Дело № 2-1112/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Канашский районный суд Чувашской Республики
в составе:
председательствующего судьи Андреевой Л.М.,
при секретаре Лермонтовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии в лице Территориального отдела в <данные изъяты> в интересах неопределенного круга потребителей к Муниципальному предприятию «<данные изъяты>, Обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о признании незаконными действия по предоставлению услуги отопления ненадлежащего качества по температурному режиму в жилом доме <адрес>, об обязании оказывать услуги отопления надлежащего качества, соответствующего нормам, обязании довести до сведения потребителей через средства массовой информации решение суда,
у с т а н о в и л:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике в <данные изъяты> в интересах неопределенного круга потребителей обратилось в суд с иском к Муниципальному предприятию «<данные изъяты> о признании незаконными действия по предоставлению услуги отопления ненадлежащего качества по температурному режиму в жилом доме № <адрес>, об обязании оказывать услуги отопления надлежащего качества, соответствующего нормам, обязании довести до сведения потребителей через средства массовой информации решение суда, указывая, что в ДД.ММ.ГГГГ в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по ЧР- Чувашии в <данные изъяты> поступило письменное обращение жительницы <адрес> на то, что уже в течение нескольких лет жильцам <адрес> оказывается услуга по отоплению квартир ненадлежащего качества (температура в жилых комнатах значительно ниже установленных законодательством норм), тем самым нарушено их право на получение услуги по отоплению надлежащего качества. Как следует из актов составленного созданной комиссией от ДД.ММ.ГГГГ при проведении замеров температура подающего трубопровода составила №, а температура обратного трубопровода №; от ДД.ММ.ГГГГг. температура в подающем трубопроводе составила №, в обратном трубопроводе №, температура наружного воздуха -№; от ДД.ММ.ГГГГ температура теплоносителя в подающем трубопроводе составила №, температура в обратном трубопроводе -№, температура наружного воздуха составила -№; от ДД.ММ.ГГГГг. температура теплоносителя в подающем трубопроводе составила №, температура в обратном трубопроводе составила №, температура наружного воздуха составила – №; от ДД.ММ.ГГГГг. температура теплоносителя в подающем трубопроводе №, температура в обратном трубопроводе составила №; от ДД.ММ.ГГГГг. температура теплоносителя в подающем трубопроводе составила №, температура в обратном трубопроводе №; от ДД.ММ.ГГГГг. температура теплоносителя в подающем трубопроводе составила №, температура в обратном трубопроводе составила №, температура наружного воздуха -№; от ДД.ММ.ГГГГг. температура теплоносителя в подающем трубопроводе составила №, температура в обратном трубопроводе составила №, температура наружного воздуха составила -№; от ДД.ММ.ГГГГг. температура теплоносителя в подающем трубопроводе составила №, температура в обратном трубопроводе составила №, температура наружного воздуха на момент проверки составила -№; от ДД.ММ.ГГГГг. температура теплоносителя в подающем трубопроводе составила №, температура в обратном трубопроводе составила №, температура наружного воздуха составила -№. При том, что согласно температурному графику системы теплоснабжения, утвержденной администрацией <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. при температуре наружного воздуха -№ температура теплоносителя в подающем трубопроводе должна оставлять №, на обратном трубопроводе №.
ДД.ММ.ГГГГ. в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по ЧР- Чувашии в <адрес> поступило письменное обращение жительницы <адрес> с просьбой о проведении обследования температурного режима. На основании поступившего обращения были произведены замеры параметров микроклимата в жилых комнатах <адрес>, а именно: зал (температура составила №, при допустимых значениях №); спальня (температура составила № при допустимых значениях №).
ДД.ММ.ГГГГ. в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по ЧР- Чувашии в <адрес> поступило письменное обращение жительницы <адрес> с просьбой о проведении обследования температурного режима. На основании поступившего обращения были произведены замеры параметров микроклимата в жилой комнат <адрес>, а именно: зал (температура составила №, при допустимых значениях №). Во всех случаях температура воздуха в жилых комнатах не соответствовала требованиям, установленным приложением 2 к СанПиН № «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях с изменениями дополнениями №1», что подтверждается протоколами измерений параметров микроклимата № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГг., протоколом отбора факторов окружающей и производственной среды (измерений физических факторов) от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГг., экспертным заключением по оценке результатов лабораторных исследований, испытаний, измерений испытательного лабораторного центра филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии в <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ. Ресурсоснабжающей организацией в данном случае является МП «<данные изъяты>».
В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила), под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для Предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с Правилами потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В соответствии с п. 6 Правил отопление - это поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, в жилых помещениях - не ниже +№°С (в угловых комнатах - +№°С).
В сфере ЖКХ в соответствии с действующими нормативными документами требования к качеству, товаров, работ, услуг устанавливаются государственными стандартами, санитарными правилами и нормами - это: ГОСТ Р 51929-2—2 «Услуги жилищно-коммунальные. Термины и определения», введен в действие постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 307-ст, СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях с изменениями дополнениями №1», Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ № 170, ГОСТ 30494- 96 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях».
Основными требованиями действующих стандартов являются требования по безопасности услуг для жизни, здоровья, имущества потребителей, по охране окружающей среды, непрерывность потребления услуг, общие технические требования к жилищно-коммунальным услугам.
В силу п. 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно- коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ № эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях. Согласно п.5.2.3 Правил, температура воздуха в помещениях жилых зданий в холодный период года должна быть не ниже значений, предусмотренных стандартами.
В соответствии с п. 4.12, 4.16.2 ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», принятому и введенному в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 158-ст, потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды, канализации должны обеспечивать безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления, а также непрерывность потребления.
Статьей 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» установлено, что исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к услуге, исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую этим требованиям.
Требования к качеству услуги по отоплению установлены СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях с изменениями дополнениями №1», ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно- коммунальные услуги. Общие технические условия», ГОСТ 30494-96 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях», Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 307, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно- коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ № 170.
Согласно ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
На основании части 1 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.
Суть данного иска в том, чтобы признать факт нарушения исполнителем нарушения права потребителя на качественную услугу отопления. Вопросы рассмотрения и установления вины исполнителя не являются предметом данного иска.
Отношения, связанные с предоставлением коммунальных услуг по отоплению, урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 307.
В соответствии с п. 9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Пунктом 49 Правил предусмотрено, что исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги и в необходимых для него объемах; предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими правилами. В свою очередь потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу.
Гражданский кодекс РФ и Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителей» предоставляют гражданам широкий спектр охраняемых законом прав и свобод, связанных с реализацией услуг по возмездному договору.
На момент проведения лабораторных измерений температура в жилых помещениях <адрес>, обслуживаемых МП «<данные изъяты> не соответствует качеству, установленному нормативами по температурному режиму, что подтверждается также, неоднократными устными обращениями граждан в ТО Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в городе Канаш.
Таким образом, нарушая права потребителей, добросовестных плательщиков за предоставленные коммунальные услуги, на получение качественной услуги по отоплению, необоснованно нарушаются закрепленные Конституцией РФ права и свободы гражданина, которые являются непосредственно действующими (ст. 18).
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере (согласно п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации), в какой это необходимо для целей, прямо определенных указанной статьей Основного Закона Российской Федерации.
Одной из важнейших норм законодательства является возможность взыскания вреда, причиненного вследствие недостатков оказанной услуги (неоказания ее) независимо от вины исполнителя.
В соответствии со ст. 1095 Гражданского Кодекса РФ вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет.
Статьей 14 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителей» установлено, что:
-вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению исполнителем;
-изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги).
Из этой нормы вытекает важное процессуальное правило: для возмещения ущерба в таких случаях не требуется доказывания вины причинителя вреда. Более того, даже если исполнитель услуги докажет свою невиновность, то и в этом случае он будет нести обязанность возместить потребителю убытки.
Данный иск представляет собой требование неимущественного характера о признании действий исполнителя услуги отопления для граждан - потребителей противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.
Основанием иска в защиту неопределенного круга потребителей являются факты совершения противоправных действий, которые должны быть прекращены. В рассматриваемом случае - это факты оказания услуги по отоплению ненадлежащего качества добросовестным потребителям исполнителем услуги МП «<данные изъяты>.
При удовлетворении исковых требований, в дальнейшем каждый конкретный потребитель вправе подать иск с требованиями имущественного характера на основании решения суда по иску о защите прав неопределенного круга потребителей.
Исполнитель жилищно-коммунальных услуг в соответствии с п. 49 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» обязан принимать своевременные меры по предупреждению и устранению нарушений качества этих услуг, повышать их потребительские свойства.
Действия ответчика должны соответствовать нормативным актам, регулирующим порядок предоставления коммунальных услуг населению.
Таким образом, МП «<данные изъяты> предоставляет потребителям услугу отопления, не соответствующую обязательным требованиям, что является нарушением требований ст.ст. 11,23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», статьи 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 2300-1, пунктов 9, 49 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», требования пункта 4.12, п.4.16.2 ГОСТа Р "51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», приложения 2 к СанПиН 2.1.2645-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях с изменениями дополнениями №1».
Определением Канашского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ для участия в деле в качестве соответчика привлечена управляющая организация жилого <адрес> – Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (л.д.№).
В судебное заседание представитель истца - Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике в <адрес> Ф.Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении и вновь их привела суду.
Представитель ответчика МП «<данные изъяты>» К.Р.М. исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике в <адрес> к МП «<данные изъяты>» не признал, пояснив, что согласно распоряжения главы администрации <адрес> ЧР № от ДД.ММ.ГГГГ в целях определения границ раздела между энергоснабжающей организацией и потребителями тепловой энергии, в целях надежного обеспечения тепловой энергией населения города, предупреждения аварийных ситуаций, ресурсо- и энергосбережения определена граница обслуживания теплопроводов между энергоснабжающей организацией и потребителем тепловой энергии по внешней стене многоквартирного дома, в частности по адресу: <адрес>. Многоквартирный <адрес> обслуживается управляющей организацией ООО «<данные изъяты>», которая несет ответственность перед собственниками и нанимателями помещений за надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме (взимает плату за содержание и ремонт жилого помещения). Из имеющихся в материалах дела актов следует, что температура на границе балансовой принадлежности соответствует нормативам (в т.ч. температурному графику). Более того, при замерах температуры воздуха в некоторых квартирах <адрес> подтвержден факт соответствия вышеназванной температуры нормативам. Данные факты прямо свидетельствует о том, что обязательства по поставке тепловой энергии надлежащего качества МП «<данные изъяты>» выполнены в полном объёме, не функционирует внутридомовая система отопления, ответственность за которую несет управляющая компания – ООО «<данные изъяты>». К актам замер температуры в квартирах указанного дама, составленным ООО «<данные изъяты>», следует отнестись критически, поскольку в них отсутствуют подписи работников МП «<данные изъяты>».
Представитель соответчика ООО «<данные изъяты>» А.С.В. в судебном заседании исковые требования к ООО «<данные изъяты>» не признал, пояснив, что в соответствии с п. 2 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Исполнитель» - юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, представляющий потребителю коммунальные услуги. В данном случае «Исполнителем» является МП «<данные изъяты>», которая также является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей продажу населению коммунальной услуги по отоплению. ООО «<данные изъяты>» не имеет договора с МП «<данные изъяты>» на приобретение тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению. Решение об избрании в качестве способа управления многоквартирным домом № по <адрес> непосредственного управления собственниками помещений было принято на общем собрании собственников помещений. В случае избрания непосредственного способа управления собственники напрямую заключают договора с ресурсоснабжающими организациями. Протокол общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГг свидетельствует о том, что ответственность за качественное теплоснабжение дома несет МП «<данные изъяты>. ООО «<данные изъяты>» по договору с собственниками жилых помещений <адрес> отвечает за техническое обслуживание общедомовой системы отопления исключая оборудование в жилых помещениях кроме стояков, а также за работу общедомового прибора учета тепловой энергии. Со стороны жильцов <адрес> по обслуживанию инженерного оборудования внутридомовой системы отопления в адрес управляющей-компании не поступало. Все нарекания в обращениях граждан состояли в некачественном теплоснабжении, т.е на несоответствие температуры теплоносителя на вводе системы отопления дома, утвержденному температурному графику, вследствие чего в квартирах температура ниже показателей, указанных в нормативных документах. Замеры температуры теплоносителя на границе балансового разграничения ежемесячно показывали неоднократные нарушения температурного режима. Внутридомовая система отопления <адрес> работает в соответствии с параметрами теплоносителя (давлением и температурой), который подает в систему «Исполнитель» - МП «<данные изъяты>». А эти параметры не соответствуют утвержденным нормативам и температурному графику. Соответственно МП «УК ЖКХ» несет полную ответственность за некачественное предоставление коммунальных услуг по отоплению, ООО «<данные изъяты>» не должен нести какой-либо ответственности.
Третье лицо Кириллова Г.А. в судебном заседании пояснила, что является жильцом <адрес> по <адрес> и старшей по дому. Акты, представленные ООО «<данные изъяты>» суду, всегда составлялись в ее присутствии и соответствуют действительности. Практически всегда при замере температуры на трубопроводе на вводе дом идет недопоставка тепла со стороны МП «<данные изъяты>». В их доме установлен тепловой счетчик, через интернет жильцы дома имеют возможность просматривать показания указанного счетчика: какова температура теплоносителя на вводе дома, на выходе из дома. Показания указанного счетчика также подтверждают, что МП «<данные изъяты>» недопоставляет тепло в их дома, из-за этого температура практически во всех квартирах не соответствует установленным нормативам. Полагает, что виновником несоответствия температуры воздуха в их квартире нормативам, является лишь МП «<данные изъяты>», а не ООО «<данные изъяты>», который очень много сделал для их дома. К тому же с ДД.ММ.ГГГГ жильцы их дома оплату за отопление вносят непосредственно МП «<данные изъяты>»
Третьи лица Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики, администрация <данные изъяты> надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили.
Свидетель С.Ю.А. в судебном заседании показала, что является жильцом <адрес> и подтвердила, что во многих квартирах указанного дома, температура воздуха не соответствует нормативам. После обозрения в судебном заседании копии акта от ДД.ММ.ГГГГ, пояснила, что подпись в данном акте похожа на ее подпись, но выполнена не ей.
Выслушав стороны, третье лицо, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ (действовавших на момент возникновения спорных отношений) и п.2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов (в ред. Постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 354, от ДД.ММ.ГГГГ N 442, от ДД.ММ.ГГГГ N 857 ) «коммунальные услуги» - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. При этом «исполнитель» - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. «Коммунальные услуги надлежащего качества» согласно указанных Правил - это коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ исполнитель обязан предоставить потребителю коммунальные услуги надлежащего качества. Аналогичные положения закона содержаться и в п.31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов (в ред. Постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 354, от ДД.ММ.ГГГГ N 442, от ДД.ММ.ГГГГ N 857 ).
Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
ООО «<данные изъяты>» является управляющей компанией, которая управляет жилым домом № по <адрес>, что следует из протокола общего собрания собственников от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№).
В соответствии с п.2 договора № управления многоквартирным домом с собственником помещения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№) собственник (жилец <адрес>) поручает, а Управляющая организация (ООО «<данные изъяты>») принимает на себя обязательства совершать от имени и за счет собственника все необходимые юридические и фактические действия, направленные на выполнение обязательных работ и услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме по предоставлению коммунальных услуг Собственнику, а также осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом.
Управляющая организация обязана организовывать предоставление коммунальных услуг надлежащего качества в соответствии с законодательством, организовывать выполнение работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества (п.п.3.4.1, 3.4.2 договора).
Согласно п. 2.3 Устава МП «<данные изъяты> (л.д.№) предметом деятельности предприятия является производство, передача и распределение тепловой энергии, перетранспортировка тепловой энергии через ЦТП от чужих источников тепла, предоставление прочих услуг.
Согласно ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
В силу ст. 544 ч. 2 ГК РФ порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно п. 3 вышеуказанных Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ предоставления коммунальных услуг при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
Как установлено в судебном заседании договор снабжения тепловой энергией между ООО «<данные изъяты>» и МП «<данные изъяты>» на ДД.ММ.ГГГГ не заключался, что следует из пояснения участников процесса в судебном заседании.
Как следует из пояснения в судебном заседании третьего лица Кирилловой Г.А., не оспаривалось представителями ООО «<данные изъяты>» и МП «<данные изъяты>» оплата коммунальных услуг за отопление с ДД.ММ.ГГГГ жильцами <адрес> осуществляется непосредственно в МП «<данные изъяты>».
Таким образом, судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ коммунальную услугу по отоплению жильцам указанного дома предоставляет МП «<данные изъяты>» как ресурсоснабжающая организация, получавшая оплату за коммунальную услугу по отоплению, и ООО «<данные изъяты>» как управляющая компания.
Главой 8 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ и главой 10 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов (в ред. Постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 354, от ДД.ММ.ГГГГ N 442, от ДД.ММ.ГГГГ N 857) определен порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, который предполагает уведомление потребителем об этом аварийно-диспетчерской службы, что является основанием для проверки, по результатам которой составляется акт.
В соответствии с п. 74 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным: а) со дня подписания потребителем (или его представителем) акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг, оформляемого в порядке, определенном пунктами 67 - 69 настоящих Правил; б) с момента возобновления предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, зафиксированного соответствующим прибором учета.
Согласно п.112 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов (в ред. Постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 354, от ДД.ММ.ГГГГ N 442, от ДД.ММ.ГГГГ N 857) период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным: а) с даты и времени установления исполнителем факта возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества всем потребителям, указанных исполнителем в соответствии с пунктом 104 настоящих Правил в журнале регистрации таких фактов; б) с даты и времени доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы исполнителя сообщения о возобновлении предоставления ему коммунальной услуги надлежащего качества; в) с даты и времени, указанных в акте о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, составленном в соответствии с пунктом 113 настоящих Правил; г) с даты и времени возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества, которые зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения.
Из имеющихся в деле копий заявлений от ДД.ММ.ГГГГ г., от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), и копии журнала регистрации поступающих жалоб от населения (л.д.№), следует, что в ДД.ММ.ГГГГ жильцы <адрес> неоднократно обращались в обслуживающую и в ресурсоснабжающую организации с заявлениями о некачественном предоставлении коммунальных услуг по отоплению. В связи с бездействием соответчика ООО «<данные изъяты>», ответчика МП «<данные изъяты> были поданы жалобы в различные контролирующие органы (л.д.№).
В соответствии с п. 15 Приложения № вышеуказанных Правил установлены требования к предоставлению коммунальной услуги по обеспечению квартиры отоплением: в жилых помещениях должна обеспечиваться температура воздуха не ниже +18 градусов С, в угловых комнатах не ниже +20 градусов С, в других помещениях – в соответствии с ГОСТом Р 51617-2000. Допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) – не более 3 градусов С. Допустимое превышение нормативной температуры – не более 4 градусов С.
Согласно представленным копиям актов:
- от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№), согласно которому при температуре наружного воздуха - № градусов С температура теплоносителя на входе в <адрес> в подающей в дом отопительной трубе составляла № градуса С, а в обратной трубе на выходе из дома составляла № градусов С, а согласно температурного графика (л.д.№), согласованного и утвержденного главой органа местного самоуправления, при температуре наружного воздуха – № градусов С температура теплоносителя в подающем трубопроводе должна составлять № градусов С, в обратном трубопроводе должна составлять № градусов С, температура в <адрес> в зале - + № градусов С, в спальне - +№ градусов С, низ секций № батареи в зале холодный, причины недопоставки тепла: недостаточный перепад давления на вводе в дом, несоблюдение температурного графика, забитые батареи; температура в <адрес> в зале - + № градусов С, в спальне - +№ градусов С, в квартире № № температура воздуха в зале - +№ градусов С, в спальне - + № градусов С, в квартире № № температура в зале - +№ градусов С, в спальне - +№ градусов № причины недопоставки тепла: недостаточный перепад давления на вводе в дом, несоблюдение температурного графика, забитые батареи;
- от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№), согласно которому при температуре наружного воздуха - № градусов С температура теплоносителя в подающей в дом отопительной трубе составляла № градус С, а в обратной трубе на выходе из дома - № градусов С, а согласно температурного графика (л.д.№), при указанной температуре наружного воздуха температура теплоносителя в подающем трубопроводе должна составлять № градусов С, в обратном трубопроводе – +№ С;
- от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№), согласно которому при температуре наружного воздуха - № градусов С температура теплоносителя в подающей в дом отопительной трубе составляла № градус С, а в обратной трубе на выходе из дома - № градусов С, а согласно температурного графика (л.д.№), при указанной температуре наружного воздуха температура теплоносителя в подающем трубопроводе должна составлять 75 градусов С, в обратном трубопроводе – + № градусов С;
- от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№), согласно температура воздуха в квартире № № в зале - +№ градусов С, в спальне - +№ градусов С; в квартире № № в зале - + № градусов С, в спальне - +№ градусов С, в квартире № № в зале - + № градусов С, в спальне - +№ градусов С;
- от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№), согласно которому при температуре наружного воздуха - № градусов С температура теплоносителя в подающей в дом отопительной трубе составляла № градуса С, а в обратной трубе на выходе из дома - № градуса С, а согласно температурного графика (л.д.№), при указанной температуре наружного воздуха температура теплоносителя в подающем трубопроводе должна составлять +№ градусов С, в обратном трубопроводе – + № градусов С;
- от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№), согласно которому при температуре наружного воздуха -№ градусов С температура теплоносителя на входе в <адрес> в подающей в дом отопительной трубе составляла № градуса С, а в обратной трубе на выходе из дома составляла № градусов С, а согласно температурного графика (л.д.№), согласованного и утвержденного главой органа местного самоуправления, при температуре наружного воздуха – № градусов С температура теплоносителя в подающем трубопроводе должна составлять + № градусов С, в обратном трубопроводе должна составлять + № градусов С;
- от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№), согласно которому при температуре наружного воздуха - № градусов С температура теплоносителя в подающей в дом отопительной трубе составляла № градуса С, а в обратной трубе на выходе из дома - № градусов С, а согласно температурного графика (л.д.№), при указанной температуре наружного воздуха температура теплоносителя в подающем трубопроводе должна составлять № градусов С, в обратном трубопроводе – +№ градусов С;
- от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), согласно которому при температуре наружного воздуха - № градусов С (-№ градусов С) температура теплоносителя в подающей в дом отопительной трубе составляла № градуса С, а в обратной трубе на выходе из дома - № градусов С, а согласно температурного графика (л.д.№), при указанной температуре наружного воздуха температура теплоносителя в подающем трубопроводе должна составлять от +№ до № градусов С, в обратном трубопроводе – от +№ до № градусов С;
- от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), согласно которому при температуре наружного воздуха - № градусов С температура теплоносителя в подающей в дом отопительной трубе составляла № градуса С, а в обратной трубе на выходе из дома - № градус С, а согласно температурного графика (л.д.№), при указанной температуре наружного воздуха температура теплоносителя в подающем трубопроводе должна составлять № градусов С, в обратном трубопроводе – +№ С; температура воздуха в квартире № № в зале составила + № градусов С, в спальне № градусов С, в квартире № № в зале - +№ градусов С, в спальне - + № градусов С, в квартире № № в зале - +№ градусов С, в спальне - + № градусов С, в квартире № № в зале - +№ градусов С, в спальне № градусов С; в квартире № № в спальне - +№ градусов С, в зале - +№ градусов С;
- от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), согласно которому при температуре наружного воздуха - № градусов С температура теплоносителя в подающей в дом отопительной трубе составляла № градуса С, а в обратной трубе на выходе из дома - № градусов С, а согласно температурного графика (л.д.№), при указанной температуре наружного воздуха температура теплоносителя в подающем трубопроводе должна составлять + № градусов С, в обратном трубопроводе – + № С;
- от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), согласно которому при температуре наружного воздуха – № градусов С (л.д.№) температура теплоносителя в подающей в дом отопительной трубе составляла № градуса С, а в обратной трубе на выходе из дома - № градусов С, а согласно температурного графика (л.д.№), при указанной температуре наружного воздуха температура теплоносителя в подающем трубопроводе должна составлять № градусов С, в обратном трубопроводе – +№ градусов С;
- от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), согласно которому при температуре наружного воздуха - № градусов С температура теплоносителя в подающей в дом отопительной трубе составляла № градуса С, а в обратной трубе на выходе из дома - № градусов С, а согласно температурного графика (л.д.№), при указанной температуре наружного воздуха температура теплоносителя в подающем трубопроводе должна составлять № градусов С, в обратном трубопроводе – +№ С;
- от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), согласно которому при температуре наружного воздуха - № градусов С температура теплоносителя в подающей в дом отопительной трубе составляла № градуса С, а в обратной трубе на выходе из дома - № градусов С, а согласно температурного графика (л.д.№), при указанной температуре наружного воздуха температура теплоносителя в подающем трубопроводе должна составлять № градусов С, в обратном трубопроводе – + № градусов С;
- от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), согласно которому при температуре наружного воздуха - № градусов С температура теплоносителя в подающей в дом отопительной трубе составляла № градуса С, а в обратной трубе на выходе из дома - № градус С, а согласно температурного графика (л.д.№), при указанной температуре наружного воздуха температура теплоносителя в подающем трубопроводе должна составлять № градусов С, в обратном трубопроводе – № градусов С;
- от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), согласно которому при температуре наружного воздуха - № градусов С температура теплоносителя в подающей в дом отопительной трубе составляла № градусов С, а в обратной трубе на выходе из дома - № градуса С, а согласно температурного графика (л.д.№), при указанной температуре наружного воздуха температура теплоносителя в подающем трубопроводе должна составлять № градусов С, в обратном трубопроводе – № градусов С;
- от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №) температура воздуха в квартире № № в зале составила + № градусов С, в спальне – № градусов С; в квартире № № в зале - +№ градусов С, в спальне - + № градусов С, в квартире № № в зале - +№ градусов С, в спальне - + № градусов С, в квартире № № в зале - +№ градусов С, в спальне № градусов С; составленных представителями обслуживающих организаций, были зафиксированы отклонения температуры воздуха, в жилых комнатах и помещениях <адрес> от нормативных требований и допустимых пределов. Вышеуказанными актами подтверждается то обстоятельство, что температура воздуха в жилых комнатах указанного дома не всегда соответствовала вышеуказанным установленным параметрам, предусмотренным п. 15 приложения № к Правилам.
Данные обстоятельства также подтверждаются пояснениями в судебном заседании третьего лица Кирилловой Г.А., которая является жильцом <адрес>, а также одновременно председателем совета жильцов указанного дома, копией протокола измерений параметров микроклимата от ДД.ММ.ГГГГ в квартире № № указанного дома, согласно которому температура воздуха в квартире составляет в зале и спальне от +№ до № градусов С (л.д.№), в спальне актами снятия суточных показаний прибора узла учета тепловой энергии, установленного на границе балансовой принадлежности ООО «<данные изъяты>» и МП «<данные изъяты>» в <адрес> (факт установки которого не оспаривался в судебном заседании участниками процесса) (л.д.№), данными метеостанции <данные изъяты> о среднесуточной температуры воздуха в <адрес> (л.д.№), вступившими в законную силу постановлением № по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица ООО «<данные изъяты>» по ст.7.23 КоАП РФ за нарушение нормативного уровня обеспечения населения (жильцов <адрес>) коммунальными услугами (л.д.№); постановлением № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица ООО «<данные изъяты>» по ст.9.11 КоАП РФ (л.д.№); постановлением № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица МП «<данные изъяты>», по ст.9.11 КоАП РФ (л.д.№).
Вышеуказанные доказательства свидетельствуют также о подаче на границе на входе в <адрес> в отопительную систему тепла, не соответствующего установленным нормативным требованиям и температурному режиму подачи тепла ресурсоснабжающей организацией – МП «<данные изъяты>», которая согласно ст. 542 ГК РФ должна нести ответственность за качество предоставляемой услуги по отоплению.
Температурный график системы теплоснабжения (л.д.№,) согласован и утвержден главой органа местного самоуправления, у суда сомнений не вызывает.
ООО «<данные изъяты>» в силу действующего законодательства, являясь исполнителем коммунальных услуг, осуществляя свою профессиональную деятельность по управлению многоквартирными жилым домом № <адрес> на протяжении нескольких лет, ответственным за оказанию потребителям услуг надлежащего качества, должных мер, направленных на улучшение качества услуг по отоплению не предпринял.
В силу Пункта 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № предусматривает, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно пункту 8 названных Правил внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Ответственность за надлежащее содержание внутридомовой системы отопления лежит на управляющей организации <адрес> – ООО «<данные изъяты>».
Так, согласно копии акта от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№), составленного должностным лицом ООО «<данные изъяты>» одной из причины несоответствия температуры воздуха в квартирах жильцов <адрес> нормативным требованиям является забитость батарей квартир.
Ненадлежащее функционирование внутридомовой системы отопления <адрес> также подтверждается обстоятельствами, изложенными в постановлениях о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении директора ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№) и вступившим в законную силу постановлением № по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица ООО «<данные изъяты>» по ст.7.23 КоАП РФ за нарушение нормативного уровня обеспечения населения (жильцов <адрес>) коммунальными услугами (л.д.№), постановлением № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица ООО «<данные изъяты>» по ст.9.11 КоАП РФ (л.д.№).
Таким образом, ООО «<данные изъяты>» также должен также нести ответственность за качество предоставляемой услуги по отоплению, оно является надлежащим соответчиком по делу.
Согласно подп. 7 п. 4 ст. 40, п. 1 ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике в <адрес> в интересах неопределенного круга потребителей имеет право на обращение в суд с иском в защиту неопределенного круга потребителей.
Действия МП «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>», осуществляющие предоставление жильцам <адрес> коммунальную услугу по отоплению ненадлежащего качества, нарушают права неопределенного круга лиц.
Учитывая, что вышеуказанными актами зафиксировано, что ответчиком и соответчиком жильцам <адрес> предоставлялись коммунальные услуги по отоплению, и данные действия по предоставлению услуги ненадлежащего качества повлекли обращение истца в суд с требованием об обязании обеспечить предоставление коммунальной услуги по отоплению в квартире жильцов <адрес> надлежащего качества в соответствии с действующими нормативами, принимая во внимание п.112 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов (в ред. Постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №, от ДД.ММ.ГГГГ N №, от ДД.ММ.ГГГГ N № ), согласно которому период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества считается оконченным со дня подписания потребителем акта об устранении недостатков предоставления коммунальной услуги либо с момента возобновления предоставления коммунальной услуги по отоплению надлежащего качества, зафиксированного соответствующим прибором учета, с даты и времени установления исполнителем факта возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества всем потребителям, указанных исполнителем в соответствии с пунктов 104 Правил в журнале регистрации таких фактов, с даты и времени доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы исполнителя сообщения о возобновлении предоставления ему коммунальной услуги надлежащего качества суд приходит к выводу об обоснованности заявленного искового требования истца к ответчику и соответчику об обязании обеспечить предоставление коммунальных услуг по отоплению надлежащего качества в соответствии с действующими нормативными требованиями.
С учетом вышеизложенных установленных судом обстоятельств суд приходит к выводу, что исковые требования к МП «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» основаны на законе, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В статье 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрено, что при удовлетворении иска о прекращении противоправных действий в отношении неопределенного круга потребителей суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Таким образом, также подлежит удовлетворению требование истца обязать ответчика в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу довести указанное решение до сведения потребителей через средства массовой информации.
Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден при подаче искового заявления, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая, что иск судом удовлетворен, с МП <данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина по № рублей с каждого.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать противоправными действия Муниципального предприятия «Управляющая <данные изъяты>, Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся в предоставлении жильцам <адрес> коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества не соответствующую действующим нормативным требованиям к качеству коммунальной услуги по отоплению.
Обязать Муниципальное предприятие «<данные изъяты> и Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» обеспечить предоставление коммунальной услуги по отоплению надлежащего качества в соответствии с действующими нормативными требованиями к качеству коммунальной услуги по отоплению жильцам <адрес>.
Обязать Муниципальное предприятие «Управляющая <данные изъяты> и Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу довести указанное решение до сведения потребителей через средства массовой информации.
Взыскать с Муниципального предприятия «<данные изъяты> в доход местного бюджета <адрес> государственную пошлину в сумме № (№) рублей.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» в доход местного бюджета <адрес> государственную пошлину в сумме № (№) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики через Канашский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ