена новая государственная программа Краснодарского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства».
Объект капитального строительства «Полигон твердых бытовых отходов в <адрес> (проектные и изыскательские работы, снос и рекультивация)» в рамках этой программы включен в подпрограмму «Развитие благоустройства населенных пунктов Краснодарского края».
Координатором программы является министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края.
В соответствии с указанной программой на реализацию мероприятия «Полигон твердых бытовых отходов в <адрес> (проектные и изыскательские работы, снос и рекультивация)» предусмотрено финансирование из краевого бюджета в размере 580 627,9 тыс. рублей, из них: в 2016 году — 79 859,0 тыс. рублей, в 2017 году — 500 768,0 тыс. рублей.
В 2016 году департаменту строительства Краснодарского края, являющемуся главным распорядителем средств краевого бюджета по Государственной программе №, были доведены лимиты бюджетных обязательств по указанному мероприятию Государственной программы № в размере 80 627 900 рублей, что соответствует размеру средств, предусмотренных Государственной программой № и подтверждается лимитами бюджетных обязательств на 2016 год, утв. Министром финансов Краснодарского края.
Установлено, что по Государственному контракту, заключенному с «Севстройинвест», оплачено — 156 476,04 тыс., выполнено работ на 97 722,2 тыс. рублей, дебиторская задолженность (неотработанный аванс) составляет 58 753,84 рублей.
Таким образом, финансирование строительства Объекта «Полигон твердых бытовых отходов в <адрес> (проектные и изыскательские работы, снос и рекультивация)» осуществляется в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, аванс Подрядчиком не отработан.
Также установлено, что несмотря на наличие у Подрядчика дебиторской задолженности работы на Объекте не ведутся.
Доводы истца относительно того, что приостановление работ на Объекте связано с дефицитом финансирования опровергаются материалами дела, указывающими на то, что аванс подрядчиком не отработан, а также следующими обстоятельствами.
Статьей 94 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что оплата выполненных работ по контракту производится после их приемки заказчиком.
Подпунктом 6.4 Контракта также предусмотрено, что Подрядчик обеспечивает выполнение работ за счет собственных оборотных средств, оплата за фактически выполненные работы производится в соответствии с разделом 12 Контракта, т. е. на основании подтверждающих документов (акты формы №КС-2, № КС-3, подписанные обеими сторонами), в течение 30 банковских дней с даты их подписания (п. 12.2).
Подписание заказчиком актов формы КС-2, КС-3 производится после приемки выполненных работ подрядчиком (раздел 10).
Из изложенного следует, что действующим законодательством и условиями Государственного контракта предусмотрена оплата работ только на основании документов, подтверждающих выполнение работ, а ввиду того, что работы на Объекте не ведутся в дополнительном финансировании Объекта нет необходимости.
Кроме того, в обоснование требований о необходимости финансирования строительства Объекта истец ссылается на справку ГКУ «ГУСКК», согласно которой остаток лимита на 2016 год составляет 34 727,7 тыс. рублей, тем самым соглашается с тем, что бюджетные средства в пределах лимита не израсходованы.
Таким образом, невыполнение Подрядчиком обязательств по государственному контракту и, как следствие, нарушение требований природоохранного законодательства, не связано с финансированием программы по Объекту «Полигон твердых бытовых отходов в <адрес> (проектные и изыскательские работы, снос и рекультивация)».
При таких обстоятельствах не имеется оснований для удовлетворения требований истца об обязании Департамента строительства Краснодарского края и министерства финансов Краснодарского края принять меры, направленные на финансирование программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства», утвержденной постановлением главы администрации Краснодарского края № от ДД.ММ.ГГГГ по объекту «Полигон твердых бытовых отходов в <адрес> (проектные и изыскательские работы, снос и рекультивация), в объеме, предусмотренном проектной документации, прошедшей государственную экспертизу.
По общему правилу, предусмотренному ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Если обязательство предусматривает день его исполнения обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода (ч. 1 ст. 314 ГК РФ).
Государственным контрактом предусмотрен срок окончания работ — ДД.ММ.ГГГГ, т. е. срок исполнения обязательства не наступил, контракт находится на стадии исполнения.
Более того, из материалов дела явствует, что ДД.ММ.ГГГГ между государственным заказчиком строительства Объекта ГКУ «ГУСКК» и ЗАО «Безопасные технологии» заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ№-ОК на выполнение проектно-изыскательских работ по Объекту «Полигон твердых бытовых отходов в <адрес> (проектные и изыскательские работы, снос и рекультивация») (Корректировка проектных решений).
Согласно содержанию п.1.1 Контракта ЗАО «Безопасные технологии» обязуется выполнить корректировку проектной документации по Объекту.
Срок окончания работ определен пунктом 2.1 Контракта как ДД.ММ.ГГГГ.
Прохождение главной государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы входит в перечень проектно-изыскательских работ по Контракту и составляет три месяца с даты выполнения комплекса инженерных изысканий и Проектной документации.
Таким образом, требования прокурора в части обязания субъекта Российской Федерации - Краснодарский край в лице координатора государственной программы — Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-комунального хозяйства <адрес>, обеспечить завершение строительно-монтажных работ на объекте «Полигон твердых бытовых отходов в <адрес> (проектные и изыскательские работы, снос и рекультивация)» путем внесения изменений в программу «Развитие жилищно-коммунального хозяйства», утвержденную постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№, предусмотрев увеличение финансирования государственной программы Краснодарского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства» на мероприятие «Полигон твердых бытовых отходов в <адрес> (проектные и изыскательские работы, снос и рекультивация)» в объеме, предусмотренном проектной документацией, прошедшей государственную экспертизу, удовлетворить не представляется возможным, поскольку государственная экспертиза проектной документации не проведена, сумма финансирования мероприятия не определена.
В ходе судебного разбирательства не установлен факт неисполнения ГКУ «ГУССК» обязательств по действующему государственному контракту №-ОКЕ от ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы о том, что строительно-монтажные работы на Объекте приостановлены в виду того, что ГКУ «ГУСКК» до настоящего времени не приняты надлежащие меры по продлению срока ранее полученного разрешения на строительство, а также не оформлены права аренды на земельные участки, предоставленные ранее под Объект, опровергаются вступившим в законную силу решением Лазаревского районного суда <адрес> Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлено, что ГКУ «ГУСКК» продлено разрешение на строительство (реконструкцию) № RU 23309-2872 по ДД.ММ.ГГГГ, а также ДД.ММ.ГГГГ заключен договор безвозмездного пользования земельным участком на срок — 360 дней.
Нарушение при строительстве Объекта требований природоохранного законодательства было предметом рассмотрения дела Лазаревским районным судом <адрес>, по которому ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение об обязании ГКУ «ГУССК» принять меры к ООО «Севстройинвест», направленные на обеспечение защиты охраны окружающей природной среды и обеспечить в ходе строительства проведение необходимых мероприятий по защите окружающей природной среды в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе направленные на недопущении попадания в реку Бихта фильтрата тела полигона ТБО.
В данном случае истцом не представлено доказательств, что нарушение требований природоохранного законодательства связано с финансированием программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства», утвержденной постановлением главы администрации Краснодарского края № от ДД.ММ.ГГГГ по объекту «Полигон твердых бытовых отходов в <адрес> (проектные и изыскательские работы, снос и рекультивация).
Таким образов судом не установлено нарушения либо угрозы нарушения прав, свобод или интересов неопределенного круга лиц, предусматривающих право прокурора на обращение в суд с иском в их защиту.
Государственный контракт №-ОКЕ на выполнение подрядных работ для государственных нужд по объекту «Полигон твердых бытовых отходов в <адрес> (проектные и изыскательские работы, снос и рекультивация) (инженерные сети, административно-технические корпуса, автопроезды, благоустройство) от ДД.ММ.ГГГГ находится на стадии исполнения, срок окончания работ не наступил, бюджетные средства в пределах лимита не израсходованы, объем необходимых средств финансирования не определен, т. к. государственная экспертиза не проведена.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения иска нет.
Руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска первого заместителя прокурора Краснодарского края — прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту строительства Краснодарского края, Государственному казенному учреждению «Главное управление строительства Краснодарского края», Министерству финансов Краснодарского края, Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края об обязании обеспечения завершения строительно-монтажных работ на объекте «Полигон твердых бытовых отходов в <адрес>» - отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня вынесения.
Председательствующий: