ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1111/19 от 20.03.2019 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу № 2- 1111/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Сочи 20 марта 2019 года

Судья Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края ФИО8, при секретаре судебного заседания Росляковой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО9 к МУП г.Сочи «Сочитеплоэнерго» о перерасчете платы за отопление и горячее водоснабжение,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с исковым заявлением к ответчику, в котором просит обязать МУП г.Сочи «Сочитеплоэнерго» произвести перерасчет задолженности за централизованное отопление и горячее водоснабжение квартиры по адресу: <адрес> период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

В обоснование исковых требований ФИО9 указала, что она зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Данная квартира принадлежит истцу на праве общей долевой собственности (1/2 доля).

Изначально данная квартира была рассчитана на потребление горячей водой и централизованного теплового отопления, которые предоставлялись Муниципальным унитарным предприятием города Сочи «СОЧИТЕПЛОЭНЕРГО».

В 2012 году Истец с согласия жильцов (собственников) жилого <адрес>, произвел отключение своей квартиры от централизованного отопления и горячего водоснабжения. В связи с тем, что в отопительный сезон (при включенном отоплении) температура в квартире не поднималась выше шестнадцати градусов, а при включении крана с горячей водой на протяжении 15- 20 минут текла холодная вода, даже не теплая. Поэтому, ввиду некачественного предоставления услуги (ст. 4 и ст. 29 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав потребителей») со стороны ответчика, истец вынуждена была перейти на индивидуальное отопление и на индивидуальное потребление горячей водой. Для этого, ДД.ММ.ГГГГ с письменного согласия остальных жильцов жилого дома истец произвел установку газового оборудования.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика было подано заявление с просьбой направления инспектора для освидетельствования фактического отключения централизованного отопления. На данное заявление истцу ответа не поступило.

В связи с этим, в декабре 2012 года в квартиру был проведен газ, установлен газовый котел и произведена разводка индивидуального отопления по квартире. Данному факт задокументирован сотрудниками газовой службы.

После этого, истец обратился в БТИ города Сочи для изготовления технического паспорта на квартиру в связи с тем, что отопление квартиры и горячее водоснабжение стало индивидуальное, с применением газового котла.

В дальнейшем в 2013, 2014 и 2015 годах истец несколько раз обращался к ответчику с заявлениями об освидетельствовании и фиксировании отсутствия централизованного отопления и горячего водоснабжения. Несмотря на это, до настоящего времени, ответчик продолжает начисление платы за отопление, ссылаясь на то, что отключение было произведено незаконно.

ДД.ММ.ГГГГ контролером ответчика было проведено обследование и установлено, что в квартире отсутствует централизованное горячее водоснабжение, водопроводные трубы демонтированы и заглушены. Данному факту есть подтверждение в виде акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ контролером ответчика было проведено обследование и установлено, что в квартире отсутствует горячее водоснабжение и централизованное отопление, установлен газовый котел. Данному факту есть подтверждение в виде акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме истца в квартире проживают: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ.

При переходе на индивидуальное отопление и горячее водоснабжение были соблюдены все правила безопасности.

В силу статей 539 и 544 Гражданского кодекса РФ, оплата потребленной энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.

Порядок предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов определен Правилами .

На основании подпункта "г" пункта 17 Правил обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, ресурсоснабжающая организация и исполнитель коммунальных услуг могут урегулировать порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса в договоре ресурсоснабжения.

В определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-КГ 17-6395 разъяснено, что плата взимается только за потребленную тепловую энергию и не может взиматься за не потребленную независимо от оснований, по которым эта энергия не получена.

В многоквартирном доме только одна квартира истца отключена от централизованной системы теплоснабжения, в результате перехода на индивидуальное (автономное) отопление.

Возможность перехода на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии предусмотрена Федеральным законом №190-ФЗ.

На основании пункта 15 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №190-ФЗ «О теплоснабжении», запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системамтеплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Из содержания указанной нормы следует, что она носит отсылочный характер и устанавливает запрет на использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии только в том случае, если такие источники тепловой энергии включены в перечень, определенный пунктом 44 Правил .

Таким образом, истец как потребитель коммунальных услуг вправе обратиться с заявлением о перерасчете платы за коммунальные услуги горячего водоснабжения и отопления к ответчику.

В адрес ответчика направлялась претензия о перерасчете платы за горячее водоснабжение. На данную претензию ответа не поступило.

Учитывая изложенное, истец считает, что заявления об отключении от горячего водоснабжения и отопления, направленное в адрес ответчика, подтверждают факт отключения, и поэтому подлежит перерасчету задолженность по коммунальным платежам за отопление и горячее водоснабжение начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

В судебном заседании представитель истца на удовлетворении иска настаивала, по основаниям изложенным в иске.

Представитель ответчика МУП г.Сочи «СТЭ» в судебном заседании иск не признала, указав, что истом не соблюден порядок перехода на индивидуальное отопление в соответствии со ст. 25,26 ЖК РФ. Задолженность за отопление и горячее водоснабжение за период с декабря 2012 по май 2015 года взыскана с истца в судебном порядке на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ на основании судебного приказа по делу взыскана задолженность за горячее водоснабжение и отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в долевом отношении к ФИО9 и ФИО1 Технический паспорт Филиала ГУП КК «Крайтехинвентаризация- Краевое БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ с указанием на отопление и горячее водоснабжение жилого помещения от индивидуального котла ответчику не предоставлялся. Согласно акту контролера МУП «СТЭ» от ДД.ММ.ГГГГ произведено контрольное обследование системы ГВС, которым установлено, что труба ГВС обрезана и заглушена на улице, в связи с чем сняты все начисления на сумму 57 635,36 рублей. С апреля 2018 года начисления на ГВС на лицевой счет не производятся. В марте 2019 года истцу произведен перерасчет по индивидуальному отоплению за январь и февраль 2019 года, сняты начисления за отопление с января 2019 года.

Суд, заслушав объяснения и возражения представителей сторон, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, приходит к выводу об оставлении искового заявления без удовлетворения.

МУП «СТЭ» является ресурсоснабжающей организацией (РСО), оказывающей услуги по передаче тепловой энергии потребителям в городе курорте Сочи.

В силу п.35 (в) постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее Правила ), потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.

Согласно п.2.5, п.п.2.5.4. Публичного договора горячего водоснабжения и отопления для собственников и пользователей жилых помещений в многоквартирных домах, размещенного на официальном сайте МУП «СТЭ» (Приложение ), потребитель не имеет права самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный дом.

Согласно п.15 ст.14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов.

Переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии является переустройством жилого помещения, порядок проведения которого установлен главой 4 ЖК РФ (ст.25 ч.1, ст.26 ч.1 ЖК РФ) по согласованию с органом местного самоуправленияна основании принятого им решения с внесением соответствующих изменений в систему теплоснабжения всего дома.

С ДД.ММ.ГГГГг., постановлением Правительства РФ от 29.06.2016г. «Овнесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг» внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. .

С учетом внесенных изменений в пункты 42 (1) и 43 Правил , установлен единый порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению при наличии или отсутствия коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборов учета тепловой энергии, не предполагающий особых условий оплаты коммунальной услуги по отоплению при использовании индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.

Таким образом, отключение потребителями коммунальных услуг отдельных жилых (нежилых) помещений в многоквартирном доме от центральной системы отопления в ходе переустройства жилого помещения, в том числе, осуществляемого по согласованию с органами местного самоуправления, не является правовым основанием для освобождения потребителей, занимающих такие помещения, от обязанности по внесению платы за коммунальные услуги отопления, предоставленные на обогрев непосредственно самих жилых (нежилых) помещений.

Также, необходимо отметить, что перевод отдельных помещений в многоквартирном доме с центральной системой отопления на индивидуальное отопление не означает, что собственниками таких помещений полностью прекратилось потребление тепловой энергии от центральной системы отопления.

С учетом выше изложенного, право потребителей на отказ от предоставления и оплаты услуг центрального отопления в многоквартирном доме, подключенном к центральной системе теплоснабжения, может быть реализовано только посредством отключения от центральной системы теплоснабжения (с установкой альтернативных источников отопления) многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений.

Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 46-П признал абзац второй пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.

Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что основанные на положении абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов судебные решения, вынесенные в отношении лиц, не являвшихся участниками конституционного судопроизводства по данному делу, - как не исполненные, так и исполненные частично - не подлежат дальнейшему исполнению и должны быть пересмотрены с использованием закрепленных законодательством материально-правовых оснований и процессуальных институтов; при этом такой пересмотр не может производиться без надлежащего волеизъявления заинтересованных субъектов и учета требований отраслевого законодательства, а наличие материальных и процессуальных предпосылок, равно как и возможных препятствий для пересмотра судебных решений, подлежит установлению по заявлению гражданина тем судом, к компетенции которого отнесен такой пересмотр, при соблюдении общих правил судопроизводства.

Одновременно Правительству Российской Федерации было предписано - руководствуясь требованиями Конституции Российской Федерации и основанными на них правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в данном Постановлении, - незамедлительно внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, имея в виду обоснованность возложения на собственников и пользователей таких жилых помещений - при условии, что нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены, - лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N1708, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов были внесены изменения, касающиеся предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме, в частности в соответствующих формулах приложения N 2 к указанным Правилам показатель объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на отдельное помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, был приравнен к нулю, в том числе в случае, если в данном помещении согласно схеме теплоснабжения, утвержденной в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N190-ФЗ "О теплоснабжении", осуществляется использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.

Установлено также, что собственники жилых помещений, которые перешли наиндивидуальное отопление (демонтировали приборы централизованного отопления), смогут включать в плату за коммунальную услугу по отоплению только оплату отопления мест общего пользования. До настоящего времени собственники таких помещений оплачивали централизованное отопление как жилого помещения, так и мест общего пользования совокупно, а также за свой счёт обеспечивали эксплуатацию индивидуальных источников тепловой энергии.

Как видно из материалов дела, истец ФИО9 зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Данная квартира принадлежит истцу на праве общей долевой собственности (1/2 доля) на основании Договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, о чем в ЕГРП внесена запись регистрации права ДД.ММ.ГГГГ. Оставшаяся ? доля в праве на указанную квартиру принадлежит ФИО1

Кроме истца в квартире проживают: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ.

Жилой <адрес> является многоквартирным, отопление и горячее водоснабжение жилого дома осуществлялось через центральные городские сети.

Истец указывает, что в декабре 2012 года установила в квартире индивидуальный газовый котел Baxi-24, который был принят в эксплуатацию на основании Акта приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы, актом первичного обследования технического состояния дымовых и вентиляционных каналов от ДД.ММ.ГГГГ, договором на техническую эксплуатацию системы газоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ, абонентской книжкой ОАО «Сочигоргаз» от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика было подано заявление с просьбой направления инспектора для освидетельствования фактического отключения централизованного отопления. На данное заявление истцу ответа не поступило, контролер ответчика на освидетельствование объекта не прибыл.

Аналогичное заявление было подано истцом в 2015 и 2018 годах.

ДД.ММ.ГГГГ контролером ответчика было проведено обследование и установлено, что в квартире отсутствует централизованное горячее водоснабжение, водопроводные трубы демонтированы и заглушены, о чем составлен акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ контролером ответчика было проведено обследование и установлено, что в квартире отсутствует горячее водоснабжение и централизованное отопление, установлен газовый котел, о чем составлен акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая изложенное, истец как потребитель коммунальных услуг просит о перерасчете платы за коммунальные услуги горячего водоснабжения и отопления с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Судом установлено, что решением мирового судьи судебного участка Хостинского района г.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО9, ФИО1, ФИО2, ФИО6 и ФИО7 в пользу МУП «СТЭ» в солидарном порядке взыскана задолженность за потребленную тепловую энергию (отопление и горячее водоснабжение) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 23445 руб., пени в сумме 2000 рублей. В части взыскания задолженности за март, апрель и май 2015 года отказано.

Ответчики ФИО9 и ФИО1 принимали участие в судебном заседании, судебное решение не обжаловали, и оно вступило в законную силу.

Судебным приказом от ДД.ММ.ГГГГ по делу с ФИО9 и ФИО1 в пользу МУП «СТЭ» взыскана задолженность за потребленную тепловую энергию и горячее водоснабжение за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по 33 276 рублей и пени в сумме 3777,93 рублей с каждого.

Как указывает представитель ответчика, судебный приказ по заявлению взыскателя не отменен и предъявлен к исполнению.

Таким образом, на основании судебных постановлений, вступивших в законную силу с истца ФИО9 взыскана задолженность за потребленную тепловую энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч.2 ст.13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.61 данного кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Таким образом, требования истца ФИО9 о возложении на ответчика обязанность произвести перерасчет услуг по отоплению и горячему водоснабжению <адрес> за вышеуказанный период направлены на отмену судебных решений и переоценку обстоятельствам, установленными судебными постановлениями, в нарушение порядка, установленного нормами гражданско-процессуального законодательства РФ, поэтому требования истца в указанной части удовлетворению не подлежат.

Из пояснений представителя ответчика установлено, что ответчик добровольно произвёл списание задолженности за ГВС по <адрес> в сумме 57 635,36 рублей на основании Акта контролера МУП «СТЭ» от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с внесением изменений в Правила с ДД.ММ.ГГГГ, внесенных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ответчик также списал задолженность за услугу «индивидуальное отопление» <адрес> и прекратил начисление платы по ней с ДД.ММ.ГГГГ.

В ч.3 ст.196 ГПК РФ предусмотрено, что суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Поскольку истцом не конкретизированы требования в части расчета задолженности, предъявляемой ему ответчиком после принятия судебных решений за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также не представлено доказательств произведенных ответчиком начислений за услуги по отоплению и ГВС квартиры за указанный период, то требования истца в части возложения на ответчика обязанности по произведению перерасчета не обоснованы.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Иск ФИО9 к МУП г.Сочи «Сочитеплоэнерго» о перерасчете платы за отопление и горячее водоснабжение оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 25 марта 2019 года.

Судья

ФИО8

РЕШЕНИЕ В ЗАКОННУЮ СИЛУ НЕ ВСТУПИЛО

«СОГЛАСОВАНО»