ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-11154/2016 от 13.04.2017 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 2-2191/17

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Петропавловск-Камчатский 13 апреля 2017 года

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Нетеса С.С.,

при секретаре Коробкове В.Р.,

с участием:

истца ФИО1, его представителя ФИО4,

представителя ответчика ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края о признании права на обеспечение жилым помещением, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края (далее – Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края) о признании права на обеспечение жилым помещением, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма. В обоснование заявленных требований указал, что он является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ он был направлен на очное обучение в профессиональное училище села Сосновка для получения образования, на полное государственное обеспечение. После окончания обучения он постоянно проживает и работает в г. Петропавловске-Камчатском. Проживает временно с разрешения родственников по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>. Позднее он узнал, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации <адрес> жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в котором он проживал до смерти матери, был признан ветхим и выведен из эксплуатации. В настоящее время дом снесен, другого помещения для проживания он не имеет. В 2015 году он обратился в Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края по вопросу предоставления ему во внеочередном порядке жилого помещения, но его обращение было перенаправлено в Министерство образования и науки Камчатского края, которое предложило ему обратиться в орган опеки. В органы опеки он обращался ранее, но получил отказ. Полагая, что он как лицо, лишившееся своего жилья и принадлежащее к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма в г. Петропавловске-Камчатском во внеочередном порядке, руководствуясь ст. 57 ЖК РФ, просил признать за ним право на получение жилого помещения вне очереди по договору социального найма; возложить на Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края обязанность предоставить ему жилое помещение по договору социального найма вне очереди в г. Петропавловске-Камчатском, согласно санитарным и жилищным нормам.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство образования и науки Камчатского края.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что имеет право на предоставление жилого помещения, так как он проживает на территории Камчатского края более 5 лет, относится к коренным малочисленным народам Севера. Указал, что не должен обращаться в орган местного самоуправления для признания малоимущим и нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку является сиротой.

В судебном заседании представитель истца ФИО4, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что в соответствии со ст. 89 ЖК РФ, ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ истец как лицо, относящееся к коренным малочисленным народам Севера, имеет право на предоставление ему жилого помещения взамен ранее занимаемого и признанного непригодным для проживания в пределах Камчатского края не только по месту последнего места жительства, но и в г. Петропавловске-Камчатском.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО5, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях на иск, в которых указала, что на Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края не возложены полномочия по реализации прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на жилые помещения. В рамках закона Камчатского края от 31 марта 2009 года № 253 «О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда Камчатского края по договорам социального найма» ФИО1 в Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края не обращался, в отношении него не принималось решение о включении в список граждан, признанных по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Камчатского края. Дополнительно пояснила, что в соответствии с положениями ст.ст. 85-89 ЖК РФ гражданам, выселяемым из жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, и признанных непригодным для проживания, другое благоустроенное жилое помещение предоставляется наймодателем. Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края не является наймодателам жилого помещения истца, находящегося в <адрес>. Поскольку данное жилое помещение признано непригодным для проживания, истец может быть обеспечен благоустроенным жилым помещением по месту своего жительства в <адрес>. Оснований для обеспечения истца вне очереди жилым помещением в г. Петропавловске-Камчатском взамен ранее занимаемого не имеется.

Третье лицо Министерство образования и науки Камчатского края о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направило. Согласно отзыву на исковое заявление до 1 января 2013 года дети-сироты обеспечивались жилыми помещениями по договорам социального найма во внеочередном порядке, при этом порядок обеспечения жилым помещением носил заявительный характер и распространялся на лиц, поставленных на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. С 1 января 2013 года в связи с внесением изменений в действующее законодательство порядок обеспечения детей-сирот жилыми помещениями был изменен. Введенный новый порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года независимо от их возраста. Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Камчатского края по предоставлению органам местного самоуправления финансовых средств для осуществления ими переданных государственных полномочий определено Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края. Министерство образования и науки Камчатского края определено уполномоченным органом по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда переданы органам местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае. Включение детей-сирот в список осуществляется на основании представлений органов опеки и попечительства над несовершеннолетними муниципальных образований в Камчатском крае. Решение о включении (об отказе во включении) ребенка-сироты в список принимается комиссией. В 2015 году в Министерство образования и науки Камчатского края поступало обращение ФИО1 по вопросу предоставления ему жилого помещения. В рамках Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ истцу были даны разъяснения о порядке организации сбора и подготовки документов, указаны адреса и телефоны специалистов. Однако ФИО1 в органы опеки и попечительства над несовершеннолетними Петропавловск-Камчатского городского округа не обращался. Соответственно, представление от органов опеки и попечительства над несовершеннолетними в Министерство образования и науки Камчатского края не поступало и документы истца на комиссии не рассматривались. Таким образом, ФИО1 не были приняты меры для реализации своих жилищных прав.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав объяснения истца, его представителя и представителя ответчика, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке гражданам жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Как следует из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается справкой Управления образования администрации Миликовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).

Постановлением Главы администрации Миликовского района от ДД.ММ.ГГГГФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был направлен на обучение в профессиональное училище села <адрес>, на полное государственное обеспечение (л.д. 10).

Согласно копии поквартирной карточки, а также оттиску штампа о регистрации в паспорте гражданина РФ на имя ФИО1 истец с ДД.ММ.ГГГГ значится зарегистрированным в жилом помещении, расположенном по адресу: Камчатский край, <адрес> (л.д. 8, 31).

Постановлением Совета народных депутатов Мильковского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> в <адрес> с 1 января 2006 года признан ветхим (л.д. 29-30).

Постановлением <адрес> муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень ветхого жилищного фонда, к которому относится и <адрес> в <адрес> (л.д. 27-28).

На основании постановления Главы Мильковского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ выведен из эксплуатации, путем отключения от энерго-, тепло- и водоснабжения (л.д. 17-18).

Как следует из копии трудовой книжки на имя ФИО1, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он обучался в Сосновском профессиональном училище Камчатской области. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлял трудовую деятельность в различных организациях г. Петропавловска-Камчатского, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлял трудовую деятельность в ООО «Камчатскстройматериалы» <адрес> Камчатского края (л.д. 11-13).

Согласно сообщению Управления Росреестра по Камчатскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости сведения о правах ФИО1 на недвижимое имущество отсутствуют (л.д. 55).

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края с заявлением, в котором просил предоставить ему жилое помещение в г. Петропавловске-Камчатском, ссылаясь на то, что он относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 2002 года постоянно проживает и работает в г. Петропавловске-Камчатском, своего жилого помещения не имеет, жилое помещение, в котором он проживал ранее в <адрес>, снесено (л.д. 15).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края сообщило ФИО1, что его обращение по вопросу обеспечения жилым помещением как лица из числа детей-сирот для рассмотрения и принятия решения направлено в Министерство образования и науки Камчатского края (л.д. 16).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство образования и науки Камчатского края разъяснило истцу, что предоставление жилых помещений детям-сиротам осуществляется на основании списка детей-сирот, который формируется Министерством образования и науки Камчатского края на основании представлений органов опеки и попечительства над несовершеннолетними муниципальных образований в Камчатском крае. Для включения в список ФИО1 было предложено обратиться в орган опеки и попечительства над несовершеннолетними в г. Петропавловске-Камчатском с указанием адреса местонахождения и контактных телефонов, а также указанием контактных телефонов своих специалистов для дополнительных консультаций (л.д. 57-58).

В обоснование заявленных требований истец ссылался на наличие у него, как лица отнесенного к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, а также в связи с тем, что жилое помещение, в котором он ранее проживал в <адрес>, выведено из эксплуатации и снесено, права на внеочередное предоставление ему жилого помещения по договору социального найма в г. Петропавловске-Камчатском.

Вместе с тем согласно абзацу 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ч. 3 Постановления Правительства Камчатского края от 27 июля 2010 года № 331-П «О Порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения» (действовавшего до 1 января 2013 года) Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края являлось уполномоченным исполнительным органом государственной власти Камчатского края по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения.

Постановлением Правительства Камчатского края от 24 декабря 2012 года № 587-П «Об отдельных вопросах предоставления дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вышеуказанное Постановление Правительства Камчатского края от 27 июля 2010 года № 331-П признано утратившим силу.

Согласно п.п. 1, 3-6, 8, 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее – список).

Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в том числе и в связи с признанием жилого помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечающим установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии с ч. 1 ст. 7(1) Закона Камчатского края от 18 сентября 2008 года № 122 «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в Камчатском крае» список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируется уполномоченным Правительством Камчатского края исполнительным органом государственной власти Камчатского края.

В соответствии с ч. 1 Постановления Правительства Камчатского края от 24 декабря 2012 года № 587-П «Об отдельных вопросах предоставления дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Министерство образования и науки Камчатского края является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Камчатского края по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В силу ч. 3 Порядка обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Постановлением Правительства Камчатского края от 24 декабря 2012 года № 587-П, жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, осуществляющими государственные полномочия Камчатского края в соответствии с Законом Камчатского края от 9 октября 2012 года № 135 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае государственными полномочиями Камчатского края по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями».

Согласно ст. 3 Закона Камчатского края от 9 октября 2012 года № 135 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае государственными полномочиями Камчатского края по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае наделяются государственными полномочиями Камчатского края по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе по заключению договоров найма специализированного жилого помещения; заключению договоров социального найма жилого помещения.

В силу ст. 4 Закона Камчатского края от 9 октября 2012 года № 135 государственными полномочиями наделены органы местного самоуправления, помимо прочих Мильковский муниципальный район и Петропавловск-Камчатский городской округ.

В соответствии со ст. 6 Закона Камчатского края от 9 октября 2012 года № 135 Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края предоставляет органам местного самоуправления финансовые средства для осуществления ими государственных полномочий в соответствии с настоящим Законом, осуществляет контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий и использованием предоставленных на эти цели финансовых средств.

Из совокупности указных норм права следует, что Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края не является уполномоченным органом по реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того, предоставление указанным лицам во внеочередном порядке жилых помещений по договорам социального найма действующим законодательством не предусмотрено.

В ходе рассмотрения дела истец и его представитель в обоснование заявленных требований, ссылаясь на положения Закона Камчатского края от 31 марта 2009 года № 253 также утверждали о наличии у истца права на внеочередное предоставление ему жилого помещения по договору социального найма в г. Петропавловске-Камчатском, в том числе и по тому основанию, что ФИО1 более 5 лет проживает на территории Камчатского края и является нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в силу отнесения его к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 4 Закона Камчатского края от 31 марта 2009 года № 253 «О Порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда Камчатского края по договорам социального найма» жилые помещения жилищного фонда Камчатского края по договорам социального найма предоставляются:

1) проживающим в Камчатском крае и признанным по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма:

а) реабилитированным лицам, утратившим жилые помещения в связи с репрессиями, в случае возвращения на прежнее место жительства, членам семей и другим родственникам реабилитированных лиц, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также детям, родившимся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении;

б) спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований Камчатского края и проживающим совместно с ними членам семей;

в) семьям погибших (умерших) при исполнении должностных обязанностей спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований Камчатского края, а также семьям спасателей, привлеченных должностным лицом уполномоченного исполнительного органа государственной власти Камчатского края к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и погибших (умерших) в ходе проведения указанных работ;

2) проживающим в Камчатском крае не менее 5 лет и признанным по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма:

а) ветеранам боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», награжденным орденами и медалями СССР, Российской Федерации (за исключением граждан, которые обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ);

б) гражданам, имеющим в составе семьи не менее 4-х детей или не менее 3-х одновременно рожденных детей в возрасте до 18-ти лет;

в) одиноким матерям (отцам), воспитывающим не менее 3-х детей в возрасте до 18-ти лет;

г) спортсменам – призерам Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр, чемпионатов мира и Европы, в том числе в видах спорта среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

д) гражданам, имеющим в составе семьи детей-инвалидов (за исключением граждан, которые обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с частью второй статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В соответствии с п. 17 ч. 2.1 Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, утвержденного Постановлением Правительства Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ-П, Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Камчатского края по предоставлению жилых помещений из жилищного фонда Камчатского края по договорам социального найма, в том числе по заключению договоров социального найма о предоставлении жилого помещения из жилищного фонда Камчатского края.

Согласно ст. 6 Закона Камчатского края от 31 марта 2009 года № 253 граждане, указанные в статье 4 настоящего Закона, подают в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края документы, подтверждающие их право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Камчатского края по договорам социального найма, в соответствии с перечнем документов, определенным административным регламентом, утвержденным Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, и заявление о предоставлении жилого помещения жилищного фонда Камчатского края по договору социального найма.

Указанные заявление и документы рассматриваются Комиссией по решению вопросов, связанных с обеспечением жилыми помещениями граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлением жилищных субсидий, доплат и компенсаций в течение 30 рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

В силу ч. 2 ст. 7 Закона Камчатского края от 31 марта 2009 года № 253 предоставление гражданину жилого помещения жилищного фонда Камчатского края осуществляется в порядке очередности исходя из времени принятия такого гражданина на учет.

Таким образом, предусмотренная действующим законодательством правовая процедура является обязательным условием для решения вопроса о предоставлении Министерством ЖКХ и энергетики Камчатского края жилых помещений из жилищного фонда Камчатского края по договорам социального найма.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 в рамках Закона Камчатского края от 31 марта 2009 года № 253 в Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края не обращался.

Принимая во внимание, что вопрос о наличии оснований для признания истца нуждающимся в жилых помещениях жилищного фонда Камчатского края по договорам социального найма не разрешался и решение об отнесении его к указанной категории граждан уполномоченным органом не принималось, а также учитывая, что проверка полноты и достаточности представленных для постановки на учет документов, а также достоверности содержащихся в них сведений является исключительной прерогативой уполномоченного исполнительного органа государственной власти Камчатского края, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения на Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края обязанности по предоставлению ФИО1 жилого помещения вне очереди по договору социального найма в рамках Закона Камчатского края от 31 марта 2009 года № 253, поскольку иное приведет к нарушению установленного порядка, предшествующего принятию соответствующего решения.

Согласно ст. 85 ЖК РФ в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основанию, которое предусмотрено ст. 86 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

Принимая во внимание, что Министерством ЖКХ и энергетики Камчатского края не принималось решение о сносе дома истца, оснований для возложения на него обязанности в соответствии со ст. 86 ЖК РФ предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма не имеется.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В силу ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Исходя из изложенного решение вопроса о предоставлении ФИО1 благоустроенного жилого помещения по договору социального найма по тому основанию, что дом, расположенный по адресу: <адрес>, в котором находилось жилое помещение истца, снесен, относится к компетенции органов местного самоуправления Мильковского муниципального района.

При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые и фактические основания для удовлетворения требований истца к Министерству ЖКХ и энергетики Камчатского края о признании права на обеспечение жилым помещением, возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края о признании права на обеспечение жилым помещением, возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий подпись С.С. Нетеса

Подлинник судебного постановления подшит в дело .

ВЕРНО

Судья С.С. Нетеса