ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1113/2024 от 01.03.2024 Рыбинского городского суда (Ярославская область)

Дело № 2-1113/2024

Мотивированное решение изготовлено 01.03.2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рыбинский городской суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Сизовой В.В.,

при секретаре Ситниковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Рыбинске 27 февраля 2024 года гражданское дело по иску Ярославского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры к ООО «Рыбинскэнергожелезобетон» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Ярославская транспортная прокуратура Северо-Западной транспортной прокуратуры обратилась в суд с иском к ООО «Рыбинскэнергожелезобетон», в котором просит обязать ООО «Рыбинскэнергожелезобетон» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, устранить выявленные нарушения путем приведения эксплуатируемого железнодорожного пути необщего пользования на участке «<адрес> протяженностью 6,34 км., расположенного в <адрес> в соответствие с требованиями пунктов 12, 13, 41, 68 правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации утвержденных приказом Минтранса России от 23.06.2022 № 250, ст. 16 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».

Исковые требования мотивированы следующими доводами.

Ярославской транспортной прокуратурой на основании решения от 20.11.2023 с привлечением специалистов <данные изъяты>государственного инспектор дорожного надзора группы дорожного надзора отделения надзора, в присутствии представителей ООО «Рыбинскэнергожелезобетон» проведена проверка железнодорожного пути необщего пользования ООО «Рыбинскэнергожелезобетон», в ходе которой установлены нарушения требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях необщего пользования.

Между ООО «Волгостройресурс» и ООО «Рыбинскэнергожелезобетон» заключен договор аренды от 02.09.2002.). ООО «Рыбинскзнергожелезобетон» в соответствие с условиями Договора и согласно акта приема-передачи от 02.09.2002 приняло во временное владение и пользование железнодорожные пути необщего пользования протяженностью 14258,81 м.

Пунктом 3.2. Договора предписано, что ООО «Рыоинскэнергожелезобетон» несет расходы по текущему ремонту и расходуемые в процессе эксплуатации материалы, поддерживает основное средство в исправном состоянии и производит капитальный ремонт «Основных средств».

Согласно технического паспорта железнодорожных путей необщего пользования, утвержденного 06.06.2020 ООО «Рыоинскэнергожелезобетон», разделом 7 определены обязательные элементы верхнего строения пути с указанием наименования и количества (закладных болтов, болтов клемный, подкладок, шпал, и.т.д.).

В ходе проверки выявлены нарушения требований законодательства, направленного на обеспечение технический исправного содержания и эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования на участке <адрес> протяженностью 6.34 км. что не обеспечивает требования безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях необщего пользования.

Эксплуатация верхнего строения пути осуществляется при соблюдении указанных в п. 68 ПТЭ требований в том числе ГОСТ 34530-2019 пунктом 2,7,23 которого определено, что верхнее строение железнодорожного пути: Составная часть железнодорожного пути, предназначенная для восприятия нагрузок от колес железнодорожного подвижного состава и передачи их на нижнее строение пути, а также для направления движения колес по рельсовой колее.

Проведенной с 20.11.2023 по 22.11.2023 проверкой установлено, что в нарушение требований ст. 16 Закона о железнодорожном транспорте, п. 50 ПТЭ локальными актами ООО «Рыбинскэнергожелезобетон» не определена периодичность проверки железнодорожных путей средствами диагностики, в том числе с учетом интенсивности движения, состояния железнодорожного пути.

В нарушение требований ст. 16 Закона о железнодорожном транспорте, пунктов 12. 13. 41, 68 ПТЭ железнодорожный путь необщего пользования на 1,2.3,4.5.6 км. эксплуатируется ООО «Рыбинскэнергожелезобетон» в отсутствие 1284 шт. закладных и 156 шт. клемных болтов, 68 подкладок КБ и требует замены 208 непригодных к эксплуатации деревянных железнодорожных шпал (акт комиссионного обследования железнодорожного пути необщего пользования на участке «<адрес> от 22.11.2023), что создает угрозу безопасности движения железнодорожного транспорта.

Ярославской транспортной прокуратурой по результат проверки генеральному директору ООО «Рыбинскэнергожелезобетон» 22.11.2023 внесено представление об устранение нарушений требований федерального законодательства. По результатам рассмотрения, которого выше указанные нарушения закона, направленные на обеспечение требования безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях необщего пользования не устранены. Согласно ответа на представление ООО «Рыбинскэнергожелезобетон» указанно, что устранение нарушений возможно только после закупки отсутствующих недостающих деталей верхнего строения пути, установка которых возможна при наступлении положительных температурах наружного воздуха, в отсутствие снежного покрова, весной 2024 года.

Согласно ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Эксплуатация ООО «Рыбинскэнергожелезобетон» пути необщего пользования в нарушение требований Закона о железнодорожном транспорте и правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, свидетельствует о нарушениях прав лиц в ходе эксплуатации пути необщего пользования, в том числе работников ООО «Рыбинскэнергожелезобетон», может привести к негативным, последствиям, в том числе к сходу железнодорожного подвижного состава, может повлечь тяжкие последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущербу имущества неопределённого круга лиц, создает угрозу безопасности движения железнодорожного транспорта, что является основанием для обращения прокурора в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, в связи с чем, с целью пресечения нежелательных последствий требуется применение обязывающих мер судом.

Ярославский транспортный прокурор Сизов А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика ООО «Рыбинскэнергожелезобетон» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений не поступало.

Представитель третьего лица ООО «Волгостройресурс» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате судебного разбирательства, причина неявки не известна.

Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте с в Российской Федерации» (далее - Закон о железнодорожном транспорте) владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного; процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают, в частности, безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

В соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 1 Закона о железнодорожном транспорте функционирование железнодорожного транспорта осуществляется, исходя из принципов доступности, безопасности и качества оказываемых услуг.

Согласно статье 2 Закона о железнодорожном транспорте безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических пли юридических лиц. Железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

В силу ст. 16 Закона о железнодорожном транспорте железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность. Конструкция и состояние сооружений и устройств, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования, должны соответствовать строительным нормам и правилам и обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки, а также пропуск локомотивов, предназначенных для обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.

Владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также осуществляет совместно с грузоотправителям грузополучателями освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории и местах погрузки, выгрузки грузов и проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега.

В случае, если на железнодорожные пути необщего пользования осуществляется подача железнодорожного подвижного состава, эксплуатация которого осуществляется также на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожные пути необщего пользования должны соответствовать требованиям, установленным в отношении железнодорожных путей общего пользования, и в определенных случаях подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия

Установлено, что ООО «Рыбиискэнергожелезобетон» осуществляет эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, за 2022 год отгружено 16 единиц подвижного состава, принято 57 единиц подвижного состава. В 2023 году отгружено 12 единиц подвижного состава, принято 40 единиц подвижного состава.

Между ООО «Волгостройресурс» и ООО «Рыбинскэнергожелезобетон» заключен договор аренды от 02.09.2002. ООО «Рыбинскзнергожелезобетон» в соответствие с условиями Договора и согласно акта приема-передачи от 02.09.2002 приняло во временное владение и пользование железнодорожные пути необщего пользования протяженностью 14258,81 м.

Пунктом 3.2. Договора предписано, что ООО «Рыбинскэнергожелезобетон» несет расходы по текущему ремонту и расходуемые в процессе эксплуатации материалы, поддерживает основное средство в исправном состоянии и производит капитальный ремонт «Основных средств».

Согласно технического паспорта железнодорожных путей необщего пользования, утвержденного 06.06.2020 ООО «Рыбинскэнергожелезобетон» разделом 7 определены обязательные элементы верхнего строения пути с указанием наименования и количества (закладных болтов, болтов клемный, подкладок, шпал, и.т.д.).

В ходе проверки выявлены нарушения требований законодательства, направленного на обеспечение технический исправного содержания и эксплуатации железнодорожного пути необшего пользования на участке «<адрес> протяженностью 6.34 км., что не обеспечивает требования безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях необщего пользования.

Приказом Минтранса России от 23.06.2022 утверждены правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее - ПТЭ).

В силу п. 12. ПТЭ предписано, что владелец инфраструктуры (владелец железнодорожных путей необщего пользования) должен обеспечивать безопасную эксплуатацию сооружений, устройств и объектов железнодорожного транспорта.

Пунктами 13, 41 ПТЭ определено, что сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта должны соответствовать утвержденной проектной, конструкторской и эксплуатационной документации. Владелец сооружении, устройств, механизмов и оборудования железнодорожного транспорта должен иметь на них техническую документацию. Владелец инфраструктуры (владелец железнодорожных путей необщего пользования) обязан содержать все элементы железнодорожного пути, железнодорожного электроснабжения, железнодорожной автоматики и телемеханики, железнодорожной технологической электросвязи, станционные здания, сооружения и устройства инфраструктуры, железнодорожных путей необщего пользования в исправном и (или) работоспособном техническом состоянии, обеспечивающем безопасное движение поездов и маневровой работы, выполнение заданных размеров движения поездов с установленными скоростями в соответствии с графиком движения поездов, требования по охране труда, промышленной и транспортной безопасности, санитарно-эпидемиологических норм в соответствии с проектной, ремонтной или эксплуатационной документацией.

Эксплуатация верхнего строения пути осуществляется при соблюдении указанных в п. 68 ПТЭ требований в том числе ГОСТ 34530-2019 пунктом 2,7,23 которого определено, что верхнее строение железнодорожного пути: Составная часть железнодорожного пути, предназначенная для восприятия нагрузок от колес железнодорожного подвижного состава и передачи их на нижнее строение пути, а также для направления движения колес по рельсовой колее.

Проведенной с 20.11.2023 по 22.11.2023 проверкой установлено, что в нарушение требований ст. 16 Закона о железнодорожном транспорте, п. 50 ПТЭ локальными актами ООО «Рыоинскэнергожелезобетон» не определена периодичность проверки железнодорожных путей средствами диагностики, в том числе с учетом интенсивности движения, состояния железнодорожного пути.

В нарушение требований ст. 16 Закона о железнодорожном транспорте, пунктов 12. 13. 41, 68 ПТЭ железнодорожный путь необщего пользования на 1,2.3,4.5.6 км. эксплуатируется ООО «Рыбинскэнергожелезобетон» в отсутствие 1284 шт. закладных и 156 шт. клемных болтов, 68 подкладок КБ и требует замены 208 непригодных к эксплуатации деревянных железнодорожных шпал (акт комиссионного обследования железнодорожного пути необщего пользования на участке «<адрес> от 22.11.2023), что создает угрозу безопасности движения железнодорожного транспорта.

Ярославской транспортной прокуратурой по результат проверки генеральному директору ООО «Рыбинскэнергожелезобетон» 22.11.2023 вносилось представление об устранение нарушений требований федерального законодательства. По результатам рассмотрения, которого вышеуказанные нарушения закона, направленные на обеспечение требования безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях необщего пользования не устранены. Согласно ответа на представление ООО «Рыбинскэнергожелезобетон» указанно, что устранение нарушений возможно только после закупки отсутствующих недостающих деталей верхнего строения пути, установка которых возможна при наступлении положительных температурах наружного воздуха, в отсутствие снежного покрова, весной 2024 года.

По смыслу статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, источником повышенной опасности надлежит признать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и иных объектов производственного, хозяйственного или иного назначения, обладающих такими же свойствами.

В пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 года № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» разъяснено, что, по смыслу статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, источником повышенной опасности следует признать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и других объектов производственного, хозяйственного или иного назначения, обладающих такими же свойствами.

Согласно ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что дальнейшая эксплуатация ООО «Рыбинскэнергожелезобетон» пути необщего пользования в нарушение требований Закона о железнодорожном транспорте и правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, свидетельствует о нарушениях прав лиц в ходе эксплуатации пути необщего пользования, может привести к негативным, последствиям, в том числе к сходу железнодорожного подвижного состава, может повлечь тяжкие последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущербу имущества неопределённого круга лиц, создает угрозу безопасности движения железнодорожного транспорта, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.

Определяя срок выполнения мероприятий по устранению нарушений законодательства с учетом объема необходимых к выполнению работ, разумности, а также характера выявленных нарушений, прокурор считает возможным предоставить ответчику срок для устранения нарушений законодательства в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Суд считает указанный срок достаточным и обоснованным установленными в судебном заседании обстоятельствами.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковые требования заместителя Ярославского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры (ИНН <данные изъяты>) к ООО «Рыбинскэнергожелезобетон» (ИНН <данные изъяты>

Возложить на ООО «Рыбинскэнергожелезобетон» (ИНН <данные изъяты>) обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, устранить выявленные нарушения путем приведения эксплуатируемого железнодорожного пути необщего пользования на участке «<адрес> протяженностью 6,34 км., расположенного в <адрес> в соответствие с требованиями пунктов 12, 13, 41, 68 правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 23.06.2022 № 250, ст. 16 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение одного месяца со дня составления в окончательном виде.

Судья В.В. Сизова