РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 мая 2016 года Первомайский районный суд г.Краснодара в составе:
председательствующего Гареевой С.Ю.,
при секретаре Винник А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к военному комиссариату Краснодарского края о возмещении убытков,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к военному комиссариату Краснодарского края, в котором просит взыскать с ответчика убытки в сумме 1 514 447,36 руб.
В обоснование своих требований истец указал, что является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации с 1992 года. Пенсионное обеспечение осуществляет государственный орган - ФКУ военный комиссариат Краснодарского края. Для проверки правильности назначения пенсии истец обратился к ответчику, который осуществляет выплату пенсии от имени Министерства обороны РФ. Из ответа ФКУ Военный комиссариат Краснодарского края истцу стало известно, что пенсия выплачивалась не полном размере с 01.02.1993г. по 10.06.2014г. При этом истцу не предоставлены требуемые обезличенные данные по должностным окладам командира авиационной эскадрильи и Старший офицер в управлении (отделе главного управления, департамента) Министерства обороны, заместитель начальника отдела в управлении. По мнению истца, его должностной оклад не был правильно записан и полностью рассчитан. Должностной оклад ФИО1 приравнен к типовой воинской должности - Старший офицер в управлении (отделе главного управления, департамента) Министерства обороны, заместитель начальника отдела в управлении. По мнению ФИО1 его должностной соответствовал типовой должности командира бригады с размером должностного оклада 2900 руб. — 3050 руб. В связи с чем, размер должностного оклада должен был составлять 5 220-5 490 руб. вместо указанного в расчетной книжке 4 680 руб., что на несколько разрядов меньше. Размер должностного оклада на момент увольнения истца намного меньше должностного оклада командира полка 4 950 -5 220 руб. Командир воинской части не имел права назначать должностной оклад меньше минимального. Военный комиссариат имел информацию, какой типовой воинской должности соответствовал должностной оклад истца по нетиповой воинской должности командир авиационной эскадрильи. В связи с чем, размер недоплаченной пенсии, по мнению истца, за период с 01.02.1993г. по 01.07.2015г. составляет 1 514 447,36 руб.
Истец и его представитель ФИО5, действующий на основании доверенности, просили исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО6, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения иска по основаниям, указанным в письменных возражениях.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, лично дело №ФИО1, суд приходит к следующему.
Как было установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела, согласно приказа Главнокомадющего ОВС СНГ № от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 был уволен с военной службы и приказом командира в/ч №№ от 10.07.1992г. исключен из списков личного состава с 13.07.1992года.
С 14.07.1992г. истцу назначена и выплачивается за выслугу 27 лет из оклада по воинской должности, занимаемой на день увольнения «командир авиационной эскадрильи 350 истребительного авиационного полка 50 гвардейского корпуса противоздушной обороны».
10.06.2015г. ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему информации о размере должностного оклада.
На основании его заявления истцу был произведен перерасчет пенсии, а также начислена разница в пенсии за период с 10.06.2014г. по 30.06.2015г. в сумме 32 936,05 руб., что следует из ответа от 01.07.2015г. за №.
Оценив в совокупности собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно статье 55 Конституции Российской Федерации права и свободы гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Социальное и пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27.01. 1993 г. № 65 с 1 января 1993 г. введена тарифная сетка, которой были установлены «вилочные» размеры должностных окладов военнослужащих по каждому разряду в пределах от минимума до максимума.
При назначении с 14.07.1992г. пенсии истцу, она была исчислена в соответствии со ст. 43 Закона N 4468-1, исходя из должностного оклада в размере 4680 руб., указанном в расчетной книжке военнослужащего.
В дальнейшем, в связи с принимаемыми Правительством Российской Федерации решениями о повышении денежного довольствия военнослужащих, размер должностного оклада, указанный в расчетной книжке не пересматривался, а лишь индексировался.
Федеральным законом от 07.05.2002 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот» внесены изменения в статьи 12 и 13 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в части, касающейся установления размеров окладов по типовым воинским должностям, окладов по воинским званиям и процентной надбавки за выслугу лет к окладам денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Указанным законом предусмотрено, что с 1 июля 2002 г. военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, оклады по воинским должностям установлены, в размерах не ниже должностных окладов соответствующих категорий федеральных государственных служащих.
В соответствии с данным законом, Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2002г. № 537 «О денежном довольствии военнослужащих» утверждены Табель соответствия основных типовых воинских должностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, государственным должностям федеральной государственной службы, Табель соотношения окладов по некоторым типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и Табель соответствия воинских званий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, квалификационным разрядам государственных служащих. Одновременно Правительству Российской Федерации поручалось установить с 1 июля 2002г. конкретные размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 07.05.2002г. № 49-ФЗ и Указа Президента Российской Федерации от 01.06.2002г. № 537 Правительством Российской Федерации 26.06.2002г. принято постановление № 462 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих».
Данным постановлением Правительства Российской Федерации с 1 июля 2002г. введены новые размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и поручено Министерству обороны Российской Федерации применительно к этим окладам по типовым воинским должностям установить размеры окладов по другим (нетиповым) воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Поскольку пунктом «б» статьи 49 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» предусмотрено, что пенсии, назначенные в соответствии с указанным Законом лицам из числа военнослужащих и членов их семей, пересматриваются при увеличении денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением, то с указанной даты все ранее назначенные пенсии подлежали пересмотру.
При этом, с целью недопущения ущемления интересов военных пенсионеров, сокращения сроков пересмотра пенсий и их своевременной выплаты в увеличенном с 01.07.2002г. размере, было принято решение об исчислении пенсий с указанной даты исходя из окладов по воинским должностям, существовавшим до 1 июля 2002 г., увеличенным в 2 раза с последующим установлением окладов по каждой конкретной воинской должности.
Воинская должность «командир авиационной эскадрильи 350 истребительного авиационного полка 50 гвардейского корпуса противоздушной обороны» к типовой воинской должности, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации № 462 и Приказом Министерства обороны № 245 не относится.
В связи с чем, на основании заявления истца, ему был произведен перерасчет пенсии, а так же осуществлена доплата разницы в пенсии за 12 предшествующих месяцев с учетом п. «б» ст. 55 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1, согласно которому перерасчет размеров пенсий за выслугу лет производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.
В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии (ч. 2 ст. 55 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1).
Таким образом, перерасчет пенсий носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявлений пенсионеров.
Закрепляя срок, с которого производится перерасчет пенсии в сторону увеличения, а также обусловливая такой перерасчет обращением военных пенсионеров за его проведением, вышеуказанные положения нормативных правовых актов обеспечивают возможность реализации ими пенсионных прав по собственному свободному волеизъявлению и способствуют своевременному обращению за перерасчетом пенсии.
При этом оснований для получения пенсии в соответствии с ч.2 ст. 58 Закона РФ от 12.02.1993г. N 4468-,1 согласно которой сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком, не имеется в связи со следующим.
С заявлением о предоставлении информации о размере должностного оклада ФИО1 обратился в отдел военного комиссариата Краснодарского края по Западному и <адрес> 10 июня 2015 года. Перерасчет пенсии с учетом права на повышение должностного оклада произведен за 12 месяцев, предшествующих дню обращения, то есть соответствии с законом.
Таким образом, в данном случае, вины органа, назначающего и выплачивающего пенсию, в несвоевременном перерасчете пенсии истцу за выслугу лет, не имеется.
Доказательств обратного суду не представлено.
Принимая такое решение, суд также руководствуется положениями ст.ст.12,56 ГПК РФ, ст.123 Конституции РФ, разъяснениями, содержащимися в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31.10.95 г., в соответствии с которыми, обеспечивая равенство прав участников судебного разбирательства по представлению и исследованию доказательств и заявлению ходатайств, при рассмотрении дела, суд исходит из представленных истцом и ответчиком доказательств.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня составления его в окончательном мотивированном виде путем подачи апелляционной жалобы.
Федеральный судья:
Составлено: 18.05.2016г.