ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1110/2013 от 14.08.2013 Мегионского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело №2-1110/2013

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 августа 2013года г.Мегион

Мегионский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе председательствующего: судьи Ивановой Л.А., при секретаре Ляпустиной Т.Е.,

с участием помощника прокурора г.Мегион Кочурова Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Мегиона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Мегиона о понуждении создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г.Мегион обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к ответчику о понуждении создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры- зданию муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств №2» (далее по тексту ДШИ №2), расположенному по адресу: г.Мегион, пгт.Высокий, ул.Л.Толстого, дом 12, путем установки пандуса и поручней на входе в здание.

В суде помощник прокурора г.Мегиона кочуров Н.В. на исковых требованиях настаивал в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности Администрации г.Мегиона №МИ-05 от 09.01.2013г., не соглашаясь с иском, предъявила в суд письменные возражения о том, что Администрация г.Мегиона не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку имущество находится в оперативном управлении третьего лица, которое и обязано обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в здание. Просила рассмотреть дело без ее участия.

Представитель третьего лица-ДШИ №2, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, свое мнение по иску не выразил.

Настоящее дело рассмотрено по правилам ч.3,4 ст.167 ГПК РФ без явки ответчика и третьего лица.

Заслушав мнение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно ст.15 Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

На основании Устава ДШИ №2 является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением дополнительного образования детей (некоммерческой организацией), обладает статусом юридического лица. В соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права здание школы искусств, расположенное по адресу: г.Мегион, <...>, находится в муниципальной собственности и передано в оперативное управление ДШИ №2 (л.д.14-77).

Требованиями ст.39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ определено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Санитарные правила подлежат регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с положениями Свода правил «Доступность зданий и

сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» (утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 года № 605) помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках или с недостатками зрения, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для инвалидов или лифты (п.4.1.14., 5.1.9.).

Судом установлено, что вход в здание ДШИ № 2 не обеспечен доступностью для инвалидов и иных маломобильных групп населения, а именно отсутствуют пандусы и поручни на входе в здание. Данные обстоятельства подтверждены письмом директора ДШИ №2, из которого следует, что устройство пандуса и поручней на центральном входе в здание включены в проектно-сметную документацию по реконструкции школы на период до 2015г. (л.д.12).

Доводы представителя Администрации г.Мегиона ФИО1 о том. что по данному гражданскому делу надлежащим ответчиком является ДШИ №2, являются несостоятельными, поскольку согласно апелляционному определению судебной коллегии по гражданским делам суда ХМАО-Югры от 04.04.2013г. (л.д.88-90) отказано в удовлетворении аналогичного иска прокурора к ДШИ №2 о понуждении создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры по той причине, что надлежащим ответчиком является Администрация г.Мегиона.В соответствии со ст.32 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. №3266-1 образовательное учреждение самостоятельно, в том числе, в осуществлении финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

Тем самым, к компетенции образовательного учреждения законом отнесено оборудование в соответствии с установленными требованиями помещений в здании, но не самого здания образовательного учреждения.

Согласно ст. 51 вышеуказанного Закона образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

На основании п.1.6 Устава ДШИ №2 учредителем и собственником имущества данного бюджетного учреждения является муниципальное образование город Мегион, при этом функции и полномочия собственника имущества осуществляются администрацией города. Бюджетное учреждение не вправе без согласия собственника распоряжаться переданным ему в оперативное управление недвижимым имуществом (п.5.11Устава).

В соответствии со статьей 31 Закона РФ «Об образовании» содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.

В силу ст.ст.139 и 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетныx субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Право распоряжаться имуществом, переданным в оперативное управление только с согласия собственника также закреплено в статье 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которой бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или при обретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

Понятие реконструкции определено в п. 14 статьи 1 Градостроительного Кодекса РФ как изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема). Производство строительных работ по сооружению пандуса предполагает изменение части здания - входной группы, которое должно быть отражено в техническом паспорте на данный объект. Из этого следует, что вопрос о реконструкции отдельных частей здания относится к полномочиям распоряжения имуществом, то есть, осуществить данные изменения возможно только собственнику имущества, а не его владельцу на праве оперативного управления.

Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что обязанность по оборудованию здания школы приспособлениями, позволяющими обеспечить беспрепятственный доступ в него маломобильных групп населения, возложена в данном случае на администрацию города Мегиона как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, осуществляющего функции собственника муниципального имущества.

Анализируя представленные сторонами и исследованные судом доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что иск прокурора о возложении на ответчика обязанности по установлению пандуса и поручней на входе в здание школы является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению.

В силу ст.333.36 НК РФ Администрация г.Мегион освобождена от уплаты затрат по госпошлине.

Руководствуясь ст. 15. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Удовлетворить иск прокурора г.Мегиона к Администрации г.Мегиона в защиту интересов неопределенного круга лиц о понуждении создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры частично.

Обязать Администрацию г.Мегиона создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту инфраструктуры- зданию муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств №2», расположенному по адресу: г.Мегион, <...>, путем установки пандуса и поручней на входе в здание.

Решение может быть обжаловано в суд ХМАО – Югра через Мегионский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья: Л.А. Иванова

Мотивированное решение

составлено 15.08.2013 года