Катангский районный суд Иркутской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Катангский районный суд Иркутской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«08» сентября 2011 года село Ербогачен
Катангский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Шайдуллина Р.С., при секретаре судебного заседания Марасулово й Е.Н., с участием:
помощника прокурора Катангского района Лисичникова В.А.;
представителя администрации Ербогаченского муниципального образования ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-111/2011 по заявлению прокурора, обратившегося в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга о признании незаконным бездействие администрации Ербогаченского муниципального образования в части создания условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения на водных объектах, об обязании администрации Ербогаченского муниципального образования устранить нарушения законодательства путем создания условий для массового отдыха жителей поселения, организации обустройства мест массового отдыха населения на водных объектах в соответствии с действующим законодательством,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Катангского района обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, указав, что прокуратурой Катангского района с привлечением специалиста Ербогаченского участка ГИМС МЧС России по Иркутской области была проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства, регулирующего вопросы организации обустройства мест массового отдыха населения, и осуществления мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам. Вместе с тем, администрацией Ербогаченского муниципального образования не принимаются достаточные меры, направленные на решение данного вопроса непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения.
Согласно информации, администрацией Ербогаченского МО правовые акты, касающиеся отведения, обустройства мест массового отдыха населения на водных объектах не принимались, в связи с чем, места купания не определялись. С целью предупреждения граждан об опасности нарушений правил поведения на воде установлены предупреждающие аншлаги, о запрете купания в неотведенных местах.
Следовательно, администрацией Ербогаченского МО не созданы условия для массового отдыха жителей поселения, не организовано обустройство мест для отдыха согласно Правил охраны жизни людей на водных объектах в Иркутской области, утвержденных постановлением Правительства Иркутской области от 08.10.2009г. № 280/59-пп, поскольку население с. Ербогачен вынуждено посещать водные объекты в неотведенных для этого местах, что влечет угрозу причинения вреда их жизни и здоровью, что подтверждается проведенным обследованием береговой линии р. Нижняя Тунгуска в местах наиболее посещаемых населением, где имеются водовороты, резкие углубления дна, затопленные баржи. В связи с этим, нарушаются права граждан на свободный доступ к водным объектам общего пользования.
В результате бездействия администрации Ербогаченского МО, выражающегося в непринятии надлежащих мер, направленных на создание условий и организацию обустройства мест массового отдыха населения на водных объектах, нарушаются права граждан – жителей с. Ербогачен, круг лиц которых индивидуализировать не представляется возможным.
В судебном заседании помощник прокурора Катангского района Лисичников В.А. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель администрации – исполняющий обязанности главы Ербогаченского МО ФИО1, действующий на основании Устава Ербогаченского МО, в судебном заседании с заявлением прокурора не согласился и суду пояснил, что река Нижняя Тунгуска в соответствии со ст. 8 Водного Кодекса Российской Федерации относится к федеральной собственности, поэтому к полномочиям органов местного самоуправления в области водных отношений относится только предоставление гражданам информации об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территориях муниципального образования, что администрацией исполняется, а именно, установлены предупреждающие аншлаги, о запрете купания в неотведенных местах.
Старший госинспектор Ербогаченского инспекторского участка ГИМС ГУ МЧС России по Иркутской области ФИО3, допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля суду показал, что на территории Ербогаченского МО нет зарегистрированных пляжей и мест массового отдыха, но население посещает водные объекты по береговой линии Нижней Тунгуски, данные места опасны для купания, администрацией установлены аншлаги о запрете купания в неотведенных местах, однако, на территории поселения есть и другие водные объекты, там аншлаги о запрете купания не установлены.
Выслушав заявителя – помощника прокурора Катангского района Лисичникова В.А., и.о. главы администрации муниципального образования Ербогаченское, мнение старшего госинспектора Ербогаченского инспекторского участка ГИМС ГУ МЧС России по Иркутской области ФИО3, изучив представленные суду материалы, суд приходит к выводу, что заявление прокурора подлежит удовлетворению в части признания незаконными бездействия администрации Ербогаченского МО по созданию условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения на водных объектах, и в части обязывания устранить нарушения законодательства путем создания условий для массового отдыха жителей поселения, организации обустройства мест массового отдыха населения на водных объектах в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона Иркутской области от 2 декабря 2004 г. N 74-ОЗ "О статусе и границах муниципальных образований Катангского района Иркутской области" на территории Катангского района Иркутской области образовано Ербогаченское муниципальное образование с административным центром в селе Ербогачен.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определены вопросы местного значения поселения, в том числе п. 15 - создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к в о д н ы м
о б ъ е к т а м общего пользования и их б е р е г о в ы м полосам.
Статьей 6 Водного кодекса РФ установлено, что каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено законодательством. Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах.
Конституцией РФ, а именно ст.132 определено, что органы местного самоуправления самостоятельно … осуществляют охрану общественного порядка, а также решают и н ы е вопросы местного значения.
В соответствии со ст. 6 Устава Ербогаченского МО, к вопросам местного значения относятся, в том числе… организация в границах поселения водоотведения; осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской федерации, полномочий собственника водных объектов; создание условий для массового отдыха жителей Поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения.
Согласно Правил охраны жизни людей на водных объектах в Иркутской области, утвержденных постановлением Правительства Иркутской области от 08.10.2009г. № 280/59-пп, водные объекты используются для личных и бытовых нужд в местах, определяемых в соответствии с муниципальными правовыми актами…, в целях охраны жизни людей на водных объектах в местах массового отдыха организация пляжа должна осуществляться в соответствии с правилами выбора территории для организации пляжа, правилами обустройства пляжа и правилами обслуживания пляжа.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено информацией от 10.08.2011 года старшего госинспектора Ербогаченского инспекторского участка ГИМС ГУ МЧС России по Иркутской области ФИО3 на территории Ербогаченского МО официально зарегистрированных пляжей и мест массового отдыха нет, но поскольку население с. Ербогачен вынуждено посещать водные объекты в неотведенных для этого местах, это влечет угрозу причинения вреда их жизни и здоровью, что подтверждается проведенным обследованием береговой линии р. Нижняя Тунгуска в местах наиболее посещаемых населением, где имеются водовороты, резкие углубления дна, затопленные баржи. В связи с этим, нарушаются права граждан на свободный доступ к водным объектам общего пользования.
Анализ вышеизложенных правовых норм позволяет суду сделать вывод о том, что ссылка исполняющего обязанности главы Ербогаченского МО ФИО1, что река Нижняя Тунгуска в соответствии со ст. 8 Водного Кодекса Российской Федерации относится к федеральной собственности, поэтому к полномочиям органов местного самоуправления в области водных отношений относится только предоставление гражданам информации об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территориях муниципального образования является несостоятельной.
Таким образом, суд находит бездеятельность администрации Ербогаченского МО по созданию условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения на водных объектах незаконной.
Согласно ст.45 ГПК РФ, прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
-нарушены права и свободы гражданина;
-созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
-на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом достоверно установлено, что возложенные на органы местного самоуправления обязанности по созданию условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения на водных объектах не исполняются, что нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих в Ербогаченском муниципальном образовании и временно пребывающих.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что администрацией Ербогаченского муниципального образования не исполнена возложенная обязанность Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по созданию условий для массового отдыха жителей поселения, организации обустройства мест массового отдыха населения на водных объектах в соответствии с действующим законодательством, что является бездействием органа местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Согласно ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Решение суда направляется для устранения нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия, (бездействия) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчинённости орган, должностному лицу, в течение трёх дней со дня вступления в законную силу.
На основании изложенного руководствуясь ст.206, ст.225 ГПК РФ ст. 197 - 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Катангского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Ербогаченского муниципального образования - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Ербогаченского муниципального образования в части создания условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения на водных объектах.
Обязать администрацию Ербогаченского муниципального образования устранить нарушения законодательства путем создания условий для массового отдыха жителей поселения, организации обустройства мест массового отдыха населения на водных объектах в соответствии с действующим законодательством.
Установить срок для устранения нарушения законодательства путем создания условий для массового отдыха жителей поселения, организации обустройства мест массового отдыха населения на водных объектах в соответствии с действующим законодательством до 01 июня 2012 года.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Катангский районный суд в течение 10 дней.
Судья: Р.С.Шайдуллин