Дело № 2-1112/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Гусь - Хрустальный 04 сентября 2018 года
Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего Забродченко Е.В.,
при секретаре Платоновой Я.А.,
с участием представителей истца ФИО1,
ФИО2,
представителей ответчика ФИО3,
ФИО4
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Гусь-Хрустальный гражданское дело по иску Первичной профсоюзной организации ОАО «ОСВ Стекловолокно» к акционерному обществу «ОС Стекловолокно» об отмене приказа об утверждении Положения о премировании отдельных категорий работников ОАО «ОСВ Стекловолокно» и признании недействующим Положения о премировании отдельных категорий работников ОАО «ОСВ Стекловолокно»,
УСТАНОВИЛ:
Первичная профсоюзная организация ОАО «ОСВ Стекловолокно» обратилась в Гусь-Хрустальный городской суд с исковыми требованиями к АО «ОС Стекловолокно», в которых просила (с учетом уточнений) признать недействующим положение о премировании отдельных категорий работников ОАО «ОСВ Стекловолокно» (далее – Положение), утвержденное приказом генерального директора № 513-к от 17.11.2015 г., а также приказ генерального директора № 513-к от 17.11.2015 г. (далее - Приказ), как несоответствующие законодательству Российской Федерации.
В обоснование требований указано, что в настоящее время в АО «ОС Стекловолокно» разработано и применяется Положение о премировании отдельных категорий работников, утверждённое Приказом генерального директора АО «ОС Стекловолокно». Однако данное Положение, в нарушение положений Отраслевого тарифного соглашения по организациям химической, нефтехимической, биотехнологической и химико – фармацевтической промышленности на 2016 – 2018 гг. (далее – Отраслевое соглашение), утверждено и введено в действие без учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Отраслевое соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 10.09.2015 г. № 17/16-18, было опубликовано в журнале «Охрана и экономика труда», газете «Солидарность» и размещено на официальном сайте Минтруда России. В преамбуле и п. 1.3 Отраслевого соглашения указано, что оно распространяется на организации, осуществляющие свою деятельность в химической, нефтехимической, биотехнологической и химико-фармацевтической промышленности.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, один из дополнительных видов деятельности АО «ОС Стекловолокно» - «Производство химических волокон».
Согласно размещённому на официальном сайте Минэкономразвития России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, переходному ключу коду ОКВЭД OK 02902014 КДЕС. Ред. 2-23.14 «Производство стекловолокна», а также одному из дополнительных - 20.6 «Производство химических волокон» соответствует код ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС Ред.1) 26.14 «Производство стекловолокна». В свою очередь в соответствии с приложением 7 «Таблица соответствия кодов ОКОНХ некоторым кодам ОКВЭД» к Методическим рекомендациям по внедрению Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) в статистическую информационную систему, утверждённую Госкомстатом России от 07.05.2002 года № ОР-01-23/2156, коду ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС Ред.1) 26.14 «Производство стекловолокна» соответствуют коды Общесоюзного классификатора «Отрасли народного хозяйства» (ОКОНХ), утверждённого Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР от 01.01.1976 года, 13143 (наиболее полное соответствие) и 16512. Расшифровка кода ОКОНХ 13143 следующая: Отрасль - промышленность; Подотрасль - химическая и нефтехимическая промышленность (без химико- фармацевтической промышленности); Вид - химическая промышленность; Группа - промышленность пластмассовых изделий, стекловолокнистых материалов, стеклопластиков и изделий из них; Подгруппа - производство непрерывного стекловолокна и изделий из него. Предприятия включённые в группировку - предприятия по производству непрерывного стекловолокна и изделий из него (однонаправленное стекловолокно, стеклопряжа, стекложгут, кручёная и некручёная стеклонить стеклоленты, все виды стеклотканей, стеклохолсты, оптическое стекловолокно и другие стекловолокнистые материалы).
С учётом изложенного, действие Отраслевого соглашения может быть распространено на организацию, осуществляющую деятельность в соответствии с кодами ОКВЭД ОК 02902014 КДЕС. Ред. 2 23.14 «Производство стекловолокна» и 20.6 «Производство химических волокон».
Согласно ст. 48 ТК Российской Федерации действие соглашения, заключённого на федеральном уровне социального партнёрства, распространяется на работодателя при одном из следующих условий: работодатель является членом объединения работодателей - стороны соглашения; работодатель не является членом объединения работодателей - стороны соглашения, но присоединился к соглашению в добровольном порядке, известив об этом стороны соглашения; работодатель не является членом объединения работодателей - стороны соглашения, не присоединился к соглашению в добровольном порядке и не представил мотивированный отказ от присоединения к соглашению.
Поскольку АО «ОС Стекловолокно» не представило мотивированный письменный отказ от присоединения к Отраслевому соглашению на ответчика распространяется действие данного соглашения.
Представитель истца первичной профсоюзной организации ОАО «ОСВ Стекловолокно» ФИО2 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, полагал, что поскольку оспариваемое Положение не было согласованно с первичной профсоюзной организацией, следовательно оно является незаконным. Мнение ответчика о том, что данное соглашение не распространяется на предприятие, полагал ошибочными. Возражая против заявленного стороной ответчика пропуска срока обращения в суд, указал, что правоотношения между сторонами спора являются длящимися и спорное Положение продолжает нарушать законные права и интересы работников, следовательно, срок обращения не пропущен.
Представитель истца первичной профсоюзной организации ОАО «ОСВ Стекловолокно» ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Полагал что оспариваемым Положением нарушаются права работников на получение премии после наложения дисциплинарного взыскания. Кроме того, в Положении не указано за какой дисциплинарный проступок и на какой срок возможно лишение премии.
Представитель ответчика АО «ОС Стекловолокно» ФИО3 в судебном заседании в удовлетворении требований возражала в полном объеме, пояснила, что в январе 2016 г. на предприятии была проведена проверка соблюдения законодательства РФ о труде и охране труда Правовой инспекцией труда «Владимирского областного объединения организаций профессиональных союзов» по итогам которой было выдано Представление № 22. С данной позицией Общество не согласно, поскольку при принятии локальных нормативных актов работодатель должен учитывать мнение только такой первичной профсоюзной организации, которая представляет интересы всех или большинства работников данного работодателя. На предприятии ОАО «ОСВ Стекловолокно» первичная профсоюзная организация не представляет интересы всех или большинства работников, а также не имеется сведений о том, что работники, не являющиеся членами профсоюза, уполномочили орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам согласования локальных актов, принимаемых работодателем.
Указала, что условия премирования, содержащиеся в Положении, могут только улучшать положение работников, так как законодательно, в том числе, Отраслевым соглашением, порядок премирования работников не урегулирован.
Также указала, что основным видом деятельности Общества является вид деятельности 23.14 - производство стекловолокна, такого вида деятельности, как 20.6 «Производство химических волокон» в Обществе фактически нет.
Полагала, что отмена положения о премировании ухудшит положение работников, поскольку на работодателя законом не возложена обязанность выплачивать премии, а новое положение о премировании может разрабатываться длительное время.
Кроме того ФИО3 заявила о пропуске истцом трехмесяченого срока обращения в суд, поскольку, с оспариваемым Положением ФИО1 был ознакомлен 27.11.2015 г., о чем свидетельствует его подпись в Листе ознакомления.
Представитель ответчика АО «ОС Стекловолокно» ФИО4 в судебном заседании также возражала в удовлетворении требований, полагала, что заявленные стороной истца требования непосредственно связаны с тем, что ФИО1 лишен премии, в связи с привлечением его к дисциплинарной ответственности. Также указала, что удовлетворение требований приведет к нарушению прав большого количества сотрудников предприятия. Кроме этого профсоюзный орган не представляет мнение большинства сотрудников, в связи с этим администрация предприятия не обязана согласовывать с ним никакие локальные нормативные акты.
Представитель государственного органа – Государственной инспекции труда во Владимирской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Кроме того, представил заключение, согласно которому, в силу ст. 372 ТК РФ, если первичная профсоюзная организация представляет интересы меньшинства работников предприятия, то ее мнение при принятии локальных нормативных актов работодатель вправе не учитывать.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела суд приходит к следующим выводам.
Установлено, что Приказом Генерального директора ОАО «ОСВ Стекловолокно» № 513-к от 17.11.2015 г. утверждено Положение о премировании отдельных категорий работников ОАО «ОСВ Стекловолокно» П 6.2-08-2015 СП.
В соответствии со ст. 8 Трудового кодекса РФ, работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).
Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Согласно ст. 372 Трудового кодекса РФ работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.
Согласно ст. 48 Трудового кодекса РФ, если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.
Согласно преамбуле к Отраслевому тарифному соглашению по организациям химической, нефтехимической, биотехнологической и химико-фармацевтической промышленности на 2016-2018 годы (далее - Отраслевое соглашение) оно заключено в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральными законами: "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12.01.1996 N 10-ФЗ, "Об объединениях работодателей" от 27.11.2002 N 156-ФЗ, и направлено на обеспечение стабильной эффективной деятельности организаций химической, нефтехимической, биотехнологической и химико-фармацевтической промышленности (далее - химический комплекс), защиту социальных, экономических прав и законных интересов работников, поддержание достойного уровня их жизни, регулирование социально-трудовых отношений между работодателями и работниками.
Согласно п. 1.3 Отраслевого соглашения оно распространяется:
- на работодателей химического комплекса Российской Федерации любых организационно-правовых форм и форм собственности, являющихся членами Союза. Прекращение членства организации в Союзе не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в Союз в период действия настоящего Соглашения, обязан выполнять предусмотренные в нем обязательства;- на работодателей, не являющихся членами Союза, заключившего данное Соглашение, которые уполномочили Союз от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить Соглашение либо присоединились к Соглашению после его заключения.
Соглашение считается распространенным на работодателей, не являющихся членами Союза, если указанные работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к Соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ от присоединения. К данному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации Росхимпрофсоюза, объединяющей работников данного работодателя.
В случае отказа работодателя присоединиться к Соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной (объединенной) профсоюзной организации Росхимпрофсоюза, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон Соглашения. Представители сторон настоящего Соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях (статья 48 Трудового кодекса РФ).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, одним из дополнительных видов деятельности АО «ОС Стекловолокно» является «Производство химических волокон» (п. 20.6).
Из пояснений представителей ответчика следует, что АО «ОС Стекловолокно» не представило мотивированный отказ от присоединения к Отраслевому соглашению. Таким образом, суд приходит к выводу, что на ответчика распространяется действие данного Отраслевого соглашения.
При этом довод представителя ответчика о том, что Общество фактически не занимается производством химических волокон не может быть принят во внимание, поскольку данный вид деятельности внесен в Единый государственный реестр юридических лиц как дополнительный вид деятельности Общества.
Согласно п. 5.9 Отраслевого соглашения, введение, замена и пересмотр норм труда, изменение действующих условий оплаты и стимулирования труда производится работодателем с учетом мнения выборного органа первичной (объединенной) профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до наступления соответствующих событий.
В судебном заседании установлено, что Положение о премировании отдельных категорий работников ОАО «ОСВ Стекловолокно» введено в действие без учёта мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
В силу ст. 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
При этом заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Под окладом (должностным окладом) понимается фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ст. 129 Трудового кодекса РФ).
В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
К числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений ст. 2 Трудового кодекса РФ относит обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В силу ст. 57 Трудового кодекса РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
Таким образом, система оплаты труда применительно к ст. 135 Трудового кодекса РФ включает:
- фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы;
- доплаты, надбавки компенсационного характера;
- доплаты и надбавки стимулирующего характера.
При этом, установленный в организации локальными нормативными актами фиксированный размер оплаты труда основан на нормах прямого действия, поскольку они служат непосредственным основанием для соответствующей выплаты работнику, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности в нормальных условиях труда. Издание работодателем дополнительного приказа в таком случае не требуется.
Стимулирующие выплаты, в отличие от компенсационных, зависят от усмотрения работодателя.
В соответствии с названными нормами права начисление премий как стимулирующих выплат зависит от усмотрения работодателя, эффективности и результативности труда работника.
Согласно ст. 371 Трудового кодекса РФ работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.
Частью 1 ст. 372 Трудового кодекса РФ установлено, что работодатель в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.
Согласно ч. 1 ст. 30 Трудового кодекса РФ, первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, - интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора.
Согласно ч. 2 ст. 30 Трудового кодекса РФ работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией.
Из анализа норм Трудового кодекса РФ следует, что работодатель при принятии локальных нормативных актов, должен учитывать мнение только такой первичной профсоюзной организации, которая представляет интересы всех или большинства работников данного работодателя.
Согласно представленным ответчиком сведений, по состоянию на 01 ноября 2015 г. списочная численность работников составляла 326 человек, количество работников Общества, на которых распространялось действие Положения о премировании отдельных категорий работников ОАО «ОСВ Стекловолокно» П 6.2-08-2015 СП, составляло 169 человек, количество членов профсоюза, на которых распространялось действие Положения о премировании отдельных категорий работников ОАО «ОСВ Стекловолокно» П 6.2-08-2015 СП, составляло 56 человек.
На дату введения в действие Положения о премировании отдельных категорий работников ОАО «ОСВ Стекловолокно» П 6.2-08-2015 СП 13-к 01.02.2016 г. списочная численность работников составляла 322 человека, количество работников Общества, на которых распространялось действие Положения о премировании отдельных категорий работников ОАО «ОСВ Стекловолокно» П 6.2-08-2015 СП, составляло 163 человека, количество членов профсоюза, на которых распространялось действие Положения о премировании отдельных категорий работников ОАО «ОСВ Стекловолокно» П 6.2-08-2015 СП, составляло 56 человек. Количество работников Общества, ознакомленных с Положением о премировании отдельных категорий работников ОАО «ОСВ Стекловолокно» П 6.2-08- 2015 СП согласно листам ознакомления составляет 166 человек.
Таким образом, установлено, что в АО «ОС Стекловолокно» первичная профсоюзная организация не представляет интересы всех или большинства работников, а также отсутствуют сведения о том, что работники, не являющиеся членами профсоюза, уполномочили орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам согласования локальных актов, принимаемых работодателем.
Нарушение процедуры принятия Положения о премировании, предусмотренной Отраслевым соглашением не может быть признано существенным, поскольку не ухудшает положение работников Общества.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что принятие работодателем Положения о премировании отдельных категорий работников ОАО «ОСВ Стекловолокно» П 6.2-08-2015 СП, не ухудшило положение работников, а напротив, признание данного положения незаконным может нарушить права значительного числа работников на получение премии, выплачиваемой работодателем в добровольном порядке.
Довод представителя истца о том, что Положением о премировании нарушаются права работников на получение премии после наложения дисциплинарного взыскания не может быть принят во внимание, поскольку привлечение работника к дисциплинарной ответственности не нарушает права большинства работников.
Учитывая изложенное суд не находит законных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
При этом, довод ответчика о пропуске истцом трехмесячного срока обращения в суд, предусмотренного ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса РФ не может быть принят во внимание, поскольку в данном случае имеет место не индивидуальный, коллективный трудовой спор.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Первичной профсоюзной организации ОАО «ОСВ Стекловолокно» к акционерному обществу «ОС Стекловолокно» об отмене приказа об утверждении Положения о премировании отдельных категорий работников ОАО «ОСВ Стекловолокно» и признании недействующим Положения о премировании отдельных категорий работников ОАО «ОСВ Стекловолокно» - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий Е.В. Забродченко