ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1116 от 23.01.2012 Октябрьского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

                                                                                    Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №2-1116/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 января 2012 года гор.Уфа

Октябрьский районный суд гор.Уфы в составе:

судьи Динекеевой Э.Р.

при секретаре Турумтаевой Р.В.

с участием прокурора Шаймарданова А.З.,заявителя ФИО1., представителя заявителя ФИО2, допущенного к участию в деле в качестве представителя по устному ходатайству заявителя, представителя заинтересованного лица - Избирательной комиссии городского округа город Уфа ФИО3, действующего на основании удостоверения №10 от 01.12.2011 года; представителя Избирательной комиссии городского округа город Уфа ФИО4, действующей на основании доверенности от 16.01.2011 года №б/н;

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным действия (бездействия) Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан

УСТАНОВИЛ:

Заявитель ФИО5 обратилась в суд с заявлением признании незаконным действия (бездействия) Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан. В обоснование заявления указала следующее:

Согласно п.1 ст.24 Кодекса Республики Башкортостан «О выборах» - окружные избирательные комиссии формируются по выборам органов государственной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам не ранее дня опубликования схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов и не позднее чем за 75 дней до дня голосования. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии решениями соответственно Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан, избирательной комиссии муниципального образования.

В соответствии с п.2 ст.36 Кодекса РБ «О выборах» - решения избирательных комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в объеме и сроки, которые установлены настоящим Кодексом. Решения избирательных комиссий, подлежащие опубликованию, публикуются (доводятся до сведения избирателей) в течение 5 дней со дня их принятия, за исключением тех из них, для которых Федеральным законом, настоящим Кодексом установлен иной порядок опубликования.

Полагает, что из смысла указанных норм следует, что окружные избирательные комиссии должны быть сформированы не позднее ДД.ММ.ГГГГ и решение об их сформировании должно быть опубликовано в муниципальных периодических печатных изданиях в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

На день обращения с заявлением в суд окружные избирательные комиссии не сформированы, решение Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан об их сформировании не опубликовано, чем нарушены избирательные права кандидата в депутаты Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан ФИО1

В связи с чем просит суд : признать незаконным действие (бездействие) Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выразившееся в не сформировании окружных избирательных комиссий в порядке ст. 24 Кодекса РБ «О выборах» до ДД.ММ.ГГГГ. Признать незаконным действие (бездействие) Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выразившееся в не опубликовании решения о сформировании окружных избирательных комиссий в муниципальных периодических изданиях в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст.36 Кодекса РБ «О выборах». Обязать Избирательную комиссию городского округа город Уфа Республики Башкортостан опубликовать решение о сформировании окружных избирательных комиссий в муниципальных периодических печатных изданиях в соответствии со ст.36 Кодекса РБ «О выборах».

В судебном заседании заявитель ФИО1 и представитель Заявителя ФИО2, допущенный к участию в деле в качестве представителя на основании устного ходатайства заявителя, настаивали на удовлетворении заявления по основаниям, изложенным в заявлении. После объявленного в судебном заседании перерыва в судебное заседание заявитель и его представитель не явились, будучи надлежащим образом извещенными о дне и времени судебного заседания, что вызвало рассмотрение дела в их отсутствии на основании ст.260.1 ГПК РФ.

Представитель Заявителя в судебном заседании 20.01.2011 года также пояснил, что ФИО1 не было известно о сформировании окружной избирательной комиссии по избирательному округу №, в связи с чем она не знала, куда ей необходимо обратиться для представления соответствующих документов. Нарушены ее права как кандидата в депутаты Совета городского округа город Уфа РБ. Нарушен принцип гласности, поскольку решение о формировании окружных избирательных комиссий не опубликовано в установленные законом сроки. На день рассмотрения дела в суде ФИО1 не является зарегистрированным кандидатом.

Представители Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан ФИО6, действующий на основании удостоверения, и представитель ФИО4, действующая по доверенности, возражали относительно удовлетворения заявления ФИО1 и просили отказать в удовлетворении заявления в связи с необоснованностью. Предоставили суду письменный отзыв на заявление, приобщенный к материалам дела.

Из отзыва следует следующее:

Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан № «О назначении выборов депутатов Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан третьего созыва» от 14.12.2011 года, на 4 марта 2012 года назначены выборы депутатов Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Статьей 24 Устава городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №), полномочия по организации подготовки и проведения муниципальных выборов возложены на Избирательную комиссию городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Пунктом 9 ст.20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», частью 1 ст.24 Кодекса Республики Башкортостан о выборах, предусмотрена возможность возложения полномочий окружных избирательных комиссий на иные избирательные комиссии решениями соответственно Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан, избирательной комиссии муниципального образования.

Таким образом, руководствуясь вышеуказанными нормами, решением Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан №14 от 14.12.2011 года, полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан третьего созыва возложены на Избирательную комиссию городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Сказанное опровергает довод заявителя о не создании окружных избирательных комиссий по состоянию на дату подачи заявления ФИО1 в суд. Кроме того, в своем заявлении ФИО1 ссылается на то, что не создание окружной избирательной комиссии повлекло нарушение ее избирательных прав как кандидата в депутаты Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Заявителю было известно о создании окружной избирательной комиссии, поскольку, 20.12.2011 года заявителем представлено в Избирательную комиссию городского округа город Уфа Республики Башкортостан уведомление о согласии баллотироваться в кандидаты в депутаты Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан третьего созыва.

Таким образом, согласно п.2 и 3 ч.5 ст.24 Кодекса Республики Башкортостан о выборах, факт обращения заявителя в Избирательную комиссию городского округа город Уфа Республики Башкортостан свидетельствует о ее осведомленности о создании окружных избирательных комиссий.

Кроме того, по состоянию на дату рассмотрения заявления ФИО1 решение Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано в газете «Вечерняя Уфа» от ДД.ММ.ГГГГ № (11908), тем самым изложенные в заявлении факты не находят своего подтверждения.

Также представители ИК ГО г.Уфы суду пояснили, что решением избирательной комиссии ГО г.Уфа №р от ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу №. Нарушений избирательных прав Заявителя не имеется. Решение о возложении полномочий окружных избирательных комиссий от ДД.ММ.ГГГГ вывешивались на информационных стендах в помещении ИК ГО г.Уфа.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявления, суд приходит к выводу, что заявления удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии со ст.261 ГПК РФ - суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.

Решение суда, вступившее в законную силу, направляется руководителю соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, председателю избирательной комиссии, комиссии референдума, должностному лицу и подлежит реализации в указанные судом сроки по правилам, установленным частью второй статьи 206 настоящего Кодекса.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

В соответствии с п.1 ст.259 ГПК РФ - избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

В соответствии с п.6 ст.260 ГПК РФ - в период избирательной кампании, кампании референдума заявление, поступившее в суд до дня голосования, должно быть рассмотрено и разрешено в течение пяти дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в заявлении, требуют дополнительной проверки, заявление должно быть рассмотрено и разрешено не позднее чем через десять дней со дня его подачи.

Установлено судом, что Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан № «О назначении выборов депутатов Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан третьего созыва» от 14.12.2011 года, на 4 марта 2012 года назначены выборы депутатов Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Статьей 24 Устава городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №), полномочия по организации подготовки и проведения муниципальных выборов возложены на Избирательную комиссию городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Решением Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан ( далее по тексту ИК ГО г.Уфа) №14 от 14.12.2011 года, полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан третьего созыва возложены на Избирательную комиссию городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Указанное Решение ИК ГО г.Уфа №14 от 14.12.2011 года соответствует требованиям ч.1 ст.25 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» №67-ФЗ, ч.1 ст.24 Кодекса Республики Башкортостан «О выборах».

Доводы Заявителя и его представителя о том, что окружные избирательные комиссии должны быть сформированы в обязательной порядке в соответствии с действующим законодательством, являются необоснованными, поскольку Федеральным Законом №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» №67-ФЗ, а также Кодексом Республики Башкортостан «О выборах» предусмотрено два варианта избирательной процедуры: формирование окружных избирательных комиссий или возложение полномочий окружных избирательных комиссий на иные избирательные комиссии решениями соответственно Центральной избирательной комиссии РБ, избирательной комиссии муниципального образования.

Для целей обеспечения подготовки и проведения выборов в Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан был выбран второй из перечисленных выше вариантов, что соответствует требованиям ч.3 ст.18 Кодекса РБ «О выборах».

Согласно п.9 ст.20 ФЗ №67-ФЗ - совмещение комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов, референдумов различных уровней возможно по решению комиссии, организующей выборы, референдум на определенной территории, которое принято на основании обращения комиссии, организующей выборы, референдум на части этой территории. Совмещение комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов, референдумов одного и того же уровня производится по решению комиссии, организующей выборы, референдумы.

Таким образом, Решение Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ, являющейся избирательной комиссией, организующей выборы, не противоречит нормам федерального и республиканского законодательства о выборах и не нарушает прав и законных интересов заявителя. Указанное решение принято полномочным составом ИК ГО г.Уфа, что следует из протокола № заседания ИК ГО г.Уфа от ДД.ММ.ГГГГ, представленного в суде представителем ИК ГО г.Уфа для приобщения к материалам дела.

Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» - решения комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, референдума, публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей, участников референдума иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в объеме и в сроки, которые установлены законом.

Согласно п.2 ст.36 Кодекса РБ «О выборах» - решения комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, референдума, публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей, участников референдума иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в объеме и сроки, которые установлены законом. Решения избирательных комиссий, подлежащие опубликованию, публикуются (доводятся до сведения избирателей) в течение 5 дней со дня их принятия, за исключением тех из них, для которых Федеральным законом, настоящим Кодексом установлен иной порядок опубликования.

Из ст.24 Кодекса РБ «О выборах» не усматривается указания на обязательность опубликования решения избирательных комиссий о возложении полномочий окружных избирательных комиссий в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях.

Таким образом, доводы заявителя и его представителя о том, что решение Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ не опубликовано в установленный законом 5-тидневный срок ( до ДД.ММ.ГГГГ) в муниципальных периодических печатных изданиях - являются необоснованными. Более того, ДД.ММ.ГГГГ заявителем было представлено в ИК ГО г.Уфа уведомление о согласии баллотироваться в кандидаты в депутаты Совета ГО г.Уфа третьего созыва, что подтверждается представленной в суд копией расписки о принятии документов для выдвижения кандидата в депутаты Совета ГО г.Уфа РБ. Данное обстоятельство говорит о том, что заявителю было известно и о возложении полномочий окружных избирательных комиссий на ИК ГО г.Уфа. Таким образом, доводы представителя заявителя о том, что ФИО1 не было известно о том, куда, по какому адресу ей необходимо было представлять соответствующие документы, чем нарушены ее права, также являются необоснованными.

Как установлено в суде, вышеуказанное решение ИК ГО г.Уфа вывешивалось на информационном стенде в помещении ИК ГО г.Уфа, а также опубликовано в газете «Вечерняя Уфа» от 20.01.2012 года № 10 (11908). Таким образом, действия ИК ГО г.Уфа РБ соответствуют требованиям п.2 ст.30 ФЗ №67 и п.2 ст.36 Кодекса РБ «О выборах».

В силу ч. 2 ст. 261 ГПК РФ - суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

Как указывалось выше, действия Избирательной комиссии ГО г.Уфа являются законными, доказательств обратного судом не добыто, в связи с чем суд не находит оснований для признания незаконным действия (бездействия) Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Руководствуясь статьями 197-199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконным действия (бездействия) Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в течение 5 дней со дня принятия судом решения.

Судья: Э.Р.Динекеева