ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-110/2021 от 22.01.2021 Бологовского городского суда (Тверская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 января 2021 года город Бологое

Бологовский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Сизова Н.Ю.,

при секретаре Балан М.С.,

с участием помощника Бологовского межрайонного прокурора Гудаковой М.А.,

рассмотрев исковое заявление Бологовского межрайонного прокурора Тверской области в защиту неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Незабудка» поселка Куженкино-1 Бологовского района Тверской области и Администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области о возложении обязанности внести изменения в Устав образовательного учреждения,

у с т а н о в и л:

Бологовский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Незабудка» поселка Куженкино-1 Бологовского района Тверской области (далее - МБДОУ детский сад «Незабудка», Учреждение, ответчик) о возложении обязанности внести изменения в Устав образовательного учреждения.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Бологовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об образовании в образовательных учреждениях в части соответствия правовых актов учреждений требованиям действующего законодательства.

Устав МБДОУ детский сад «Незабудка» утвержден Постановлением Администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области от 17 ноября 2014 года № 231-п.

В результате прокурорской проверки данного нормативного акта выявлено, что ряд его положений не соответствует требованиям действующего законодательства.

Так, пунктом 7.2.7 Устава определено, что к компетенции Учредителя, наряду с другими полномочиями, относится предварительное согласование совершения Учреждением крупных сделок, соответствующих критериям, установленным в пункте 3 статьи 9.2. Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федерального закона «О некоммерческих организациях»). Однако указанные критерии определены пунктом 13 статьи 9.2. данного Закона, таким образом, ссылка в пункте 7.2.7 Устава на положения пункта 3 статьи 9.2. Федерального закона «О некоммерческих организациях», как определяющего критерии крупных сделок, является необоснованной.

Кроме этого, пунктом 7.8. Устава определено, что высшим органом управления Учреждения является общее собрание (конференция), определены структура, порядок формирования, срок полномочий, компетенция. Пунктом 7.9. Устава установлено, что между общим собранием (конференцией) проводится Совет Учреждения. Также определены его структура, порядок формирования, срок полномочий, компетенция. При этом, в нарушение положений части 5 статьи 26 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») порядок принятия решений и выступления от имени образовательной организации не определены. Аналогичные нарушения содержатся и в пункте 7.10. Устава, предусматривающего возможность создания Попечительского совета.

Как указывает прокурор, наличие в Уставе образовательного учреждения положений, не соответствующих законодательству, свидетельствует о нарушении и ущемлении прав всех участников образовательных отношений, пресечение указанных нарушений необходимо для реализации основных принципов, установленных статьей 3 Закона «Об образовании», и направлено на обеспечение государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и создание условий для реализации права на образование.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 13 статьи 9.2. Федерального закона «О некоммерческих организациях», частью 1 статьи 4, частью 1 статьи 25, частью 5 статьи 26 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», статьей 35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор просит:

- признать несоответствующими действующему законодательству пункты Устава МБДОУ детский сад «Незабудка»: пункт 7.2.7. – в части ссылки на пункт 3 статьи 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», как на определяющий критерии крупных сделок; пункты 7.8., 7.9., 7.10. - в части отсутствия в них определенного порядка принятия решений органами управления образовательной организацией и их выступления от имени образовательной организации.

- возложить на МБДОУ детский сад «Незабудка» обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда законную силу привести Устав учреждения в соответствие с действующим законодательством, а именно:

исключить из пункта 7.2.7. ссылку на пункт 3 статьи 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», как на определяющий критерии крупных сделок, изменив на ссылку на пункт 13 статьи 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»;

включить в пункт 7.8. Устава порядок принятия общим собранием (конференцией) решений и порядок выступления представителей данного органа от имени образовательной организации;

включить в пункт 7.9. Устава порядок принятия Советом Учреждения решений и порядок выступления представителей данного органа от имени образовательной организации;

включить в пункт 7.10. Устава порядок принятия Попечительским советом решений и порядок выступления представителей данного органа от имени образовательной организации.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле привлечены: в качестве соответчика - Администрация муниципального образования «Бологовский район» Тверской области (далее – Администрация МО «Бологовский район», Учредитель, ответчик); в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Отдел образования Администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области (далее - Отдел образования Администрация МО «Бологовский район»), Общее собрание (конференция) учреждения, Совет учреждения и Попечительский совет МБДОУ детский сад «Незабудка».

В судебном заседании помощник Бологовского межрайонного прокурора Гудакова М.А. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчиков - МБДОУ детский сад «Незабудка» и Администрации МО «Бологовский район» Тверской области в судебном заседании не присутствовали, ходатайствовали о рассмотрении настоящего дела без участия представителей ответчиков.

Представители третьих лиц - Отдела образования Администрации МО «Бологовский район» Тверской области, Общего собрания (конференции) учреждения, Совета учреждения и Попечительского совет МБДОУ детский сад «Незабудка» в судебном заседании не участвовали, ходатайствовали о рассмотрении дела без участия их представителей.

Учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков и третьих лиц.

Выслушав истца, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Согласно частям 1 и 6 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками).

Изменения, внесенные в учредительные документы юридических лиц, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации учредительных документов, а в случаях, установленных законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях.

Статьей 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» установлено, что учредительными документами некоммерческих организаций являются устав, утвержденный учредителями. Утверждение устава муниципального бюджетного учреждения осуществляется местной администрацией муниципального образования. Изменения в устав муниципальной бюджетной некоммерческой организации вносятся местной администрацией муниципального образования.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, также информация о структуре и компетенции органов управления образовательной организацией, порядке их формирования и сроке полномочий (пункт 4 части 2).

Частью 5 статьи 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 13 статьи 9.2. Федерального закона «О некоммерческих организациях» установлено, что крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Уставом МБДОУ детский сад «Незабудка», утвержденным Постановлением Администрации МО «Бологовский район» Тверской области от 17 ноября 2014 года № 231-п и зарегистрированным в Межрайонной ИФНС России №3 по Тверской области, определено, что учредителем Учреждения является МО «Бологовский район», полномочия и функции которого выполняет Администрация МО «Бологовский район» (пункт 1.6.). Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, в том числе Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Уставом (пункт 1.10.). Изменения и дополнения в Устав принимаются решением Общего собрания (конференцией) Учреждения и утверждаются Учредителем. Изменения и дополнения в Устав вступают в силу после их государственной регистрации в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Тверской области (пункт 13). В учреждении формируются коллегиальные органы управления. В структуру органов управления Учреждения входят в том числе: Общее собрание (конференцию) учреждения, Совет учреждения, Попечительский совет (пункт 7.7).

В результате прокурорской проверки, проведенной на основании решения № 70 от 11 ноября 2020 года, по результатам которой составлен акт от 11 декабря 2020 года, выявлено, что некоторые положения Устава МБДОУ детский сад «Незабудка» не соответствует требованиям действующего законодательства, а именно:

- Пунктом 7.2.7 Устава определено, что к компетенции Учредителя, наряду с другими полномочиями, относится предварительное согласование совершения Учреждением крупных сделок, соответствующих критериям, установленным в пункте 3 статьи 9.2. Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Однако данные положения определены пунктом 13 статьи 9.2. указанного Закона, таким образом, ссылка в пункте 7.2.7 Устава на положения пункта 3 статьи 9.2. Федерального закона «О некоммерческих организациях», как определяющего критерии крупных сделок является необоснованной.

- Пунктом 7.8. Устава определено, что высшим органом управления Учреждения является общее собрание (конференция); определены структура, порядок формирования, срок полномочий, компетенция.

- Пунктом 7.9. Устава установлено, что между общим собранием (конференцией) проводится Совет Учреждения; определены его структура, порядок формирования, срок полномочий, компетенция.

- Пунктом 7.10. Устава утверждено, что в целях развития учреждения может быть создан Попечительский совет; определены структура, порядок формирования, срок полномочий, компетенция.

При этом, в нарушение положений части 5 статьи 26 Федерального Закона «Об образовании» порядок принятия органами управления образовательной организацией решений и выступления от имени образовательной организации не определены.

В ходе рассмотрения дела стороной ответчика представлены проекты изменений и дополнений в Устав МБДОУ детский сад «Незабудка», а также Постановления Главы МО «Бологовский район» Тверской области «Об утверждении изменений и дополнений в Устав муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений МО «Бологовский район» Тверской области».

Изменения и дополнения в Устав процедуру утверждения Учредителем учреждения и государственной регистрации не проходили, в связи с чем, не могут служить доказательством исполнения заявленных прокурором требований.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что отдельные положения Устава МБДОУ детский сад «Незабудка» не соответствуют требованиям действующего законодательства, именно: пункт 7.2.7. имеет ссылку на пункт 3 статьи 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», вместо ссылки на пункт 13 указанной части; в пунктах 7.8, 7.9, 7.10 отсутствуют порядок принятия решений органами управления образовательной организацией и их выступления от имени образовательной организации, как того требует пункт 5 части 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора о возложении на ответчиков обязанности привести Устав МБДОУ детский сад «Незабудка» в соответствии с действующим законодательством, в пределах полномочий, установленных Уставом учреждения, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Заявленный прокурором срок – 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу – для исполнения решения является разумным и обоснованным.

Согласно пунктам 9 и 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождены прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов, в том числе, неопределенного круга лиц, а также органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов и ответчиков.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

По смыслу приведенных норм закона государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика МБДОУ детский сад «Незабудка».

При определении суммы государственной пошлины, подлежащей взысканию с указанного ответчика, суд руководствуется размером государственной пошлины, установленной пункту 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации для физических лиц, обращающихся с исковым заявлением неимущественного характера, поскольку прокурором иск был заявлен в интересах неопределенного круга лиц. Поскольку по данному делу истец по заявленному требованию неимущественного характера должен был уплатить государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек, с ответчика МБДОУ детский сад «Незабудка» подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в указанном размере.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск Бологовского межрайонного прокурора Тверской области в защиту неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Незабудка» поселка Куженкино-1 Бологовского района Тверской области и Администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области о возложении обязанности внести изменения в Устав образовательного учреждения удовлетворить. Признать несоответствующими действующему законодательству следующие пункты Устава Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Незабудка» поселка Куженкино-1 Бологовского района Тверской области, утвержденного Постановлением Администрации муниципального образования «Бологовский район» Тверской области от 17 ноября 2014 года № 231-п: пункт 7.2.7 – в части ссылки на пункт 3 статьи 9.2 Федерального закона 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», как на определяющий критерии крупных сделок; пункты 7.8., 7.9., 7.10. - в части отсутствия в них определенного порядка принятия решений органами управления образовательной организацией и их выступления от имени образовательной организации. Возложить на Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Незабудка» поселка Куженкино-1 Бологовского района Тверской области и Администрацию муниципального образования «Бологовский район» Тверской области, в пределах полномочий, установленных Уставом учреждения, обязанность привести Устав учреждения в соответствии с действующим законодательством в течение трех месяцев со дня вступления решения суда законную силу, а именно:

- исключить из пункта 7.2.7 Устава ссылку на пункт 3 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», как на определяющий критерии крупных сделок, внести ссылку на пункт 13 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

- включить в пункт 7.8. Устава порядок принятия общим собранием (конференцией) решений и порядок выступления представителей данного органа от имени образовательной организации;

- включить в пункт 7.9. Устава порядок принятия Советом Учреждения решений и порядок выступления представителей данного органа от имени образовательной организации;

- включить в пункт 7.10. Устава порядок принятия Попечительским советом решений и порядок выступления представителей данного органа от имени образовательной организации.

Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Незабудка» поселка Куженкино-1 Бологовского района Тверской области государственную пошлину в бюджет муниципального образования «Бологовский район» Тверской области в сумме 300 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Н.Ю. Сизова

В окончательной форме решение изготовлено 29 января 2021 года.

Председательствующий Н.Ю. Сизова

1версия для печатиДело № 2-110/2021 (2-854/2020;) ~ М-783/2020 (Решение)