ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-110/22 от 09.09.2022 Можайского городского суда (Московская область)

копия

Дело № 2-110/22

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Можайск Московской области 09 сентября 2022 года

Можайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Миронова А.С., при секретаре Коротковой К.В., с участием ст.помощника Можайского горпрокурора Зениной А.С., представителя ответчика Истоминой М.С., представителя АО «Мосводоканал» Ханиной Н.Н., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Можайского городского прокурора в интересах Российской Федерации, в лице Управления Роспотребнадзора по Московской области и неопределённого круга лиц, к Шерстобитову Сергею Петровичу, 3-и лица – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Управление Росреестра по МО), филиал ФГБУ ФКП «Росреестра» по Московской области, АО «Мосводоканал», о внесении в ЕГРН сведений об ограничениях использования земельного участка, понуждении собственника к использованию объекта недвижимости в соответствии с этими ограничениями и сносе объектов незавершённого строительства, -

у с т а н о в и л :

Можайский городской прокурор обратился в суд с указанным иском, просив внести в ЕГРН и государственный кадастр недвижимости сведения об ограничении (обременении) прав при использовании земельного участка площадью 3200 м2, с кадастровым , категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: для ведения личного подсобного хозяйства, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г.Москвы», обязав ответчика, которому земельный участок принадлежит на праве собственности, использовать его в соответствии с указанными ограничениями, и снести находящиеся на земельном участке 2-а объекта незавершённого строительства, ссылаясь на нахождение земельного участка в границах 2-го пояса санитарной охраны Можайского гидроузла и в 100-метровой полосе Можайского водохранилища от его нормального подпорного уровня по Балтийской системе высот, а также на запрет капитального строительства в зоне рекреации в полосе 100 м от уреза воды.

В судебном заседании представитель истца настаивала на удовлетворении требований доверителя, по основаниям, указанным в иске.

Ответчики в суд не явились, представлять свои интересы поручили представителю, на основании нотариальной доверенности.

Представители ответчика с иском не согласились, по основаниям, указанным в заключении судебной экспертизы, согласно которой спорный объект недвижимости не находится в зоне 2-го пояса ЗСО.

Представитель 3-го лица – АО «Мосводоканал», Ханина Н.Н., иск прокурора поддержала.

Представитель 3-го лица – ФКП «Росреестра» по МО, Веснина О.В. просила рассмотреть дело в её отсутствие, разрешение спора оставила на усмотрение суда.

Третье лицо – Управление Росреестра по МО, будучи извещено о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, своего представителя в суд не направило, отзыва на иск не представило.

Заслушав явившихся участников судебного процесса и изучив материалы дела, суд считает, что иск подлежит частичному удовлетворению, по следующим основаниям:

В судебном заседании из пояснений участников процесса и материалов дела установлено, что ответчик с 16.03.2020 г. является собственником земельного участка площадью 3200 м2 с кадастровым , категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>

Данный земельный участок, образованный из земельных участков с кадастровыми № и поставленный на кадастровый учёт 05.03.2020 г., с 28.02.2020 г. имеет ограничение права на его использование, предусмотренное ст.ст.56, 56.1 ЗК РФ, а именно: 1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; 2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; 3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами; 4)движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; 5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического обслуживания и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; 6)размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов; 7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод; 8) разведка и добыча общераспространённых полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространённых полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утверждённого технического проекта в соответствии со ст.19.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. №2395-1 «О недрах»; 9) распашка земель; 10) размещение отвалов размываемых грунтов; 11) выпас сельскохозяйственных животных и организациях для них летних лагерей, ванн; реестровый номер границы: 50.18.2.220.

Основанием данных ограничений послужило распоряжение от 28.11.2016 г. №613 Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов «Об установлении границы части водоохранной зоны и границы части прибрежной полосы Можайского водохранилища», срок ограничения не установлен.

В пределах земельного участка находится объект недвижимости с кадастровым – жилой <адрес>, инвентарный , лит.А, А1, а., а1, Г, Г1, Г2, Г3, площадью 49,0 м2, одноэтажный, 1985 г. постройки, в состав которого входит объект недвижимости с кадастровым , который принадлежит ответчику на праве собственности с 12.11.2018 года.

Данные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРН от 29.12.2021 г. на указанные объекты недвижимости, инвентаризационной карточкой на жилой дом.

Справкой, выданной 08.12.2006 г. Главой сельского поселения Бородинского Можайского муниципального р-на Московской области Федотовой Н.В, установлено, что указанный выше жилой дом (из брёвен, на ленточном кирпичном фундаменте, с крышей из шифера), возведённый в 1975 г., общей площадью 68,0 м2, жилой – 21,2 м2, вспомогательной – 27,8 м2, прочей – 19,0 м2, с хозпостройками: жилая пристройка, 2 веранды, 4 сарая и туалет, принадлежал ФИО11, умершему ДД.ММ.ГГГГ, основание: лицевой счёт №720 в похозяйственной книге №24 деревни Троица.

На основании записей в домовой книге в жилом <адрес> д.<адрес>а <адрес> с 09.07.1981 г. были зарегистрированы и поживали бывшие ФИО11, 1930 г. рождения, ФИО12, 1935 г. рождения, и ФИО13, 1960 г. рождения.

Ответчиком приведённые выше объекты недвижимости приобретены у наследницы супругов ФИО17ФИО13, на основании договора купли-продажи земельного участка (площадью 2100 м2) с жилым домом от 31.10.2018 года.

В период с 27.08. по 24.12.2021 г. жилой дом подключён к централизованной сети газо- и водоснабжения.

Из материалов дела, сформированного по результатам надзорной проверки Можайской городской прокуратуры в период с 24.05. по 20.09.2021 г., и заключения кадастрового инженера - директора МКУ МГО МО «Можайск-сервис» Михайлиной С.В. установлено, что земельный участок с кадастровым полностью находится в 100-метровой зоне нормального подпорного уровня Балтийской системы высот (183 м) (далее - НПУ) Можайского водохранилища, и на данном земельном участке ведутся строительные работы по возведению 2-х строений.

Свои выводы Михайлина С.В, подтвердила в судебном заседании, будучи допрошена по обстоятельствам выполненного ею заключения.

На основании заключения специалиста-гидролога ООО «ГЭТРИ» Кручина М.Н., составленного по результатам обследования названного выше земельного участка в период с 20 по 23.01.2022 г., сделанного на основании анализа действующих нормативов по определению границ 2 пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г.Москвы, данный объект недвижимости находится за пределами верхней границы 2-го пояса ЗСО Можайского водохранилища и, соответственно, вне пределов 2 пояса ЗСО. При этом, им отмечено, что грамотное и корректное определение границ 2 пояса ЗСО согласно положений СП 2.1.4.2625 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г.Москвы» в период установившегося ледяного покрова методически невозможно.

Свои выводы Кручин М.Н. подтвердил в судебном заседании, будучи допрошен по обстоятельствам своего заключения.

26.01.2022 г. Шерстобитовым С.П. в Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области получен градостроительный план на спорный земельный участок.

Заключением эксперта ООО «БлицСервис» от 02.06.2022 г., проводившего судебную экспертизу в рамках настоящего гражданского дела по ходатайству ответчика, установлено, что на спорном земельном участке, принадлежащем ответчику, имеются три строения, одно из которых выполнено из деревянных конструкций, а два других – из керамических блоков, незавершённые строительством, устроенные на монолитных железобетонных фундаментах (предположительный период возведения 2020-2021 года) и ветхий деревянный сарай.

При этом, экспертом сделан вывод о том, что земельный участок с кадастровым , на котором возведены названные объекты незавершённого строительства, не входит в границы 2 пояса зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения г.Москвы – Можайского водохранилища (р.Москва), поскольку находится на расстоянии более 10 км (выше по течению) от определённой верхней границы 2 пояса ЗСО.

Статьёй 42 Конституции РФ и ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» гарантировано право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также интересы Российской Федерации, как гаранта экологической безопасности.

Как указано в п.2. Постановления Конституционного Суда РФ от 14.05.2009 г. №8-П «По делу о проверке конституционности положения подпункта «б» п.4 Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации, как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст.9, ч.1).

Приведенное конституционное положение в единстве с провозглашенными в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений и ответственностью перед ними определяют взаимообусловленность закрепленных Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду (ст.42) и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58), выражая тем самым один из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности - принцип приоритета публичных интересов.

Согласно ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В силу ст.43 ЗК РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами. Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки, не влечет за собой прекращения их обязанностей, установленных ст.42 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Положениями ст.56 ЗК РФ определено: права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами (ч.1).

Часть данной нормы права гласит: могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю:

1) ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий;

2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;

4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом.

Частью 6 ст.6 Водного кодекса РФ предусмотрено, что полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Абзацем 4 п.1 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) предусмотрено: санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил, как составной части осуществляемой ими деятельности;

Положениями п.2 ст.12 этого же Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено: при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.

В силу абзаца 2 п.5 ст.18 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Пунктами 2 и 5 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения предусмотрено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2008 г. № 2054-р «Об утверждении перечня водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации» Можайское водохранилище включено в перечень водоёмов, использование водных ресурсов которого осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации.

Действующим Постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР от 23.05.1941 года №355 «О санитарной охране Московского водопровода и источников его водоснабжения» описаны территории, входящие в зоны санитарной охраны Рублевского водопровода, в третий пояс которых входит верхняя часть бассейна реки Москвы в пределах Солнечногорского, Ново-Петровского, Рузского, Можайского, Уваровского, Волоколамского и Шаховского районов, а также селения, относящиеся к участку Перхушковской больницы (за исключением тех, которые вошли во II пояс).

В п.1 Постановления Москвы и Московской области от 17.12.2019 г. №1705-ПП/970/44 указано: до утверждения Правительством Российской Федерации положения о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, до разработки в соответствии с указанным положением проектов таких зон в отношении территории субъектов Российской Федерации города федерального значения Москвы и Московской области, до получения санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам и до принятия решений об установлении таких зон на территории субъектов Российской Федерации города федерального значения Москвы и Московской области:

- не подлежат применению правовые акты органов государственной власти РСФСР, направленные на регулирование зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения города Москвы, в том числе: Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 04.09.1940 г. №696 «О санитарной охране канала Москва - Волга как источника водоснабжения г. Москвы», Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 23.05.1941 г. №355 «О санитарной охране Московского водопровода и источников его водоснабжения», Постановление Совета Министров РСФСР от 13.03.1952 г., Постановление Совета Министров РСФСР от 30.11.1971 г. №640 «Об утверждении зоны санитарной охраны Западной водопроводной станции Московского водопровода и питающих ее источников», Постановление Совета Министров РСФСР от 25.10.1974 г. №571 «Об утверждении зоны санитарной охраны третьего блока Северной водопроводной станции Московского водопровода» (п.1.1.);

- для определения границ и режимов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории города Москвы и Московской области применяются границы зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения города Москвы и ограничения использования земельных участков в границах таких зон, установленные решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного советов народных депутатов от 17.04.1980 г. №500-1143 «Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г.Москвы в границах ЛПЗП».

Пункт 1.1.1 «СП 2.1.4.2625-10. Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г.Москвы. Санитарно-эпидемиологические правила» (далее – СП 2.1.4.2625-10), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2010 г. №45 гласит: настоящие санитарные правила определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и санитарному режиму территории и акватории зон санитарной охраны (далее - ЗСО) Московского водопровода. На основании данных санитарных правил «Проект ЗСО Московского водопровода» разрабатывается в соответствии с ч.1 ст.7 Водного кодекса Российской Федерации участниками водных отношений (субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические лица, юридические лица), в том числе применительно к территориям отдельных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы.

Подпунктом «а» п.1.1.2 СП 2.1.4.2625-10 определено: проект ЗСО Московского водопровода включает, в частности, определение границ зоны и составляющих ее поясов. В проекте ЗСО определение границ зоны осуществляется на основании расчетов либо данных о рельефе местности (цифровых ортофотопланов, цифровых моделей рельефа и иных данных).

Пунктом 1.2.4. СП 2.1.4.2625-10 определено: территория ЗСО относится к зоне ограниченного хозяйственного и градостроительного освоения, где не допускается размещение и развитие промышленного и крупного сельскохозяйственного производства, а развитие населенных мест и размещение новых объектов гражданского строительства ограничивается ассимиляционной способностью почв и водных объектов (их способностью к самоочищению).

Верхняя граница 2 пояса ЗСО по акватории источника водоснабжения должна быть удалена вверх по течению от плотины гидроузла на расстояние, чтобы время для пробега по основному водотоку, притокам первого порядка и акватории водохранилища до плотины гидроузла было не менее 5 суток (при расходе воды 95% обеспеченности), но не далее створа плотины вышележащего гидроузла.

В случае разработки проекта на основании данных о рельефе местности (цифровых ортофотопланов, цифровых моделей рельефа и иных данных) верхняя граница 2 пояса ЗСО устанавливается вверх по течению на протяжении всего водного объекта до его истока с учетом административно-территориальных границ субъектов Российской Федерации (п.3.4.1 СП 2.1.4.2625-10).

Нижняя граница соответствует створу водозабора или гидроузла (п.3.4.2 СП 2.1.4.2625-10).

Пунктом 3.4.3 СП 2.1.4.2625-10 установлено: зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2010 г. N 45, боковые границы устанавливаются не только по берегам основного водотока или водохранилища, входящих в гидротехнические системы, но и по берегам впадающих в них притоков первого порядка.

Боковые границы 2 пояса ЗСО водозабора или гидроузла должны проходить от уреза воды при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка на расстоянии:

а) при равнинном рельефе местности - не менее 500 м;

б) при холмистом рельефе местности - по вершинам первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения.

В соответствии с п.4.4.4 СП 2.1.4.2625-10 на территории 2 пояса ЗСО не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка.

Осуществление индивидуальной жилой застройки в границах водоохранных зон возможно при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды (ч.16 ст.65 Водного кодекса РФ).

Таким образом, юридически значимыми и подлежащими доказыванию при разрешении настоящего спора являются, в частности, обстоятельства, связанные с шириной береговой полосы и наличием либо отсутствием зон санитарной охраны Можайского водохранилища, факт возможного наложения зон санитарной охраны на границы спорного земельного участка и определение границ земельного участка вне пределов санитарных зон в соответствии с правоустанавливающими документами.

В силу толкования ст.10 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в государственный кадастр недвижимости подлежат внесению сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, территориях объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно ч.4 ст.16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» учет изменений объекта недвижимости возможен на основании решения суда.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч.ч.1, 2 и 3 ст.67 ГПК РФ).

Как следует из обстоятельств дела, установленных судом, ответчику на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым , категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>.

По результатам проведенной в рамках настоящего дела судебной экспертизы экспертом сделан вывод о том, что спорный земельный участок не входит в границы 2 пояса зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения г.Москвы – Можайского водохранилища (р.Москва), поскольку находится на расстоянии более 10 км (выше по течению) от определённой верхней границы 2 пояса ЗСО.

Тем не менее, суд полагает, что данное заключение не может быть положено в основу судебного решения, поскольку из сведений, содержащихся в ЕГРН (выписка из ЕГРН от 15.11.2021 г.), следует, что на земельный участок с кадастровым с 28.02.2020 г. на основании распоряжения от 28.11.2016 г. №613 Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов «Об установлении границы части водоохранной зоны и границы части прибрежной полосы Можайского водохранилища» уже установлены указанные выше ограничения прав, предусмотренные ст.ст.56 и 56.1 ЗК РФ.

Данные ограничения собственником этой земли или иными заинтересованными лицами не оспорены и являются действующими.

Из этого можно сделать вывод, что спорная земля всё же находится во втором поясе ЗСО, а принимая во внимание расчёты, произведённые специалистом МКУ МГО МО «Можайск-сервис» Михайлиной С.В. – в 100 метровой полосе от уреза воды.

В тоже время, названные выше ограничения не идентичны и не охватывают все ограничения, установленные СП 2.1.4.2625-10.

Учитывая указанные выше обстоятельства, приведённые нормы права и нормативные акты, суд находит требования истца о внести в ЕГРН и государственный кадастр недвижимости сведений об ограничении (обременении) прав при использовании земельного участка с кадастровым в соответствии с требованиями СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г.Москвы», законными и обоснованными, в связи с чем, подлежащими удовлетворению.

Разрешая требования истца о сносе находящиеся на земельном участке 2-х объектов незавершённого строительства, суд учитывает следующее:

В соответствии с п.1 ст.263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п.2 ст.260).

Последствия самовольной постройки, возведенной или созданной на земельном участке его собственником или другими лицами, определяются ст.222 настоящего Кодекса (абзац 2 п.2 ст.263 ГК РФ).

В силу положений ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка (п.1).

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Использование самовольной постройки не допускается.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления (п.2).

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории) (п.3.1).

Спорный земельный участок, на котором размещены указанные объекты незавершённого строительства, входит в состав населённого пункта д.Троица и был, по сути, застроен с 1975 г., с 1981 г. в жилом доме, находившемся на данном земельном участке проживали его собственники, а с 1993 г., по сути, земельный участок находился в собственности этих лиц.

В настоящее время ответчиком названный жилой дом и часть хозпостроек, входящих в его состав, снесены, а после получения соответствующего разрешение на строительство и необходимых согласований, на земельном участке начато возведение трёх объектов капитального строительства.

Как установлено судом, вид разрешённого использования спорного земельного участка предусматривает на нём строительство, названные выше объекты незавершённого строительства возводятся на основании соответствующей разрешительной документацией, самовольными постройками не являются и таковыми не признаны, доказательств, что они возводятся с нарушением строительных норм и правил, противопожарных и санитарных требований, в том числе, с нарушением СП 2.1.4.2625-10, нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц и создают угрозу жизни и здоровью граждан, суду не представлено и, входе рассмотрения дела по существу, не получено.

Учитывая указанные выше суд не находит оснований для удовлетворения иска в части сноса двух объектов незавершённого строительства, расположенных на спорном земельном участке.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12-14, 194-199 ГПК РФ, -

р е ш и л :

Иск Можайского городского прокурора Московской области удовлетворить частично.

Обязать Управление Федеральной регистрационной службы, кадастра и картографии по Московской области внести в ЕГРН сведения об ограничении прав при использовании земельного участка с кадастровыми , в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г.Москвы».

Обязать Шерстобитова Сергея Петровича использовать земельный участок с кадастровым в соответствии с ограничениями, установленными п.4.4 санитарно-эпидемиологических правил СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г.Москвы».

В удовлетворении иска Можайского городского прокурора в интересах Российской Федерации, в лице Управления Роспортребнадзора по Московской области и неопределённого круга лиц, к Шерстобитову Сергею Петровичу, в части сноса двух объектов незавершённого строительств, расположенных на земельном участке с кадастровым , отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Московском областном суде через Можайский городской суд Московской области, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья А.С. МИРОНОВ

Решение суда в окончательной форме составлено 16 сентября 2022 года.

Судья А.С. МИРОНОВ

копия верна _______________________ (Миронов)