ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-111 от 12.05.2017 Первомайского районного суда (Нижегородская область)

№ 2-111

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

12 мая 2017 года г. Первомайск

Первомайский районный суд Нижегородской области в составе

председательствующего судьи Красненкова Е.А.,

с участием истца ФИО1 и её представителя ФИО2,

представителя ответчика ГУ УПФ РФ по городскому округу город Первомайск Нижегородской области ФИО3 (по доверенности от 23.12.2016 года),

при секретаре Петруниной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

ФИО1 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по городскому округу город Первомайск Нижегородской области об отмене решения об отказе в доплате к пенсии и возложении обязанности произвести доплату к пенсии до уровня прожиточного минимума,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда РФ по городскому округу город Первомайск Нижегородской области (далее по тексту - ГУ УПФ РФ по городскому округу город Первомайск) об отмене решения об отказе в доплате к пенсии, возложении обязанности произвести доплату к пенсии до уровня прожиточного минимума и в обосновании своих требований указала, что она является инвалидом детства, с ДД.ММ.ГГГГ года получает пенсию по <данные изъяты> группе, с ДД.ММ.ГГГГ года пенсия назначена бессрочно, они никогда не работала. В ДД.ММ.ГГГГ года она случайно узнала, что ей положены доплаты к пенсии до прожиточного минимума. ДД.ММ.ГГГГ года она обратилась в ГУ УПФ РФ по городскому округу город Первомайск к специалисту, чтобы ей разъяснили, почему ранее с ДД.ММ.ГГГГ года не было доплаты. Проверив её данные оказалось, что она с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год числится как работающая, поэтому не получала доплаты. Она обратилась к начальнику отдела, которая ей подтвердила, что в отношении неё была допущена ошибка. Никаких уведомлений о том, что ей положены социальные доплаты к пенсии до прожиточного минимума, она не получала. ДД.ММ.ГГГГ года она подала в ГУ УПФ РФ по городскому округу город Первомайск жалобу с просьбой о проведении перерасчета её пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год с доплатой до прожиточного минимума и ДД.ММ.ГГГГ года получила ответ с отказом. Считает, что отказ является незаконным и необоснованным, нарушены её права на достойное пенсионное обеспечение. Поэтому просит отменить решение ГУ УПФ РФ по городскому округу город Первомайск от ДД.ММ.ГГГГ года № <данные изъяты> об отказе в доплате пенсии до уровня прожиточного минимума и обязать ответчика устранить нарушение её пенсионных прав и произвести доплату к пенсии с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года до уровня прожиточного минимума.

В судебном заседании ФИО1 на своих исковых требованиях настаивала в полном объеме и дополнительно пояснила, что при обращении в ГУ УПФ РФ по городскому округу город Первомайск её не информировали о социальной доплате к пенсии с ДД.ММ.ГГГГ года, сказав только, что это было опубликовано в газете, никаких письменных уведомлений от ответчика она не получала. Также ей пояснили, что она числись как работающая, поэтому социальная доплата была ей не положена. С письменным заявлением о получении доплаты она обратилась ДД.ММ.ГГГГ года и с ДД.ММ.ГГГГ года федеральная социальная доплата ей установлена. Считает, что действия ответчика являются незаконными, поэтому просит иск удовлетворить полностью.

Представитель истца ФИО2 доводы иска, объяснения ФИО1 поддержала и дополнительно пояснила, что они не знали о необходимости обратиться с заявлением в ГУ УПФ РФ по городскому округу город Первомайск для установления федеральной социальной доплаты к пенсии, так как их об этом никто не информировал и не извещал. Просит требования ФИО1 удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ по городскому округу город Первомайск ФИО3 (по доверенности) иск не признала и пояснила, что право на установление федеральной социальной доплаты к пенсии имеют граждане, обратившиеся в ГУ УПФ РФ по городскому округу город Первомайск с соответствующим письменным заявлением. От ФИО1 такое заявление поступило ДД.ММ.ГГГГ года и доплата была установлена с ДД.ММ.ГГГГ года. Уведомление о праве на социальную доплату к пенсии направлялись всем пенсионерам, в том числе и истцу, но простой почтой без уведомления, поэтому доказательств получения данного уведомления ФИО1 представить не может. Решение об отказе в выплате федеральной социальной доплаты к пенсии ФИО1 не выносилось, так как истец обратилась в ГУ УПФ РФ по городскому округу город Первомайск с жалобой, на которую ей был дан соответствующий письменный ответ. Считает, что требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Свидетель ФИО4 показала, что работает начальником отдела назначения и перерасчета выплаты пенсий ГУ УПФ РФ по городскому округу город Первомайск. В ДД.ММ.ГГГГ года была опубликована статья в газете <данные изъяты>» с разъяснениями об установлении социальной доплаты к пенсии лицам, обратившимся с соответствующим заявлением. ФИО1 обратилась с заявлением ДД.ММ.ГГГГ года и социальная доплата к пенсии ей была установлена с ДД.ММ.ГГГГ года. В базе данных ФИО1 числилась как работающая, что является некорректным. Вместе с тем, наличие работы или отсутствие таковой является одним из обстоятельств установления федеральной социальной доплаты к пенсии либо отказе в назначении доплаты, так как после обращения гражданина с письменным заявлением об установлении социальной доплаты к пенсии, проверяются все обстоятельства в совокупности и после проверки всех данных принимается соответствующее решение.

Выслушав объяснения сторон, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее по тексту - Федеральный закон) социальная доплата к пенсии представляет собой денежную сумму к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума.

Статьей 7 Федерального закона установлено, что получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации.

Социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами (за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 настоящей статьи), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия.

Как следует из справки серия МСЭ-2006 № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 является инвалидом третьей группы, как инвалид с детства, инвалидность установлена бессрочно (л.д. 34), в связи с чем истец, как ребенок-инвалид, получает пенсию (л.д. 17).

Согласно п. 8 Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.09.2009 года № 805н пенсионеры, проживающие на территории Российской Федерации, получающие пенсию в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации, обращаются за установлением федеральной социальной доплаты к пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий их пенсионное обеспечение.

В силу п. 17 указанных Правил федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с заявлением и со всеми необходимыми документами.

ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 обратилась в ГУ УПФ РФ по городскому округу город Первомайск с письменным заявлением для установления федеральной социальной доплаты к пенсии (л.д. 33) и с ДД.ММ.ГГГГ года истцу установлена федеральной социальной доплаты к пенсии в размере <данные изъяты> рублей (л.д. 50-51).

Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 29.05.2014 года № 1100-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО5 на нарушение её конституционных прав положением части 6 статьи 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» исходя из необходимости обеспечения минимального материального обеспечения пенсионеров, проживающих на территории Российской Федерации, не осуществляющих работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, законодатель в статье 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» предусмотрел возможность назначения данной категории социальных доплат к пенсии (федеральной и региональной) в случае, если сумма их материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации, а также закрепил механизм реализации права пенсионеров на указанные доплаты, в том числе установив порядок обращения за их назначением. Оспариваемое положение, предоставляя гражданам возможность обратиться за назначением социальных доплат к пенсии в любое время после возникновения права на них, а также определяя сроки, с которых назначаются указанные доплаты, и возлагая на граждан обязанность обратиться с заявлением об их назначении, направлено на обеспечение беспрепятственной реализации права на социальное обеспечение, наделяет гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) данного права, способствует своевременному обращению за назначением доплат и само по себе не может рассматриваться как нарушающее какие-либо права граждан.

Таким образом, законом предусмотрен обязательный заявительный порядок обращения граждан за установлением социальной доплаты к пенсии, исключение составляют социальная доплата к пенсии детям-инвалидам и социальная доплата к пенсии по случаю потери кормильца, назначенная детям, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, к которым истец не относится.

Суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в связи с отсутствием правовых оснований для возложения на пенсионный орган обязанности по назначению и выплате федеральной социальной доплаты с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, исходя из того, что право на федеральную социальную доплату у истца наступило только с ДД.ММ.ГГГГ года, после обращения в ГУ УПФ РФ по городскому округу город Первомайск с письменным заявлением о назначении указанной доплаты, поскольку назначение пенсии и соответствующих доплат носит заявительный характер, а потому получение федеральной социальной доплаты является в соответствии с положениями указанных правил правом заявителя-пенсионера, реализуемым путем предоставления надлежащего заявления в пенсионный орган по месту жительства (пребывания) заявителя-пенсионера.

При этом не основано на нормах материального права обязанность пенсионного органа самостоятельно начислить федеральную социальную доплату к пенсии, без заявления соответствующего лица, следовательно, право на данную социальную доплату у истца наступило только после обращения с заявлением ГУ УПФ РФ по городскому округу город Первомайск, то есть с ДД.ММ.ГГГГ года.

Доводы истца и её представителя том, что ФИО1 не была проинформирована ответчиком о праве на федеральную социальную доплату согласно письму ПФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ года № <данные изъяты>, путем направления уведомления о праве на установление федеральной социальной доплаты, суд признает несостоятельными, поскольку указанное письмо носит рекомендательный характер по реализации ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Данным письмом разработаны и рекомендованы к использованию в работе бланки заявления о назначении пенсии (перевода с одной пенсии на другую) в которых включены положения об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии, необходимые для заполнения гражданами, обращающимися за пенсией начиная с 01.01.2010 года, с целью выяснения волеизъявления пенсионеров о получении федеральной социальной доплаты.

Информирование граждан о праве на федеральную социальную доплату производилось должностным лицом ГУ УПФ РФ по городскому округу город Первомайск путем публикации информационного материала в средствах массовой информации - газете <данные изъяты> от 07.10.2009 года «Переоценка трудового стажа», с разъяснениями о том, что социальная доплата к пенсии устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения пенсионеров за ней с заявлением со всеми необходимыми документами (л.д. 23).

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается ответчиком, ФИО1 никогда не работала и не была трудоустроена.

Однако суд не может признать обоснованными доводы истца в части того, что доплата ей не производилась в связи с тем, что в её личном деле было указано, что она работает, поскольку наличие трудоустройства (признак работающая), наряду с другими требованиями при подаче заявления с приложенными к нему документами, после проведения в течение пяти дней необходимых проверок и мероприятий, является лишь одним из оснований для принятия решения об отказе в назначении федеральной социальной доплате к пенсии либо в установлении такого права (п. п. 12-15 Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.09.2009 года № 805н).

При этом в случае отсутствия права на федеральную социальную доплату к пенсии выносится соответствующее решение, о чем должен быть уведомлен заявитель с указанием причин отказа, которое может быть обжаловано в суде.

Вместе с тем суд не может признать сообщение ГУ УПФ РФ по городскому округу город Первомайск от ДД.ММ.ГГГГ года № <данные изъяты> на имя ФИО1 (л.д. 10-11) как отказ в установлении федеральной социальной доплаты к пенсии, поскольку данное письмо является соответствующим ответом на жалобу истца (л.д. 8-9), носит разъяснительный характер, решения об отсутствии права на федеральную социальную доплату к пенсии в нем не принималось, следовательно, правовых оснований для отмены данного сообщения не имеется.

При таких обстоятельствах исковые требования ФИО1 являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В иске ФИО1 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по городскому округу город Первомайск Нижегородской области об отмене решения об отказе в доплате к пенсии и возложении обязанности произвести доплату к пенсии до уровня прожиточного минимума - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.А.Красненков