ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1112/2021 от 18.08.2021 Ахтубинского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 августа 2021 года г. Ахтубинск

Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Бочарникова П.В.,

при секретаре судебного заседания Ниталиевой Э.А.,

с участием представителя истца помощника прокурора ЗАТО г. Знаменск Астраханской области Каталевской Г.М.,

представителя ответчика городского отдела образования администрации муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» Голубевой М.В., Финансового управления администрации «ЗАТО Знаменск Астраханской области» Красюковой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ахтубинского районного суда Астраханской области, расположенном по адресу: Астраханская область г. Ахтубинск ул. Ватутина, д. 18А, гражданское дело № 2-1112/2021 по исковому заявлению прокурора ЗАТО г. Знаменска Астраханской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к администрации муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» (далее администрация МО «ЗАТО Знаменск»), Муниципальному казенному образовательному учреждению муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» «Средняя общеобразовательная школа № 232» (далее МКОУ ЗАТО Знаменск СОШ № 232), городскому отделу образования администрации муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области», финансовому управлению администрации муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» об обязании организации бесплатного двухразового питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, третье лицо Министерство образования и науки Астраханской области,

УСТАНОВИЛ:

Истец прокурор ЗАТО Знаменска Астраханской области, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних, обратился в суд с исковым заявлением к ответчику администрации МО «ЗАТО Знаменск», о возложении обязанности по финансированию мероприятий в МКОУ МО ЗАТО Знаменск СОШ № 232 по обеспечению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием, до 1 сентября 2021 года, и к ответчику МКОУ МО ЗАТО Знаменск СОШ № 232, о возложении обязанности организовать бесплатное двухразовое питание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, до 1 сентября 2021 года. В ходе рассмотрения дела уточнил требования о возложении на администрацию МО «ЗАТО Знаменск» и МКОУ МО ЗАТО Знаменск СОШ № 232 обязанности организовать бесплатное двухразовое питание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, до 1 сентября 2021 года.

В обоснование своих требований, указав, что прокуратурой в апреле 2021 года проведена проверка соблюдения законодательства об образовании при организации питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в деятельности общеобразовательных организаций ЗАТО г. Знаменска. Проверкой установлено, что в МКОУ МО ЗАТО Знаменск СОШ № 232 не организовано питание детей с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с действующим законодательством образовательными организациями безусловно должно быть реализовано право обучающихся с ограниченными возможностями на получение двухразового горячего питания. Прокуратурой 6 мая 2021 года в адрес директора учреждения внесено представление об устранении нарушений законодательства об основных гарантиях прав ребенка, образовании, санитарно-эпидемиологического законодательства, которое по результатам рассмотрения 4 июня 2021 года не удовлетворено. Предоставление бесплатного двухразового питания детям с ограниченными возможностями здоровья не является мерой социальной поддержки, а является одним из условий организации из обучения, предусмотренном федеральным законодательством. Учитывая то обстоятельство, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья не обеспечены двухразовым горячим питанием в соответствии с требованиями закона, прокурором города принято решение о подачи иска в суд.

Представитель истца помощник прокурора ЗАТО Знаменска Астраханской области Каталевская Г.М. в судебном заседании настояла на заявленных исковых требованиях в полном объеме по основания приведенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» Красюкова О.И., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании указала, что административные ответчики исковые требования не признают, и пояснила, что в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частью 1 статьи 9, пунктом 15 части 3 статьи 28, частью 1 статьи 37 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об образовании) полномочия по организации питания в муниципальных общеобразовательных организациях относятся к вопросам местного значения и возложены на общеобразовательные учреждения. При этом, обеспечение питания обучающихся само по себе не является расходным обязательством муниципального образования. В силу положений пункта 7 части 2 статьи 34 Федерального закона об образовании обеспечение двухразовым питанием обучающихся с ОВЗ в муниципальных образовательных организациях следует рассматривать как установление органами местного самоуправления дополнительной меры социальной поддержки отдельной категории граждан. При этом, установление таких дополнительных мер социальной поддержки, является правом, а не обязанностью ЗАТО Знаменск, предоставленным ему положениями абзаца 2 пункта пунктом 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 37 Федерального Закона об образовании. Финансирование указанных полномочий не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности. Следует отметить, что реализация вышеуказанных прав ЗАТО Знаменск запрещена, так как уровень его дотационности на 2021 год превышает 20 % доходов бюджета ЗАТО Знаменск в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет (распоряжение минфина Астраханской области от 02.07.2020 №153-р «О реализации пункта 5 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2021 году»). Полагает что, возложение на органы местного самоуправления ЗАТО Знаменск обязанности по обеспечению бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ОВЗ в муниципальных общеобразовательных организациях ЗАТО Знаменск неправомерно, так как противоречит статье 20 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относящей указанные полномочия к правам, а не к обязанностями муниципальных образований, а также влечет нарушение установленного пунктом 3 статьи 136 Бюджетного кодекса РФ и соглашениями запрета по выполнению обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления ЗАТО Знаменск. Принятие и исполнение расходных обязательств органами местного самоуправления ЗАТО Знаменск по обеспечению бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ОВЗ, являющихся инвалидами, в муниципальных общеобразовательных организациях ЗАТО Знаменск неправомерно, так как оказание социальной поддержки инвалидам прямо отнесено законодательством Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Астраханской области. Обеспечение двухразовым горячим питанием обучающихся осуществляется индивидуальным предпринимателем Ефремовым Р.А. в рамках договоров аренды помещений с оборудованием, расположенных в здании Учреждения. Таким образом, утверждение истца об отсутствии в Учреждении организации питания обучающихся, в том числе детей с ОВ3, необоснованны. Установление порядка обеспечения питанием детей-инвалидов с ОВЗ, обучающихся в муниципальных образовательных организациях по адаптированным общеобразовательным программам на дому, или компенсации затрат на питание родителей (законных представителей), к компетенции образовательной организации не относится. Утверждение истца о нарушении прав и свобод обучающихся с ОВЗ, выразившееся в не обеспечении их двухразовым горячим питанием, необоснованно и противоречит действительности, так как такие обучающиеся Учреждение не посещают. Кроме того указала, что внесенное представление прокурора по данному вопросу в данное время удовлетворено, о чем прокурору ЗАТО Знаменск главой ЗАТО Знаменск направлено обращение от 13.08.2021 за . Кроме того Главой ЗАТО Знаменск в Совет ЗАТО Знаменск направлен проект решения «О внесении изменения в решение Совета ЗАТО Знаменск от 25.08.2020 «Об утверждении Положения об организации и обеспечения питанием обучающихся общеобразовательных организаций ЗАТО Знаменск». Подготовлен проект решения. На основании изложенного, просила в исковых требованиях отказать.

Представитель ответчика городского отдела образования администрации муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» Голубева М.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала позицию представителя Финансового управления администрации «ЗАТО Знаменск Астраханской области».

Представитель Муниципального казенного образовательного учреждения муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» «Средняя общеобразовательная школа № 232», Министерства образования и науки Астраханской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, отзыв не представили.

Выслушав представителя истца, явившихся представителей ответчиков, исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию правовым социальным государством, которое гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, установления пособий и иных гарантий социальной защиты (часть 1 статьи 1; статьи 7 и 18; части 1 и 2 статьи 19; часть 1 статьи 21).

Конституционные гарантии общедоступности и бесплатности образования призваны обеспечить равенство прав граждан в этой сфере независимо от социально-экономических и иных различий между ними. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, каждый ребенок в силу статьи 19 Конституции Российской Федерации имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные организации (Постановление от 15 мая 2006 года N 5-П).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесены к вопросам местного значения муниципального, городского округа (пункт 13 части 1 статьи 16).

На основании ст. 18 указанного Закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, и устанавливающим правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяющим правовое положение участников отношений в сфере образования, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании).

Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования установлены частью 1 статьи 9 упомянутого закона, к ним относятся в том числе: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (пункт 1).

В соответствии со статьей 5 Закона об образовании реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения.

В силу п. 15 ч. 3, п. 2 ч. 6 ст. 28 указанного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся образовательной организации. Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.

Пунктами 1 и 2 части 2 статьи 34 данного Федерального закона предусмотрено, что обучающимся предоставляются меры социальной поддержки: полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 37 этого же Федерального закона регламентировано, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность, а обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.

В ч. 1 ст. 41 Закона об образовании установлено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя организацию питания обучающихся.

Частью 7 статьи 79 указанного Федерального закона установлено, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем; иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

На основании ст. 25.2 Федерального закона от 2 января 2000 года за № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» питание детей, обучающихся по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования в образовательных организациях, детей, пребывающих в организациях отдыха детей и их оздоровления, а также в иных установленных законодательством Российской Федерации случаях организуется непосредственно указанными организациями и предусматривает в обязательном порядке наличие горячего питания с учетом норм обеспечения питанием детей в организованных детских коллективах, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

Из приведенных норм права следует, что образовательными организациями, безусловно должно быть реализовано право обучающихся с ограниченными возможностями на получение двухразового горячего питания, так как ст. 79 Закона об образовании является нормой прямого действия и не предполагает иного толкования.

Предоставление бесплатного двухразового питания детям с ограниченными возможностями здоровья не является мерой социальной поддержки, а является одним из условий организации их обучения, предусмотренным федеральном законодательством.

Иное токование привело бы к нарушению ч. 1 с. 9 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусматривающей недопустимость ущемления прав ребенка при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении.

Судом установлено, что истцом в апреле 2021 года проведена проверка соблюдения законодательства об образовании при организации питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в деятельности общеобразовательных организаций ЗАТО г. Знаменска.

Проведённой проверкой установлено, что в МКОУ МО ЗАТО Знаменск СОШ № 232 не организовано бесплатное двухразовое питание детей с ограниченными возможностями здоровья.

Доводы представителей ответчиков о том, что в учреждении осуществлены мероприятия по организации двухразового горячего питания (завтрак и обед) всех обучающихся в дни посещения занятий, среди которых не имеется детей с ОВЗ, в связи с чем права и свободы обучающихся, в том числе с ОВЗ, учреждением не нарушаются, не могут быть приняты судом. Поскольку обучающиеся, за исключением обучающихся по образовательным программам начального общего образования, обеспечиваются двухразовым горячим питанием в дни посещения занятий за счет средств их родителей. Отсутствие в учреждении детей с ОВЗ не имеет правового значения в рассматриваемой ситуации.

Согласно пунктов 5, 6 Устава МКОУ МО ЗАТО Знаменск СОШ № 232, утвержденного постановлением администрации МО ЗАТО Знаменск № 3 от 20 ноября 2014 года, по своей организационно-правовой форме образовательная организация является казенным учреждением, тип образовательной организации – общеобразовательная организация. В соответствии с п. 21 Устава учредителем образовательной организации является МО ЗАТО Знаменск. Функции и полномочия учредителя осуществляются администрацией МО «ЗАТО Знаменск». Учредитель осуществляет финансовое обеспечение деятельности образовательной организации (п. 26 Устава).

Решением Совета МО ЗАТО Знаменска от 25 августа 2020 года за утверждено Положение об организации и обеспечении питанием обучающихся общеобразовательных организаций ЗАТО Знаменск, согласно которому обеспечение обучающихся горячим питанием организуется за счет средств родителей, за исключением обучающихся по образовательным программам начального общего образования. Обучающиеся по образовательным программам начального общего образования обеспечиваются не мене одного раза в день бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета Астраханской области, бюджета ЗАТО Знаменска и иных истопников финансирования, предусмотренных законодательством РФ, из расчета стоимости горячего питания, ежегодно утверждаемой постановлением администрация ЗАТО Знаменск. Аналогичное положение содержится в Порядке организации питания обучающихся в МКОУ МО ЗАТО Знаменск СОШ № 232, утверждённом приказом директора от 21 октября 2019 года за /ОД

Таким образом, в указанных положении и порядке не предусмотрено обеспечение бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

6 мая 2021 года истцом были внесены представления ответчикам об устранении нарушений законодательства об основных гарантиях прав ребенка, образовании, санитарно-эпидемиологического законодательства, в котором прокурор, в том числе, требовал обеспечить организацию питания обучающихся в МКОУ ЗАТО Знаменск СОШ № 232 детей с ограниченными возможностями.

9 июня 2021 года из администрации МО «ЗАТО Знаменск» в прокуратуру поступил ответ на представление от 6 мая 2021 года, согласно которому оказание социальной поддержки инвалидом является региональным полномочием и осуществляется за счет предоставления субвенций местным бюджетам из бюджета Российской Федерации. При этом в Законе Астраханской области от 22 декабря 2016 года за № 85/216-ОЗ «О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области» обеспечение питание лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в муниципальных образовательных организациях за счет бюджетных ассигнований бюджета Астраханский области не предусмотрено (ст. 36 Закона). Кроме того, органы местного самоуправления могут устанавливаться расходные обязательства по обеспечению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием в муниципальных общеобразовательных организациях только при условии, что решение указанного вопроса действующим законодательством РФ отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Таким образом, принятие и исполнение расходных обязательств органами местного самоуправления ЗАТО Знаменск по обеспечению бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ОВЗ, в том числе, являющихся инвалидами, в муниципальных общеобразовательных организациях ЗАТО Знаменск неправомерно, так как сопряжено с нарушением установленного п. 3 ст. 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации и соглашениями запрета по выполнению обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесённых законодательством РФ к полномочиям органов местного самоуправления ЗАТО Знаменск.

С указанными доводами суд не соглашается по следующим основаниям. По смыслу действующего законодательства образовательными организациями безусловно должно быть реализовано право обучающихся с ограниченными возможностями, среди которых могут быть и дети-инвалиды, на получение двухразового горячего питания, так как ст. 79 Закона об образовании является нормой прямого действия и не предполагает иного толкования. При этом, предоставление бесплатного двухразового питания детям с ограниченными возможностями здоровья не является мерой социальной поддержки, а является одним из условий организации их обучения, предусмотренным федеральном законодательством, которая отнесена Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения МО «ЗАТО Знаменск», являющейся учредителем МКОУ МО ЗАТО Знаменск СОШ 232, обеспечивающим финансовую деятельность учреждения, в связи с чем орган местного самоуправления в данном случае вправе устанавливать расходные обязательства по обеспечению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, среди которых могут быть и дети-инвалиды, бесплатным двухразовым питанием. При этом, отсутствие правового механизма, предусматривающего обеспечение детей с ограниченными возможностями двухразовым бесплатным питанием на местном уровне, не может служить основанием для отказа в реализации прав обучающихся.

При этом, следует отметить, не является обстоятельством, освобождающим от обязанности предоставить данной категории обучающихся двухразовое бесплатное питание, отсутствие финансовых средств у учебного заведения.

В настоящее время внесенное представление прокурора по данному вопросу в данное время удовлетворено, о чем прокурору ЗАТО Знаменск главой ЗАТО Знаменск направлено обращение от 13.08.2021 за . Кроме того Главой ЗАТО Знаменск в Совет ЗАТО Знаменск направлен для проведения антикоррупционной экспертизы проект решения «О внесении изменения в решение Совета ЗАТО Знаменск от 25.08.2020 «Об утверждении Положения об организации и обеспечения питанием обучающихся общеобразовательных организаций ЗАТО Знаменск». Согласно которому «Внести в решение Совета ЗАТО Знаменск от 25.08.2020 «Об утверждении Положения об организации и обеспечении питанием обучающихся общеобразовательных организаций ЗАТО Знаменск (с изменениями от 04.03.2021 ) изменение, дополнив Положение об организации и обеспечении питанием обучающихся общеобразовательных организаций ЗАТО Знаменск пунктом 11 следующего содержания: «11. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием в течение учебного года в дни обучения в соответствии с локальными нормативными актами общеобразовательной организации. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам начального общего образования, получающие бесплатное горячее питание в соответствии с частью 2.1 статьи 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», обеспечиваются бесплатным питанием, предусмотренным настоящим Порядком, однократно. Обеспечение питанием обучающихся с ОВЗ осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных на указанные цели до общеобразовательных организаций - получателей бюджетных средств. Для организации предоставления бесплатного питания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная организация: обеспечивает принятие локальных актов общеобразовательной организации по вопросам питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; - обеспечивает информирование родителей (законных представителей) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья о порядке и условиях предоставления бесплатного питания; - принимает документы в соответствии с локальными нормативными актами общеобразовательной организации и обеспечивает их хранение; - принимает решение о предоставлении (отказе в предоставлении) бесплатного питания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с локальными нормативными актами общеобразовательной организации».

Таким образом суд приходит к выводу о частичном добровольном исполнении ответчиком исковых требований прокурора, а тем самым по сути признании исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом от 29 декабря 2012 года за № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года за № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», суд считает возможным удовлетворить требования истца, о возложении на администрацию МО «ЗАТО Знаменск» обязанности по организации бесплатного двухразового питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальном казенном образовательном учреждении МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области» «Средняя общеобразовательная школа №232» с 01.09.2021. А так же возложить обязанность на муниципальное казенное образовательное учреждение МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области» «Средняя общеобразовательная школа» №232» организовать бесплатное двухразовое питание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с 01.09.2021.

Руководствуясь ст.ст.98, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора ЗАТО г. Знаменска Астраханской области действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к администрации муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области», Муниципальному казенному образовательному учреждению муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» «Средняя общеобразовательная школа № 232», городскому отделу образования администрации муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области», финансовому управлению администрации муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» об обязании организации бесплатного двухразового питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, третье лицо Министерство образования и науки Астраханской области, удовлетворить.

Возложить на администрацию МО «ЗАТО Знаменск» обязанность по организации бесплатного двухразового питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальном казенном образовательном учреждении МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области» «Средняя общеобразовательная школа №232» с 01.09.2021.

Возложить обязанность на муниципальное казенное образовательное учреждение МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области» «Средняя общеобразовательная школа» №232» организовать бесплатное двухразовое питание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с 01.09.2021.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд Астраханской области.

Решение вынесено и изготовлено в совещательной комнате на компьютере.

Судья: П.В. Бочарников