ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-110/2017 от 11.01.2017 Усть-илимского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 января 2017 года г. Усть-Илимск

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Афанасьевой Т.В., при секретаре судебного заседания Зарубиной Ю.В.,

с участием представителя истца прокуратуры Нижнеилимского района Иркутской области ФИО1, действующей на основании доверенности от 21.12.2016,

в присутствии ответчиков ФИО2, ФИО3, ФИО4,

в отсутствие представителя третьего лица администрации Нижнеилимского муниципального района,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-110/2017 по иску Прокурора Нижнеилимского района в интересах муниципального образования «Нижнеилимский район» к ФИО2, ФИО3, ФИО4 о возмещении ущерба, причиненного лесному фонду,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование иска представитель истца указал, что ФИО2, ФИО3, ФИО4 совершили незаконную рубку лесных наслаждений в особо крупном размере, организованной группой, а также покушались на перевозку в целях сбыта заведомо незаконно заготовленной древесины, совершенной в особо крупном размере, организованной группой, недовведенное до конца по независящим от этих лиц обстоятельствам. В результате совершения продолжаемого экологического тяжкого преступления, организованного и совершенного с единым преступным умыслом, ответчики умышленно организованной преступной группой осуществили незаконную рубку лесных насаждений в особо крупном размере, причинив ущерб лесному фонду Российской Федерации на сумму 5 230 091,76 руб. Приговором **** от **.**.**** ответчики были признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных *** УК РФ. До настоящего времени ущерб не возмещен. Просит взыскать солидарно с ответчиков ФИО2, ФИО3, ФИО4 сумму ущерба в размере 5 230 091,76 руб. в пользу бюджета муниципального образования «Нижнеилимский район».

В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Ответчики ФИО2, ФИО3, ФИО4 в судебном заседании исковые требования о возмещении ущерба, причиненного лесному фонду, в размере 5 230 091,76 руб. признали в полном объеме, о чем представили заявления.

Представитель третьего лица администрации Нижнеилимского муниципального района в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Статьей 29 ЛК РФ определены основания использования лесов для заготовки древесины. К таковым относятся договор аренды лесных участков, а в случае осуществления заготовки древесины без предоставления лесного участка – договор купли-продажи лесных насаждений.

Согласно статье 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Даная плата в силу статей 51, 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – БК РФ) относится к неналоговым доходам бюджетов Российской Федерации и Иркутской области.

В соответствии со статьей 100 ЛК РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

Таким законом и является Федеральный закон "Об охране окружающей среды", в пункте 3 статьи 77 которого указано, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Следовательно, возмещение вреда, причиненного лесонарушениями по утвержденным в установленном порядке таксам и методикам, является повышенной имущественной ответственностью, предусмотренной гражданским законодательством. Таксы же, в свою очередь, являются условными единицами оценки затрат, понесенных в связи с восстановлением нарушенного состояния окружающей среды, с учетом не только стоимостного выражения непосредственного объекта нарушения, а также с учетом экологического вреда, причиненного природной среде, т.е. полностью компенсирующее отрицательное воздействие на природу. Ущерб, причиненный лесному фонду, определяется по таксовой стоимости и по тому, что объекты природы не имеют товарной стоимости и к ним не применимы обычные способы оценки стоимости. В условиях лесного биогеоценоза каждый компонент природный среды выполняет строго определенные законом природы экологические функции и, в данном случае, дерево рассматривается не как древесина с установленной рыночной ценой, а как компонент природной среды, оказывающий влияние на окружающее пространство.

Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде, причиненного субъектом хозяйственной и иной деятельности, прямо предусмотрена пунктом 3 статьи 77 Закона "Об охране окружающей среды".

Статьей 51 ЛК РФ предусмотрено, что охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Статья 5 Закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года № 7-ФЗ относит к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, разработку и издание федеральных законов и иных нормативных актов в области охраны окружающей среды и контроль над их применением, а также установление требований в области охраны окружающей среды, разработку и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.

В силу пункта 1 статьи 78 вышеуказанного Закона таксы и методики исчисления размера вреда окружающей среде подлежат утверждению органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Правительство РФ как орган, осуществляющий государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, вправе утверждать таксы для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 100 ЛК РФ таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08 мая 2007 года № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» утверждены таксы и методики исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации, которые носят не компенсационный, а карательный характер. Поэтому средства от реализации секвестрованной древесины не подлежат учету при возмещении ущерба, причиненного лесному фонду Российской Федерации.

Факт нарушения ответчиками лесного законодательства, выразившегося в незаконной рубке леса, совершенного в особо крупном размере, подтвержден приговором **** от **.**.****, согласно которому ФИО2, ФИО3, ФИО4 признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных *** УК РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Следовательно, приговор **** от **.**.****, вступивший в законную силу **.**.****, имеет преюдициальное значение для рассмотрения данного спора.

Незаконной порубкой леса ответчики нарушили законные интересы государства по владению, пользованию и распоряжению лесным фондом.

Размер ущерба подтвержден актом о лесонарушении *** от **.**.****, расчетом ущерба, справкой об ущербе. Данный расчет произведен территориальным отделом лесного хозяйства Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2007 года № 310, Постановлением Правительства РФ от 08 мая 2007 года № 273. Указанный расчет судом проверен, суд находит его верным. Ответчики возражений по расчету размера ущерба не представили, как видно из приговора Нижнеилимского районного суда Иркутской области от **.**.****, ФИО2, ФИО3, ФИО4 с предъявленным обвинением были согласны в полном объеме, вину признали полностью, возражений по размеру ущерба у них не имелось. Ущерб до настоящего времени ответчиками не возмещен.

Оснований для снижения размера ответственности ФИО2, ФИО3, ФИО4 в соответствии со статьей 1083 ГК РФ судом не установлено.

В соответствии с пунктом 6 статьи 46 БК РФ суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.

Исходя из изложенного, суд пришел к выводу, что требования прокурора Нижнеилимского района о солидарном возмещении с ответчиков ущерба в размере 5230091,76 руб., причиненного лесному фонду, в пользу бюджета муниципального образования «Нижнеилимский район» являются законными и обоснованными, подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход городского бюджета, исходя из суммы 5230091,76 руб., в размере 34 350,46 руб., то есть по 11 450,15 руб. с каждого ответчика.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Нижнеилимского района в интересах муниципального образования «Нижнеилимский район» удовлетворить.

Взыскать солидарно с ФИО2, ФИО3, ФИО4 сумму ущерба, причиненного лесному фонду, в размере 5 230 091 рублей 76 копеек в пользу бюджета муниципального образования «Нижнеилимский район».

Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в доход городского бюджета в сумме 11 450 рублей 15 копеек.

Взыскать с ФИО3 государственную пошлину в доход городского бюджета в сумме 11 450 рублей 15 копеек.

Взыскать с ФИО4 государственную пошлину в доход городского бюджета в сумме 11 450 рублей 15 копеек.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Илимский городской в течение месяца со дня принятия решения.

Судья Т.В. Афанасьева