<***>
Дело № 2-936/31/16 Мотивированное решение изготовлено 29.02.2016 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 февраля 2016 года Екатеринбург
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Зоновой А.Е., при секретаре Кульментьевой М.Э.,
с участием помощника прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга Жмурковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах ФИО1, к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о возложении обязанности приобрести жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чкаловского района г. Екатеринбурга, действующий в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению СО «Фонд жилищного строительства» о возложении обязанности приобрести жилое помещение.
В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой в ходе проверки по обращению ФИО1 установлено, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать лишена родительских прав. На основании Приказа УСЗН Агентства <***> от *** года *** над ФИО1 установлено попечительство И. Постановлением Главы администрации сельского поселения «<***>» от *** года за ФИО1 сохранено право пользования жилым помещением по адресу ***. Согласно заключению межведомственной комиссии от *** года данное жилое помещение признано непригодным для проживания, по результатам обследования дом списан из состава муниципального жилого фона в связи и ветхостью и аварийностью. Иного жилого помещения за ФИО1 не закреплено. С *** года ФИО2 имеет постоянную регистрацию в СНТ «<***>» участок 1 в ***, фактически проживает по адресу ***. Приказом Управления социальной политики по Чкаловскому району <***>*** от *** года ФИО1 принята на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
До настоящего времени ФИО1 жилым помещением, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена в порядке, установленном действующим законодательством.
С учетом изложенного прокурор просит суд обязать ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» приобрести для ФИО1 за счет средств субъекта РФ благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры не менее нормы 16 кв.м. предоставления жилого помещения в пределах г. Екатеринбурга, отвечающее санитарным и техническим требованиям; обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области распределить и предоставить вышеуказанное благоустроенное жилое помещение ФИО1 с последующим заключением на жилое помещение договора найма специализированного жилого помещения.
Определением суда от *** года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, были привлечены Министерство по управлению государственным имуществом в Свердловской области, Министерство финансов Свердловской области.
В судебном заседании помощник прокурора Жмуркова Н.А. на удовлетворении исковых требований настаивал, доводы, указанные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме.
Истец, представители ответчиков, третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения которого извещены надлежащим образом и в срок, о причинах неявки неизвестно, ходатайств об отложении не направили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили, об уважительности причин неявки суду не сообщили.
В предварительном судебном заседании представитель ТОИОГВ СО УСП по Чкаловскому району г. Екатеринбурга по доверенности ФИО3 полагал требования иска подлежащими удовлетворению.
От представителя ответчика ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» по доверенности ФИО4 поступил отзыв на исковое заявление, из которого следует, что ФИО1 действительно состоит на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фона Свердловской области. Нарушений прав истца не имеется, поскольку соблюдается предусмотренный законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, законом не предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей во внеочередном порядке. В случае удовлетворения требований истца в первоочередном порядке вне установленного списка буду нарушены права и интересы иных лиц, право на получение жилых помещений у которых возникло ранее. Представитель ответчика также просил в случае удовлетворения требований предоставить разумный срок для исполнения решения суда с учетом объема финансирования из областного бюджета в текущем году и будущее время. Также заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что ответчики, извещенные о месте и времени судебного заседания своих представителей в суд не направили, для проверки их доводов личного участия и дачи объяснений не требуется, а также с учетом мнения истца, судом в соответствии с частями 3 и 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации был решен вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие ответчиков.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, о дополнении которых ходатайств заявлено не было, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 98-1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
По смыслу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1998 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, истец ФИО1 родилась *** года в ***, в качестве матери указана А., отца – Б..
Решением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от *** года Б. и А. лишены родительских прав в отношении дочери ФИО1
Приказом УСЗН Агентства <***> по социальному развитию <***> от *** года *** установлено попечительство на ФИО1, попечителем назначена И.
Таким образом, судом установлено, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании приказа ТОИОГВСО – Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Чкаловского району г. Екатеринбурга *** от *** года ФИО1 признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения и принята на учет для целей предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области. Заявление о постановке на учет ФИО1 подано в Управление *** года. Кроме того, судом установлено что ФИО1 на учете в целях обеспечения жилыми помещениями муниципального специализированного фонда, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений по администрации МО МР «<***>», а также муниципального района «<***>» не состоит, жилое помещение ей не предоставлялось.
По данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Свердловской области ФИО1 собственником жилых помещений не является. За ФИО1 было сохранено право пользования жилым помещением по адресу *** Однако Межведомственной комиссии Администрации МО МР «<***>» установлено, что указанное выше жилое помещение является аварийным и непригодным для постоянного проживания (заключение от *** года ***, акт обследования *** от *** года); распоряжением *** от *** года данное жилое помещение списано из состава муниципального жилищного фонда сельского поселения «<***>». Таким образом, ФИО1 не имеет жилого помещения для проживания, закрепленного за ней на праве пользования.
Также судом установлено, что истец достигла возраста 18 лет, относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечена. Указанное свидетельствует о ее нуждаемости в предоставлении жилого помещения и наличии оснований для обеспечения органами исполнительной власти по постановки на учет жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договору найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, в силу Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеются основания для предоставления ФИО1 благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В соответствии с ч.1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В силу ст.109.1Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями регламентирован, в том числе, постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 84-ПП, которым установлено, что меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (п. 2).
Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 г. № 527-ПП утвержден Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Порядок приобретения жилых помещений), и Порядок предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Порядок предоставления жилых помещений).
Согласно Постановлению Правительства Свердловской области от 16 апреля 2013 г. № 491-ПП Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области является уполномоченными исполнительными органами государственной власти Свердловской области по приобретению жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области (далее - жилые помещения) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по принятию решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений и заключению с ними договоров найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства»; по содержанию жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что до настоящего времени жилое помещение ФИО1 не предоставлено.
В соответствии с п.п. 2 – 4 Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 24 апреля 2013 г. N 527-ПП, установлена процедура приобретения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых домов и квартир, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, которой предусмотрено, что после предоставления указанных жилых помещений они в последующем передаются в оперативное управление государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства», который является получателем бюджетных средств, а Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области – главным распорядителем.
В силу п.п. 9,10 Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013г. № 527-ПП, жилые помещения для детей-сирот, приобретенные в областную собственность в соответствии с настоящим Порядком, зачисляются приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области после регистрации права собственности Свердловской области и права оперативного управления Фонда.
Согласно п. 12 указанного Порядка, распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения.
Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней с даты получения от Фонда сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений.
Согласно ч.1, 2 ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Вышеуказанные нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального Закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не ставит право на предоставление жилья специализированного жилищного фонда в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение такой жилой площади (от номера в соответствующем списке таких лиц). Нет в законе и указания на предоставление жилья в порядке очередности лицам одной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье специализированного жилищного фонда должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения из специализированного жилищного фонда, а не в порядке какой-либо очереди (по списку), то есть реализация гражданином права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в качестве дополнительной гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предполагает незамедлительное обеспечение его соответствующим жильем.
Согласно п. 7, 8 Порядка предоставления жилых помещений распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. В приказах Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области указывается фамилия, имя, отчество гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адрес и общая площадь предоставляемого жилого помещения.
Приказы Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения с детьми-сиротами договоров найма специализированных жилых помещений.
Поскольку до настоящего времени обязанность по приобретению и распределению жилого помещения для его предоставления ФИО1 Министерством не исполнена, суд приходит к выводу, что требование прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области об обязании приобрести и распределить жилое помещение ФИО1 является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно ч.1 ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Кроме того, п. 7, 8 ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Пунктами 3, 9 Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир по месту их учета для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области (далее - учет), благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, но не более 45 квадратных метров.
Уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является ГКУ СО «Фонд жилищного строительства».
На основании ч. 2 ст. 50, ч.ч. 5, 6 ст. 57, ч. 1 ст. 62 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение предоставляется гражданам по месту их жительства общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления и в виде отдельной квартиры, соответствующей установленным санитарным и техническим правилам и нормам иным требованиям законодательства.
В соответствии с п. 2 Постановления Главы г. Екатеринбурга от 31.08.2005г. № 824 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования «город Екатеринбург» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования «город Екатеринбург», исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого малоимущим гражданам по договору социального найма, в размере 16 кв. м общей площади на одного человека.
Таким образом, ФИО1 вправе претендовать на заключение с ней ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» договора найма специализированного жилого помещения в виде отдельной квартиры, находящегося в черте г. ***, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 16 кв.м., после приобретения (постройки) соответствующего жилого помещения Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
Соответственно, требования прокурора в части возложения на ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» обязанности по приобретению для ФИО1 жилого помещения не подлежат удовлетворению по изложенным выше основаниям, в частности, данный исполнительный орган государственной власти Свердловской области, уполномочен только на заключение договоров найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении, в связи с чем в требованиях к нему надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах ФИО1, к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о возложении обязанности приобрести жилое помещение удовлетворить частично.
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести (построить) жилое помещение в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 16 кв.м., находящееся в черте города ***, и отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, и распределить приобретенное (построенное) жилое помещение ФИО1, *** года рождения, для заключения с ней договора найма специализированного жилого помещения.
В удовлетворении исковых требований прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах ФИО1 к государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» – отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья <***> А.Е. Зонова