50RS0№-25
г.Дмитров Дело № 2-1112/22
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 марта 2022 года Дмитровский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Черкашиной О.А.,
при секретаре Парнес А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству социального развития Московской области о признании права на получение социальной карты жителя Московской области, обязании совершить действия,
с участием представителя ответчика Министерства социального развития Московской области по доверенностям № от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГФИО4,
представителя ГБСУСО МО «Дмитровский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками для умственно отсталых детей» по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГФИО5,
УСТАНОВИЛ
Истец ФИО2 обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о признании права на получение социальной карты жителя Московской области.
Требования мотивированы тем, что является ребенком инвалидом, относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года рождения находился в Подольском специализированном доме ребенка, впоследствии направлен ГБСУСО МО «Яхромский детский дом-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», где находился на полном государственном обеспечении и имел регистрацию по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ переведен ГБСУСО МО «Дмитровский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками для умственно отсталых детей», где зарегистрирован по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обратившись с заявлением о выдаче социальной карты жителя Московской области, получено отказное решение № от ДД.ММ.ГГГГ по причине отсутствия регистрации по месту жительства на территории Московской области.
В судебное заседание истец ФИО2 не явился, просит о рассмотрении дела в его отсутствие, требования поддерживает, настаивает на удовлетворении иска.
Представитель ответчика Министерства социального развития Московской области по доверенностям № от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГФИО4 в судебное заседание явилась, с иском не согласилась, представлен письменный отзыв на иск.
Представитель ГБСУСО МО «Дмитровский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками для умственно отсталых детей» по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГФИО5 в судебное заседание явилась, полагает иск подлежащим удовлетворению.
Суд, выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии подп.1 п. 1 ст. 14 Закона Московской области от 23.03.2006 N 36/2006-ОЗ (ред. от 29.09.2020) "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" лицам, получающим пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе бесплатный проезд на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте Московской области (автобус, троллейбус, трамвай) по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам по социальной карте жителя Московской области.
Согласно положениям ст. 1.1. указанного Закона его действие распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в Московской области, социальная поддержка которым установлена законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно положениям подп. 15 п.1 ст. 2 Закона Московской области от 27.12.2017 N 258/2017-ОЗ (ред. от 15.11.2019) "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, по бесплатному проезду на транспорте в городе Москве" (принят постановлением Мособлдумы от 21.12.2017 N 40/40-П) дополнительные меры социальной поддержки по бесплатному проезду в городе Москве на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования города Москвы (автобус, трамвай, троллейбус) по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам в городском и пригородном сообщении и на Московском метрополитене (включая Московскую монорельсовую транспортную систему) предоставляются детям, получающим пенсию по случаю потери кормильца, имеющим место жительства в Московской области.
В соответствии с подп. 9 п.1 ст. 2 Закона Московской области от 27.12.2017 N 258/2017-ОЗ (ред. от 15.11.2019) "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, по бесплатному проезду на транспорте в городе Москве" (принят постановлением Мособлдумы от 21.12.2017 N 40/40-П) дополнительные меры социальной поддержки по бесплатному проезду в городе Москве на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования города Москвы (автобус, трамвай, троллейбус) по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам в городском и пригородном сообщении и на Московском метрополитене (включая Московскую монорельсовую транспортную систему) предоставляются детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, имеющим место жительства в Московской области.
Судом установлено, что ФИО2 является инвалидом II группы инвалидности, бессрочно (л.д.24).
Статьей 2 п. 4 Закона Московской области от 23.03.2006 N 36/2006-ОЗ предусмотрено, что документом, подтверждающим право на бесплатный проезд по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам (автобус, трамвай, троллейбус, кроме такси, маршрутного такси) и на железнодорожном транспорте пригородного сообщения, служит социальная карта жителя Московской области, являющаяся социальным проездным билетом в случае открытия на ней транспортного приложения.
Форма, порядок оформления и выдачи социальной карты жителя Московской области устанавливаются Правительством Московской области.
Согласно ст. 1 Положения о социальной карте жителя Московской области, утвержденного постановлением Правительства МО от 30.08.2005 N 600/31, получатель социальной поддержки - гражданин, имеющий место жительства в Московской области и обладающий правом на получение социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Московской области или муниципального образования Московской области.
Анализ указанных нормативных актов свидетельствует, что применительно к возникшему спору право на получение социальной карты жителя Московской области обуславливается условиями: наличием инвалидности, получением пенсии по потери кормильца и местом жительства в Московской области.
Обращаясь в суд с настоящим иском, ФИО2 ссылается на то, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года рождения находился в Подольском специализированном доме ребенка, впоследствии направлен ГБСУСО МО «Яхромский детский дом-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», где находился на полном государственном обеспечении и имел регистрацию по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ переведен ГБСУСО МО «Дмитровский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками для умственно отсталых детей», где зарегистрирован по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании сторона ответчика пояснила, что у истца ФИО2 отсутствует постоянная регистрация по месту жительства, что исключает в данном случае возможность получения социальных карт жителей Московской области.
Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I) определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвертый статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I).
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В судебном заседании установлен факт постоянного проживания истца ФИО2 на территории Московской области, что подтверждается представленными по делу доказательствами.
Так, согласно приказом ГБСУСО МО «Яхромский детский дом-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» «№ от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., принят воспитанником и поставлен на довольствие с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25), приказом данного учреждения « 121 от ДД.ММ.ГГГГ включен с ДД.ММ.ГГГГ в список получателей социальных услуг (л.д. 26-29), зарегистрирован по месту пребывания на территории Дмитровского района с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящее время истец также зарегистрирован по месту пребывания на территории Дмитровского городского округа Московской области.
При этом суд отмечает, что в данном случае регистрация по месту жительства или ее отсутствие не может служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Кроме того, факт проживания истца на территории Московской области подтвержден, стороной ответчика не отрицается и не оспаривается.
Более того, в настоящее время истец является получателем социальных услуг в соответствии с Индивидуальной программой от ДД.ММ.ГГГГ№\ИУ, выданной Дмитровским управлением социальной защиты населения (л.д. 15-21).
С учетом обстоятельств изложенных выше, суд приходит к выводу о подтверждении факта постоянного проживания на территории Московской области и наличии обстоятельств, с которыми законодатель связывает возникновение права у ФИО2 на дополнительные меры социальной поддержки, а именно право на получение социальной карты жителя Московской области.
При таких обстоятельствах исковые требования являются законными и обоснованными, следовательно, подлежащими удовлетворению.
Так, за ФИО2 надлежит признать право на получение социальной карты жителя Московской области и возложить на ответчика обязанность выдать указанному лицу социальную карту жителя Московской области.
С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО2 к Министерству социального развития Московской области о признании права на получение социальной карты жителя Московской области, обязании совершить действия, - УДОВЛЕТВОРИТЬ.
Признать за ФИО2 право на получение социальной карты жителя Московской области.
Возложить на Министерство социального развития Московской области обязанность выдать ФИО2 социальную карту жителя Московской области.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Дмитровский городской суд Московской области в течение месяца.
Судья Черкашина О.А.