ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1112/2017 от 15.03.2017 Ленинскогого районного суда (город Севастополь)

<данные изъяты>

Дело № 2-1112/2017

Категория 2.156

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 марта 2017 года Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи – Кукурекина К.В.,

при секретаре – Корнеенко Г.А.,

с участием представителя истца – ФИО2, представителя ответчика Правительства Севастополя – ФИО3, представитель ответчика Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя – ФИО4, представитель ответчика Государственного унитарного предприятия «Центр эффективного использования собственности города» - ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Севастополе гражданское дело по исковому заявлению ФИО6 к Правительству Севастополя, Управлению государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Государственному унитарному предприятию Севастополя «Центр эффективного использования собственности города» об отмене постановления в части признания государственной собственностью недвижимого имущества, признании за ним права собственности и устранении препятствий в пользовании,

У С Т А Н О В И Л:

21.12.2016 представитель ФИО6 – ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит: признать недействительным Распоряжение Правительства Севастополя от 07.08.2015 №664-РП в части включения в Приложение №1 имущества с п.1 по п.15, то есть исключить из Приложения №1 Распоряжения Правительства Севастополя от 07.08.2015 №664-РП имущество с п.1 по п.15, находящееся по адресу: <...>; обязать Правительство Севастополя устранить в полном объеме допущенное нарушение прав ФИО6, для чего: отменить право собственности города Севастополя на объекты недвижимого имущества, расположенные по <адрес> по следующим регистрационным записям: от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации прав, кадастра и картографии исключить из реестра следующие регистрационные записи на право собственности города Севастополя на объекты недвижимости, расположенные по <адрес> в <адрес>: от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ; признать за ФИО1 право собственности на здания, строения и сооружения, а именно: здание лит. А, общей площадью 340,4 кв.м.; пристройка лит. а.а1, общей площадью 20,2 кв.м.; здание лаборатории лит. Б, общей площадью 125,7 кв.м.; пристройка лит. Б1, общей площадью 42,2 кв.м.; арочный склад лит. В, общей площадью 273,0 кв.м.; контрольно-пропускной пункт лит. Г, общей площадью 24,7 кв.м.; склад лит. Д, общей площадью 75,7 кв.м.; склад лит. Ж, общей площадью 15,4 кв.м.; навес лит. Е, общей площадью 26,0 кв.м., ограждения и мощения, расположенных по адресу: Россия, <адрес>; устранить препятствия правообладателю в пользовании его собственностью, расположенной по адресу: Россия, <адрес>.

Исковые требования мотивированы тем, что 25.02.2017 Государственное предприятие «Конструкторское бюро радиосвязи» продало, а истец – ФИО6 приобрел в собственность недвижимое имущество – здания, сооружения, строения общей площадью 943,3 кв.м., расположенное по адресу: <...>. Постановлением Правительства Севастополя от 28.02.2015 №118-ПП «О некоторых вопросах национализации имущества» в перечень национализируемых предприятий включено ГП «Конструкторское бюро радиосвязи. В Приложения 1,2,3 к Распоряжению Правительства Севастополя от 07.08.2015 №664-РП «О включении имущества в реестр собственности города Севастополя и закрепления за ГУП «Центр эффективного использования собственности города» на праве хозяйственного ведения» был указан перечень имущества национализируемых предприятий. По мнению истца в указанный перечень ошибочно включено имущества (с п.1 по п.15), принадлежащее ему на праве собственности с февраля 2014 года. На указанное имущество было зарегистрировано право собственности города Севастополя и внесены соответствующие регистрационные записи. Имущество, расположенное по адресу: <адрес>, пунктом 2 Распоряжения Правительства Севастополя от 07.08.2015 №664-РП было закреплено за ГУПС «Центр эффективного использования собственности города» на праве хозяйственного ведения. На объекте постоянно присутствуют неизвестные охранники, не пропускающие истца на объект. Учитывая изложенное истец вынужден был обратиться в суд с настоящим исковым заявлением с целью защиты своих нарушенных прав собственности.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по обстоятельствам, изложенным в иске, просил удовлетворить.

Представитель ответчика Правительства Севастополя в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, также предоставил возражения на иск, в которых указал, что оспариваемое истцом распоряжение принято Правительством Севастополя в пределах полномочий, в соответствии с нормами федерального и регионального законодательства, и не нарушают и не могут нарушать права и интересы истца.

Представитель ответчика Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что право собственности зарегистрировано за городом, передано в ГУПС «Центр эффективного использования собственности города» (далее ГУПС «ЦЭИСГ») на праве оперативного ведения, со стороны истца были заявления, ему было отказано, так как право собственности зарегистрировано за городом.

Представитель ответчика ГУПС «ЦЭИСГ» в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме, пояснил, что ФИО7 являлся ликвидатором и имел право отчуждать право собственности только для погашения требований кредиторов, на данный момент этим занимается ГУПС «ЦЭИСГ», спорное имущество было государственной собственность Украины. Также представитель ответчика ГУПС «ЦЭИСГ» предоставил в материалы дела отзыв на исковое заявление, в котором указал, что ФИО6 не является надлежащим истцом по делу, поскольку передал свои права на недвижимое имущества ООО «ИНТЕЛС».

Суд, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены и какие не установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, пришел к выводу, что исковые требования ФИО6 удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям.

Судом установлено, что 25.02.2014 ГП «Конструкторское бюро радиосвязи» в лице ликвидатора ФИО1 и ФИО6 заключили договор купли-продажи недвижимого имущества, а именно здания, строения и сооружения: здание лит. А, общей площадью 340,4 кв.м.; пристройка лит. а.а1, общей площадью 20,2 кв.м.; здание лаборатории лит. Б, общей площадью 125,7 кв.м.; пристройка лит. Б1, общей площадью 42,2 кв.м.; арочный склад лит. В, общей площадью 273,0 кв.м.; контрольно-пропускной пункт лит. Г, общей площадью 24,7 кв.м.; склад лит. Д, общей площадью 75,7 кв.м.; склад лит. Ж, общей площадью 15,4 кв.м.; навес лит. Е, общей площадью 26,0 кв.м., ограждения и мощения, расположенных по адресу: России, <адрес> (л.д. 9-10). Данный договор заключен в гор. Донецк, Донецкой области, Украина.

Постановлением Правительства Севастополя «О некоторых вопросах национализации имущества» №118-ПП от 28 февраля 2015 года установлено, что государственной собственностью города федерального значения Севастополя являются движимое и недвижимое имущество, имущественные права и нематериальные активы ГП "Конструкторское бюро радиосвязи" как предприятия, которое расположено на территории г. Севастополя и не привело свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратилось с заявлением о внесении сведений о нем в единый государственный реестр юридических лиц в срок дом 01 марта 2015 года (л.д. 44-46).

Распоряжением Правительства Севастополя №664-РП от 07 августа 2015 года «О включении имущества в Реестр собственности города Севастополя и закреплении за Государственным унитарным предприятием «Центр эффективного использования собственности города» на праве хозяйственного ведения» имущество ГП "КБ Радиосвязи» передано на праве хозяйственного ведения ГУПС «ЦЭИСГ» (л.д. 47-48).

Согласно перечню недвижимого имущества, подлежащего включению в Реестр собственности города Севастополя и закреплению на праве хозяйственного ведения ГУПС «ЦЭИСГ» (приложение к вышеуказанному Распоряжению №664-РП от 07.08.2015), в п. 1 – 15 указано недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 49-51).

Республика Крым принята в состав Российской Федерации на основании Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18.03.2014, Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь» (далее - Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ).

В соответствии со статьей 2 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ № 6-ФКЗ со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

Частью 2 статьи 66 Конституции Российской Федерации установлено, что статус города федерального значения определяется Конституцией Российской Федерации и уставом города федерального значения, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

В соответствии с частью 1, 3 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Согласно части 1 статьи 108 Конституции Российской Федерации федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Таким образом, часть 2 статьи 66 Конституции Российской Федерации в совокупности с положениями части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ устанавливают особый статус города федерального значения Севастополя, предусматривают ограниченный период (до 01 января 2019 года) специального порядка особенностей регулирования имущественных отношений, в том числе отношений в сфере национализации имущества.

Часть 2 статьи 11 Устава города Севастополя, принятого 11.04.2014 Законодательным собранием города Севастополя, устанавливает, что государственную власть в городе Севастополе осуществляют постоянно действующий высший и единственный законодательный (представительный) орган государственной власти города Севастополя - Законодательное Собрание города Севастополя, Губернатор города Севастополя - высшее должностное лицо города Севастополя, Правительство Севастополя - высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Устава города Севастополя, частью 2 статьи 1 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя» Правительство Севастополя является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти города Севастополя.

В соответствии с частью 1, 2 статьи 35 Устава города Севастополя Правительство Севастополя на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, настоящего Устава, законов города Севастополя и правовых актов Губернатора города Севастополя издают постановления и распоряжения Правительства Севастополя. Постановления и распоряжения Правительства Севастополя, принятые в пределах полномочий, обязательны к исполнению в городе Севастополе.

Правительством Севастополя, в целях восстановления социальной справедливости, обеспечения безопасности, бесперебойного функционирования предприятий, имеющих важное стратегическое значение для города Севастополя, защиты трудовых прав работников данных предприятий, а также надлежащего использования и развития объектов городской инфраструктуры, руководствуясь Федеральным конституционным законом № 6-ФКЗ, Уставом города Севастополя, законами города Севастополя от 30.04.2014 № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя» и от 24.04.2014 № 3-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя», решением Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 «О статусе города-героя Севастополя», Федеральным законом от 05.05.2014 № 124-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», Федеральным законом от 31.12.2014 № 506-ФЗ «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», Федеральным законом от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», принято 28.02.2015 постановление № 118-ПП «О некоторых вопросах национализации имущества».

В соответствии с пунктом 1 указанного постановления установлено, что государственной собственностью города федерального значения Севастополя являются движимое и недвижимое имущество, имущественные права и нематериальные активы предприятий, в том числе ГП «Конструкторское бюро радиосвязи», расположенных на территории города Севастополя, которые не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в Единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 марта 2015 года.

В соответствии с пунктом 5 указанного постановления оно вступает в силу с момента подписания.

Таким образом, учитывая вышеизложенные нормы материального права, право государственной собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя на недвижимое имущество ГП «Конструкторское бюро радиосвязи», возникло у города федерального значения Севастополя с момента вступления в силу постановления Правительства Севастополя от 28.02.2015 № 118-ПП «О некоторых вопросах национализации имущества» - 28 февраля 2015 года.

Правомерности постановления Правительства Севастополя от 28.02.2015 № 118-ПП «О некоторых вопросах национализации имущества» дана судебная оценка в рамках рассмотрения дела Арбитражного суда города Севастополя № А84-594/2015 по заявлению ООО «Югсевморсервис» к Правительству Севастополя о признании недействительным постановления Правительства Севастополя от 28.02.2015 № 118-ПП «О некоторых вопросах национализации имущества».

По результатам рассмотрения дела № А84-594/2015 решением Арбитражного суда города Севастополя от 30.07.2015, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2015 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 19.11.2015, отказано в удовлетворении требований ООО «Югсевморсервис» о признании недействительным постановления Правительства Севастополя от 28.02.2015 № 118-ПП.

Арбитражный суд Центрального округа по делу № А84-594/2015, оставляя без изменений судебные акты нижестоящих судов, в своем постановлении от 19.11.2015 указал, что оспоренное ООО «Югсевморсервис» постановление Правительства Севастополя № 118-ПП принято уполномоченным органом государственной власти города Севастополя, в пределах полномочий, предоставленных Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года, с соблюдением требований, предъявляемых к форме принимаемого ненормативного правового акта, не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, и не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку издано в целях восстановления социальной справедливости, обеспечения безопасности, бесперебойного функционирования предприятий, имеющих важное стратегическое значение для города Севастополя, защиты трудовых прав работников данных предприятий, а также надлежащего использования и развития объектов городской инфраструктуры. Определением от 20.02.2016 по делу № 310-КГ15-20157 Верховный Суд Российской Федерации отказал в передаче кассационной жалобы ООО «Югсевморсервис» по делу № А84-594/2015 для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Таким образом, в судебном порядке установлен факт законности правового акта Правительства Севастополя, согласно которому движимое и недвижимое имущество, имущественные права и нематериальные активы ООО «Югсевморсервис» признаны государственной собственностью города федерального значения Севастополя.

Согласно части 3 статьи 61 ГПК РФ, при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.

Оспариваемое распоряжение от 07.08.2015 № 664-РП принято Правительством Севастополя на основании и в целях реализации постановления Правительства Севастополя от 28.02.2015 № 118-ПП «О некоторых вопросах национализации имущества».

Следовательно, оспариваемое распоряжение является следствием ранее принятого Правительством Севастополя постановления от 28.02.2015 № 118-ПП «О некоторых вопросах национализации имущества», в том числе ввиду нижеследующего.

В соответствии со статьей 1 Закона города Севастополя от 07.08.2014 № 56-ЗС «Об основах управления государственным имуществом города Севастополя» (далее – Закон № 56-ЗС) государственное имущество города Севастополя (объекты собственности города Севастополя) - вещи, включая ценные бумаги, иное имущество и имущественные права, результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие на праве собственности городу Севастополю, в том числе информационные ресурсы города Севастополя, иные объекты гражданских прав, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.

Управление государственным имуществом города Севастополя - организованный процесс принятия и исполнения решений по учету, содержанию собственности города Севастополя, владению, пользованию и распоряжению таким государственным имуществом, а также по контролю за использованием по назначению собственности города Севастополя и ее сохранностью.

Реестр собственности города Севастополя - совокупность документированных сведений об объектах собственности города Севастополя, их состоянии и движении, необходимых и достаточных для осуществления управления государственным имуществом города Севастополя.

Статьей 3 Закона № 56-ЗС установлено, что от имени города Севастополя полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом города Севастополя осуществляют Правительство Севастополя и уполномоченные им исполнительные органы государственной власти города Севастополя.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 6 Закона № 56-ЗС Правительство Севастополя в сфере управления государственным имуществом города Севастополя осуществляет следующие полномочия:

- осуществляет государственную политику в сфере управления и распоряжения государственным имуществом города Севастополя, управляет и распоряжается государственным имуществом города Севастополя, в том числе земельными участками, охраняемыми природными комплексами и особо охраняемыми природными территориями местного значения, пакетами акций (долей) в уставных капиталах хозяйственных обществ, и в рамках своих полномочий осуществляет контроль за ее использованием, наделяет полномочиями по управлению и распоряжению государственным имуществом города соответствующие исполнительные органы государственной власти города Севастополя;

- принимает решения по иным вопросам, относящимся к полномочиям Правительства Севастополя в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами города Севастополя.

В соответствии с частью 1, 3, 5 статьи 8 Закона № 56-ЗС объекты собственности города Севастополя учитываются в Реестре собственности города Севастополя. Объектами учета Реестра собственности города Севастополя являются здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства; иное имущество, отнесенное законом к недвижимости; иные объекты собственности города Севастополя. Организацию учета и ведение Реестра собственности города Севастополя осуществляет исполнительный орган государственной власти города Севастополя в сфере управления и распоряжения государственным имуществом города Севастополя.

В соответствии с пунктом 4 статьи 214, со статьей 294, 296 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения. государственными учреждениями во владение, пользование на праве оперативного управления.

Аналогичные нормы права отображены в части 3 статьи 13, части 3 статьи 14 Закона города Севастополя № 56-ЗС.

Таким образом, оспариваемое истцом Распоряжение принято Правительством Севастополя в пределах полномочий, в соответствии с нормами федерального и регионального законодательства.

Суд критически относится к представленному истцом договору купли-продажи от 25.02.2014, поскольку согласно п.1.2 указанного договора имущество принадлежит продавцу на праве частной собственности, на основании Свидетельства о праве собственности, выданного 05.06.2003 Севастопольской городской государственной администрацией, при этом, согласно представленной копии Свидетельства о праве собственности, выданного 05.06.2003 Севастопольской городской государственной администрацией (л.д. 23), спорное недвижимое имущество принадлежит государству Украина в лице Министерства промышленной политики Украины (на праве полного хозяйственного ведения ГП «Конструкторское бюро радиосвязи») на праве государственной собственности.

Таким образом, учитывая, что оспариваемое Распоряжение Правительства Севастополя от 07.08.2015 №664-РП принято Правительством Севастополя в пределах полномочий, в соответствии с нормами федерального и регионального законодательства, допустимых и надлежащих доказательств принадлежности истцу права собственности на спорное имущество и государственной регистрации права собственности за истцом, суду не представлено, суд считает исковые требования ФИО6 необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 98 ГПК РФ, в связи с отказом в удовлетворении искового заявления, судебные расходы по оплате государственной пошлины возмещению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления ФИО6 к Правительству Севастополя, Управлению государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Государственному унитарному предприятию Севастополя «Центр эффективного использования собственности города» об отмене постановления в части признания государственной собственностью недвижимого имущества, признании за ним права собственности и устранении препятствий в пользовании – отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд города Севастополя.

Решение изготовлено в окончательной форме 20.03.2017.

Судья – <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>