ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1113/2022 от 05.05.2022 Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело № 2-1113/2022

УИД 66RS0007-01-2021-009614-65

Мотивированное решение составлено 05 мая 2022 года КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург 26 апреля 2022 года

Чкаловский районный суд города Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Решетниченко И.Г. при секретаре Павловой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Чкаловского района города Екатеринбурга, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Департаменту образования Администрации города Екатеринбурга, Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию воспитанников № 131 о возложении обязанности совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чкаловского района города Екатеринбурга, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, предъявил к Департаменту образования Администрации города Екатеринбурга, МАДОУ детский сад № 131 иск о возложении обязанности совершить следующие действия:

1) Обязать Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование МАДОУ детский сад № 131 для выполнения работ по оборудованию здания по адресу: <...>:

- окон первого и подвального этажей охранной сигнализацией с выводом в помещение охраны;

- системой контроля и управления доступом (электромагнитные замки и домофоны) калитки, на 4 входные группы, с выводом на пост охраны;

- заменить на втором этаже образовательного учреждения 4 пластиковых двери запасных выходов на металлические противопожарные и оборудовать каждую дверь одним замком и металлической вертушкой.

2) Обязать МАДОУ детский сад № 131 в течение трех месяцев с момента поступления финансирования устранить нарушения требований антитеррористической защищенности на объекте по адресу: , путем выполнения всех вышеуказанных работ.

В заявлении указано, что Прокуратурой Чкаловского района города Екатеринбурга проведена проверка соблюдения образовательными организациями района требований законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей. По результатам проверки объекта МАДОУ детский сад № 131 по адресу: установлен ряд нарушений требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, а также Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, ответчик МАДОУ детский сад № 131 обязан устранить допущенные нарушения, а Департамент образования Администрации города Екатеринбурга, как учредитель и собственник имущества школы, обязан профинансировать выполнение всех требуемых работ.

В судебном заседании помощник Прокурора Чкаловского района города Екатеринбурга Колесова А.А. уточнила исковые требования, добавив требование о возложении на Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга обязанности в течение ДД.ММ.ГГГГ с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование работ МАДОУ детский сад №131 по оборудованию помещения охраны на первом этаже с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной и тревожной сигнализацией, а на МАДОУ детский № 131 обеспечить исполнение этих работ. Она пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ с участием всех заинтересованных лиц составлен акт, в котором перечислены выявленные нарушения.

Представитель ответчика МАДОУ детский сад № 131 ФИО1 исковые требования не признала.

Представитель ответчика Департамента образования Администрации города Екатеринбурга ФИО2 исковые требования не признала.

Представитель третьего лица без самостоятельных требований ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области» ФИО3 полагала иск законным и обоснованным.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что МАДОУ - СОШ № 131 является некоммерческим образовательным учреждением, осуществляет свою деятельность по адресу: .

Согласно положениям ст. 28 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, а также создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 названного Федерального закона РФ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 1, 3, 7 ст. 2 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечении и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритета мер предупреждения терроризма.

Противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется, в том числе, и в виде его предупреждения (профилактики). Предупреждение (профилактика) терроризма предполагает осуществление мероприятий по устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма. При этом расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).

Согласно подпунктам «а, в» п. 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).

Письмом заместителя Прокурора Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ прокурорам предписано принять дополнительные меры в сфере антитеррористической защищенности образовательных учреждений в связи с произошедшими ДД.ММ.ГГГГ трагическими событиями в, повлекшими гибель студентов Пермского государственного национального исследовательского института.

МАДОУ детский сад № 131 занимает здание по адресу: объекту присвоена категория опасности.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ обследования и категорирования объекта (территории) МАДОУ детский сад № 131, по результатам плановой проверки объекта (территории) выявлены недостатки: объект (территория) не оснащен дверями запасных (эвакуационных и подвальных выходов), окна первого и подвального этажей не оборудованы охранной сигнализацией с выводом в помещение охраны; объект не оборудован системой контроля и управления доступом (электромагнитные замки и домофоны) калитки, на 4 входные группы с выводом на пост охраны; на втором этаже образовательного учреждения необходимо заменить 6 пластиковых дверей запасных выходов на металлические противопожарные и оборудовать каждую дверь одним замком и металлической вертушкой; помещение охраны на первом этаже не оборудовано системой видео наблюдения, охранной и тревожной сигнализацией; объект не оснащен ручным или стационарным металлоискателем; необходимо произвести ремонт технических средств охраны тревожной сигнализации и дооборудовать переносным брелком. Срок устранения выявленных недостатков указан - ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ответу МАДОУ детский сад № 131 от ДД.ММ.ГГГГ, до настоящего времени не устранены следующие недостатки: окна первого и подвального этажей не оборудованы охранной сигнализацией с выводом в помещение охраны; объект не оборудован системой контроля и управления доступом (электромагнитные замки и домофоны) калитки, на 4 входные группы, с выводом на пост охраны; на втором этаже образовательного учреждения не заменены 4 пластиковые двери запасных выходов на металлические противопожарные и не оборудованы одним замком и металлической вертушкой.

Согласно акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ, выявлены нарушения: окна первого и подвального этажей не оборудованы охранной сигнализацией с выводом в помещение охраны; объект не оборудован системой контроля и управления доступом (электромагнитные замки и домофоны) калитки, на 4 входные группы, с выводом на пост охраны; на втором этаже образовательного учреждения не заменены 4 пластиковые двери запасных выходов на металлические противопожарные и не оборудованы одним замком и металлической вертушкой; в помещении охраны на первом этаже необходимости установить систему видеонаблюдения, охранную и тревожную сигнализацию.

Таким образом, при осуществлении образовательной деятельности по адресу: , ответчик МАДОУ детский сад № 131 нарушил требования п.п. 41, 42, подпункта «а» п. 43, п. 46 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», а также пункт 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года.

Возражения ответчика об отсутствии в плане финансово-хозяйственной деятельности МАДОУ детский сад № 131 в ДД.ММ.ГГГГ целевых субсидий на устранение нарушений антитеррористической безопасности не могут быть признаны обоснованными, поскольку утвержденные Постановлениями Правительства от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Требования обязательны для исполнения.

При таком положении суд находит, что имеются основания для удовлетворения требований Прокурора Чкаловского района города Екатеринбурга, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, о возложении на МАДОУ детский сад № 131 обязанности совершить действия: оборудовать окна первого и подвального этажей охранной сигнализацией с выводом в помещение охраны; на втором этаже образовательного учреждения заменить 4 пластиковых двери запасных выходов на металлические противопожарные и оборудовать каждую дверь одним замком и металлической вертушкой; оборудовать на первом этаже помещение охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной и тревожной сигнализацией.

Возражения представителя образовательного учреждения против оборудования на первом этаже помещение охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной и тревожной сигнализацией в связи с наличием поста охраны с выведенным видеонаблюдением не могут быть признаны обоснованными. В отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 Требований, осуществляются следующие мероприятия: оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений.

Согласно п. 1 Положения «О Департаменте образования администрации города Екатеринбурга», утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, Департамент образования Администрации города Екатеринбурга является отраслевым органом Администрации города Екатеринбурга, обеспечивающим осуществление полномочий Администрации города Екатеринбурга в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пп. 8 п. 11 названного Положения в целях исполнения возложенных на него полномочий Департамент образования выполняет функции по обеспечению выполнения муниципальными образовательными и подведомственными организациями мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; принятию ими мер по профилактике терроризма, созданию безопасных условий и соблюдению требований охраны труда.

Согласно подпункту 26 названного пункта Положения, Департамент осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя и получателя бюджетных средств, главного администратора и администратора доходов бюджета муниципального образования г. Екатеринбурга, а в соответствии с пп. 1 этого же пункта, от имени администрации города Екатеринбурга создает (учреждает), реорганизует и ликвидирует муниципальные образовательные и подведомственные организации, утверждает их уставы, изменения (дополнения) в уставы, новые редакции уставов, осуществляет иные функции и полномочия учредителя муниципальных образовательных и подведомственных организаций.

Таким образом, Департамент образования Администрации города Екатеринбурга, являясь главным распорядителем бюджетных средств в части расходов в сфере образования, и уполномоченным органом местного самоуправления, на который федеральным законодательством возложено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, обязан обеспечить финансирование работ, выполнение которых возложено настоящим решением суда на МАДОУ детский сад № 131, по заявленному иску является надлежащим ответчиком.

При таком положении суд находит, что имеются основания для удовлетворения требования Прокурора Чкаловского района города Екатеринбурга, действующего в защиту прав неопределенного круга лиц, к Департаменту образования Администрации города Екатеринбурга о возложении обязанности обеспечить финансирование проведение МАДОУ детский сад № 131 следующих работ в здании по адресу: <...>: оборудовать окна первого и подвального этажей охранной сигнализацией с выводом в помещение охраны; заменить на втором этаже образовательного учреждения 4 пластиковых двери запасных выходов на металлические противопожарные и оборудовать каждую дверь одним замком и металлической вертушкой; оборудовать на первом этаже помещение охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной и тревожной сигнализацией.

По требованию Прокурора Чкаловского района города Екатеринбурга суд устанавливает ответчикам срок для исполнения указанных действий – три месяца со дня вступления решения суда в законную силу и не находит оснований для установления более продолжительного срока, поскольку длительное непринятие мер к обеспечению антитеррористической защиты учебного заведения создает угрозу жизни и здоровья работников учреждения, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте.

Прокурор Чкаловского района города Екатеринбурга просил обязать ответчиков Департамент образования Администрации города Екатеринбурга обеспечить финансирование, а МАДОУ детский сад № 131 - выполнить такие работы как оборудовать объект системой контроля и управления доступом (электромагнитные замки и домофоны) калитки, на 4 входные группы, с выводом на пост охраны.

Между тем, такие требования в отношении объекта категории опасности 3 не носят обязательный характер.

При таком положении предусмотренных законом основания для удовлетворения этих требований Прокурора Чкаловского района города Екатеринбурга, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к ответчикам МАОУ -СОШ №131, Департаменту образования Администрации города Екатеринбурга не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Чкаловского района города Екатеринбурга, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Департаменту образования Администрации г. Екатеринбурга, Муниципальному автономному образовательному учреждению – Средняя общеобразовательная школа № 131 о возложении обязанности совершить действия удовлетворить частично:

обязать Муниципальное автономное образовательное учреждение - Средняя общеобразовательная школа № 131 в течение трех месяцев с момента поступления финансирования выполнить на объекте по адресу: <...>, следующие работы:

- оборудовать окна первого и подвального этажей здания охранной сигнализацией с выводом в помещение охраны;

- заменить на втором этаже здания 4 пластиковых двери запасных выходов на металлические противопожарные и оборудовать каждую дверь одним замком и металлической вертушкой;

- оборудовать на первом этаже здания помещение охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной и тревожной сигнализацией.

Обязать Департамент образования Администрации города Екатеринбурга в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование следующих работ в здании Муниципального автономного образовательного учреждения – Средняя общеобразовательная школа № 131 по адресу:

- по оборудованию окон первого и подвального этажей здания охранной сигнализацией с выводом в помещение охраны;

- по замене на втором этаже здания 4 пластиковых дверей запасных выходов на металлические противопожарные и оборудованию каждой двери одним замком и металлической вертушкой;

- по оборудованию на первом этаже здания помещения охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной и тревожной сигнализацией.

В удовлетворении остальной части исковых требований Прокурора Чкаловского района города Екатеринбурга, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Департаменту образования Администрации города Екатеринбурга, Муниципальному автономному образовательному учреждению – Средняя общеобразовательная школа № 131 о возложении обязанности совершить действия - отказать.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Чкаловский районный суд города Екатеринбурга.

Председательствующий (подпись)

Копия верна. Судья