ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1110/2015 от 26.02.2016 Ржевского городского суда (Тверская область)

Дело № 2-29/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 февраля 2016 года город Ржев Тверской области

Ржевский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Брязгуновой А.Н.,

при секретаре Мамаевой А.Ю.,

с участием представителя истца ФИО1 - ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, Правительству Тверской области о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма и понуждении к заключению договора социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области о признании права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: Тверская область, <адрес>, на условиях социального найма и обязании Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области заключить с ФИО1 договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: Тверская область, <адрес>.

Требования мотивированы тем, что истцу на основании Постановления Главы Администрации города Ржева Тверской области от 15 сентября 2004 года было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: Тверская область, <адрес>. ФИО1 на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ заселилась в жилое помещение и зарегистрировалась в нём, что подтверждается справкой с места жительства. В августе 2015 года ФИО1 обратилась с заявлением к ответчику о заключении с ней договора социального найма на занимаемое ею жилое помещение, о даче разрешения о регистрации в жилом помещении её мужа ФИО3 ича, а также разрешения на приватизацию занимаемого жилого помещения. Ответчик отказал истцу в заключении договора социального найма, мотивируя тем, что в соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляются жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда; порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Тверской области по договорам социального найма урегулирован законом Тверской области от 17.04.2006 года № 39-ЗО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Тверской области». Сведениями о соответствии истца какой-либо категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Тверской области по договорам социального найма, в соответствии со ст. 1 Закона Тверской области, также о принятии её на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, Министерство не располагает, в связи с чем основания для заключения договора социального найма жилого помещения отсутствуют. Истец считает, что отказ ответчика в заключении с истцом договора социального найма является неправомерным. Учитывая, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ была вселена в жилое помещение на основании ордера, проживает в спорной квартире постоянно, зарегистрирована, оплачивает жилищно-коммунальные услуги, довод ответчика, указанный в отказе в заключении с истцом договора социального найма, о том, что истец не признан в установленном порядке нуждающимся в жилом помещении, является незаконным. Истец, вселяясь на основании ордера, приобрела право пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма. Так как с истцом ранее не заключался договор социального найма в соответствии со ст. 51 ЖК РСФСР, то между сторонами фактически сложились отношения по использованию спорной квартиры на условиях договора социального найма. Основанием предоставления истцу спорного жилого помещения являлось Постановление Главы Администрации г. Ржева от ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно истцу было предоставлено жилое помещение, относящееся к государственному жилищному фонду, которое относится к жилым помещениям жилищного фонда социального назначения. При таких обстоятельствах у ответчика не имелось оснований в отказе истцу в заключении договора социального найма. Не имея договора социального найма, истец не может зарегистрировать в спорное жилое помещение своего супруга ФИО3, так как для регистрации по месту жительства в ОУФМС необходимо предоставить документ, подтверждающий право пользования жилым помещением либо свидетельство о праве собственности либо договор социального найма.

Определением Ржевского городского суда Тверской области от 03 февраля 2016 года к участию в деле по иску ФИО1 о признании права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: Тверская область, <адрес>, на условиях социального найма привлечено в качестве соответчика Правительство Тверской области.

Истец ФИО1, будучи надлежащим образом извещённой о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, уполномочив представлять свои интересы на основании нотариально удостоверенной доверенности ФИО2 и направив в суд заявление в письменной форме от 26.02.2016 года с просьбой рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель истца ФИО1 - ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала и дала объяснения в соответствии с доводами, изложенными в исковом заявлении. Просила удовлетворить заявленное к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области и Правительству Тверской области исковое требование о признании за ФИО1 права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: Тверская область, <адрес>, на условиях социального найма, а также заявленное к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области исковое требование об обязании Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области заключить с ФИО1 договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: Тверская область, <адрес>.

Ответчик Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, будучи надлежащим образом извещённым о дате, времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направило, представив ходатайство в письменной форме от 25.02.2016 года о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, указав, что поддерживает позицию, изложенную в ранее представленном отзыве. Из письменного отзыва от 08.12.2015 года следует, что Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области возражает относительно удовлетворения заявленных исковых требований по следующим основаниям. Квартира, общей площадью 26,5 кв.м., распложенная по адресу: Тверская область, <адрес>, учитывается в реестре государственного имущества Тверской области в качестве объекта казны Тверской области. При приватизации Мясного комбината «Ржевский» объекты жилищного фонда, в том числе и указанная квартира, для которых законодательством предусмотрен особый режим приватизации, не вошли в состав приватизируемого имущества. В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляются жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда. Предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Тверской области осуществляется в порядке, установленном Законом Тверской области от 17.04.2006 года № 39-ЗО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Тверской области», по решению Правительства Тверской области. Статьёй 1 указанного Закона Тверской области определены категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Тверской области по договорам социального найма. В соответствии со ст. 2 указанного Закона Тверской области жилые помещения жилищного фонда Тверской области по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт. Порядок постановки на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях независимо от формы собственности и порядок учёта граждан, относящихся к указанным категориям, определяются Законом Тверской области от 27.09.2005 года № 112-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления Тверской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Сведениями о соответствии истца какой-либо категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Тверской области по договорам социального найма, в соответствии со ст. 1 Закона Тверской области № 39-ЗО, а также о принятии истца на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, Министерство не располагает, в связи с чем основания для заключения договора социального найма жилого помещения отсутствуют.

Ответчик Правительство Тверской области, будучи надлежащим образом извещённым о дате, времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направило. Ходатайств об отложении судебного разбирательства от него не поступало. В направленных в письменной форме возражениях на исковое заявление от 26.02.2016 года просит отказать в удовлетворении исковых требований, указав, что сведениями о соответствии истца какой-либо категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Тверской области по договорам социального найма, в соответствии со ст. 1 Закона Тверской области № 39-ЗО, а также о принятии истца на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях Правительство Тверской области и Министерство не располагает, в связи с чем основания для заключения договора социального найма жилого помещения отсутствуют. Кроме того, Правительство Тверской области не согласно с доводами истца о фактическом пользовании жилым помещением на условиях социального найма. Как следует из представленного истцом ордера на жилое помещение от 17.09.2014 года № 65, спорная квартира была предоставлена истцу ОАО мясокомбинат «Ржевский» в качестве служебного жилья на основании действующих на момент предоставления норм ЖК РСФСР (ст. 105). Как указано в п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по действующему до 1 марта 2005 года законодательству основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся установленной формы ордер. Статус спорного жилого помещения на момент его предоставления истцу как статус жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда, являющегося предметом найма (по ст. 47 ЖК РСФСР), истцом не доказан. Равно не доказаны основания вселения его в спорное жилое помещение. С учётом существа и формулировки заявленных истцом требований Правительство Тверской области не может быть надлежащим ответчиком по рассматриваемому делу. Согласно ч. 3 ст. 3 Закона Тверской области № 39-ЗО заключение договоров социального найма жилого помещения осуществляется исполнительным органом государственной власти, определяемым Правительством Тверской области. Кроме того, основанием для заключения с истцом договора социального найма в порядке Закона Тверской области № 39-ЗО истцом также не доказаны. Договор социального найма в нарушение установленного законом порядка с истцом заключён быть не может.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация города Ржева Тверской области, будучи надлежащим образом извещённой о дате, времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направила. Ходатайств об отложении судебного разбирательства от неё не поступало.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО3, будучи надлежащим образом извещённым о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, направив в суд заявление в письменной форме от 26.02.2016 года с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что против удовлетворения заявленных ФИО1 требований не возражает.

Заслушав объяснения представителя истца, изучив мнение ответчиков, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Статьёй 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище и недопустимость произвольного лишения кого-либо жилища. Одновременно указанная норма обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для осуществления данного права, в том числе гражданам, нуждающимся в жилище, путём предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в установленном законом порядке.Как установлено в судебном заседании, истцу ФИО1ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Ржева Тверской области был выдан ордер № 65 на право занятия жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: Тверская область, <адрес>, на семью из одного человека (истец ФИО1). Основанием для выдачи ордера послужило постановление Главы города Ржева Тверской области от 15 сентября 2004 года «Об утверждении решений руководства организаций, предприятий, общественной комиссии по жилищным вопросам в распределении жилья».

Согласно справке о регистрации, выданной Администрацией города Ржева Тверской области 22 декабря 2015 года, истец ФИО1 зарегистрирована по месту жительства по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании достоверно установлено, что ФИО1 вселена в спорную квартиру на основании указанного ордера, по настоящее время зарегистрирована и постоянно проживает в ней, несёт расходы по её содержанию, оплачивает коммунальные платежи по ней. Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются и подтверждаются вышеуказанными доказательствами, а также квитанциями об оплате истцом электроэнергии по спорному жилому помещению.

Согласно составленному Ржевским бюро технической инвентаризации Тверской области по состоянию на 18 сентября 2001 года техническому паспорту здания (строения) по адресу: <адрес>, указанный жилой дом состоит из двух квартир и принадлежит АО «Мясокомбинат «Ржевский» в соответствии с регистрационным удостоверением Ржевского БТИ от 04 января 1971 года № 2.

В представленных Ржевским филиалом ГУП «Тверское областное БТИ» материалах инвентарного дела на указанный жилой дом имеются: справка государственного предприятия Ржевского мясокомбината от 07 декабря 1970 года № 2 о том, что домовладение состоит на балансе основных средств Ржевского мясокомбината; заключение Ржевского БТИ от 08 декабря 1970 года о том, что дом построен в 1958 году, находится в ведении Ржевского мясокомбината; а также регистрационное удостоверение Ржевского БТИ от января 1971 года № 2 о регистрации жилого дома по праву государственной собственности за Ржевским мясокомбинатом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.1992 года № 700 Мясной комбинат «Ржевский», г. Ржев был передан в государственную собственность Тверской области.

Решением Комитета по управлению имуществом Тверской области от 29 ноября 1993 года № 1083 были утверждены план приватизации Ржевского мясокомбината и учреждение акционерного общества открытого типа «Мясокомбинат «Ржевский». В соответствии пунктом 8 указанного плана приватизации жилые дома, не включённые в уставный капитал, передаются в хозяйственное ведение акционерному обществу с обязательным финансированием их содержания вплоть до включения их в состав муниципальной собственности согласно договору с Ржевским Советом народных депутатов. В акт оценки стоимости имущества предприятия по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по Ржевскому мясокомбинату, являющийся приложением к плану приватизации, включён, в том числе двухквартирный щитовой дом, в котором расположена спорная квартира.

В ходе судебного разбирательства установлено, что спорная квартира, расположенная по адресу: Тверская область, <адрес>, находится в собственности субъекта Российской Федерации Тверская область, учитывается в реестре государственного имущества Тверской области в качестве объекта казны Тверской области. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из реестра государственного имущества Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации права 69-АБ , выданным ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной регистрационной службы по Тверской области.

Согласно составленному Ржевским филиалом ГУП «Тверское областное БТИ» по состоянию на 08 июля 2009 года техническому паспорту спорная квартира является неблагоустроенным жилым помещением: отопление от котла в печи, газоснабжение баллонное, канализация местная, водоснабжение от городской сети.

Поскольку ФИО1 вселена в спорное жилое помещение, проживает и зарегистрирована в нём по месту жительства с 01 октября 2004 года, при разрешении заявленного спора применяются нормы Жилищного кодекса РСФСР (далее - ЖК РСФСР), действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений.

В силу п. 1, 2 ст. 5 ЖК РСФСР жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству, относились к государственному жилищному фонду, а жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям - к общественному жилищному фонду.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 10 ЖК РСФСР граждане РСФСР имели право на получение в установленном порядке жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда либо в домах жилищно-строительных кооперативов. Жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, а также в домах жилищно-строительных кооперативов предоставлялись гражданам в бессрочное пользование.

Согласно ст. 43 ЖК РСФСР жилые помещения предоставлялись гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утверждённому исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.

Статьёй 47 ЖК РСФСР определено, что единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение являлся ордер, выдаваемый уполномоченным исполнительным органом государственной власти на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного жилищного фонда.

Согласно ч. 1 ст. 50 ЖК РСФСР пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.

Исходя из положений ст. 50, 51 ЖК РСФСР заключение договора найма жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что истец ФИО1 была на законных основаниях вселена в спорное жилое помещение. Лицами, участвующими в деле, не оспаривался факт выдачи истцу вышеуказанного ордера и правомерность вселения истца в спорную квартиру, данный ордер недействительным не признавался. Доказательств, опровергающих законность вселения истца в спорную квартиру, а равно доказательств, подтверждающих доводы стороны ответчика о предоставлении истцу спорной квартиры в качестве служебного жилья и отнесения её к специализированному жилищному фонду, в том числе включение её в число служебных жилых помещений, суду не представлено. В связи с чем у ФИО1 возникло право бессрочного пользования спорным жилым помещением на условиях договора найма жилого помещения, а следовательно - законное основание для предъявления к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области требования об обязании заключить с ней договор социального найма на указанное жилое помещение.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нём на условиях, установленных ЖК РФ.

В силу ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

В соответствии со ст. 672 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.

Согласно п. 1 ст. 671 ГК РФ по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нём.

Оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд считает заявленное к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области и Правительству Тверской области требование истца о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма и заявленное к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области требование об обязании заключить договор социального найма обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.

Доводы стороны ответчика об отсутствии основания для заключения договора социального найма жилого помещения и недоказанности истцом основания его вселения в спорное жилое помещение и наличия у последнего статуса жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда, являющегося предметом найма, полностью опровергаются вышеуказанными доказательствами и установленными судом обстоятельствами.

Доводы стороны ответчика об отсутствии оснований полагать, что истец в настоящее время нуждается в жилом помещении, и об отсутствии сведений и доказательств соответствия истца какой-либо категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Тверской области по договорам социального найма в соответствии со ст. 1 Закона Тверской области от 17.04.2006 года № 39-ЗО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Тверской области», а также о принятии истца на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, являются несостоятельными, поскольку данные обстоятельства при сложившихся правоотношениях правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеют.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес> Тверской области, право пользования жилым помещением - квартирой, расположенной по адресу: Тверская область, <адрес>, на условиях социального найма.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области заключить с ФИО1 договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: Тверская область, <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Ржевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.Н. Брязгунова

Решение в окончательное форме составлено 04 марта 2016 года.