ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1112/2013 от 24.12.2013 Карталинского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-1112/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 декабря 2013года г. Карталы

Карталинский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Стяжкиной О.В.

при секретаре Сивковой Е.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергеева Виталия Владимировича к Администрации Карталинского муниципального района, Управлению социальной защиты населения Карталинского района о признании проживавшим и пострадавшим во время чрезвычайной ситуации муниципального характера, признании права на получение финансовой помощи,

У С Т А Н О В И Л:

Сергеев В.В. обратился с иском в суд к Администрации Карталинского муниципального района, Управлению социальной защиты населения Карталинского района с учетом уточнения просил признать его проживавшим и пострадавшим во время чрезвычайной ситуации в летний период 2013 года в результате прохождения на территории Челябинской области ливневых дождей сопровождающихся паводками, и признании за ними права на получение финансовой помощи в связи с полной утратой принадлежащего им на праве собственности имущества, находящегося по адресу: <адрес>.

В обоснование исковых требований указано, что дом, по указанному в иске адресу в период с 8 по 12 августа 2013 года находился в зоне затопления. Жилой дом и земельный участок принадлежат на праве собственности ФИО5 Истец на момент затопления проживал в указанном жилом доме, вел общее хозяйство совместно с женой, и родителями. В дом попала вода на уровень около 1 метра в следствии чего, утрачено все имущество. Ответчиками ему было отказано в выплате денежной компенсации в связи с утратой принадлежащего имущества, так как он не имеет регистрации в указанном жилом помещении.

В судебном заседании истец Сергеев В.В. на удовлетворении уточненных исковых требованиях настаивал, по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что он с марта 2011 года стал совместно проживать с ФИО4 по адресу ее родителей <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован брак. В доме по месту регистрации <адрес> он не проживает, в доме живет бабушка, дом в зону подтопления не попал.

В судебное заседание представитель ответчика администрации Карталинского муниципального района не явился, ранее в предварительном судебном заседании исковые требования не признал, представил письменный отзыв, в котором указал, что для предоставления финансовой помощи пострадавшим от подтопления необходимо обязательное наличие регистрации в жилом помещении, попавшем в зону подтопления.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения Карталинского муниципального района в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором указал, что с исковыми требованиям не согласен.

Представитель третьего лица Министерства социальных отношений Челябинской области в суд не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменный отзыв, в котором указал, что правовых оснований для удовлетворения иска нет, так как истцы не имеют регистрации в жилом помещении, которое оказалось в зоне подтопления.

В судебное заседание представитель третьего лица Министерства финансов Челябинской области не явился, извещен надлежащим образом.

Суд, заслушав истца, свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право:

на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (ст.18).

Согласно п.2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 13 октября 2008 года N 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Пунктом 4 Правил предусмотрена необходимость указания данных о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации.

В соответствии с пп. "г, д" п. 9 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс.рублей на человека, но не более 50 тыс.рублей на семью), а также оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).

Порядок оформления документов и выделения пострадавшим материальной помощи определяется Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными 02 ноября 2010 года заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Согласно названных Методических рекомендаций единовременная материальная помощь, предусмотренная пп. "г" п. 9 Правил, имеет целевое назначение и выплачивается гражданам на восстановление поврежденного частного жилого помещения.

При этом, конкретный размер оказываемой помощи определяется на основании проведенного обследования частного жилого помещения комиссиями, созданными для этих целей органами местного самоуправления.

Порядок выплаты финансовой помощи физическим лицам в связи с утратой имущества, предусмотренной пп. "д" п.9 Правил, регулируется п.9.2 Методических рекомендаций. В списках граждан, имеющих право на материальную поддержку указываются все граждане (включая детей), постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в жилом помещении, поврежденном в результате чрезвычайной ситуации.

В соответствии с Распоряжением администрации Карталинского муниципального района Челябинской области № 600-р от 07.08.2013 года «О признании ситуации связанной с ухудшением погодных условий, а также подтоплением ряда частных жилых домов на территории города Карталы и Карталинского муниципального района чрезвычайной муниципального характера» введен с 19 часов 00 минут 07.08.2013 года режим чрезвычайной ситуации муниципального характера (фактор природный).

Из Распоряжения администрации Карталинского муниципального района Челябинской области от 23.08.2013 года № 626-р «Об утверждении зон затопления (подтопления) на территории Карталинского муниципального района во время чрезвычайной ситуации муниципального характера, связанной с прохождением паводковых вод с 07.08.2013 года по 15.08.2013 следует, что к настоящему распоряжению утверждено приложение с перечнем зон затопления (подтопления). В эту зону включен <адрес>.

В соответствии с п.1 ст.20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В судебном заседании установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> попал в зону подтопления, указанное обстоятельство не оспаривается стороной ответчика и подтверждается справкой администрации Карталинского муниципального района.

Собственником жилого дома и земельного участка является ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № соответственно.

Из свидетельства о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ следует, что между Сергеевым В.В. и ФИО4 заключен брак, после заключения брака супруге присвоена фамилия ФИО12.

Из справки администрации МУП «РКЦ <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ также следует, что собственником дома по <адрес> является ФИО5 вместе с ним имеют регистрацию ФИО6, ФИО7

Из справки администрации Анненского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Сергеев В.В. состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес>, фактически по адресу не проживает, проживает в <адрес> 2011 года.

Из пояснений истца следует, что он по месту регистрации не проживает, так как является членом семьи Березневых и проживает с ними совместно в <адрес>. Данное жилье является постоянным местом жительства, где он совместно с женой ведет общее хозяйство, оплачивает коммунальные услуги, в результате затопления вода в дом попала на уровне одного метра, вся мебель была испорчена, также пояснил, что он работает в городе, что подтверждается копией трудовой книжки.

Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО8, ФИО9 пояснили, что ФИО12 знают с 2011 года, являются их соседями. ФИО12 в 2011 году женился на дочери Березневых и с того времени проживает в их доме. В летнее время занимаются огородом, дом ремонтируют, сделали отдельную комнату. Дома свидетелей тоже попали в зону подтопления. Свидетель ФИО6 пояснила, что с апреля 2011 года стала совместно проживать с Сергеевым В.В. в доме ее родителей. В августе 2011 года зарегистрировали брак. В доме <адрес> проживает бабушка мужа, она вместе с мужем живет в <адрес> так как работают в городе.

Не доверять показаниям свидетеля у суда нет оснований, поскольку они являются соседями, длительное время зарегистрированы по месту жительства. Какой либо их заинтересованности в исходе данного дела, суд не усматривает.

Ответчик ссылается в своем возражении на рекомендательные письма Министерства социальных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 604-ООПСУ, от ДД.ММ.ГГГГ № 4078-У, что оказание материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением ливневых дождей, сопровождавшихся паводками, осуществляется в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 года № 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».

В соответствие с Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным зам. Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Чуприянова А.П. от ДД.ММ.ГГГГ № 2-4-60-12-22, единовременная материальная помощь выплачивается гражданам на восстановление поврежденного частного жилого помещения в размере 10 тыс.руб. на человека, но не более 50 тыс. руб. на семью, зарегистрированном на занимаемой площади. Финансовая помощь физическим лицам в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, оказывается только на покупку имущества первой необходимости, взамен утраченного в размере за частично утраченное имущество- 50 тыс. руб. на человека, зарегистрированного на занимаемой площади; за полностью утраченное имущество-100 тыс. руб. на человека, зарегистрированного на занимаемой площади.

Также, в соответствие с Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, требования к формированию списка граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной помощи предусматривают указание всех граждан (включая детей), постоянно проживающих и зарегистрированных в жилом помещении, поврежденном на момент чрезвычайной ситуации.

Представитель третьего лица - Министерство социальных отношений <адрес> также просит в удовлетворении исковых требований отказать указав в возражение, что истец не включен в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи, т.к. они зарегистрированы по другому адресу, а не по <адрес>, где имело место подтопление, т.е. оснований для удовлетворения иска не имеется.

Суд не принимает как обоснованное и заслуживающее внимание возражение ответчика, представителя третьего лица - Министерство социальных отношений <адрес>. Следует учесть, что письма министерств и ведомств не являются нормативно- правовым актом и не могут быть основанием для их применения. Документы в виде писем носят разъяснительный и рекомендательный характер. Кроме того, суд находит, что ответчик и третье лицо, ссылаясь в обоснование возражений на постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 750, истолковывают данный документ не верно, т.к. в указанном постановлении отсутствуют условия оказания материальной помощи с учетом регистрации граждан в пострадавшем жилом помещении. В данной ситуации гражданин не должен находиться в не равных условиях по сравнению с иными гражданами, у которых на момент чрезвычайной ситуации, в результате которой было утрачено имущество и пострадало жилое помещение, отсутствовала регистрация в данном жилом помещении. Факт постоянного проживания истца по адресу- <адрес> судебном заседании был установлен, кроме того, данный факт не оспаривался сторонами по делу.

Также, суд находит необходимым учесть и принять во внимание Протокол совместного заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности и коллегии МЧС России от 26.09.2013 года № 17, согласно которого настоящее временное положение по подготовке документов для выплат единовременной материальной помощи и финансовых выплат за утрату имущества при чрезвычайных ситуациях рекомендуется для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанных в Указе Президента Российской Федерации от 31.08.2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского края, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», что при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право признания его пострадавшим (отсутствие регистрации по месту жительства, правоустанавливающих документов на собственность), организуется включение граждан в списки, на основании принятых судебных решений.

При изложенных обстоятельствах отсутствие регистрации истца в <адрес>, который является местом его постоянного проживания, не может служить основанием для отказа на получение финансовой помощи.

В постановлении Правительства РФ от 13.10.2008 года № 750 отсутствуют условия оказания материальной помощи с учетом регистрации граждан в пострадавшем жилом помещении. В данной ситуации гражданин, не имеющий регистрации в месте постоянного жительства, не должен находиться в неравных условиях по сравнению с иными гражданами, у которых имеется регистрация в жилом помещении, пострадавшем вследствие чрезвычайной ситуации.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд –

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать Сергеева Виталия Владимировича проживавшим и пострадавшим во время чрезвычайной ситуации муниципального характера, в связи с прохождением паводковых вод с 07 августа 2013 года по 15 августа 2013 года, по адресу- <адрес>.

Признать за Сергеевым Виталием Владимировичем право на получение финансовой помощи, как гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Карталинский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий: О.В. Стяжкина