КОПИЯ
Дело № 2-110/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 января 2017 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Зезюна А.М.,
при секретаре Опенкиной Т.Е.,
с участием истцов Дерябиной Н.Д., Мининой И.В., Чалко З.Д.,
представителя истцов Савина Д.Н.,
представителя ответчика Кудряшева Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дерябиной НД, Мининой ИВ, Чалко ЗД к Администрации Города Томска об оспаривании решений об отказе в предварительном согласовании предоставлении земельных участков,
у с т а н о в и л:
Дерябина Н.Д., Минина И.В., Чалко З.Д. обратились в суд с иском к Администрации Города Томска, в котором просят признать незаконным решение Администрации г.Томска от 19.08.2016 года №01-01-21/1942 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: ..., признать незаконным решение Администрации г.Томска от 25.08.2016 года № 01-01-21/1949 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: ....
В обоснование иска указано, что истцам Дерябиной Н.Д. и Мининой И.В. принадлежит на праве общей долевой собственности жилой дом, расположенный по адресу: ... по 1/2 доли у каждой. Чалко З.Д. принадлежит на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: .... Истцы Дерябина Н.Д. и Минина И.В. как собственники индивидуального жилого дома по адресу: ..., и Чалко З.Д. как собственник жилого дома по адресу: ..., расположенных на испрашиваемых земельных участках, на основании пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ обратились к ответчику с просьбой предварительно согласовать предоставление им земельных участков в собственность, для эксплуатации индивидуальных жилых домов. Ответчиком было решениями администрации г. Томска от 19.08.2016 г. №01-01-21/1942 и от 25 августа 2016 года №01-01-21/1949 отказано истцам в предварительном согласовании предоставления земельных участков со ссылкой на нахождении их в границах элемента планировочной структуры (квартала), застроенного многоквартирными домами. В качестве обоснования отказа ответчик указал, что исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами. Полагают, что спорные земельные участки не входят в границы элемента планировочной структуры (квартала), застроенного многоквартирными жилыми домами, ограниченного улицей Яковлева, Ключевским проездом, улицей Ново-Киевской. В указанном выше элементе планировочной структуры располагаются индивидуальные жилые дома. Ответчик указывает на то, что жилые дома по адресу: ... и г... являются многоквартирными, однако, прилагаемые к иску кадастровый паспорт земельного участка по адресу: ..., и кадастровый паспорт жилого дома по адресу: ..., опровергают данный довод. Кроме того, это всего лишь два дома в границах квартала, остальные дома не являются многоквартирными, таким образом, данный элемент планировочной структуры (квартал), преимущественно застроен индивидуальными жилыми домами, а не многоквартирными, как утверждает ответчик. При этом испрашиваемые истцами земельные участки не граничат с земельными участками, на которых расположены жилые дома по адресу: ... и г. ..., в связи с чем, в случае предварительного согласования предоставления испрашиваемых земельных участков права собственников указанных выше жилых домов не могут быть затронуты.
Истцы Дерябина Н.Д., Минина И.В., Чалко З.Д. в судебном заседании заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель истцов Савин Д.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что, представленный кадастровый паспорт на многоквартирные дома по адресу: ... и ..., не свидетельствуют о том, что указанные дома располагаются в границах квартала. Всего лишь два дома в границах квартала, являются многоквартирными, таким образом, данный элемент планировочной структуры (квартал), преимущественно застроен индивидуальными жилыми домами, а не многоквартирными. При этом спорные земельные участки не граничат с земельными участками, на которых расположены жилые дома по адресу: ... и ..., в связи с чем, права собственников указанных выше жилых домов не могут быть затронуты.
Представитель ответчика Администрации г. Томска – Кудряшева Д.В., в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым оспариваемые решения Администрации г.Томска соответствуют закону. Испрашиваемые заявителями земельные участки находятся в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, ограниченного ул. Яковлева, проезд Ключевской, ул. Ново-Киевская, пер. Красного Пожарника. В соответствии с пп. 4 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами. Указанное обстоятельство послужило основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Довод истца о том, что Администрацией г.Томска указаны не все основания для отказа является необоснованным. Адреса многоквартирных домов носят справочный характер, и перечисление нескольких или всех многоквартирных домов в элементе планировочной структуры не является обязательным при подготовке письма об отказе в предоставлении муниципальной услуги. Кроме того, спорный земельный участок расположен в территориальной зоне общественно-жилого назначения, которая предназначена для формирования многофункциональной жилой и общественной застройки с широким спектром коммерческих и обслуживающих функций местного и районного значения. Расположение испрашиваемого земельного участка в территориальной зоне жилой многоэтажной застройки, свидетельствует о наличии элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами. Кроме того, как следует из кадастрового паспорта от 28.07.2016 здание по адресу: ..., является многоквартирным домом. В соответствии с кадастровым паспортом от 26.10.2016 помещение по адресу: ..., является квартирой. Согласно справочной информации по объектам недвижимости в настоящее время в элементе планировочной структуры, в границах которого находятся испрашиваемые земельные участка, расположены многоквартирные дома по следующим адресам: пер. Красного пожарника, 4, 6, 8, 18, проезд Ключевской, 21 (в каждом доме расположено минимум по две квартиры). Из изложенного следует, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах элементе планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, ограниченного дорогами местного значения, расположенном в территориальной зоне общественно-жилого назначения, следовательно, испрашиваемый земельный участок может быть образован исключительно на основании утвержденного проекта межевания территории, который в настоящее время отсутствует. Все дома, которые представитель истца полагает домами блокированной жилой застройки находятся на единых земельных участках. Соответственно, такие дома являются многоквартирными и не подпадают под определения домов блокированной застройки. В границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, ограниченного ул. Яковлева, проезд Ключевской, ул. Ново-Киевская, пер. Красного пожарника в ЕГРН имелись сведения о 6 следующих многоквартирных домах: ... (квартиры сняты с учета 26.10.2016); ...; ... (квартиры сняты с учета 26.10.2016); ... (квартиры сняты с учета 08.09.2016); .... В настоящее время, в границах указанного элемента планировочной структуры расположены многоквартирные дома по адресам: ... и .... С учетом того, что как на момент вынесения оспариваемых решений, так и в настоящее время имеется предусмотренный ЗК РФ запрет на образование земельных участков путем утверждения схемы расположения в случае, если такой земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, права заявителей не нарушаются оспариваемыми решениями. В случае, если на территорию, в границах которой находится испрашиваемый земельный участок, будет утвержден проект межевания, истец имеет право повторно обратиться к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставлении земельного участка. Оспариваемые решения Администрации г.Томска не препятствуют заявителям реализовать их права на приобретение испрашиваемых земельных участков.
Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Мининой ИВ и Дерябиной Н.Д. принадлежит по 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом с кадастровым номером 70:21:0100062:595 расположенный по адресу: ..., что не оспаривалось участниками процесса, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08.02.2016.
Чалко З.Д. принадлежит жилой дом с кадастровым номером 70:21:0100062:596 расположенного по адресу: ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.05.2016 №70-70/001-70/001/033/2016-7886/1.
Согласно ответу Администрации г.Томска от 19.08.2016 №01-01-21/1942 об отказе в предоставлении муниципальной услуги, Дерябиной Н.Д., Мининой И.В. отказано в принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: ..., в связи с расположением истребуемого участка в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
В соответствии с ответом администрации от 25.08.2016 №01-01-21/1949 об отказе в предоставлении муниципальной услуги, Чалко З.Д. отказано в принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: Томская область, г.Томск, Ключевской проезд, д.11, в связи с расположением истребуемого участка в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
Не согласившись с отказами в предварительном согласовании предоставления земельных участков, Дерябина Н.Д., Минина И.В., Чалко З.Д. обратились в суд с иском, в котором просят признать указанные отказы незаконными.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В силу ч 1 ст. 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Согласно п. 1 ч.1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В п.2 ст. 9, п.2 ст. 10 и п.2 ст. 11 ЗК РФ предусматривается право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.
На основании ст. 38 Устава Города Томска, принятого решением Думы города Томска от 04.05.2010 N 1475, Администрация Города Томска является исполнительно-распорядительным органом Города Томска и в соответствии с настоящим Уставом осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, предусмотренные настоящим Уставом.
В соответствии с п. 1.3. ст.8 Устава Города Томска, принятого решением Думы города Томска от 04.05.2010 N 1475, к вопросам местного значения Города Томска как городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Исходя из изложенного, Администрация г.Томска является уполномоченным органом местного самоуправления по предоставлению в собственность граждан земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с п.2 ст.39.14 ЗК РФ, заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган.
Согласно чч.7, 17 ст. 39.15 ЗК РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Согласно п.п.4 п.3 ст. 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.
В силу пункта 2 указанного положения его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Частью 2 ст. 49 ГрК РФ, определяющей случаи проведения экспертизы проектной документации, предусмотрено разделение понятий многоквартирный жилой дом с количеством этажей не более чем три и жилые дома блокированной застройки с количеством этажей не более чем три. Отличительным признаком между двумя схожими определениями является наличие: самостоятельного участка под каждым блоком с отдельным выходом на такой участок. Таким образом, если здание расположено на едином земельном участке, то дом является многоквартирным, а земельный участок относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.
В судебном заседании установлено, что на момент вынесения оспариваемых решений, в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, ограниченного ул. Яковлева, пр. Ключевским, ул. Ново-Киевской, пер. Красного Пожарника находились многоквартирные дома по адресу: ... (квартиры сняты с учета 26.10.2016); ...; ... (квартиры сняты с учета 26.10.2016); ... (квартиры сняты с учета 08.09.2016); ..., что подтверждается справочной информацией по объектам недвижимости в режиме online с кадастровым номером 70:21:0100062:918, 70:21:0100062:917, 70:21:0100062:916, 70:21:0100062:915, 70:21:0100062:914, 70:21:0100062:725, 70:21:0100062:726, 70:21:0100062:773, 70:21:0100062:775, 70:21:0100062:776; сведениями об основных характеристиках объектов недвижимости с кадастровым номером 70:21:0100062:878, 70:21:0100062:427, 70:21:0100062:777, 70:21:0100062:774.
В настоящее время, в границах указанного элемента планировочной структуры расположены многоквартирные дома по адресам: ... и ..., что подтверждается кадастровым паспортом от 23.11.2016 №7000/301/16-220017 и кадастровым паспортом от 21.11.2016 №700/301/16-219063, и Информацией из раздела информационной системы обеспечения градостроительной деятельности с показом границ земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет от 12.01.2017 года.
Учитывая, что спорные земельные участки находятся в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, на момент обращения заявителей в Администрацию г.Томска отсутствовал утвержденный проект межевания территории, суд приходит к выводу, что решение Администрации г.Томска от 19.08.2016 года №01-01-21/1942 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: ... и решение Администрации г.Томска от 25.08.2016 года № 01-01-21/1949 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: ... являются законными и обоснованными.
Кроме того, истцы вправе обратиться в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о принятии решения о подготовке документации по планировке территории в соответствии с положениями ст. 45 ГрК РФ. В случае если на территории, в границах которой находится испрашиваемый земельный участок, будет утвержден проект межевания, истцы имеют право повторно обратиться в Администрацию г.Томска с заявлением о предварительном согласовании предоставлении земельного участка.
Таким образом, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Дерябиной НД, Мининой ИВ, Чалко ЗД к Администрации Города Томска об оспаривании решений об отказе в предварительном согласовании предоставлении земельных участков оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска.
Судья: А.М. Зезюн
Копия верна
Судья: А.М. Зезюн
Секретарь:
Решение вступило в законную силу ___________________ 201_______ года.
Судья:
Секретарь:
Оригинал находится в деле № 2-110/2017 Октябрьского районного суда г. Томска.