31RS0016-01-2021-012155-18 Дело №2-1115/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июня 2022 года г. Старый Оскол
Старооскольский городской суд Белгородской области в составе:председательствующего судьи Темниковой А.А.,
при секретаре судебного заседания Апенченко В.А.,
с участием представителей истца: адвокатов Гладких Т.А. (ордер № 0129360 от 23.12.2021, доверенность от 11.10.2021), ФИО1 (ордер № 012874 от 07.06.2022), представителя ответчика ОПФР по Белгородской области – ФИО2 (доверенность № 1 от 01.10.2021),
в отсутствие надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного разбирательства истца ФИО3, представителей ответчиков ООО ФСК «Мостоотряд-47», ООО «Трансстрой-1», представителя третьего лица – Главного Управления отделения Пенсионного фонда по г. Москве и Московской области,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Белгородской области, Обществу с ограниченной ответственностью ФСК «Мостотряд-47», обществу с ограниченной ответственностью «Трансстрой-1» о признании незаконным решения об отказе в установлении страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости и обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости, возложении обязанности предоставить корректирующие формы сведений индивидуального (персонифицированного) учета, возложении обязанности произвести начисление и уплату страховых взносов,
УСТАНОВИЛ:
Решением УПФР в г. Старом Осколе Белгородской области (межрайонное) № 210000358384/46132/21 от 09.09.2021 ФИО3 отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», на основании того, что его специальный стаж по Списку №2 составляет – 3 года 6 месяцев 18 дней, что не дает ему право на досрочную страховую пенсию по старости.
Не согласившись с указанным решением, ФИО3 обратился в Старооскольский городской суд с иском, в котором с учетом увеличения исковых требований просит суд признать вышеуказанное решение незаконным и необоснованным.
Включить в стаж на соответствующих видах работ по пункту 2290000а-13590 раздела XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка №2, производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 период его работы в ООО ФСК «Мостоотряд-47» с 08.06.2011 по 28.10.2019 по профессии машинист буровой установки с полным рабочим днем в режиме полной рабочей недели, за исключением периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 10.10.2016 по 15.10.2016; период его работы в ООО «Трансстрой-1» с 29.10.2019 по 29.02.2020 по профессии машинист буровой установки с полным рабочим днем в режиме полной рабочей недели.
Обязать Отделение Пенсионного фонда России по Белгородской области назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права, то есть с 01.04.2021.
Обязать ООО ФСК «Мостоотряд-47», ООО «Трансстрой-1» предоставить в ГУ ОПФР по г. Москве и Московской области Управления пенсионного фонда корректирующие формы сведений индивидуального (персонифицированного) учета ФИО3 машиниста буровой установки о страховом стаже, подлежащем включению в специальный льготный стаж за спорные периоды работы в соответствии с кодом 2290000а-13590 раздела XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка №2, производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10.
Обязать ООО ФСК «Мостоотряд-47», ООО «Трансстрой-1» произвести начисление и уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу за спорные периоды, в размерах предусмотренных действующим законодательством.
В судебном заседании представители истца Гладких Т.А., ФИО1 поддержали исковые требования с учетом их увеличения, в полном объеме.
Представитель ответчика ОПФР по Белгородской области ФИО2, исковые требования, заявленные к ОПФР по Белгородской области не признала, в остальной части заявленных требований полагалась на усмотрение суда.
Истец ФИО3, уведомленный о дате и времени судебного заседания, не явился, направил в суд своих представителей.
Представители ответчиков ООО ФСК «Мостоотряд-47», ООО «Трансстрой-1», извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание не явились, направили письменные возражения по делу, в которых исковые требования не признали.
Представитель 3-го лица - Главного Управления отделения Пенсионного фонда по г. Москве и Московской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание не явился.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд признает исковые требования ФИО3 обоснованными и подлежащими удовлетворению в части.
ФИО3 10.03.2021 обратился в УПФР в г. Старом Осколе Белгородской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» (в связи с работой по Списку № 2).
Решением УПФР № 210000358384/46132/21 от 09.09.2021 в установлении указанной пенсии ФИО3 отказано. Основанием вынесения указанного решения послужило отсутствие требуемого стажа работы по Списку №2 необходимой продолжительности для реализации права на пенсию. Ответчик пришел к выводу, что на дату обращения за назначением пенсии стаж работы по Списку №2, подтвержденный в установленном действующим пенсионным законодательством порядке, составил 3 года 6 месяцев 18 дней.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предоставлено при наличии соответствующей величины индивидуального пенсионного коэффициента мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства РФ от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 №1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992.
Согласно ч.3 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В силу п.3 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 №665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
На основании п.4 постановления Правительства РФ от 11.07.2002 №516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст.14 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Разделом XXVII Списка №2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10 «Строительство, реконструкция, технологическое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» с кодом позиции 2290000а-13590 предусмотрены «Машинисты буровых установок, в том числе занятые на бурении разведочно - эксплуатационных скважин на воду глубиной свыше 50 м и поднадзорных органам государственного надзора».
Постановлением Минтруда СССР от 16.04.1991 № 1 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков № 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10» право на льготное пенсионное обеспечение установлено бурильщикам механического вращательного бурения скважин, в том числе занятым на бурении разведочно-эксплуатационных скважин на воду глубиной свыше 50 м и поднадзорных органам Государственного надзора, а также машинистам буровых установок, в том числе занятым на бурении разведочно-эксплуатационных скважин на воду глубиной свыше 50 м и поднадзорных органам Государственного надзора.
Согласно записям в трудовой книжке, ФИО3 в период с 08.06.2011 по 28.10.2019 года работал машинистом буровой установки в ООО ФСК «Мостоотряд-47»; с 29.10.2019 принят в порядке перевода из ООО ФСК «Мостоотряд-47» машинистом буровой установки в ООО «Трансстрой-1», где, по состоянию на 14.02.2020, продолжает работать в той же должности.
Справкой №143 от 15.09.2020, выданной ООО ФСК «Мостоотряд-47», подтверждается работа ФИО3 в ООО ФСК «Мостоотряд-47» в должности машиниста буровой установки с 19.06.2008 по 28.10.2019.
Сведения индивидуального (персонифицированного) учета, с указанием соответствующего кода льготы, подтверждающего факт работы по Списку № 2 в отношении периодов работы истца с 08.06.2011 по 31.12.2015, с 03.01.2016 по 09.10.2016, с 16.10.2016 по 28.10.2019, с 29.10.2019 по 31.12.2019, с 09.01.2020 по 29.02.2020 в территориальные органы ПФР не представлялись. За период с 01.01.2016 по 02.01.2016 сведения индивидуального (персонифицированного) учета в подтверждение страхового стажа истца работодателем не представлялись. Период с 10.10.2016 по 15.10.2016 отражен как отпуск без сохранения заработной платы.
На основании запроса № 261497/20 от 17.09.2020 ГУ-УПФР в г. Старый Оскол и Старооскольском районе, главным специалистом-экспертом отдела по формированию пенсионных прав отдельных категорий застрахованных лиц управления НПП, ЕДВ и других социальных выплат ГУ-Главного управления ПФР №4 по г. Москве и Московской области, проведена документальная (выездная) проверка сведений о работе ФИО3 в ООО ФСК «Мостоотряд-47», по результатам которой (не оспоренной ответчиком) представленные документы (устав, сведения из ЕГРЮЛ, свидетельство о допуске к определенным видам работ, сертификат соответствия, положение о строительном участке, положение о вахтовом методе, штатные расписания, должностная инструкция, карточка учета вводного инструктажа по охране труда, приказ «о закреплении водителей и механизаторов за автомобильной и строительной техникой», паспорт на буровую установку LRB255, журналы бурения скважин, приказ (аттестация рабочих мест), личная карточка Т-2, приказы по личному составу, табель и расчетные ведомости по з/п) подтверждают характер работы и условия труда ФИО3 в должности машиниста буровой установки с 08.06.2011 по 28.10.2019, с полной занятостью, в соответствии требованиями Списка №2 (раздела XXVII, поз. 2290000а-13590 – машиниста буровых установок), утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10 и пункта 2, части 1 статьи 30 ФЗ РФ от 28.12.2013 года №400- ФЗ «О страховых пенсиях», за исключением периода отпуска без сохранения заработной платы.
Приказом №53/сгм от 08.06.2011 ФИО3 (машинист буровой установки) закреплен за буровой установкой LRB 255. С 10.10.2016 по 15.10.2016, работая в ООО ФСК «Мостоотряд-47», ФИО3 находился в отпуске без сохранения заработной платы, о чем сам указывает в своем исковом заявлении, а также установлено в результате документальной (выездной) проверки сведений о работе ФИО3 (акт № 1041/п от 04.12.2020).
Должностной инструкцией машиниста буровой установки, утвержденной 12.01.2010 генеральным директором ООО ФСК «Мостоотряд-47», определены функциональные обязанности, которые соответствуют характеристике работ машиниста буровой установки в соответствии с параграфом 37 ЕТКС выпуск 4, раздел «Строительство метрополитенов, тоннелей и подземных сооружений специализированного назначения».
А именно: машинист буровой установки осуществляет бурение буровыми комплексами, штангами скважин самоходными станками вращательного бурения с мощностью двигателей 150 кВт и более с выемкой (выбуриванием) грунтов шнеко-буровыми машинами и станками. Машинист буровой установки выполняет: управление буровыми станками при бурении и расширении скважин; монтаж, демонтаж, перемещение, подготовка к работе, установка и регулирование бурового оборудования, планировка и расчистка площадки для его установки; разметка скважин согласно паспорту на буровые работы; управление процессом бурения в зависимости от геологических условий, возникновения осложнений, состояния бурового оборудования и инструмента; крепление скважин обсадными трубами, выполнение других работ, предусмотренных технологическим регламентом и режимно-технологической документацией; спускоподъемные работы, наращивание штанг, извлечение труб; выбор осевого усилия, частоты вращения инструмента, режимов бурения; наблюдение за показаниями контрольно-измерительных приборов; регулирование параметров процесса бурения для получения оптимальных скоростей проходки; выполнение работ по предупреждению и ликвидации кривизны, аварий и осложнении в скважинах; подбор буров и буровых коронок, смена их в процессе бурения; чистка скважин; обслуживание компрессоров, установленных на буровом оборудовании и другого вспомогательного оборудования; выявление и устранение неисправностей в работе обслуживаемого оборудования, участие в их ремонте; рекультивация земель по окончанию буровых работ; стропальные и погрузочно-разгрузочные работы на буровой; ведение первичной технической документации; работы по приемке и сдаче смены, уборке рабочего места, приспособлений, инструментов, а также по содержанию их в надлежащем состоянии, ведению установленной технической документации.
Из лицевых счетов, табелей учета рабочего времени, представленных ООО ФСК «Мостоотряд-47» следует, что ФИО3 работал в спорный период машинистом буровой установки.
С 10.10.2016 по 15.10.2016 находился в отпуске без сохранения заработной платы.
Период с 01.01.2016 по 02.01.2016 не отражен, как рабочий в табеле учета рабочего времени.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ФИО3 работал машинистом буровой установки в ООО ФСК «Мостоотряд-47» с полным рабочим днем в режиме полной рабочей недели, за исключением периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 10.10.2016 по 15.10.2016 и периода с 01.01.2016 по 02.01.2016.
В соответствии с ч.6 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015, (в редакции, действующей на момент рассмотрения спора) периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 названной статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации по дополнительным тарифам). При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Аналогичная норма Федерального закона № 400-ФЗ действовала до 01.01.2017, при этом начисление и уплата страхователем страховых взносов должны были производиться по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
В спорный период работы истца в ООО ФСК «Мостоотряд-47» действовал также Федеральный закон № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который предусматривал аналогичные условия включения периодов работы, предусмотренных подпунктами 1 - 18 пункта 1 статьи 27 названного закона, имевших место после 1 января 2013 года (п. 3 ст.27 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ).
Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч.2 ст.3 Федерального закона № 426-ФЗ).
В соответствии с ч.4 ст. 27 названного закона в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ) предусмотрено что, положения пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции данного Федерального закона) до установления на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О специальной оценке условий труда», не препятствуют включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах на указанных работах (в том числе на рабочих местах, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда», признаны оптимальными или допустимыми) при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ч.4 ст.15 Федерального закона № 421-ФЗ).
Результаты проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда», аттестации рабочих мест по условиям труда, действительные до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 года включительно, применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных пунктом 2.1 статьи 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) и пунктом 3 статьи 428 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда», признаны вредными и (или) опасными (ч.4 ст.15 Федерального закона № 421-ФЗ).
Аналогичная норма Федерального закона № 421-ФЗ действовала до 01.01.2017, при этом начисление и уплата страхователем страховых взносов должны были производиться по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Таким образом, в соответствии со ст. ст. 12, 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» с 1 января 2014 введена специальная оценка условий труда с упразднением аттестации рабочих мест по условиям труда.
Принимая во внимание положения ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 421-ФЗ, в случае если у страхователя имеются актуальные результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, по которым условия труда на рабочих местах работников, занятых в видах работ, указанных в пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ, признаны вредными и (или) опасными, то данный плательщик обязан уплачивать дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в отношении выплат таким работникам в соответствии с ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ.
Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в случае, если до дня вступления в силу Федерального закона № 426-ФЗ в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 426-ФЗ. При этом для целей, определенных ст. 7 Федерального закона № 426-ФЗ, в частности для установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона № 426-ФЗ порядком.
На основании вышеприведенного положения ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 421-ФЗ, если работник занят на видах работ, указанных в пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ, и при этом условия труда на его рабочем месте по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда признаны оптимальными или допустимыми, либо результаты аттестации его рабочего места отсутствуют, страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, следует начислять по дополнительным тарифам, предусмотренным соответственно ч. 1 или 2 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ.
В ходе судебного разбирательства нашло подтверждение факта работы истца машинистом буровой установки в ООО ФСК «Мостоотряд-47» с 08.06.2011 по 28.10.2019 с полным рабочим днем в режиме полной рабочей недели, за исключением периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 10.10.2016 по 15.10.2016 и периода с 01.01.2016 по 02.01.2016, то есть подтверждена занятость истца на работах, предусмотренных п.2 ч.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ (п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ).
Учитывая данное подтверждение, а также то обстоятельство, что по результатам специальной оценки условий труда машиниста буровой установки, отраженной в карте СОУТ № 349 от 12.04.2016, указан итоговый класс (подкласс) условий труда 3.2 (вредные условия труда 2 степени), работодатель обязан был предоставлять в территориальный орган ПФР по месту своей регистрации сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении истца с указанием соответствующего кода льготы - работа по Списку 2, а также производить уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам, установленным Федеральным законом № 212-ФЗ, впоследствии Налоговым кодексом РФ.
При этом в силу приведенных положений нормативных актов не может являться основанием для не представления указанных сведений и неуплаты страховых взносов по дополнительным тарифам то обстоятельство, что в карте аттестации рабочего места по условиям труда машиниста буровой установки № 67 от 05.09.2011 условия труда признаны оптимальными, а также то обстоятельство, что в карте СОУТ № 349 от 12.04.2016 в строке 040 отражена информация «основание для досрочного назначения трудовой пенсии по старости отсутствует», поскольку оснований для внесения такой записи не имеется.
Кроме того, в акте № 1041/п от 04.12.2020 по результатам документальной (выездной) проверки сведений о работе истца в ООО ФСК «Мостоотряд-47», отражены выводы территориального органа ПФР, в соответствии с которым ООО ФСК «Мостоотряд -47» рекомендовалось произвести начисление и уплату страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении истца за 2013-2019 годы, а также предоставить корректирующие формы сведений индивидуального (персонифицированного) учета за период с 08.06.2011 по 27.12.2019 с учетом льготы 27-2 2290000а-13590.
До настоящего времени указанные действия ООО ФСК «Мостоотряд-47» не совершены.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ).
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Непредставление ООО ФСК «Мостоотряд-47» сведений индивидуального (персонифицированного) учета с указанием кода льготы по Списку № 2 в отношении истца за период работы с 08.06.2011 по 28.10.2019, за исключением периода с 10.10.2016 по 15.10.2016 и с 01.01.2016 по 02.01.2016, неуплата страховых взносов по дополнительному тарифу после 01.01.2013 повлекло за собой нарушение пенсионных прав истца, выразившееся в не включении указанного периода в стаж на соответствующих видах работ.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца к ООО ФСК "Мостоотряд-47".
К аналогичным выводам суд приходит и в отношении периода работы истца в ООО «Транстрой-1».
Из справки № 140 от 15.09.2020 уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для досрочного назначения страховой пенсии по старости, и подтверждающей постоянную занятость на соответствующих видах работ на ФИО3, выданной ООО «Трансстрой-1», следует, что ФИО3 работает в ООО «Трансстрой-1» в течении полного рабочего дня с 29.10.2019 по настоящее время. За периоды работы с 29.10.2019 года по настоящее время производилась уплата (начисление) дополнительного тарифа страховых взносов в размере 4 % в Пенсионный Фонд РФ.
Актом №1049/п от 08.12.2020 по результатам документальной (выездной) проверки сведений о работе истца в ООО «Трансстрой-1» установлено, что представленные документы (устав, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, договор строительного подряда за 2019-2020 с актами выполненных работ, положение о строительном участке, положение о вахтовом методе, штатные расписания, должностная инструкция, журнал регистрации, приказ о закрепление водителей и механизаторов за автомобильной и строительной техникой, паспорт на трамбовщик и буровую установку LRB 255, журналы бурения скважин, личная карточка Т-2, табель и расчетные ведомости по заработной плате) подтверждают характер работы и условия труда ФИО3 в должности машиниста буровой установки с 29.10.2019 по настоящее время, с полной занятостью, в соответствии требованиям Списка №2 (раздела XXVII, поз. 2290000а-13590 – машиниста буровых установок), утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10 и пункта 2, части 1 статьи 30 ФЗ РФ от 28.12.2013 года №400- ФЗ «О страховых пенсиях».
В указанном акте организации даны соответствующие рекомендации. Данный акт не был оспорен ООО «Трансстрой-1», однако рекомендации не выполнены.
Из расчетных листков ООО «Трансстрой-1» следует, что в период с 29.10.2019 по 29.02.2020 организация выплачивала ФИО3 компенсацию за вредные условия труда.
Лицевыми счетами и табелями учета рабочего времени также подтверждается, что ФИО3 работал машинистом буровой установки, за весь трудовой спорный период в отпуске без сохранения заработной платы не находился.
Вместе с тем, отсутствует подтверждение факта его работы за период с 01.01.2020 по 08.01.2020.
Таким образом, представленные документы, по мнению суда, подтверждают льготный характер работы истца в спорные периоды по Списку №2 в ООО «Трансстрой-1» с 29.10.2019 по 29.02.2020, за исключением периода с 01.01.2020 по 08.01.2020.
Предоставление ответчиками ООО ФСК «Мостоотряд-47» и ООО «Трансстрой-1» корректирующих форм сведений индивидуального (персонифицированного) учета на истца за спорные периоды в ГУ-ОПФР по г. Москве и Московской области послужит основанием для включения спорных периодов в льготный стаж его деятельности.
В связи с чем, требования ФИО3 в указанной части подлежат удовлетворению.
Требования истца о признании решения УПФР от 09.09.2021 и обязании ОПФР по Белгородской области назначить ФИО3 досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права, то есть с 01.04.2021 удовлетворению не подлежат по следующим мотивам.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 № 884н утверждены правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях», "О накопительной пенсии» и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», действовавшие до 01.01.2022.
В соответствии с указанными Правилами территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации наделен определенными полномочиями и правами, в том числе проверять документы (сведения), необходимые для установления пенсии, обоснованность их выдачи, документы о работе, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии, записи в трудовых книжках, содержащие сведения о работе, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, льготные справки, оформленные на территориях государств — участников международных соглашений, построенных по принципу территориальности, должны быть проверены на достоверность сведений, указанных в них, для решения вопроса о возможности назначения досрочной страховой пенсии.
Пунктом 23 Правил определено, что решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Аналогичные нормы предусмотрены Правилами, утвержденными Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.08.2021 № 546н.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Учитывая, что работодателями не предоставлялись сведения индивидуального (персонифицированного) учета, с указанием соответствующего кода льгот, подтверждающего факт работы по Списку №2 в отношении спорных периодов работы истца, у территориального органа ПФР отсутствовали законные основания для включения спорных периодов в специальный стаж работы по Списку №2. В связи с чем, решение от 09.09.2021 является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск ФИО3 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Белгородской области, Обществу с ограниченной ответственностью ФСК «Мостотряд-47», обществу с ограниченной ответственностью «Трансстрой-1» о признании незаконным решения об отказе в установлении страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости и обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости, возложении обязанности предоставить корректирующие формы сведений индивидуального (персонифицированного) учета, возложении обязанности произвести начисление и уплату страховых взносов, - удовлетворить в части.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью ФСК «Мостоотряд-47» (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 20.12.2002, ИНН: <***>, КПП: 775101001) предоставить в ГУ ОПФР по г. Москве и Московской области корректирующие формы сведений индивидуального (персонифицированного) учета на ФИО3 машиниста буровой установки о страховом стаже, подлежащем включению в специальный льготный стаж за период работы с 08.06.2011 года по 28.10.2019 года, за исключением периодов с 10.10.2016 года по 15.10.2016 год и периода с 01.01.2016 по 02.01.2016, в соответствии с кодом 2290000а-13590 раздела XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка №2, производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Трансстрой-1» (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 15.04.2008, ИНН: <***>, КПП: 775101001) предоставить в ГУ ОПФР по г. Москве и Московской области корректирующие формы сведений индивидуального (персонифицированного) учета на ФИО3 машиниста буровой установки о страховом стаже, подлежащем включению в специальный льготный стаж за период работы с 29.10.2019 по 29.02.2020, за исключением периода с 01.01.2020 по 08.01.2020, в соответствии с кодом 2290000а-13590 раздела XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка №2, производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью ФСК «Мостоотряд-47» (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 20.12.2002, ИНН: <***>, КПП: 775101001) произвести начисление и уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу за ФИО3 за период с 01.01.2013 по 28.10.2019, за исключением периодов с 10.10.2016 по 15.10.2016 и с 01.01.2016 по 02.01.2016, в размерах, предусмотренных действующим законодательством.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Трансстрой-1» (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 15.04.2008, ИНН: <***>, КПП: 775101001) произвести начисление и уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу за ФИО3 за период с 29.10.2019 по 29.02.2020, за исключением периода с 01.01.2020 по 08.01.2020, в размерах, предусмотренных действующим законодательством.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Старооскольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.А. Темникова
Решение в окончательной форме принято 20 июня 2022.
Не определен29.06.2022