Дело №2-110/2017 копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Александровск 12 февраля 2018 года
Александровский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Шерстобитовой Е.Н.,
при секретаре Ефимовой И.Л.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика администрации Александровского муниципального района ФИО2,
представителя ответчика ТУ Минсоцразвития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Александровске Пермского края дело по иску ФИО1 к администрации Александровского муниципального района, ТУ Минсоцразвития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с иском к ТУ Минсоцразвития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам, Администрации Александровского муниципального района, в котором просит возложить на ответчиком обязанность предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения на территории Александровского муниципального района.
В обоснование иска ФИО1 указал, что является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать ФИО10 лишена родительских прав решением Александровского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, его отец ФИО6 лишен родительских прав решением Александровского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. Жилое помещение, в котором он прописан, после пожара является непригодным для проживания. Он поставлен на учет как ребенок, оставшийся без попечения родителей в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма. Какого-либо жилого помещения в собственности он не имеет, в приватизации не участвовал.
На настоящее время он жилым помещением не обеспечен, жилое помещение по месту его регистрации непригодно для проживания, таким образом, нарушены его права как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
При обращении в органы опеки и попечительства о получении документов ему сообщили, что его учетное дело № передано в администрацию Александровского муниципального района, где ему было отказано в ознакомлении с делом и снятии копий документов.
Истец ФИО1 в судебном заседании на иске настаивал. Пояснил, что он зарегистрирован по адресу: <адрес>. Данный дом сгорел. Отец и мать, которые были лишены родительских прав, умерли. Он живет в доме приемных родителей. своего жилья не имеет. Родных братьев и сестер у него нет, семьи он не имеет.
Представитель ответчика администрации Александровского муниципального района ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась, пояснила, что финансирование по данному направлению не начато, поддержала письменный отзыв, представленный суду.
В письменном отзыве указано, что из ТУ Минсоцразвития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам в Администрацию поступило учетное дело № в отношении ФИО1 ФИО4, подтверждающих, что жилое помещение по адресу: <адрес>, после пожара является непригодным для проживания в учетном деле нет. Полагают необходимым уточнить площадь жилого помещения, на которое может претендовать истец, поскольку в соответствии с Законом Пермской области №1939-419 от 29.12.2004 года, жилые помещения предоставляются лицам указанной категории по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 28 и не более 33 кв.м. общей площади, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 кв.м.
Также полагают, что вопрос об обеспечении истца жилым помещением не может быть решен в судебном порядке. обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями – это государственные полномочия субъекта РФ, которые финансируются за счет средств бюджета субъекта РФ. Законом Пермского края №88-ПК от 10.05.2017 года органы местного самоуправления муниципальных районов наделены соответствующими государственными полномочиями, в том числе: формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений. Государственные полномочия по предоставлению указанным гражданам, в том числе ФИО1, жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения могут исполняться Администрацией только за счет и в пределах субвенций, переданных бюджету Александровского муниципального района из бюджета Пермского края на соответствующие цели. На сегодняшний день средств такой субвенции в бюджет района не поступило.
Считают, что по этим основаниям на администрацию района не может быть возложена обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и конкретно истцу.
Представитель ответчика ТУ Минсоцразвития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась, пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ полномочия по предоставлению жилых помещений лицам, из числа детей сирот и оставшихся без попечения родителей, возложены на Александровский муниципальный район.
Суд, заслушав истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абз.1).
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (абз.2).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз.1 п.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на территории Пермского края регулируются Законом Пермской области №1939-419 от 29.12.2004 года «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Частью 1 ст. 6 Закона Пермской области №1939-419 от 29.12.2004 года (в ред. Закона Пермского края №87-ПК от 10.05.2017 года, действующей с 01.07.2017 года, в ред. закона ПК №88-ПК от 06.02.2018 года) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено однократное предоставление по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
В соответствии с ч.6 ст.6 выше указанного закона формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее по тексту - список), осуществляется органом местного самоуправления Пермского края по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по форме, утвержденной нормативным правовым актом Правительства Пермского края. В список включаются лица, указанные в части 1 настоящей статьи, соответствующие условиям, указанным в части 2 настоящей статьи, и достигшие возраста 14 лет. Органы местного самоуправления Пермского края осуществляют формирование списка на основании представленных в соответствии с частями 6.1, 6.2 настоящей статьи документов.
В соответствии с ч.3 ст.2 Закона Пермского края №87 «О внесении изменений в Закон Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» списки, сформированные органом исполнительной власти Пермского края, уполномоченным на предоставление социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, до вступления в силу Закона №87-Пермского края (т.е. территориальными органами Министерства социального развития Пермского края) подлежат передаче органам местного самоуправления Пермского края по месту их жительства для включения в указанный список в течение трех месяцев со дня вступления в силу данного Закона.
Законом Пермского края №88-ПК от 10.05.2017 года «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту – Закон ПК №88-ПК) органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Этим же Законом ПК №88-ПК определен состав передаваемых государственных полномочий органам местного самоуправления, а также определены их права и обязанности при осуществлении государственных полномочий.
Согласно ст.4 Закона ПК №88-ПК государственным уполномоченным органом Пермского края по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий является исполнительный орган государственной власти Пермского края, уполномоченный в сфере: предоставления социальной поддержки детям-сиротам, в пределах своих полномочий, установленных законодательством, - Министерство социального развития Пермского края; предоставления субвенций на строительство и (или) приобретение жилых помещений для включения в муниципальный специализированный жилищный фонд в целях обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края.
В силу ст.6 Закона ПК №88-ПК финансирование расходов на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий осуществляется за счет средств бюджета Пермского края в форме субвенций.
Финансирование расходов на осуществление переданных государственных полномочий органам местного самоуправления осуществляется за счет средств бюджета Пермского края в форме субвенций, на строительство и (или) приобретение жилых помещений для включения в муниципальный специализированный жилищный фонд, перечисляемых в бюджеты муниципальных образований Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края.
Исходя из анализа выше приведенных требований законодательства РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, заявленных к ТУ Минсоцразвития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам, поскольку полномочиями по приобретению и предоставлению жилых помещений они не наделены.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители лишены родительских прав на основании решений Александровского городского суда: мать - ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ, отец – ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, имеет статус – ребенок, оставшийся без попечения родителей, заведено учетное дело №.
Согласно свидетельству о рождении на имя ФИО5 его родителями являются ФИО6 и ФИО10
Решением Александровского городского суда от ДД.ММ.ГГГГФИО6 лишен родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына ФИО1
Решением Александровского городского суда от ДД.ММ.ГГГГФИО10 лишен родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына ФИО1
Постановлением главы администрации Александровского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поставлен на учет, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, очередность на ДД.ММ.ГГГГ№, номер учетного дела №.
До настоящего времени ФИО1 зарегистрирован в доме по адресу: <адрес>, фактически проживает доме опекнуа по адресу: <адрес>
До настоящего времени ФИО1 жилым помещением не обеспечен.
По сведениям ГУП «ЦТИ Пермского края», КГАУ «Пермский краевой МФЦ ПГМУ» зарегистрированные права на объекты недвижимости, принадлежащие ФИО1, отсутствуют.
При таких обстоятельствах ФИО1 подлежит обеспечению жилым помещением, соответствующим требованиям ч.5 ст.6 Закона Пермского края №1939-419 от 29.12.2004 года (в ред. от 06.02.2018 года), а именно - в виде в виде жилого дома, квартиры по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 и не более 38 квадратных метров общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров. При этом приобретение жилого помещения должно осуществляться за счёт средств, поступивших из бюджета Пермского края.
Суд, руководствуясь положениями ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Пермской области №1939-419 от 29.12.2004 года «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», регулирующего отношения в части обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц (в ред. Закона Пермского края №87-ПК от 10.05.2017 года, действующей с 01.07.2017 г. и Закона Пермского края №187-ПК от 06.02.2018 года), приходит к выводу об удовлетворении требований истца путем возложения на ответчика обязанности предоставить ФИО1 жилое помещение муниципального специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 28 кв.метров и не более 38 кв.метров на территории Александровского муниципального района, так как право на обеспечение жилым помещением не было реализовано ФИО1, и до настоящего времени истцу жилое помещение не предоставлено, в то время как он состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Учитывая, что установлен факт нарушения ответчиком прав истца на обеспечение жильем, судом отклоняется довод ответчика об отсутствии спора о праве по данному делу
Также судом отклоняется довод ответчика о невозможности решения вопроса об обеспечении истца жилым помещением, как не основанном на законе, поскольку согласно ч.1 ст.11 Жилищного кодекса РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.
Доводы ответчика о неисполнимости судебного решения ввиду отсутствия субвенций, получаемых из областного и федерального бюджетов, на приобретение органом местного самоуправления жилья, суд также находит несостоятельными, поскольку отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
При этом суд отмечает, что из анализа вышеприведенных норм закона следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в указанных нормативно-правовых актах обстоятельств (по достижении указанными лицами 18 лет, в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия и пр.). При этом реализация права лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от отсутствия или недостаточности бюджетного финансирования.
Руководствуясь ст.ст.194,199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Возложить на администрацию Александровского муниципального района Пермского края обязанность предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 28 квадратных метров и не более 38 квадратных метров, на территории Александровского муниципального района Пермского края.
Приобретение жилого помещения осуществлять за счёт средств, поступивших из бюджета Пермского края.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Шерстобитова Е.Н.
Копия верна.
Судья: Е.Н. Шерстобитова