РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 декабря 2020 года г.Лабытнанги
Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Михайловой О.В.,
при секретаре судебного заседания Пауль Э.А.,
с участие помощника прокурора г.Лабытнанги Шибаковой И.С.,
представителя ответчика и третьего лица ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1112/2020 по исковому заявлению прокурора г. Лабытнанги к Администрации г. Лабытнанги о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора г. Лабытнанги, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации МО г. Лабытнанги о признании незаконным бездействия по не принятию мер к постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на объект недвижимого имущества, возложении обязанности по обращению в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО с заявлением о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи - накопительной емкости, расположенной в г.Лабытнанги в районе многоквартирного дома №22 по ул.Пионерская на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена.
В обоснование иска указано, что в ходе проведения прокурорской проверки исполнения требований законодательства в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе при постановке на учет бесхозяйных септиков, установлено, что накопительная емкость (септик), расположенная в г.Лабытнанги в районе многоквартирного дома №22 по ул.Пионерская, является бесхозяйным имуществом, что нарушает требования закона и может повлечь негативные последствия, связанные с нарушением прав граждан на благоприятную окружающую среду. Прокуратурой города установлено, что наружные сети системы канализации жилого дома расположены за внешней границей стены этого многоквартирного дома и за пределами земельного участка придомовой территории, следовательно, не являются общим имуществом собственников помещений данного многоквартирного дома. Так, согласно информации МУ «Департамент градостроительства, землепользования и имущественных отношений Администрации г. Лабытнанги» от 04 сентября 2020 года септик, расположенный в районе многоквартирного дома №22 по ул. Пионерская, находится на территории государственная собственность на которую не разграничена. Таким образом, независимо от того, принимался или нет спорный участок системы канализации указанного жилого дома в муниципальную собственность, собственником системы канализации, расположенной за границей стен многоквартирного дома, является муниципальное образование г.Лабытнанги в силу закона. В настоящее время собственников данного септика не имеется, денежные средства на их содержание ни управляющей компанией, ни Администрацией г.Лабытнанги не выделяются.
Стороной ответчика Администрацией г.Лабытнанги представлены возражения на иск (л.д. 38-42) из которых следует, что на основании распоряжения Администрации г. Лабытнанги от 28 ноября 2017 г. № 1350 «Об определении организации, ответственной за содержание и обслуживание сетей, водоотведения, не имеющих эксплуатирующей организации» с изменениями от 13 октября 2020 г. № 1279, вышеуказанный септик содержится и обслуживается ООО «Авто-Миг плюс». Отношения между Администрацией г. Лабытнанги и ООО «Авто-Миг плюс» регулируются Соглашением о предоставлении субсидии на компенсацию стоимости услуг организациям, осуществляющим предоставление услуг по откачке и вывозу бытовых сточных вод из септиков в жилищном фонде, обустроенном внутридомовой системой канализации и не подключенном к сетям централизованной системы канализации от 13 марта 2020 г. № 7-С. Таким образом, с 13 октября 2020 г. Администрация г. Лабытнанги добросовестно, открыто и за свой счет содержит накопительную емкость (септик), расположенный рядом с домом по адресу: <...>. Соответственно, фактически ответчик принял данный объект в свою собственность, владеет объектом как своим собственным. Кроме того, Администрация ... считает, что в данной ситуации накопительная емкость (септик) является движимым имуществом.
В судебном заседании помощник прокурора г Лабытнанги ФИО2 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации города Лабытнанги и третьего лица МУ «Департамента градостроительства, землепользования и имущественных отношений Администрации г. Лабытнанги» ФИО3, действующая на основании доверенностей от 21 января 2020 года №7 и от 09 января 2020 года №12, в судебном заседании с иском не согласилась, полагая его необоснованным по доводам, изложенным в возражениях.
Представитель МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Администрации г.Лабытнанги» участия в судебном заседании не принимал, извещен надлежащим образом.
Заслушав пояснения представителя процессуального истца, представителя ответчика и третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из дела, по результатам проведенной прокуратурой г. Лабытнанги проверки исполнения законодательства в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью, установлено, что накопительная емкость, расположенная в районе многоквартирного дома №22 по ул. Пионерская г.Лабытнанги, является бесхозяйным имуществом.
В соответствии с распоряжением Администрации МО г. Лабытнанги от 28 ноября 2017 года № 1350 «Об определении организации, ответственной за содержание и обслуживание сетей, водоотведения, не имеющих эксплуатирующей организации», с учетом изменений, внесенных распоряжением № 1279 от 13 октября 2020 года, септик, расположенный рядом с домом №22 по ул.Пионерская, обслуживается ООО «Авто-Миг плюс» в соответствии с условиями Соглашения о предоставлении субсидии на компенсацию стоимости услуг организациям, осуществляющим предоставление услуг по откачке и вывозу бытовых сточных вод из септиков в жилом фонде, обустроенном внутридомовой системой канализации и не подключенном к сетям централизованной системы канализации от 13 марта 2020 года № 7-С. Указанный объект собственника не имеет.
В соответствии с п. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно п.1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В соответствии с положениями ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею (часть 1). Признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, суд принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на эту вещь (часть 2).
В силу п. 4 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена организация водоотведения.
Согласно пунктам 1 и 2 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.
В соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» канализационная сеть представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
Пунктом 5 ст. 8 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, в том числе бесхозяйных систем водоотведения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения.
В указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что канализационный септик по своим техническим характеристикам представляет собой инженерное сооружение водоотведения, предназначенное для транспортировки сточных вод.
При этом, как следует из материалов дела, он является неотъемлемой частью канализационных сетей, находится под землей, занимает определенный земельный участок. Перемещение септика без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, как невозможна и его эксплуатация без связи с землей. Соответственно, спорный объект является недвижимым имуществом.
Кроме того, судом установлено и следует из дела, что накопительная емкость находится во владении ответчика на основании распоряжения Администрации МО г. Лабытнанги от 28 ноября 2017 года № 1350 «Об определении организации, ответственной за содержание и обслуживание сетей, водоотведения, не имеющих эксплуатирующей организации», с учетом изменений, внесенных распоряжением № 1279 от 13 октября 2020 года и Соглашения о предоставлении субсидии на компенсацию стоимости услуг организациям, осуществляющим предоставление услуг по откачке и вывозу бытовых сточных вод из септиков в жилом фонде, обустроенном внутридомовой системой канализации и не подключенном к сетям централизованной системы канализации от 13 марта 2020 года.
При этом, спорный объект канализационных сетей находится за внешней границей сетей водоотведения, входящих в состав общего имущества, соответственно, не относится к общему имуществу многоквартирных домов, является бесхозяйным объектом, отсутствие собственника которого влечет обязанность органа местного самоуправления по постановке его на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с целью предотвращения угрозы причинения вреда правам и законным интересам населения.
Поскольку то обстоятельство, что спорный объект является недвижимым имуществом установлено в ходе рассмотрения дела судом, а ответчик Администрация МО г. Лабытнанги полагая, что последний является движимым имуществом, осуществляла его содержание и обслуживание, оснований для удовлетворения требования о признании незаконным бездействия Администрации МО г. Лабытнанги по не принятию мер к постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объект недвижимого имущества, в качестве бесхозяйной вещи - накопительной емкости, расположенной в районе многоквартирного дома №22 по ул.Пионерская, у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление прокурора Приуральского района, удовлетворить частично.
Возложить на Администрацию МО г. Лабытнанги обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу с заявлением о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи – накопительной емкости, расположенной в г.Лабытнанги в районе многоквартирного дома №22 по ул.Пионерская на земельном участке государственная собственность на который не разграничена.
Решение принято в окончательной форме 19 декабря 2020 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
...
...
Судья О.В. Михайлова