ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-110/2022 от 21.01.2022 Тындинского районного суда (Амурская область)

Дело № 2-110/2022 (2-1979/2021)

УИД 28RS0023-01-2021-003349-47

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

« 21 » января 2022 года город Тында

Тындинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Насветовой Е.И.,

при секретаре Ткаченко И.Р.,

с участием истцов Степанова А.Н., Степановой О.В., Степановой О.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Степановой Оксаны Валерьевны, Степанова Александра Николаевича, Степановой Ольги Евгеньевны, Степанова Никиты Евгеньевича, Брусовой Жанны Евгеньевны к администрации города Тынды о возложении обязанности предоставить жилое помещение взамен аварийного и подлежащего сносу во внеочередном порядке по договору социального найма,

установил:

Степанова О.В., Степанов А.Н., Степанова О.Е., Степанов Н.Е., Брусова Ж.Е. обратились в суд с данным иском к администрации г. Тынды, в обоснование указав, что с ДД.ММ.ГГГГ проживают по адресу: на основании договора социального найма жилого помещения. Жилое помещение состоит из трех комнат, общей площадью кв.м. В ДД.ММ.ГГГГ Межведомственная комиссия администрации г. Тынды признала занимаемое жилое помещение непригодным для проживания. ДД.ММ.ГГГГ Межведомственная комиссия администрации г. Тынды признала аварийным и подлежащим сносу. Жилое помещение построено в ДД.ММ.ГГГГ, создает реальную угрозу для жизни и здоровья проживающих в нем граждан. Следы разрушения несущих конструкций здания, деформации стен видны невооруженным взглядом, местами стены и крыша дома обрушены, потолок в трещинах. Деревянные перекрытия дома прогнили. Оконные проемы из деревянных рам и деревянные косяки перекошены. Кровля протекала, потолочные перекрытия сгнили, провалились. Стены жилого дома не обеспечивали надлежащую теплоизоляцию зимой. За все время проживания истцы надлежащим образом исполняют обязанности нанимателей, указанные в п. 7 договора найма, задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг не имеют. Бездействие администрации г. Тынды нарушает гарантированное Конституцией РФ право на жилье, поскольку иным образом, кроме как решением суда, обязать предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма взамен аварийного во внеочередном порядке, не представляется возможным.

Уточнив в ходе судебного разбирательства заявленные исковые требования, истцы просят обязать администрацию г. Тынды предоставить Степановой О.В., Степанову А.Н., Степановой О.Е., Степанову Н.Е., Брусовой Ж.Е. благоустроенное трехкомнатное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, общей площадью не менее 37,8 кв.м.

В судебное заседание истцы Степанов Н.Е., Брусова Ж.Е., представитель третьего лица Управления муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Тынды, извещенные о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились. Представитель третьего лица ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Учитывая положения ст. 154 ГПК РФ, обязывающей суд рассмотреть спор в разумный срок, а также в соответствии с положениями статьи 167 ГПК РФ, с учетом мнения истцов и представителя ответчика, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

В судебном заседании истцы Степанова О.В., Степанов А.Н., Степанова О.Е. настаивали на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Указали, что при обращении в Администрацию г. Тынды им было предложено переселиться в маневренное жилье, на что они ответили отказом.

Представитель администрации г. Тында Никульшина Ю.В. возражала против удовлетворения исковых требований, суду пояснила, что внеочередное предоставление жилья взамен признанного непригодным для проживания в любом случае должно осуществляться с соблюдением положений статьи 57 ЖК РФ. Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого истцами, непригодным для проживания (дома аварийным), не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения семьи Степановых жилым помещением по правилам пункта I части 2 статьи 57 ЖК РФ при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания истца малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Согласно справке, имеющейся в материалах дела, истцы на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не состоят, с заявлением о постановке на учет не обращались, малоимущими не признавались. Внеочередное предоставление жилого помещения истцам повлечет за собой нарушение прав н интересов граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых но договорам социального найма. Степановы подлежат переселению из жилого помещения в соответствии с Положением о порядке переселения граждан, переселяемым из ветхого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов).

Выслушав объяснения истцов, представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11).

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В силу ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенность и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Как следует из материалов дела, жилое помещение, расположенное по адресу: является собственностью муниципального образования город Тында, что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление администрации о заключении договора социального найма со Степановым А.Н. на комнаты , , , жилой площадью кв.м., общей площадью кв.м., в , включая Степанову О.В., Степанову Ж.Е., Степанову О.Е., Степанова Н.Е.

Согласно п. 1.1. договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между муниципальным образованием город Тында (наймодатель) и Степановым А.Н. (наниматель), наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности - комнаты 1, 2, 3, жилой площадью 37,8 кв.м., общей площадью кв.м., в , для проживания в нем.

Из п. 1.4. договора социального найма следует, что совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: Степанова О.В., Степанова Ж.Е., Степанова О.Е., Степанов Н.Е.

В соответствии с п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 49).

Как следует из ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Статьей 87 ЖК РФ установлено, что если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, предусмотренным ст. 87 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат.

В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

В соответствии с указанным Положением признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 7, 42).

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде.

Из материалов дела следует, что согласно справке (о зарегистрированных) от ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении, расположенном по адресу: проживаю и зарегистрированы Степанова О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Степанов Н.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Степанов А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Степанова О.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Степанова Ж.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Из акта обследования помещения, расположенного по адресу: проведенного межведомственной комиссией администрации г. Тынды ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилое помещение расположено в двухэтажном многоквартирном доме, общей площадью кв.м. Наблюдается неудовлетворительное состояние дверных и оконных блоков. Внутри помещения разнонаправленные трещины по внутренней поверхности стен. Наблюдаются следы протечки кровли. Полы имеют прогибы и провалы. Вследствие неравномерной просадки фундамента визуально наблюдается искривление вертикальных и горизонтальных линий фасада. Электропроводка закрытая. Центральное теплоснабжение, электроосвещение. Водоснабжение, водоотведение отсутствуют. Прилегающая территория к жилому помещению не обустроена. Комиссия приняла заключение о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания согласно «Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47.

Постановлением администрации г. Тынды от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение в признано непригодным для проживания.

В соответствии с заключением межведомственной комиссии администрации г. Тынды от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный в признан непригодным для проживания т подлежащим сносу согласно «Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года Э№ 47.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Тынды вынесено постановление «О признании многоквартирного жилого аварийным и подлежащим сносу. П. 2 установлен срок отселения граждан до ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из уведомлений , , , , от ДД.ММ.ГГГГ, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правах собственности на объекты недвижимости, принадлежащие Степанову А.Н., Степановой О.Е., Степановой Ж.Е., Степанову Н.Е., Степановой О.В.

Из акта, составленного комиссией жилищного сектора Управления муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Тынды от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в ходе проведения обследования по адресу: выявлено, что жилое помещение состоит из двух комнат, кухни, коридора. Санузел отсутствует. В настоящее время в квартире проживают Степанова О.Е., Степанова О.В., Степанов А.Н.

В соответствии с техническим заключением от ДД.ММ.ГГГГ жилой по адресу: не соответствует предъявляемым требованиям, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47. Установлено, что общее состояние конструкций здания согласно ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» оценено как аварийное. Техническое состояние жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: не соответствует предъявляемым требованиям п.п. 10, 15, 16 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (Постановление Правительства РФ №47 от 28.01.2006 г. (в ред. от 27.07.2020 г.). Многоквартирный дом, расположенный по адресу: , подлежит выводу из эксплуатации (сносу) с последующим демонтажем строительных конструкций.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: отсутствует задолженность по оплате за теплоснабжение и горячее водоснабжение.

Кроме того отсутствие задолженности по оплате за жилое помещение подтверждается сверкой по лицевым счета .

В ходе рассмотрения дела установлено, подтверждается материалами дела, что Постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года № 446 утверждена государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области», в состав которой вошла подпрограмма «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов), расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали (БАМ) на территории Амурской области».

Согласно ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном данным кодексом порядке.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст. 51 ЖК РФ.

Так, в силу п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Частью 2 ст. 52 ЖК РФ определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 названного кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Пунктом 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

Данная норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

Согласно справке администрации г. Тынды от ДД.ММ.ГГГГ Степанова О.В., Степанов А.Н., Степанова О.Е., Степанов Н.Е., Брусова Ж.Е. не обращались в администрацию г. Тынды с заявлением о предоставлении им жилого помещения из маневренного фонда.

Из справки администрации г. Тынды от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Степанова О.В., Степанов А.Н., Степанова О.Е., Степанов Н.Е., Брусова Ж.Е. не состоят в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, малоимущими не признавались; Не состоят в качестве граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован ст. 86-89 ЖК РФ.

Учитывая разъяснения, содержащиеся в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным ст. 86-88 ЖК РФ, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).

Из указанных правовых норм следует, что предоставление жилых помещений в связи с расселением из аварийного жилья регулируется специальными нормами, в связи, с чем признание граждан малоимущими и принятие их на учет нуждающихся в жилых помещениях при разрешении спора о предоставлении жилого помещения в порядке, предусмотренном ст. 86-89 ЖК РФ, не требуется.

Указанная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 сентября 2018 г. № 57-КГ18-16.

Как следует из материалов дела, жилое помещение по адресу: состоит в списке подпрограммы по переселению из ветхого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в связи, с чем обстоятельства признания истцов малоимущими и принятии их на учет нуждающихся в жилом помещении при решении вопроса о предоставлении им жилого помещения правового значения не имеют.

Пунктами 2.2, 2.3 постановления администрации города Тынды от 14 марта 2017 года N 476а «Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из ветхого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов), расположенного в зоне Байкало-Амурской магистрали (БАМ) на территории Амурской области» предусмотрена, что очередность переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, устанавливается исходя из даты подачи гражданами заявлений в администрацию города Тынды на переселение из аварийного и (или) ветхого жилищного фонда. Приобретение жилых помещений для граждан является адресным. Переселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, осуществляется до конца текущего года, в котором было поступление субсидии из бюджета Амурской области для приобретения жилых помещений на вторичном рынке жилья.

В соответствии с подпунктом 1.4 пункта 1 Порядка предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из ветхого жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов), расположенного в зоне Байкало – Амурской магистрали (БАМ) на территории Амурской области, утвержденного постановлением Администрации города Тынды от 14 марта 2017 года № 476а, на основании заключений межведомственной комиссии о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу от 12 июля 2021 года, Администрация города Тынды вынесла постановление № 3160 от 21 декабря 2021 года о внесении в постановление Администрации города Тынды от 25 января 2021 года № 75 «Об утверждении списка жилых помещений, признанных непригодными для проживания, из которых планируется переселение граждан в рамках муниципальной программы «Обеспечение доступным и качественным жильем населения города Тынды на 2015-2024 годы», утвержденной постановлением Администрации города Тынды от 03 октября 2014 года № 3660» следующих изменений: список жилых помещений, признанных непригодными для проживания в следующей редакции, согласно приложению к настоящему постановлению.

Согласно приложению, утвержденному постановлением № 3160 от 21 декабря 2021 года, жилое помещение в в , из которого планируется переселение, находится в очереди .

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Вместе с тем, из разъяснений, приведенных в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2009 года», утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16 сентября 2009 года, следует, что если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе III «Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Таким образом, в данном случае для правильного разрешения спора необходимо установление обстоятельств реальной опасности проживания в доме для жизни и здоровья истцов с учетом состояния дома и его критериев.

Вместе с тем, истцами не представлено доказательств, подтверждающих, что проживание в жилом помещении создает опасность для их жизни и здоровья в связи с признанием дома аварийным, ходатайств об оказании содействия в собирании и истребовании доказательств не заявлено, а суд в соответствии с ч. 2 ст. 195 ГПК РФ основывает свое решение только на доказательствах непосредственно исследованных в судебном заседании.

Кроме того, в судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что Администрацией г. Тынды истцам предлагалась для временного проживания жилое помещение в , однако от переселения истцы отказались.

В данном случае срок сноса , расположенного по в администрацией не устанавливался, бездействие ответчиком в этой части истцами не оспаривалось.

Оценив доказательства, суд, принимая во внимание, что срок окончания переселения из спорного жилого дома не наступил, материалы дела не содержат данных о том, что жилой дом, в котором проживают истцы, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния, требующего безоотлагательного решения вопроса о переселении граждан из такого помещения, приходит к выводу, что оснований для предоставления истцам жилого помещения без учета очередности, в соответствии с которой ответчик производит расселение домов, включенных в соответствующую программу расселения, не имеется.

Срок переселения истцов установлен муниципальной программой - 2024 год. Установленный срок истцами в установленном порядке не оспорен. То обстоятельство, что иные квартиры в данном доме расселены и в них никто не проживает, не является основанием к удовлетворению исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Степановой Оксаны Валерьевны, Степанова Александра Николаевича, Степановой Ольги Евгеньевны, Степанова Никиты Евгеньевича, Брусовой Жанны Евгеньевны к администрации города Тында о возложении обязанности предоставить жилое помещение взамен аварийного и подлежащего сносу во внеочередном порядке по договору социального найма, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Тындинский районный суд Амурской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Насветова Е.И.

Решение в окончательной форме принято 26 января 2022 года.