ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1111/18 от 20.06.2018 Тракторозаводского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2-1111/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

гор. Волгоград 20 июня 2018 года

Тракторозаводский районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Гоношиловой О.А.,

при секретаре ФИО2,

с участием истца ФИО1, представителей ответчика ТСЖ « Старт-10» ФИО3, ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Волгограде гражданское дело по иску ФИО1 к ТСЖ « Старт-10» о взыскании сумм и возложении обязанности,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к ТСЖ « Старт-10» о взыскании сумм и возложении обязанности, мотивируя исковые требования тем, что ДАТА ИЗЪЯТА температура в принадлежащей ему квартире достигла 30 градусов, что превышает предельно допустимую температуру в жилых помещениях на 6 градусов, о чем истцом было сообщено председателю правления ТСЖ « Старт-10» ФИО4, которая сообщила истцу, что не ТСЖ производит регулировку приема тепловой энергии. В составлении акта фиксации температуры воздуха в принадлежащей истцу квартире председателем правления ТСЖ « Старт-10» ФИО4 истцу отказано, в связи с чем замер температуры воздуха и составление акта фиксации температуры воздуха произведено комиссией жильцов дома. ДАТА ИЗЪЯТА истец обратился в ТСЖ с заявлением о перерасчете размера платы за предоставление коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества за период с ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА, которое оставлено ответчиком без удовлетворения. Истец полагает, что за указанный период сумма, на которую должен быть снижен размер платы за отопление, составляет 3469,43 руб. и просит взыскать указанную сумму с ответчика в свою пользу.

В связи с тем, что ТСЖ « Старт-10» в добровольном порядке не произвело перерасчет размера платы за отопление, истец просит на основании Постановления Правительства РФ от ДАТА ИЗЪЯТАДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ взыскать с ответчика в свою пользу штраф в размере 1734,72 руб. ( 3469,43 х 0.5).

С 2012 года истец неоднократно обращался в ТСЖ « Старт -10» с просьбой о заключении с ним договора на предоставление жилищно-коммунальных услуг как с собственником жилого помещения, не являющегося членом ТСЖ, однако, ТСЖ заявления были проигнорированы.

До настоящего времени ТСЖ « Старт-10» перетоп не ликвидировало, акт об устранении аварии не составило, договор с истцом не заключило, чем нарушает права истца как потребителя жилищно-коммунальных услуг, в связи с чем истец просит взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 6800 рублей. В связи с уклонением ответчика от заключения договора с истцом, истец разработал: договор управления многоквартирным домом; стоимость услуг, включенных в минимальный перечень услуг по содержанию общедомового имущества; пример расчета стоимости снижения платы за ненадлежащую услугу, свою работу истец оценивает по 500 рублей за каждый документ, и просит взыскать с ответчика за свои услуги по разработке указанных документов 1500 рублей.

Истцом понесены расходы по отправлению искового заявления в суд в размере 65 рублей, которые он просит взыскать с ответчика в свою пользу.

Всего истец просит взыскать с ответчика 13 569 рублей 15 копеек и обязать ТСЖ « Старт-10» заключить с истцом договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг.

Затем истец уточнил исковые требования, увеличив размер компенсации морального вреда на 5000 рублей, и просил дополнительно взыскать с ответчика в свою пользу 5000 рублей за потерю его времени, которое им затрачено на посещение суда в связи с производством по делу, а также издержки в размере 120 рублей, затраченные истцом на проезд к месту рассмотрения дела судом и обратно.

Представитель ответчика ТСЖ « Старт-10» - председатель правления ТСЖ « Старт-10» ФИО4 в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признала, представила письменные объяснения, в которых указала, что ТСЖ « Старт-10» создано путем реорганизации в форме преобразования ДАТА ИЗЪЯТАФИО1 является собственником АДРЕС ИЗЪЯТ, в членах ТСЖ не состоит. ФИО1 обращался в ТСЖ « Старт-10» с заявлением о заключении с ним договора о предоставлении жилищно-коммунальных услуг. Поскольку согласованный общим собранием проект договора в ТСЖ отсутствовал, то данный вопрос был вынесен на повестку дня общего собрания. ДАТА ИЗЪЯТА решением общего собрания ТСЖ « Старт-10» утвержден текст договора на содержание и ремонт общего имущества с собственниками помещений, не являющимися членами ТСЖ. После чего в адрес истца было направлено уведомление о необходимости явиться в Правление для заключения договора, однако, ФИО1 в Правление не явился и договор не заключил, поэтому считает данное требование и производные требования о взыскании сумм за разработку договора управления МКД и стоимости услуг, включенных в минимальный перечень услуг и работ по содержанию общедомового имущества, не подлежащими удовлетворению. Также полагает, что не имеется оснований для снижения размера платы за отопление за указанный истцом период. В связи с жалобой ФИО1 на нарушение температурного режима, ТСЖ обращалось в ООО « Концессии теплоснабжения» относительно проведения замеров в квартире заявителя. ДАТА ИЗЪЯТА ООО « Концессии теплоснабжения» произведены замеры температуры в АДРЕС ИЗЪЯТ. При осмотре было установлено, что количество секций радиаторов в квартире истца превышает установленное проектом дома. Актом проверки Управления « Жилищная инспекция Волгограда» от ДАТА ИЗЪЯТА установлено, что перерасчет размера платы за отопление должен был быть произведен за период с 11 ч.00 м ДАТА ИЗЪЯТА по 000.00 м ДАТА ИЗЪЯТА на 0.15%. Данный перерасчет был истцу произведен, что подтверждается платежными документами. В остальной заявленный истцом период, факт оказания услуги ненадлежащего качества не подтвержден. Представленный истцом акт замера температуры от ДАТА ИЗЪЯТА считает недопустимым доказательством, так как его составление не соответствует положениям раздела Х « Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и ( или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ. Полагает, что права истца как потребителя коммунальных услуг со стороны ТСЖ « Старт-10» нарушены не были, поэтому считает, что оснований для компенсации истцу морального вреда не имеется. В удовлетворении иска и взыскании судебных издержек просит отказать ФИО1 в полном объеме.

Представитель ответчика ТСЖ « Старт-10» ФИО5 просила в удовлетворении иска ФИО1 отказать по изложенным в письменных возражениях на иск основаниям.

Представитель третьего лица ООО « Концессии теплоснабжения» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменные объяснения, в которых указал следующее. ТСЖ « Старт-10», как исполнителем, предоставляющим потребителем коммунальные услуги, заключен с ООО « Концессии теплоснабжения» договор теплоснабжения и горячего водоснабжения ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ с условием расчетного обслуживания населения от ДАТА ИЗЪЯТА, в соответствии с которым ООО « Концессии теплоснабжения» как ресурсоснабжающая организация поставляет тепловую энергию в многоквартирный АДРЕС ИЗЪЯТ до границы эксплуатационной ответственности, то есть до внешней стены дома. В договорных отношениях с собственниками жилых помещений этого многоквартирного дома ООО « Концессии теплоснабжения» не состоит. Делегирование ТСЖ « Старт-10» своей обязанности по расчету платы за коммунальные ресурсы, не снимает с ТСЖ « Старт-10» ответственности за произведенные расчеты. Внутридомовая система отопления входит в состав общего имущества многоквартирного дома, которое находится в зоне ответственности управляющей организации. Как исполнитель коммунальных услуг ТСЖ « Старт-10» отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, включая соблюдение условий о качестве передаваемых ресурсов.

Выслушав истца, представителей ответчика, изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО1 является собственником АДРЕС ИЗЪЯТ.

Способ управления указанным многоквартирным домом выбран собственниками помещений путем создания ТСЖ "Старт-10".

В соответствии с частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно части 1 и пункта 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

В силу части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе, плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4 статьи 154 Кодекса).

В соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом (пункт 1).

В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы. По надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно части 1 статьи 158 Кодекса, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Как пояснил в судебном заседании истец ФИО1, он неоднократно обращался к председателю правления ТСЖ "Старт-10" с заявлением о заключении договора на оказание услуг, прилагал к нему проект договора, однако до настоящего времени ответчик уклоняется от заключения договора.

Ответчиком факт обращения ФИО1 относительно заключения с ним договора на оказание услуг не оспаривается.

Данный вопрос был вынесен на повестку дня общего собрания. ДАТА ИЗЪЯТА решением общего собрания ТСЖ « Старт-10» утвержден текст договора на содержание и ремонт общего имущества с собственниками помещений, не являющимися членами ТСЖ.

Проект договора направлен истцу, факт получения проекта договора истцом в судебном заседании не оспаривался.

На основании положений ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В силу ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом, который находится в собственности жилищного кооператива или в котором создано товарищество собственников жилья, осуществляется с учетом положений разделов V и VI настоящего Кодекса. Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Из системного анализа приведенных правовых норм следует, что договор предоставления коммунальных услуг, заключенный между ТСЖ и собственником жилого помещения в многоквартирном доме, управление которым осуществляется таким ТСЖ, независимо от наличия либо отсутствия у собственника статуса члена ТСЖ, является по своей правовой природе публичным и заключается на одинаковых для всех собственников условиях.

В соответствии с п. 23 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, собственник помещения в многоквартирном доме и собственник жилого дома (домовладения) вправе инициировать заключение в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 9 и подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, в письменной форме путем подачи исполнителю по месту его нахождения, по почте или иным согласованным с исполнителем способом подписанного собственником (одним из сособственников) заявления о заключении договора в 2 экземплярах, содержащего информацию, указанную в подпунктах "в", "г", "д", "з", "л" и "с" пункта 19 и пункте 20 настоящих Правил, и копий документов, указанных в пункте 22 настоящих Правил. Исполнитель, получивший заявление и прилагаемые к нему документы, обязан их зарегистрировать в день поступления, сделать на втором экземпляре заявления отметку о дате принятия заявления и прилагаемых к нему документов и передать их заявителю.

Исполнитель не позднее 10 рабочих дней со дня принятия заявления и прилагаемых к нему документов обязан выдать заявителю в месте нахождения исполнителя, по почте или иным согласованным с заявителем способом подписанный исполнителем проект договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, в 2 экземплярах.

Согласно п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются: в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив. При этом товарищество или кооператив не вправе отказать собственнику помещения в многоквартирном доме как являющемуся, так и не являющемуся его членом в заключении договора о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.

Согласно п. 24 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, при наличии разногласий по полученному от исполнителя проекту договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, собственник помещения в многоквартирном доме и собственник жилого дома (домовладения) обязаны в течение 30 дней передать исполнителю в месте его нахождения, по почте или иным согласованным с исполнителем способом протокол разногласий к проекту договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг. Исполнитель, получивший протокол разногласий к проекту договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, обязан в течение 30 дней со дня его получения известить собственника о принятии договора в его редакции либо об отклонении протокола разногласий с указанием причин отклонения. При отклонении исполнителем протокола разногласий либо неполучении заявителем извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок собственник вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, на рассмотрение суда. Если исполнитель уклоняется от заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, собственник вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и возмещении причиненных этим заявителю убытков.

Как установлено судом, общим собранием членов ТСЖ « Старт-10» ДАТА ИЗЪЯТА утверждена единая форма договора на содержание и ремонт общего имущества с собственниками помещений, не являющихся членами ТСЖ.

Проект указанного договора истец ФИО1 подписать отказался, протокол разногласий в ТСЖ « Старт-10» не направил, что не оспаривалось им в судебном заседании, поэтому суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований к ТСЖ "Старт-10" об обязании заключить договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг истцу следует отказать. Не заключение с истцом договора на предложенных им условиях (без представления протокола разногласий), его прав как потребителя коммунальных услуг не нарушает, поскольку п. 2.2 ст. 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Требования о взыскании сумм за разработку истцом договора управления МКД в размере 500 рублей и стоимости услуг, включенных в минимальный перечень услуг и работ по содержанию общедомового имущества, в размере 500 рублей, являются производными от требования об обязании заключить договор. Поскольку в удовлетворении основного требования об обязании заключить договор истцу отказано, то производные требования о взыскании указанных сумм удовлетворению также не подлежат. Кроме того, данные требования не основаны на законе.

Что касается требования о взыскании суммы в размере 3 469 руб. 43 коп., на которую по мнению истца должен быть произведен перерасчет размера платы за отопление в период с ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА, то суд находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.

Пункт 1 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентируя обязанности покупателя, предписывает абоненту немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправности приборов учета и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией. Данные правила в силу статьи 548 названного кодекса применяются и к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией, газом, водой, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В соответствии с частью 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок предоставления коммунальных услуг определен Постановлением Правительства от 06 мая 2006 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвердившим Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и регламентирующим отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг (далее Правила N 354).

В соответствии с пунктом 98 Правил N 354, при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, содержится в разделе 10 Правил.

Согласно пункту 101 вышеуказанных Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к настоящим Правилам.

Пунктом 105 Правил N 354 определено, что при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).

В силу пункта 106 Правил N 354 сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом в качестве обязанности потребителя данный пункт предусматривает сообщение потребителем своих данных (фамилии, имени и отчества), а также точного адреса помещения, в котором обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вида такой коммунальной услуги, а в качестве обязанности сотрудника аварийно-диспетчерской службы - сообщение потребителю сведений о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилии, имени и отчества), номера, под которым зарегистрировано сообщение потребителя, и времени регистрации сообщения.

Пункты 105 и 106 Правил N 354 основаны на приведенных законоположениях и являются основанием для реализации права потребителя на предоставление коммунальных услуг надлежащего качества. Они определяют порядок установления факта неисполнения обязательств или ненадлежащего исполнения обязательств исполнителем, которым в соответствии с пунктом 2 Правил признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 111 Правил N 354, датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются: дата и время обнаружения исполнителем факта нарушения качества коммунальной услуги всем или части потребителей, указанные исполнителем в журнале учета таких фактов (пункты 104, 107 настоящих Правил); дата и время доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы сообщения о факте нарушения качества коммунальной услуги, указанные исполнителем в журнале регистрации сообщений потребителей, если в ходе проведенной в соответствии с настоящим разделом проверки такой факт будет подтвержден, в том числе по результатам проведенной экспертизы (пункт 108 настоящих Правил); дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения.

Факт нарушения качества коммунальной услуги, подтвердившийся в ходе проверки, оформляется актом в соответствии с пунктом 109 Правил N 354.

В ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение факт превышения нормативной температуры воздуха по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ57, ДАТА ИЗЪЯТА.

В рамках осуществления государственного контроля с ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА Управлением « Жилищная инспекция Волгограда» администрации Волгограда была организована внеплановая выездная проверка в отношении ТСЖ « Старт-10». В ходе проведения проверки ДАТА ИЗЪЯТА произведены замеры температуры воздуха в помещении АДРЕС ИЗЪЯТ. В жилых комнатах указанной квартиры температура воздуха на момент проведения проверки составляет + 27,3 градусов С, что не соответствует требованиям п.15 обязательного приложения ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДАТА ИЗЪЯТАДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ ( л.д.42-44).

В адрес ТСЖ « Старт-10» Управлением « Жилищная инспекция Волгограда» администрации Волгограда ДАТА ИЗЪЯТА вынесено предписание ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ-р об устранении в срок до ДАТА ИЗЪЯТА нарушения п.15 приложения ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДАТА ИЗЪЯТАДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, и производстве потребителю по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ57, необходимого за каждый час превышения нормативной температуры воздуха за период с 11 ч.00 м ДАТА ИЗЪЯТА по 00 ч.00м. ДАТА ИЗЪЯТА ( 13 часов) снижения рассчитанной платы за коммунальную услугу по отоплению за апрель 2017 г. на 0,15% ( л.д.153).

Указанный перерасчет ФИО1 произведен, что подтверждается требованием ООО « Концессии теплоснабжения» « о перерасчете за отопление» в АО « ИВЦ ЖКХ и ТЭК» с указанием провести корректировку начислений ( перерасчет) за каждый час превышения нормативной температуры воздуха по АДРЕС ИЗЪЯТ57 по услуге отопление с 11 ч.00 м ДАТА ИЗЪЯТА по 00 ч.00м. ДАТА ИЗЪЯТА ( 13 часов), снижение качества -3.3 градуса С ( л.д.69), платежным документом за апрель 2018 года, в котором отражен указанный перерасчет, и ответом на запрос ООО « Концессии теплоснабжения» о производстве перерасчета ( л.д.70,104).

В остальной заявленный истцом период с ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА, факт оказания услуги ненадлежащего качества допустимыми доказательствами не подтвержден. Представленный истцом акт замера температуры от ДАТА ИЗЪЯТА ( л.д.6) в качестве допустимого доказательства по делу не может быть принят судом в виду его не соответствия положениям раздела Х « Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и ( или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Поэтому оснований для взыскания с ТСЖ « Старт-10» в пользу истца суммы снижения размера платы за отопление за период с ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА в размере 3469 руб. 43 коп. не имеется, в связи с чем в данной части иска суд истцу отказывает.

Требование о взыскании суммы за разработку истцом примера расчета стоимости снижения платы за ненадлежащую услугу в размере 500 рублей, является производным от основного требования суммы снижения размера платы за отопление за период с ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА в размере 3469 руб. 43 коп. Поскольку в удовлетворении указанного основного требования истцу отказано, то производное требования о взыскании 500 рублей за разработку истцом примера расчета стоимости снижения платы за ненадлежащую услугу удовлетворению также не подлежит. Кроме того данное требование не основано на законе.

Также суд не находит оснований для взыскания с ответчика в пользу истца штрафа в размере 1734 руб. 72 коп. в порядке ст. 155.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.

Положениями статьи ст. 155.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, предусмотрено, что в случае нарушения исполнителем, в том числе лицом, привлеченным исполнителем для осуществления функций по расчету платы за коммунальные услуги, порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшего необоснованное увеличение размера платы, по обращению заявителя исполнитель обязан уплатить потребителю штраф в размере 50 процентов величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить в соответствии с настоящими Правилами, за исключением случаев, когда такое нарушение произошло по вине потребителя или устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.

При поступлении обращения потребителя с письменным заявлением о выплате штрафа исполнитель не позднее 30 дней со дня поступления обращения обязан провести проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги и принять одно из следующих решений:

а) о выявлении нарушения (полностью или частично) и выплате потребителю штрафа (полностью или частично);

б) об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.

Согласно статье 155.2 тех же Правил в случае установления нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги исполнитель обеспечивает выплату штрафа не позднее 2 месяцев со дня получения обращения заявителя путем снижения размера платы за соответствующую коммунальную услугу, а при наличии у потребителя подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности - путем снижения размера задолженности по оплате коммунальных услуг до уплаты штрафа в полном объеме.

Указанный штраф отражается в платежном документе отдельной строкой.

Доводы истца о том, что сумма штрафа составляет 1734 руб. 72 коп. судом не принимаются, поскольку сумма несвоевременно произведенного ТСЖ « Старт-10» перерасчета размера платы за отопление за каждый час превышения нормативной температуры воздуха за период с 11 ч.00 м ДАТА ИЗЪЯТА по 00 ч.00м. ДАТА ИЗЪЯТА ( 13 часов) составила 70 рублей 01 коп., штраф же исчисляется в соответствии с требованиями ст. 155.1 указанных Правил в размере 50 процентов величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить.

При этом выплата указанного штрафа носит заявительный характер. Из материалов дела следует, что ФИО1 с заявлением о выплате штрафа в ТСЖ « Старт-10» не обращался.

Кроме того, учитывая, что выплата штрафа, предусмотренного положениями ст. 155.1 вышеуказанных Правил, осуществляется путем снижения размера платы за соответствующую коммунальную услугу, то истцом, требующего взыскать сумму штрафа в свою пользу, избран неверный способ защиты права. Поэтому в иске о взыскании с ТСЖ « Старт-10» штрафа в размере 1734 руб.72 коп. суд истцу отказывает.

Требование ФИО1 о взыскании с ответчика компенсации морального вреда суд находит подлежащим удовлетворению частично.

В силу ст. 15 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненных потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Как разъяснено в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Факт нарушения прав истца как потребителя, суд находит установленным, поскольку в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение факт оказания истцу услуги по отоплению ненадлежащего качества и факт несвоевременного проведения перерасчета размера платы за отопление, в связи с чем с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда, с учетом характера и степени нравственных страданий, требований разумности и справедливости в размере 1 000 руб.

Доводы ответчика о невозможности регулирования им температуры принимаемого теплоносителя от ресурсоснабжающей организации, суд находит несостоятельными.

Согласно ответу на запрос ООО « Концессии теплоснабжения » теплоснабжение жилого АДРЕС ИЗЪЯТ осуществляется от районной котельной АДРЕС ИЗЪЯТ через ЦТП-10 по температурному графику 150-70 градусов С. Изменение температуры теплоносителя, поступающего в жилой дом, производится в зависимости от среднесуточной температуры наружного воздуха в соответствии с температурным графиком работы котельной. Для обеспечения температуры теплоносителя не выше 95 градусов С непосредственно в системе отопления жилого дома в подвале предусмотрена установка индивидуальных тепловых пунктов, в которых установлены элеваторные узлы посредством которых происходит снижение температуры теплоносителя и производится регулировка подачи теплоносителя в жилой дом.

В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Согласно разъяснениям, изложенным в п.46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).

Исковые требования ФИО1 удовлетворены на сумму в размере 1000 рублей. Поэтому с ответчика в пользу истца в силу п.6 ст. 13 Закона РФ « О защите прав потребителей» подлежит взысканию штраф в размере 500 рублей ( 1000 х 50%).

В силу ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии со статьей 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; на производство осмотра на месте; компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со статьей 99 настоящего Кодекса; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы.

Согласно ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Судом установлено, что истцом в связи с производством по делу понесены расходы на проезд к месту рассмотрения судом дела и обратно в размере 120 рублей, что подтверждается представленными истцом квитанциями ООО « ВАП», МУП « ВПАТП ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ», МУП « Метроэлектротранс» ( л.д. 139). Суд принимает указанные квитанции в качестве доказательства, подтверждающих указанные расходы, поскольку время и даты их выдачи соответствуют датам и времени проводимых судом по делу судебных заседаний.

Учитывая, что решение суда состоялось в пользу истца, то понесенные им расходы на проезд в размере 120 рублей подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

Также истцом заявлено взыскании почтовых расходов по направлению настоящего иска в суд в размере 65 рублей. Факт несения истцом данных расходов в указанном размере подтверждается квитанцией. Вместе с тем, суд не усматривает оснований для возмещения истцу за счет ответчика указанных почтовых расходов, так как необходимыми они не являются, поскольку у истца не было препятствий для самостоятельного предъявления иска в суд без использования услуг почты.

Статьей 99 ГПК РФ предусмотрено, что со стороны, недобросовестно заявившей неосновательный иск или спор относительно иска либо систематически противодействовавшей правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела, суд может взыскать в пользу другой стороны компенсацию за фактическую потерю времени. Размер компенсации определяется судом в разумных пределах и с учетом конкретных обстоятельств.

Систематического противодействия со стороны ответчика правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела суд не усматривает, в связи с чем оснований для удовлетворения требования истца о взыскании с ответчика компенсации за потерю времени в размере 5000 рублей суд не находит. При этом суд учитывает, что исходя из положений ст. 99 ГПК РФ взыскание этой компенсации является правом, а не обязанностью суда.

В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере, исчисленном в соответствии со ст. 333.19 НК РФ, т.е. в сумме 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 94, 98, 103, 194-199, 209 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к ТСЖ « Старт-10» удовлетворить частично.

Взыскать с ТСЖ « Старт-10» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в сумме 1000 ( одна тысяча ) рублей, штраф в размере 500 ( пятьсот) рублей, судебные издержки за проезд в размере 120 рублей, а всего 1620 (одну тысячу шестьсот двадцать) рублей.

В остальной части иска о возложении на ТСЖ « Старт-10» обязанности заключить договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг, о взыскании суммы снижения размера платы за отопление за период с ДАТА ИЗЪЯТА по ДАТА ИЗЪЯТА в размере 3469 рублей 43 копеек, штрафа в размере 1734 рублей 72 копеек, стоимости работы истца по разработке договора управления многоквартирного дома и расчетов стоимости услуг, включенных в минимальный перечень услуг по содержанию общедомового имущества и снижению платы за ненадлежащую услугу, в размере 1500 рублей, компенсации морального вреда на сумму свыше 1000 рублей, ФИО1 к ТСЖ « Старт-10» отказать.

В возмещении судебных издержек в виде компенсации за потерю времени в размере 5000 рублей, почтовых услуг, связанных с направлением искового заявления в суд, в размере 65 рублей ФИО1 к ТСЖ « Старт-10» отказать.

Взыскать с ТСЖ « Старт-10» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 ( триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Тракторозаводский районный суд города Волгограда, в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья подпись О.А. Гоношилова

Копия верна, судья