ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1113/20 от 24.11.2020 Корсаковского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2-1113/2020

65RS0005-02-2020-001333-44

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 ноября 2020 года г.Корсаков

Корсаковский городской суд Сахалинской области

под председательством судьи Макеевой Я.Н.,

при секретаре судебного заседания Скулкиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лазаревой Е. Б. к областному казенному учреждению «Корсаковский центр занятости населения» о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве безработной и выплате пособия по безработице, возложении обязанности принять на учет в качестве безработной,

установил:

Истец Лазарева Е.Б. обратилась в суд с иском к областному казенному учреждению «Корсаковский центр занятости» (далее – ОКУ «Корсаковский центр занятости») об оспаривании отказа в регистрации безработной, возложении обязанности принять на учет в качестве безработной.

В обоснование заявленных требований указала, что на основании её обращения от 08 июля 2020 года ОКУ «Корсаковский центр занятости» была поставлена на учет в качестве лица, ищущего работу. При повторном обращении 05 октября 2020 года с заявлением о регистрации в целях поиска подходящей работы, а в дальнейшем - в качестве безработного лица, предоставила необходимые документы, а именно: паспорт, документ об образовании, трудовую книжку и свидетельство о регистрации по месту пребывания по адресу: <адрес>. Письмом ответчика от 06 октября 2020 года ей было разъяснено, что она не может быть признана безработной ввиду отсутствия у нее постоянной регистрации по месту жительства на территории Корсаковского городского округа. Полагает, что таким образом нарушается ее право на защиту от безработицы. Просила суд признать отказ ОКУ «Корсаковский центр занятости» в регистрации её в качестве безработной и выплате пособия по безработице незаконным, возложить обязанность признать ее безработной с даты обращения в орган занятости населения - с 05 октября 2020 года.

В судебном заседании истец Лазарева Е.Б. на удовлетворении заявленных исковых требований настаивала.

Представитель ОКУ «Корсаковский центр занятости» Музыченко Н.В. против удовлетворения иска возражала, указав, что 09 июля 2020 года Лазарева Е.Б. была зарегистрирована ответчиком в целях поиска подходящей работы. При обращении в орган занятости населения истцом были предоставлены сведения о наличии регистрации по месту пребывания в селе <адрес>. При этом из сведений, предоставленных ГУВМ МВД Российской Федерации в порядке межведомственного взаимодействия, был установлен факт регистрации Лазаревой Е.Б. по месту жительства в <адрес>. Ссылаясь на пункт 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 10321 «О занятости населения в российской Федерации», пункт 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713, указывает, что при обращении в орган занятости населения у истца отсутствовала отметка о регистрации по месту жительства в Корсаковском районе Сахалинской области, а поскольку постановка на учет в качестве безработного производится по месту жительства гражданина, это являлось основанием для правомерного отказа истцу в постановке на учет в качестве безработной и выплате пособия по безработице (л.д. 88-89).

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» регистрация безработных граждан осуществляется органами службы занятости по месту жительства.

В соответствии с частью 1 статьи 3 указанного Закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (абзац 1).

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (абзац 2 части 1 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (часть 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года № 891 (ред. от 26 марта 2019 года) «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правила регистрации безработных граждан.

Так, согласно пункту 2 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации.

При регистрации государственные учреждения службы занятости населения осуществляют постановку на регистрационный учет граждан в целях поиска подходящей работы, ведение регистрационного учета граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и снятие с регистрационного учета зарегистрированных граждан.

Согласно пункту 3 Правил регистрации безработных граждан регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года № 891, в отношении которых государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными.

Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов:

а) паспорт или документ, его заменяющий;

б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий;в) документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях;

г) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы);

д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (далее - индивидуальная программа реабилитации).

Согласно статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законами Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 05.10.2000 № 199-О, конституционные права и свободы гарантируются гражданам независимо от места жительства, включая наличие или отсутствие у них жилого помещения для постоянного или временного проживания (места жительства, места пребывания), тем более что государство не связано обязанностью во всех случаях обеспечивать граждан жилыми помещениями.

Кроме того, понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и других нормативных актах. Место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 08 июля 2020 года Лазарева Е.Б. обратилась в ОКУ «Корсаковский центр занятости населения» с заявлением о постановке на учет в качестве лица, ищущего работу и 09 июля 2020 года была зарегистрирована в целях поиска подходящей работы.

05 октября 2020 года Лазаревой Е.Б. направлено обращение в орган занятости населения о постановке на учет в качестве безработного гражданина.

Из ответа ОКУ «Корсаковский центр занятости населения», полученного истцом 06 октября 2020 года, видно, что Лазаревой Е.Б. отказано в регистрации в качестве безработной в связи с отсутствием у нее регистрации по месту жительства (л.д. 61, 87).

В ходе судебного разбирательства установлено, что на день обращения в орган занятости по вопросу признания безработной, а также на день отказа в признании такового статуса Лазарева Е.Б. имела временную регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес>, на срок с 16 июля 2020 года по 16 июля 2021 года (л.д. 14). Постоянной регистрации на территории Корсаковского городского округа истец не имела, что также подтверждается оттиском штампа в паспорте Лазаревой Е.Б. о снятии её 10 июля 2020 года с регистрационного учета по прежнему месту жительства в <адрес> (л.д. 12-13).

Обосновывая правомерность отказа истцу в постановке на учет в качестве безработного гражданина, представитель ответчика в судебном заседании сослалась на полученные из ГУВМ МВД Российской Федерации в порядке межведомственного взаимодействия сведения о наличии у Лазаревой Е.Б. регистрации по месту жительства в <адрес> (л.д. 65).

Между тем, как согласно информации ОМВД Российской Федерации по городскому округу «<адрес>» оформление снятия указанного гражданина с регистрационного учета по месту жительства в <адрес> на основании заявления Лазаревой Е.Б. имело место 10 июля 2020 года (107, 109).

При этом суд обращает внимание на то обстоятельство, что недостоверные сведения о регистрации по месту жительства Лазаревой Е.Б. в <адрес>, послужившие основанием для отказа истцу в получении мер социальной поддержки, были получены ОКУ «Корсаковский центр занятости населения» 19 октября 2020 года, то есть уже после вынесения оспариваемого решения.

Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что на день обращения в орган занятости по вопросу признания безработной истец имела временную регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес>, суд признает право Лазаревой Е.Б. на постановку на учет в качестве безработного, получение пособия по безработице нарушенным и подлежащим судебной защите.

Учитывая, что письмом ответчика от 13 октября 2020 года и объяснениями представителя ответчика подтверждается, что основанием для отказа в признании истца безработной явилось исключительно отсутствие у нее регистрации по месту жительства, суд, с учетом установленных по делу обстоятельств, признает не соответствующим закону отказ ОКУ «Корсаковский центр занятости населения» в постановке Лазаревой Е.Б. на учет в качестве безработного и выплаты пособия по безработице, и возлагает на ответчика обязанность принять указанное лицо на учет в качестве безработного с даты её обращения в орган занятости населения – с 05 октября 2020 года.

В соответствии со статьей 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Из материалов дела следует, что истцом понесены расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей, которые в силу положения ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с ответчика в пользу Лазаревой Е.Б.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил :

исковые требования Лазаревой Е. Б. к областному казенному учреждению «Корсаковский центр занятости населения» удовлетворить.

Признать незаконным отказ областного казенного учреждения «Корсаковский центр занятости населения» в постановке на учет в качестве безработного Лазаревой Е. Б. и выплате ей пособия по безработице.

Возложить на областное казенное учреждение «Корсаковский центр занятости населения» обязанность принять на учет в качестве безработного Лазареву Е. Б. с даты обращения 05 октября 2020 года.

Взыскать с областного казенного учреждения «Корсаковский центр занятости населения» в пользу Лазаревой Е. Б. судебные расходы в размере 300 (триста) рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Корсаковского городского суда Я. Н. Макеева

Решение в окончательной форме принято 30 ноября 2020 года