Дело № 2 - 1115/2016
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
16 мая 2016 года Кировский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Бариновой Н.В.,
при секретаре Челядиновой Ю.Е.,
с участием:
старшего помощника прокурора Кировского района г.Томска Игловской Е.И.,
представителя ответчика муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка детского сада №85 г.Томска Гиль Г.И., действующей на основании Устава МАДОУ Центр развития ребенка детского сада № 85 г.Томска,
третьего лица департамента финансов администрации города Томска Писушиной Я.П., действующей на основании доверенности от 28.04.2016 сроком до 31.12.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску прокурора Кировского района г.Томска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению Центр развития ребенка детского сада № 85 г.Томска, администрации города Томска о понуждении к совершению действий,
установил:
Прокурор Кировского района г.Томска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению Центр развития ребенка детский сад № 85 г.Томска, администрации г.Томска, указав в обоснование, что прокуратурой Кировского района г.Томска проведена проверка обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности образовательных организаций района, по результатам которой установлено, что в двух корпусах муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка детский сад /________/ г.Томска (МАДОУ /________/), расположенных по адресам: /________/, /________/.Томск отсутствуют системы видеонаблюдения.
Истец ссылался на то, что отсутствие системы видеонаблюдения способствует неконтролируемому проходу посторонних лиц на территорию указанных корпусов МАДОУ №85 и может стать причиной проявления терроризма, совершения преступлений на территории образовательного учреждения. Указал, что поскольку вопросы безопасности пребывания детей, сотрудников дошкольного образовательного учреждения и иных посетителей находятся в совместном ведении образовательной организации и органа местного самоуправления, то исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности являются обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, обязанных финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму, одним из которых является установка систем видеонаблюдения, каналов передачи тревожных сообщений и ограждений территории образовательных учреждений. Осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие системы видеонаблюдения и надлежащего ограждения территории не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.
На основании изложенного, прокурор просит обязать администрацию г.Томска выделить в необходимом объеме денежные средства муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению Центр развития ребенка детский сад №85 г.Томска в целях оборудования корпусов указанного учреждения, расположенных по адресам: /________/, /________/.Томск системами видеонаблюдения, до 1 сентября 2016 года; обязать муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад № 85 г.Томска оборудовать корпуса указанного учреждения, расположенные по адресам: /________/, /________/.Томск системами видеонаблюдения до 1 декабря 2016 года.
В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора Кировского района г.Томска Игловская Е.И. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, дала объяснения в объеме иска, полагая предложенный срок для исполнения ответчиками искомых обязанностей разумным.
Представитель ответчика МАДОУ Центр развития ребенка детского сада /________/ г.Томска в суде исковые требования, заявленные к учреждению, полагала подлежащими удовлетворению, не отрицала, что корпуса указанного учреждения, расположенные по адресам: /________/, /________/ г.Томск не оборудованы системами видеонаблюдения.
Представитель ответчика администрации г.Томска в судебное заседание не явился, несмотря на должное извещение о времени и месте судебного разбирательства, о причинах неявки суд не известил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
На основании ч.4 ст.167 ГПК РФ, суд определил дело рассмотреть в отсутствие представителя ответчика.
Определением судьи Кировского районного суда г.Томска от 26.04.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечен Департамент финансов администрации г.Томска.
Представитель третьего лица Департамента финансов администрации г.Томска в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, в котором указано, что в целях решения вопросов, связанных с обеспечением безопасности граждан, находящихся на территории г.Томска, администрацией г.Томска принята муниципальная программа «Безопасный город» на 2015-2020 годы, утвержденная постановлением администрации Города Томска от 19.09.2014 № 942.
В приложении № 4 к названной муниципальной программе (подпрограмма «Безопасное детство в безопасном городе» на 2015 -2020 годы) определено финансовое обеспечение для составления местного бюджета по решению вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий жизнедеятельности детей на территории муниципального образования «Город Томск». Данная подпрограмма в соответствии с требованиями действующего законодательства, включая требования эффективности использования бюджетных средств, предусматривает комплексные мероприятия на территории муниципального образования «Город Томск» по созданию технических условий безопасности жизнедеятельности детей, исходя из анализа текущей ситуации. В соответствии с данной подпрограммой во всех муниципальных образовательных учреждениях г.Томска, которые не соответствуют требованиям безопасности, предполагается капитальный ремонт, монтаж и установка ограждений, установка систем видеонаблюдения, оснащение тревожными кнопками.
Установка системы видеонаблюдения в МАДОУ ЦРБ детский сад № 85 г.Томска предусмотрена в 2017 году, как следует из строки 1.1.7 таблицы 2 «Перечень мероприятий и ресурсное обеспечение подпрограммы «Безопасное детство в Безопасном Городе» на 2015 -2020 годы».
В соответствии с приложением 4.1 к решению Думы Города Томска от 08.12.2015 № 76 «О бюджете муниципального образования «Город Томск» на 2016 год и плановый период 2017 -2018 годов» в ведомственной структуре расходов на плановый период 2017 года на реализацию подпрограммы Безопасное детство в Безопасном городе на создание технических условий безопасности предусмотрено /________/ руб.
Администрация Города Томска при осуществлении своих полномочий по решению задачи, направленной на установку видеонаблюдения в МАДОУ ЦРБ детский сад № 85 г.Томска, свои обязанности выполнила – в рамках бюджетного процесса принята муниципальная программа, на основании которой составлен и принят бюджет муниципального образования «Город Томск», предусматривающий в 2017 году ассигнования на установку видеонаблюдения.
При указанных обстоятельствах, с учетом требований законодательства, регулирующего бюджетный процесс, права, свободы и законные интересы граждан, неопределенного круга лиц администрацией г.Томска не нарушены.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства по делу в их совокупности, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Аналогичное положение содержит пункт 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ», согласно которому прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Генеральной ассамблеей ООН 20.11.1989 одобрена Конвенция о правах ребенка, ратифицированная Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 № 1551-I.
Согласно ч.3 ст.3 Конвенции о правах ребенка, государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В соответствии со ст.ст. 2, 20, 38, 41 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод – обязанностью государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.
В силу п. 4, 5 ст.2 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности», основными принципами обеспечения безопасности являются: приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
Согласно ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в качестве основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации названы, в том числе, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
На основании п.п.2, 15 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон /________/), к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Как следует из п.2 ч.6, ч.7 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, при этом образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п.8 ч.1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ).
Пунктом 6.48 Свода правил 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», утвержденного Приказом Минрегиона от 29.12.2011 № 635/10, предусмотрено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Согласно приложению «В» к Своду правил 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» требования об установке указанных систем распространяются, в том числе, на дошкольные образовательные организации.
В силу п.1 ч.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Судом установлено, что в двух корпусах муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка детский сад № 85 г.Томска, расположенных по адресам: /________/, /________/, и /________/.Томск отсутствуют системы видеонаблюдения, что подтверждается ответом МАДОУ № 85 на требование от 09.02.2016 № 04 и не отрицалось представителем ответчика в судебном заседании.
Согласно п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п.3 ст.5 ФЗ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:
а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального образования относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального образования.
Согласно п.3 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Нас основании п.42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Исходя из системного толкования норм указанных актов, суд приходит к выводу, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности являются обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, обязанных финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму, одним из которых является установка систем видеонаблюдения, каналов передачи тревожных сообщений и ограждений территории образовательных учреждений.
Из Устава МАДОУ № 85 (п.1.7., 1.8.), утвержденного Департаментом образования администрации г.Томска, судом установлено, что учредителем и собственником имущества учреждения является МО «Город Томск» в лице администрации Города Томска, от имени учредителя в отношениях с учреждением функции и полномочия осуществляет департамент образования администрации г.Томска. Полномочия собственника имущества, принадлежащего учреждению на праве оперативного управления, в том числе особо ценного, осуществляет департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска.
Как следует из п.п.8.1, 8.8 Устава, имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Источником финансового обеспечения учреждения, в том числе, являются субсидии, предоставляемые из бюджета МО «Город Томск». Таким образом, осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие системы видеонаблюдения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создать опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушить их права и законные интересы.
В соответствии с ч.3 ст.9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя).
В соответствии с п.п.1.7, 1.8 Устава МАДОУ №85, учредителем (собственником) имущества учреждения является МО «Город Томск» в лице администрации Города Томска, от имени учредителя в отношениях с Учреждением функции и полномочия осуществляет департамент образования администрации Города Томска. Полномочия собственника имущества, принадлежащего Учреждению на праве оперативного управления, в том числе, особо ценного, осуществляет департамент управления муниципальной собственностью администрации Города Томска.
Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу п.3 ч.1 ст.17 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
На основании пп.5 п.1 ст.9 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В п.3 ст.123.1 ГК РФ закреплено, что учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123 23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
В силу п.6 ст.123.22 ГК РФ автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.
По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.
Таким образом, по смыслу приведенных норм, собственник имущества автономного учреждения несет субсидиарную ответственность не по всем обязательствам данного учреждения при недостаточности имущества последнего, а только в случае причинения вреда гражданам.
Однако, это не свидетельствует о том, что администрация г.Томска, как собственник имущества автономного учреждения МАДОУ № 85, не должна нести обязанности по финансированию технической оснащенности МАДОУ № 85 системой видеонаблюдения в силу следующего.
Согласно ч.1 ст.154 Бюджетного кодекса РФ исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Город Томск» является администрация г. Томска (ст. 25 Устава г.Томска)
В соответствии со ст.1.13 Устава города Томска, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения.
На основании абз.36 ст.6 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу положений ст.158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.
Исходя из анализа вышеуказанных положений закона, администрация г.Томска, как главный распорядитель средств бюджета муниципального образования, самостоятельно осуществляет финансирование получателей бюджетных средств и распределение бюджетных ассигнований.
В соответствии с п.7 ст.2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174 – ФЗ «Об автономных учреждениях», автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных в части 1 настоящей статьи.
Согласно п. 2, 3 ст. 4 ФЗ от 03.11.2006 № 174 –ФЗ, государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, осуществляется за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с абз.33 ст.6 Бюджетного кодекса РФ, государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
В силу ч.1 ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ, в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели. Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.
В настоящее время Постановлением администрации г.Томска от 19.09.2014 № 942 утверждена муниципальная программа «Безопасный город» на 2015-2020 годы», которая опубликована в Сборнике официальных материалов муниципального образования «Город Томск».
Согласно таблице №2 – перечень мероприятий и ресурсное обеспечение подпрограммы «Безопасное детство в Безопасном Городе» на 2015 – 2020 год. (п.1.1.7) установка системы видеонаблюдения в МА ДОУ ЦРБ детский сад №85 г.Томска предусмотрена в 2017 году.
Вместе с тем, при указанных обстоятельствах, с учетом того, что полномочия по обеспечению МАДОУ ЦРБ детский сад № 85 технической оснащенностью системой видеонаблюдения, в силу положений ст.210 ГК РФ, лежат на администрации г.Томска, судом установлена объективная безотлагательная необходимость проведения технических работ по установке системы видеонаблюдения корпусов указанного учреждения, расположенных по адресам: /________/, /________/ г.Томск, так как с момента утверждения муниципальной программы такие работы произведены не были, финансирование на их проведение учредителем МАДОУ не выделено, указанное учреждение включено в перечень объектов, где подлежит установке система видеонаблюдения.
Осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие системы видеонаблюдения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.
Суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора о возложении на администрацию г.Томска обязанности выделить МАДОУ Центр развития ребенка детский сад № 85 г.Томска в необходимом объеме денежные средства в целях оборудования корпусов указанного учреждения, расположенных по адресам: /________/, /________/ системами видеонаблюдения.
Доводы представителя третьего лица о принятии муниципальной программы, составлении и принятии бюджета муниципального образования «Город Томск», предусматривающей в 2017 году ассигнования на установку видеонаблюдения, не исключают обязанность образовательного учреждения оборудовать корпуса системой видеонаблюдения и не могут заменить собой исполнение этой нормативно установленной обязанности.
Согласно ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанностей в натуре.
Поскольку ответчиком МАДОУ № 85 нарушается обязанность, возникшая по основаниям, установленным законом, в соответствии с положениями ст.11 ГК РФ неисполнение требований закона, нарушающее права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, является основанием для их защиты в судебном порядке, присуждением к исполнению установленной законом обязанности.
Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ, в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом характера и объема мероприятий, необходимых для выполнения требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности МАДОУ /________/, а также степени опасности изложенных нарушений, суд соглашается со сроками, указанными истцом.
С учетом изложенного, суд полагает разумным и достаточным для исполнения решения суда в части исполнения соответствующих обязанностей установить срок для администрации г.Томска – до 01.09.2016, для МАДОУ № 85 - до 01.12.2016.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, с ответчиков в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере /________/., по /________/. с каждого.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора Кировского района г.Томска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению Центр развития ребенка детского сада №85 г.Томска, администрации города Томска о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать администрацию г.Томска выделить в необходимом объеме денежные средства муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению Центр развития ребенка детский сад №85 г.Томска в целях оборудования корпусов указанного учреждения, расположенных по адресам: /________/, /________/ г.Томск системами видеонаблюдения до 01 сентября 2016 года.
Обязать муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детского сада № 85 г.Томска оборудовать корпуса указанного учреждения, расположенные по адресам: /________/, /________/ г.Томска системами видеонаблюдения до 01 декабря 2016 года.
Взыскать с муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка детского сада № 85 г.Томска, администрации города Томска в доход местного бюджета государственную пошлину в размере /________/ руб., по /________/ руб. с каждого.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: /________/
/________/
/________/