Дело № 2-110\2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 марта 2017 года г. Новоалтайск
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Л.А. Козьмик
при секретаре Г.С. Сейранян
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МУП «Новоалтайские тепловые сети» к ФИО1 о взыскании задолженности по отоплению, встречному иску ФИО1 к МУП «Новоалтайские тепловые сети» о прекращении правоотношений по договору на поставку тепловой энергии и взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
МУП г.Новоалтайска « Новоалтайские тепловые сети» (далее по тексту - МУП «НТС») обратилось с иском к ФИО1, в котором просило взыскать с ответчика задолженность по договору на пользование тепловой энергией в горячей воде НОМЕР в размере <данные изъяты>, пеню в размере <данные изъяты> Кроме того, истец просила взыскать с ответчика уплаченную государственную пошлину в размере <данные изъяты>
Требования истца мотивированы тем, что ДАТА между МУП г. Новоалтайска «НТС» и ФИО1 заключен договор на пользование тепловой энергией и горячей водой № п/880. Согласно п.1.1. данного договора МУП г. Новоалтайска «НТС» обязалась обеспечить поставку тепловой энергии для отопления нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме по АДРЕС. В силу п.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Однако в нарушении действующего законодательства ФИО1 не регулярно и не в полном объеме оплачивает коммунальные ресурсы – за отопление, в связи с чем за период с ДАТА по ДАТА сформировалась задолженность в размере <данные изъяты>, на которую согласно действующему законодательству начислена пеня в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ по состоянию на ДАТА в сумме <данные изъяты> Ответчику направлялась претензия об оплате суммы задолженности, но сумма задолженности не была погашена.
В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял исковые требования и с учетом последнего уточнения иска просил взыскать с ответчика задолженность по договору на пользование тепловой энергией в горячей воде НОМЕР в размере <данные изъяты> за период с ДАТА по ДАТА, пеню в размере <данные изъяты> за период с ДАТА по ДАТА, а также законную неустойку в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ, рассчитанную от суммы основной задолженности <данные изъяты>, начиная с ДАТА до дня уплаты задолженности. Кроме того, истец просила взыскать с ответчика государственную пошлину в размере <данные изъяты> и судебные расходы в размере <данные изъяты>
ФИО1, действуя через представителя по доверенности ФИО2, обратилась со встречным иском к МУП г. Новоалтайска «НТС», в котором просила признать обязательства по оплате коммунального ресурса в виде горячего водоснабжения по договору НОМЕР с МУП г. Новоалтайска «НТС» прекращенными с ДАТА. В обосновании требований указала, что ДАТА между ней и МУП г. Новоалтайска «НТС» заключен договор НОМЕР на поставку тепловой энергии в нежилое помещение, расположенное АДРЕС. ДАТА ФИО1 в адрес МУП г. Новоалтайска «НТС» было подано дополнительное соглашение о расторжении договора НОМЕР. На момент подачи заявления о расторжения договора НОМЕР задолженность за услуги теплоснабжения отсутствовала, что подтверждается Актом сверки взаимных расчетов за период с ДАТА по ДАТА и квитанцией об оплате ДАТА. В силу ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 03.07.2016) "О защите прав потребителей" потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Согласно ч. 1 ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии. Пунктом 5.1 договора № 880 установлены условия на односторонний отказ от договора, которые могут быть осуществлены управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора. Договор прекращается с момента получения данного уведомления. В связи с чем, ФИО1 полагает, что у МУП «НТС» отсутствовала право на начисление и взимание платы, т.к. коммунальный ресурс в виде горячего водоснабжения фактически не поставлялся и дальнейшее начисление платы ущемляет права и законные интересы потребителя. Также ФИО1 указала, что в данном нежилом помещении ДАТА был смонтирован альтернативный источник нагрева теплоносителя в составе автономной системы отопления в виде электроводонагревателя ЭВМП.
В судебном заседании представитель истца – МУП г. Новоалтайска «НТС» ФИО3, действующая на основании доверенности, поддержала уточненные исковые требования, встречные исковые требования ФИО1 не признала.
Ответчик ФИО1 в суд не явилась, извещена. Ее представитель ФИО2, действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования МУП «НТС» не признал, на удовлетворении встречного иска настаивал.
Представитель УК «ЖЭУ-2» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте слушания дела.
Представитель третьего лица, привлеченного судом к участию в деле, Администрации г. Новоалтайска, действующая на основании доверенности, ФИО4 полагала, что исковые требования МУП «Новоалтайские тепловые сети» подлежат удовлетворению.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля Т., изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором
Указанные нормы гражданского законодательства соответствуют нормам жилищного законодательства.
Согласно ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги (ст. 153, 154 ЖК РФ).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (п. 1 и п. 10 ст. 155 ЖК РФ).
Согласно п. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией применяются правила о договоре энергоснабжения.
В силу ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию (газ), а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В силу статьи 544 ГК РФ порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником нежилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м в жилом доме, расположенном на АДРЕС (л.д.45,58) и с ней ДАТА заключен договор на пользование тепловой энергией в горячей воде. (л.д.13-16). Таким образом, исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. Указанный жилой дом находится на обслуживании УК «ЖЭУ-2» и не оборудован общедомовым прибором учета холодного и горячего водоснабжения.
В силу п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с условиями заключенного между сторонами договора в случае отсутствия приборов учета тепловой энергии расчеты производятся в соответствии с произведенными энергоснабжающей организацией расчетами (п.4.3 договора).
Судом установлено и не оспорено ответчиком и его представителем, что с ДАТА ФИО1 не оплачивает за отопление в МУП «Новоалтайские тепловые сети» ( далее МУП «НТС»).
Не признавая исковые требования о взыскании задолженности, представитель истца сослался на то, что ДАТА ФИО1 было подано в МУП «НТС» предложение о расторжении договора НОМЕР на поставку тепловой энергии. Представитель полагал, что поскольку право ФИО1, как потребителя, на расторжение договора энергоснабжения предусмотрено как ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей», так и ч.1 ст. 546 ГК РФ, то с момента получения уведомления о расторжении договора у истца отсутствовало право на начисление и взимание платы за отопление, т.к. коммунальный ресурс в виде горячего водоснабжения фактически не поставлялся ввиду монтажа в нежилом помещении альтернативного источника нагрева теплоносителя в составе автономной системы отопления в виде электроводонагревателя ЭВПМ. Поэтому во встречном иске ФИО1 просила признать обязательства по оплате коммунального ресурса в виде горячего водоснабжения по договору НОМЕР с МУП «НТС» прекращенными с ДАТА (л.д.78).
Суд не соглашается с указанными доводами и считает встречный иск не подлежащим удовлетворению ввиду следующего.
Потребителем, в соответствии с абзацем 3 преамбулы Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Пунктом 1 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии.
Как установлено судом и подтверждено представителем истца по встречному иску ФИО2, помещение, собственником которого является ФИО1, является нежилым и сдается в аренду, т.е. истица по встречному иску использует энергию не для бытового потребления.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что к правоотношениям, возникшим между истцом и ответчиком, не могут быть применены положения Закона "О защите прав потребителей" и п.1 статьи 546 ГК РФ и ссылка представителя на данные нормы закона является несостоятельной.
Кроме того, доводы представителя ФИО2 относительно расторжения договора теплоснабжения с ответчиком в одностороннем порядке опровергаются имеющимися в деле доказательствами и основаны на неверном толковании им норм гражданского и жилищного законодательства.
Из материалов дела видно, что отопление нежилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме по АДРЕС, осуществляется централизовано, посредством подачи тепловой энергии через внутридомовую систему отопления.
В соответствии с пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, внутридомовая система отопления состоит из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В подтверждение факта расторжения договора теплоснабжения нежилого помещения, принадлежащего ФИО1, представитель ссылается на направленное ДАТА МУП «НТС» дополнительное соглашение о расторжении договора НОМЕР (л.д.81), акт сверки, подтверждающий отсутствие задолженности (л.д. (л.д.47), ведомость смонтированного оборудования (л.д.46).
Ответчиком по встречному иску – МУП «НТС» суду представлены акты от ДАТА, от ДАТА, от ДАТА, согласно которых при осмотре нежилого помещения выявлено, что запорная арматура в месте подключения системы отопления нежилого помещения к общедомовой системе отопления находятся в закрытом положении. При отключении системы отопления нежилого помещения от общедомовой системы отопления трубопроводы внутридомовой системы отопления, проходящие по нежилому помещению общедомовые трубопроводы ( вертикальные стояки, лежаки) находятся в рабочем состоянии ( л.д.72,73, 106).
Представитель полагает, что сам по себе демонтаж труб отопления в нежилом помещении, установка отсекающих кранов и электрокотла свидетельствует о праве ФИО5 на расторжение договора теплоснабжения.
Между тем, учитывая технологические особенности доставки тепловой энергии в многоквартирный дом (через систему инженерных сетей, стояки и т.д.), при демонтаже труб отопления и замене их на полипропиленовые трубы после отсекающих кранов (л.д.106) в нежилом помещении обогрев данного помещения от системы отопления не прекращается.
Следовательно, доводы представителя истца по встречному иску относительно расторжения договор теплоснабжения с ответчиком (ресурсоснабжающей организацией), несостоятельны.
Кроме того, суд считает, что действия по отключению нежилого помещения от системы центрального отопления многоквартирного дома посредством демонтажа отопительных труб и установкой отсекающих кранов и электроводоподогревателя марки ЭПВМ-12 охватывается понятием переустройства, основания и порядок которого, предусмотрен законодателем в статье 26 ЖК РФ. Данное обстоятельство подтвердила и допрошенная судом свидетель Т. –главный специалист отдела архитектуры и градостроительства Администрации г. Новоалтайска (л.д. 130).
В соответствии со ст. 25 ЖК РФ установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения, является переустройством.
В соответствии с п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года N 170 переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 26 ЖК РФ переустройство жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Для проведения переустройства собственник жилого помещения в орган, осуществляющий согласование, представляет, в том числе подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, также содержат прямой запрет потребителю на самовольный демонтаж или отключение обогревающих элементов, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом (пункт 35).
Между тем, как установлено судом и подтверждено представителем истца по встречному иску в настоящем судебном заседании, по вопросу получения разрешения на переустройство системы отопления в орган местного самоуправления ФИО1, будучи собственником жилого помещения, не обращалась. Таким образом, переустройство осуществлено самовольно.
В письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.10.2014 года N 22588-ОД/04 "Об отоплении жилых помещений в многоквартирном доме разъяснено, поскольку система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, соответственно проект должен быть разработан на реконструкцию системы отопления многоквартирного дома.
Согласно п. 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года N 170 переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускается.
Согласно Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденным приказом Минэнерго от 13.01.2003 N 6, новые или реконструированные электроустановки и пусковые комплексы должны быть приняты в эксплуатацию в порядке, изложенном в настоящих Правилах и других нормативных документах (п. 1.3.1). до начала монтажа или реконструкции электроустановок необходимо получить технические условия в энергоснабжающей организации, выполнить проектную документацию, согласовать проектную документацию с энергоснабжающей организацией, выдавшей технические условия, и органом государственного энергетического надзора. (1.3.21).
Как установлено судом, технические условия на установку электроустановки – электроводоподогревателя ФИО1 не выдавались.
Кроме того, проект переустройства должен соответствовать Строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, так как затрагивает общедомовые инженерные системы отопления.
Согласно п. "в" п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Таким образом, в целях реализации своего права на расторжение договора теплоснабжения и выполнения требований ст. 10 ГК РФ ФИО1 должен был быть соблюден установленный законодательством порядок.
В материалах дела не имеется ни одного документа, которые бы свидетельствовали о том, что индивидуальное отопление было установлено с соблюдением требований законодательства, тогда как в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна представить суду доказательства обоснованности своих требований или возражений.
Ссылку представителя истца ФИО5 на неиспользование в полном объеме услуги отопления в связи с демонтажем труб отопления в нежилом помещении и установки отсекающих кранов, суд не может принять во внимание, поскольку сохранение стояков трубопроводов теплоснабжения в помещении свидетельствует о том, что ответчик полностью не перешла на иную систему отопления, либо отказалась от указанной услуги вовсе. Фактически ответчик продолжает пользоваться центральным отоплением, поскольку в ее помещении проходят общие трубопроводы.
Таким образом, тепловая энергия ответчиком потребляется, также тепловая энергия передается в дом, где распределяется через транзитные трубопроводы по квартирам и общим помещениям дома, отапливая весь дом.
В случае, если многоквартирный дом в надлежащем порядке подключен к центральной системе теплоснабжения, то перевод отдельных помещений в нем на индивидуальное отопление (в рамках переустройства жилого помещения или в рамках реконструкции многоквартирного дома) допускается только в случаях, определенных схемой теплоснабжения.
В квартирах многоквартирных жилых домов законом установлена возможность перехода на отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии только при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность. При этом, принятие решений об изменении и развитии централизованной системы теплоснабжения поселений осуществляется на основании схем теплоснабжения, утвержденных органами местного самоуправления, и соответствующего документа территориального планирования поселений, а также согласованных с программой газификации поселений.
При таких обстоятельствах суд отказывает ФИО1 в удовлетворении встречных исковых требований.
При этом суд считает, что исковые требования МУП «НТС» о взыскании задолженности с ФИО6 за период с ДАТА по ДАТА подлежат частичному удовлетворению ввиду следующего.
Так как нежилое помещение, принадлежащие ответчику, находится в многоквартирном доме, то отношения сторон до 01 июля 2016 года регулировались постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2016 № 307 и в настоящее время регулируются постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Как установлено судом, жилой дом по АДРЕС, где на 1 этаже расположено нежилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м, принадлежащее ответчику ФИО1, не оборудовано общедомовым прибором учета, однако техническая возможность его установки имеется, что подтверждается представленным в судебное заседание представителем МУП «НТС» актом от ДАТА.
В соответствии с п.19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (ред. от 17.12.2014) при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:
а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам;
В соответствии с вышеуказанным подпунктом 1 размер платы за отопление (руб.) в жилом доме или в i-том жилом или нежилом помещении определяется по формуле:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354)
, (1)
где:
- общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м);
- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горче водоснабжение, водоотвеждение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их оформлению.
В соответствии с пунктом 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), в редакции, действующей с ДАТА, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На территории Алтайского края решение об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг принимается Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, являющимся органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, государственное регулирование и контроль применения цен, тарифов, наценок, надбавок на товары (продукцию) и услуг (п. 1 Положения об Управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, утвержденного Постановлением администрации Алтайского края от 30.11.2011 N 695).
Поскольку в указанный период формирования задолженности ответчика на территории Алтайского края отсутствовали нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в силу решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 22.10.2015г №234, то истец для расчета задолженности принял во внимание норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавший по состоянию на ДАТА, обосновав тем, что это позволяет сделать п.2.4 приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г №354 ( далее Правила №354).
Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в размере 0,0226 Гкал на 1 кв.метр общей площади установлен в приложении №1 к постановлению Администрации города Новоалтайска от 08.10.2008г № 2291.
Действительно, пункт 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №306, в редакции от 23.05.2006г ( и в редакции от 09.06.2011г) предусматривал, что нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению утверждаются органами местного самоуправления.
Поэтому суд полагает, что поскольку отсутствуют в настоящее время утвержденные уполномоченным органом Алтайского края нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, то при расчете размера платы за коммунальные услуги применяются нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, установленные органом местного самоуправления в соответствии с Правилами №306.
Как указано в письме Минстроя России от 02.09.2016г № 28483-АЧ\04
"Об отдельных вопросах, возникающих в связи с изменениями, внесенными в акты Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг"
в соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 с 1 июля 2016 года утратили силу Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, в соответствии с которыми размер платы за коммунальные услуги определялся равномерными платежами в течение календарного года. На территориях тех субъектов Российской Федерации, на которых по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации размер платы за коммунальную услугу по отоплению определялся в период до 1 июля 2016 года в соответствии с указанными Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, после 1 июля 2016 года способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерными платежами в течение 2016 года не изменяется.
При этом в соответствии с пунктом 2.4 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, (далее - Правила N 354), сохранено действие нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года.
Таким образом, Правилами N 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в случаях внесения платы за коммунальные услуги равномерно в течение года в период до 1 июля 2016, в том числе с применением нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, установленных на отопительный период или действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года, определяется после 1 июля 2016 года в следующем порядке:
а) в многоквартирном доме, не оборудованном общедомовым прибором учета тепловой энергии, а также в жилом доме, не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии - по формуле 2.1 приложения N 2 к Правилам N 354 (при применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, установленных на отопительный период) или по формуле 2 приложения N 2 к Правилам N 354 (при применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года). При применении формулы 2.1 приложения N 2 к Правилам N 354 коэффициент периодичности внесения платы должен определяться соответственно количеству месяцев отопительного периода, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период в соответствии с пунктами 3, 18 и 22 Приложения N 1 к Правилам определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее - Правила N 306).
Ссылаясь на указанный порядок истец рассчитал размер платы за отопление за период с ДАТА по ДАТА по формуле 2(2) приложения N 2 к Правилам N 354 ( в редакции от 26.12.2016г) (при применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на ДАТА), т.е. в учетом повышающего коэффициента 1,2 за период с ДАТА, и с учетом коэффициента 1,4 за период с ДАТА включительно.
Проверив расчет истца, суд не соглашается с применением истцом повышающих коэффициентов при расчете платы за отопление ввиду следующего.
Действительно, применение повышающих коэффициентов при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и предоставленных на общедомовые нужды (за исключением коммунальной услуги по газоснабжению и по водоотведению на общедомовые нужды) при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета предусмотрено Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее - Правила N 306), а также постановлениями Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 г. N 344 и от 17 декабря 2014 г. N 1380.
Повышающие коэффициенты составляют:
1. с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. - 1,1;
2. с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. - 1,2;
3. с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. - 1,4;
4. с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. - 1,5;
5. с 2017 года - 1,6.
Как следует из действующей редакции Правил N 306, определение норматива с учетом повышающего коэффициента обусловлено отсутствием коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, но при наличии технической возможности их установки.
Между тем, в соответствии с Правилами N 306 органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо было определить для каждого вида коммунальных услуг:
- нормативы потребления без применения повышающего коэффициента (далее - базовый норматив);
- нормативы потребления с применением повышающего коэффициента (далее - повышенный норматив).
При этом органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовалось привести свои нормативные правовые акты об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в соответствие с действующей редакцией Правил N 306, которые предусмотрели, что они должны содержать как "базовые нормативы", так и "повышенные нормативы" по указанным периодам их действия.
Из взаимосвязанных положений части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и пункта 3 Правил N 306 полномочиями по установлению нормативов потребления коммунальных услуг наделены только уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В этой связи применение повышающих коэффициентов, предусмотренных Правилами N 306, возможно исключительно путем установления нормативным правовым актом уполномоченного органа субъекта Российской Федерации соответствующего "повышенного норматива" потребления коммунальных услуг.
Следовательно, для применения исполнителем коммунальных услуг "повышенных нормативов" потребления коммунальных услуг необходимо принятие уполномоченным органом указанного выше нормативного акта.
При отсутствии нормативного акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего "повышенный норматив" потребления коммунальных услуг, исполнитель коммунальных услуг не вправе самостоятельно применять повышающий коэффициент к нормативу потребления (за исключением случаев, установленных пунктами 60, 60(1), 60(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354.
Судом установлено, что на данный момент отсутствует в Алтайском крае нормативный акт, устанавливающий "повышенный норматив" потребления коммунальных услуг, следовательно, МУП «НТС» не вправе самостоятельно применять повышающий коэффициент к нормативу потребления.
Поэтому, рассчитывая размер платы за отопление по формуле 2, суд считает, что ежемесячный размер платы за спорный период с ДАТА по ДАТА составил <данные изъяты> из расчета: (<данные изъяты> х <данные изъяты>) х <данные изъяты> ( тариф на тепловую энергию) = <данные изъяты>
Размер платы за отопление за период с ДАТА по ДАТА истец определил по формуле 2(3) с применением коэффициента периодичности внесения платы за коммунальную услугу, равного <данные изъяты>. Ежемесячный размер платы за отопление в этом случае составил: <данные изъяты> из расчета: <данные изъяты>. С учетом требований ч.3 ст. 196 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика размер платы за отопление, определенной с применением коэффициента периодичности внесения платы за коммунальную услугу, равного <данные изъяты>.
Таким образом, за спорный период с ответчика надлежит взыскать задолженность в сумме <данные изъяты>, из расчета: с ДАТА по ДАТА (<данные изъяты>*<данные изъяты> месяцев ) + с ДАТА по ДАТА ( <данные изъяты>*<данные изъяты> месяца).
В силу ч. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
В соответствии со ст. 155 ЖК РФ плату за ДАТА ответчик обязана была внести до ДАТА, следовательно, с ДАТА подлежит начислению пеня на сумму ежемесячной платы за услуги по отоплению.
Пеня за период с ДАТА по ДАТА составляет <данные изъяты> из расчета:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>.
Согласно п. 9.1. ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и п. 6.2 ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 № 190-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» потребитель, несвоевременно и (или) не полностью оплативший тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, горячую воду, обязан уплатить единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 03.11.2015 № 307 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов», вышеуказанные нормы закона вступили в силу с 05.12.2015 года.
На основании п. 65 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 года № 7 "О применении судами некоторых положений ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу ст. 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Законом или договором может быть установлен более короткий срок для начисления неустойки, либо ее сумма может быть ограниченна. Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
Учитывая вышеизложенное, суд удовлетворяет требования МУП «НТС» и взыскивает законную неустойку в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, начисляемую на сумму неисполненного обязательства по оплате потребленных услуг -<данные изъяты>, начиная с ДАТА по день фактического исполнения обязательств.
По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Поскольку суд частично удовлетворяет исковые требования МУП «НТС», из которых уплачена госпошлина в размере <данные изъяты>, то с ответчика в пользу истца надлежит в возврат взыскать госпошлину в размере <данные изъяты> из расчета: <данные изъяты>.
Кроме того, суд признает необходимыми и связанными с защитой нарушенного права истца судебные издержки в сумме <данные изъяты> ( комиссия банка за оформление документов по перечислению госпошлины) (л.д.74-75), поэтому данные судебные издержки истца суд взыскивает с ответчика.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск МУП «Новоалтайские тепловые сети» удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в пользу МУП «Новоалтайские тепловые сети» задолженность по договору на пользование тепловой энергией в горячей воде с ДАТА по ДАТА в сумме <данные изъяты>, неустойку за период с ДАТА по ДАТА в сумме <данные изъяты>, госпошлину в возврат в сумме <данные изъяты>, судебные издержки <данные изъяты>, всего <данные изъяты>
Взыскать ФИО1 в пользу МУП «Новоалтайские тепловые сети» законную неустойку в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, начисляемую на сумму неисполненного обязательства по оплате потребленных услуг – <данные изъяты>, начиная с ДАТА по день фактического исполнения обязательств, в остальной части отказать.
В удовлетворении встречного иска ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Председательствующий Л.А. Козьмик