Дело № 2-110/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 февраля 2018 года город Долинск
Долинский городской суд Сахалинской области в составе
председательствующего судьи Пенского В.А.,
при секретаре Шаповаловой Н.М.,
с участием
прокурора Щетининой, истца ФИО1,
представителя администрации МО ГО «Долинский» ФИО2, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Долинского городского суда гражданское дело по иску исполняющего обязанности Долинского городского прокурора, действующего в интересах ФИО3 <данные изъяты> к администрации муниципального образования городской округ «Долинский», комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального образования городской округ «Долинский», о признании права на участие в муниципальной программе «Обеспечение населения муниципального образования городской округ «Долинский» качественным жильем на 2015-2020 годы», включении дома в муниципальную программу «Обеспечение населения муниципального образования городской округ «Долинский» качественным жильем на 2015-2020 годы» и включении в состав участников муниципальной программы «Обеспечение населения муниципального образования городской округ «Долинский» качественным жильем на 2015-2020 годы»,
УСТАНОВИЛ
Исполняющий обязанности Долинского городского прокурора Козлов Д.Ю., действующий в интересах ФИО1, обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования городской округ «Долинский» и комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального образования городской округ «Долинский» (далее администрация МО ГО «Долинский» и КУМС МО ГО «Долинский») о признании права на участие в муниципальной программе «Обеспечение населения муниципального образования городской округ «Долинский» качественным жильем на 2015-2020 годы», включении дома в муниципальную программу «Обеспечение населения муниципального образования городской округ «Долинский» качественным жильем на 2015-2020 годы» и включении в состав участников муниципальной программы «Обеспечение населения муниципального образования городской округ «Долинский» качественным жильем на 2015-2020 годы».
В обоснование исковых требований указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией п. Углезаводск муниципального образования Долинский район и ФИО1 заключен договор социального найма жилого помещения №, предметом которого является изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 2-х комнат в квартире общей площадью № кв.м. по адресу: <адрес>.
В последующем, в июне 2014 года многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> был включен в муниципальную целевую программу «Переселение граждан, проживающих в муниципальном образовании городской округ «Долинский», из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2013-2015 годах», утвержденную постановлением мэра МО ГО «Долинский» от 2 сентября 2013 года № 63-па, на основании заключения межведомственной комиссии, утвержденного постановлением администрации МО ГО «Долинский» от 31 декабря 2013 года № 1564-па, а затем и в муниципальную программу «Обеспечение населения муниципального образования городской округ «Долинский» качественным жильем на 2015-2020 годы», утвержденную постановлением администрации МО ГО «Долинский» от 31 июля 2014 года № 938-па (далее - Программа).
На основании заявления ФИО4, поступившего в КУМС МО ГО «Долинский» ДД.ММ.ГГГГ, ее семья была включена в списки граждан с. Углезаводск, подлежащих переселению из ветхого и аварийного, а также признанного непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции жилищного фонда, находящегося на территории МО ГО «Долинский».
После проверки документов ФИО1 была уведомлена о невозможности признания ее участницей Программы по тем основаниям, что жилой <адрес> в <адрес> не был обследован специализированной организацией. В настоящее время дом снесен и ДД.ММ.ГГГГ исключен из программы и автоматизированное информационной системы «Реформа ЖКХ».
При этом, установлено, что до 1 января 2014 года жилые помещения №№ 1,2,3,4,5,7,8 в указанном доме значились в реестре объектов муниципального жилищного фонда МО ГО «Долинский», однако меры по их обследованию специализированной организацией органами местного самоуправления не принимались.
Считая, что исключение дома из муниципальной программы нарушает конституционные права ФИО1 и членов ее семьи на жилище, просит удовлетворить заявленные требования.
13 февраля 2018 года исполняющий обязанности Долинского городского прокурора Козлов Д.Ю. уточнил исковые требования, просит признать за ФИО1 право на участие в муниципальной программе «Обеспечение населения муниципального образования городской округ «Долинский» качественным жильем на 2015-2020 годы», утвержденной постановлением администрации МО ГО «Долинский» от 31 июля 2014 года № 938-па, возложить на администрацию МО ГО «Долинский» обязанность включить <адрес> в <адрес> (с площадью помещений не менее № кв.м.) в муниципальную программу «Обеспечение населения муниципального образования городской округ «Долинский» качественным жильем на 2015-2020 годы», утвержденную постановлением администрации МО ГО «Долинский» от 31 июля 2014 года № 938-па (с последующими изменениями и дополнениями) и обязать КУМС МО ГО «Долинский» включить ФИО1 и членов ее семьи: ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в состав участников муниципальной программы «Обеспечение населения муниципального образования городской округ «Долинский» качественным жильем на 2015-2020 годы», утвержденной постановлением администрации МО ГО «Долинский» от 31 июля 2014 года № 938-па.
В судебном заседании прокурор Щетинина А.П. исковые требования, с учетом уточнений, поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования также поддержала и просила удовлетворить, с учетом уточнений.
Представитель ответчика Администрации МО ГО «Долинский» ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по тем основаниям, что жилой <адрес> в <адрес> не был обследован специализированной организацией и исключен из программы. ФИО1 на учете в качестве малоимущей не состоит, нуждающейся в жилом помещении не признавалась.
Представитель КУМС МО ГО «Долинский» в судебное заседание не прибыл, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Ранее в судебном заседании представитель КУМС МО ГО «Долинский», по доверенности, ФИО9 против удовлетворения требований возражала и просила в иске отказать.
Выслушав лиц, прибывших в судебное заседание, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Закрепляя в статье 40 право каждого на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления указанного права, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законам нормами.
В силу статьи 49 Жилищного кодекса РФ - по договорам социального найма жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, с соблюдением предусмотренного настоящим Кодексом порядка.
Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ).
Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма определен в статье 57 Жилищного кодекса РФ, согласно части 1 которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ – вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что право на предоставление жилых помещений по договору социального найма вне очереди на основании пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ признается за гражданами при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма, а в данном случае - при условии, если эти граждане в установленном порядке признаны малоимущими и являются нуждающимися в жилом помещении.
В силу статьи 86 Жилищного кодекса РФ – если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Статьей 89 Жилищного кодекса РФ установлено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, согласно договору социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> администрацией поселка Углезаводск предоставлено ФИО3 <данные изъяты> совместно с дочерью ФИО3 <данные изъяты>. В настоящем жилом помещении ФИО1 зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ№
Заключением межведомственной комиссии от 12 декабря 2013 года, утвержденным постановлением администрации МО ГО «Долинский» № 1564-па от 31 декабря 2013 года, жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу №).
В связи с изложенным, дом был включен в муниципальную целевую программу «Обеспечение населения муниципального образования городской округ «Долинский» качественным жильем на 2015-2020 годы», утвержденную постановлением администрации МО ГО «Долинский» от 31 июля 2014 года № 938-па.
В приложении № 13 к муниципальной программе «Обеспечение населения муниципального образования городской округ «Долинский» качественным жильем на 2015-2020 годы» определен механизм реализации мероприятия по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. В том числе определено, что в подтверждение права пользования гражданами на признанное непригодным жилое помещение может быть предъявлен, в частности, договор социального найма. Очередность предоставления жилья гражданам определяется в соответствии с перечнем жилых домов, подлежащих выводу из эксплуатации, планом развития территории муниципального образования и в соответствии с требованиями статьи 89 Жилищного кодекса РФ по основаниям, которые предусмотрены статьей 86 того же кодекса №
Таким образом, поскольку ФИО1 вселена в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> по договору социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ администрацией поселка Углезаводск, постольку с указанного времени у нее возникло право пользование указанным жилым помещением.
Рассматривая требование истца о возложении обязанности на администрацию МО ГО «Долинский» включить <адрес><адрес> (с площадью помещений, соответствующих площади <адрес> указанном доме) в муниципальную программу «Обеспечение населения муниципального образования городской округ «Долинский» качественным жильем на 2015-2020 года», утвержденную постановлением администрации муниципального образования городской округ «Долинский» № 938-па от 31 июля 2014 года (с последующими изменениями и дополнениями), суд приходит к следующему.
Согласно Федеральному закону от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Российской Федерацией создается государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14 данного Закона предоставляет финансовую поддержку субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
В силу части 1 статьи 16 названного Закона региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в том числе, перечень многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
В соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» постановлением Правительства Сахалинской области от 08 мая 2013 года № 230 утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан, из аварийного жилищного фонда на территории Сахалинской области», в рамках которой был сформирован список аварийных домов, подлежащих переселению, в соответствии с объемом финансовых средств, направленных из Фонда, областного бюджета Сахалинской области и бюджетов муниципальных образований Сахалинской области. В указанную программу включались дома, которые были признаны аварийными до 01 января 2012 года.
Формирование региональной адресной программы на последующий период, а, следовательно, - составление списков домов, согласно Федеральному закону «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», должно осуществляться на основании муниципальных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда после утверждения государственной корпорацией (Фондом) лимитов предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации за счёт средств Фонда.
В соответствии с перечнем домов, признанных ветхими и аварийными, а также признанными непригодными для проживания и не подлежащими ремонту и реконструкции жилищного фонда в МО ГО «Долинский» после 1 января 2012 года, жилой <адрес><адрес> включен в муниципальную программу «Обеспечение населения муниципального образования городской округ «Долинский» качественным жильем на 2015-2020 годы» №
В перечне ветхого и аварийного, а также признанного непригодным для проживания и реконструкции жилищного фонда МО ГО «Долинский» к постановлению администрации МО ГО «Долинский» от 9 августа 2017 года № 1097-па «О внесении дополнений в муниципальную программу «Обеспечение населения муниципального образования городской округ «Долинский» качественным жильем на 2015-2020 годы», указанный дом не был включен в связи с тем, что не был обследован специализированной организацией.
Таким образом, на момент рассмотрения дела в суде, жилой <адрес> не включен в муниципальную программу «Обеспечение населения муниципального образования городской округ «Долинский» качественным жильем на 2015-2020 годы».
Между тем, согласно представленным спискам распределения гражданам жилых помещений в многоквартирных жилых домах в с. Углезаводске и в селе Сокол, гражданам, ранее проживавшим в квартирах №№<адрес>, жилые помещения предоставлены.
Исключение дома из муниципальной программы, по убеждению суда, нарушает конституционные права ФИО1 и ее детей на жилище, которые в установленном законом порядке являются пользователями жилого помещения.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о признании заключения межведомственной комиссии от 12 декабря 2013 года, недействительным.
Именно на основании данного заключения <адрес> был включен в муниципальную программу «Обеспечение населения муниципального образования городской округ «Долинский» качественным жильем на 2015-2020 годы» и части жильцам этого дома, были предоставлены жилые помещения.
В настоящее время обследовать жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, специализированной организацией не представляется возможным, поскольку он отсутствует.
При таких обстоятельствах, суд находит требование прокурора о включении <адрес><адрес> (с площадью помещений, соответствующих площади <адрес> указанном доме) в муниципальную программу «Обеспечение населения муниципального образования городской округ «Долинский» качественным жильем на 2015-2020 годы», утвержденную постановлением администрации муниципального образования городской округ «Долинский» № 938-па от 31 июля 2014 года (с последующими изменениями и дополнениями) обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Иное решение данного вопроса приведет к несоразмерному ограничению конституционного права на жилище и тем самым нарушит предписания статей 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
В связи с изложенным, довод представителя администрации МО ГО «Долинский» ФИО2 о том, что дом не может быть включен в муниципальную программу, поскольку отсутствует заключение специализированной организации о признании его аварийным и подлежащим сносу, суд признает несостоятельным.
Требования прокурора о признании за ФИО1 права на участие в муниципальной программе «Обеспечение населения муниципального образования городской округ «Долинский» качественным жильем на 2015-2020 годы» и возложении обязанности на КУМС МО ГО «Долинский» включить её с учетом членов семьи (ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) в состав участников муниципальной программы «Обеспечение населения муниципального образования городской округ «Долинский» качественным жильем на 2015-2020 годы», суд полагает необходимым удовлетворить в силу следующего.
Так, в соответствии с механизмом реализации основного мероприятия № 5 «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда» муниципальной программы «Обеспечение населения муниципального образования городской округ «Долинский» качественным жильем на 2015-2020 годы» (п.11) граждане, для включения в списки участников мероприятия на переселение из ветхого и аварийного жилья предоставляют документы, в том числе копии документов, подтверждающих право пользования муниципальным жилым помещением (ордер, договор о передаче квартиры в собственность; свидетельство о государственной регистрации права; решение о предоставлении жилого помещения; поквартирную карточку с паспортного стола – для подтверждения факта проживания в жилом помещении более 15 лет; договор социального найма; решение суда о признании права пользования жилым помещением и т.д.).
Судом достоверно установлено, что ФИО1 обращалась к ответчику по вопросу её переселения совместно с семьей из жилищного фонда, включенного в муниципальную программу «Обеспечение населения муниципального образования городской округ «Долинский» качественным жильем на 2015-2020 годы». Однако письмом КУМС МО ГО «Долинский» от 11 октября 2017 года № 1691 ФИО1 отказано в переселении в рамках муниципальной программы «Обеспечение населения муниципального образования городской «Долинский» качественным жильем на 2015-2020 годы», в связи с тем, что жилой <адрес> в <адрес> не был обследован специализированной организацией.
При таких обстоятельствах, поскольку ФИО1 в установленном законном порядке пользовалась жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, на основании договора социального найма, постольку она имеет право на участие в муниципальной программе и должна быть в неё включена совместно с членами своей семьи.
Поскольку, в соответствии с механизмом реализации основного мероприятия № 5 «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда» муниципальной программы «Обеспечение населения муниципального образования городской округ «Долинский» качественным жильем на 2015-2020 годы» (п. 11) участниками муниципальной программы являются заявитель (наниматель, собственник жилого помещения), а также члены его семьи, вопросами включения в списки участников Мероприятия на переселение из ветхого и аварийного жилья занимается КУМС МО ГО «Долинский», постольку обязанность включить ФИО1 с учетом членов ее семьи в состав участников муниципальной программы «Обеспечение населения муниципального образования городской округ «Долинский» качественным жильем на 2015-2020 годы» суд возлагает на КУМС МО ГО «Долинский».
В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку Долинский городской прокурор, на основании п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ, освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, постольку государственную пошлину необходимо взыскать с ответчиков, не освобожденных от ее уплаты, в размере, предусмотренном подп.2 п.1 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
исковые требования исполняющего обязанности Долинского городского прокурора Д.Ю. Козлова, действующего в интересах ФИО1 к администрации муниципального образования городской округ «Долинский», комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального образования городской округ «Долинский», о признании права на участие в муниципальной программе «Обеспечение населения муниципального образования городской округ «Долинский» качественным жильем на 2015-2020 годы», включении дома в муниципальную программу «Обеспечение населения муниципального образования городской округ «Долинский» качественным жильем на 2015-2020 годы» и включении в состав участников муниципальной программы «Обеспечение населения муниципального образования городской округ «Долинский» качественным жильем на 2015-2020 годы» - удовлетворить.
Признать за ФИО3 <данные изъяты> право на участие в муниципальной программе «Обеспечение населения муниципального образования городской округ «Долинский» качественным жильем на 2015-2020 годы», утвержденной постановлением администрации МО ГО «Долинский» от 31 июля 2014 года № 938-па.
Возложить на администрацию муниципального образования городской округ «Долинский» обязанность включить <адрес> в <адрес> (с площадью помещений не менее № кв.м.) в муниципальную программу «Обеспечение населения муниципального образования городской округ «Долинский» качественным жильем на 2015-2020 годы», утвержденную постановлением администрации МО ГО «Долинский» от 31 июля 2014 года № 938-па (с последующими изменениями и дополнениями).
Обязать комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального образования городской округ «Долинский» включить ФИО1 и членов ее семьи: ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в состав участников муниципальной программы «Обеспечение населения муниципального образования городской округ «Долинский» качественным жильем на 2015-2020 годы», утвержденной постановлением администрации МО ГО «Долинский» от 31 июля 2014 года № 938-па.
Взыскать с Администрации муниципального образования городской округ «Долинский» государственную пошлину в доход бюджета МО ГО «Долинский» 300 рублей.
Взыскать с комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального образования городской округ «Долинский» государственную пошлину в доход бюджета МО ГО «Долинский» 300 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Долинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 14 февраля 2018 года.
Председательствующий В.А. Пенской