Дело № 2-1763/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Краснодар 29 января 2021 г.
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе
председательствующего Гордийчук Л.П. при секретаре Балачевцевой Е.А.,
с участием истца ФИО3,
представителя ответчика и третьего лица ФИО4,
действующего на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ№ и
от ДД.ММ.ГГГГ№,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО1, к администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным бездействия,
установил:
ФИО3, действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО1, обратилась в Первомайский районный суд г. Краснодара с исковым заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным бездействия.
В обоснование требований указано, что 20.08.2018 истец обратилась в департамент образования администрации муниципального образования город Краснодар в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по вопросу постановки на учет для получения места в детском муниципальном дошкольном образовательном учреждении. Согласно данным электронного учета, очередь ее ребенка на зачисление в ДОУ из списка №, №, № не подошла, направление в дошкольную образовательную организацию на полный день выдано не было. В целях реализации права на образование ребенка, истец обратилась в департамент образования администрации муниципального образования город Краснодар с письменным заявлением о предоставлении места в детском муниципальном дошкольном образовательном учреждении. Ответом департамент образования отказал в направлении в детские сады Прикубанского внутригородского округа муниципального образования г.Краснодар с формулировкой «мест нет». Начальник управления оценки качества образования (Рособрандзор) нарушения прав ребенка на дошкольное образование не увидела. Министр образования ФИО5 также отказала в определении ребенка в сад. Данное обстоятельство послужило основанием обращения в суд с настоящим исковым заявлением. На основании вышеизложенного, истец просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Краснодар в решении вопроса устройства ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в группе полного дня муниципального дошкольного образовательного учреждения на территории города Краснодара в 2019/2020 учебном году, обязать администрацию муниципального образования город Краснодар реализовать право несовершеннолетнего ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на бесплатное дошкольное образование, предусмотренное статьей 43 Конституции Российской Федерации, путём создания и предоставления в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу места в группе полного дня в муниципальном образовательном дошкольном учреждении из списка: ДОУ №, №, № на территории города Краснодара.
Истец ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объёме.
Представитель ответчика и представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, департамента образования администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности – ФИО4 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, просил в иске отказать. Мотивированную позицию изложил в письменных возражениях на исковое заявление.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры.
В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Положения ст. 43 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на дошкольное образование, находятся во взаимосвязи с положениями ст. 38 Конституции Российской Федерации, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Эти предписания, адресованные одновременно родителям и государству, предопределяют многоплановую роль публичной власти в этой сфере, исходя из того, что естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей.
Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное.
Закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей, в том числе, является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципе обеспечения права каждого человека на образование, недопустимости дискриминации в сфере образования.
Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность.
В силу ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
В силу ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.
При этом в силу ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.
Согласно Постановлению Конституционного суда РФ от 15.05.2006 №5-П, важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» перед Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации поставлена задача достижения к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.
Закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
В силу п.п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Аналогичное положение закреплено в ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании», вступившего в силу с 01.09.2013.
Следовательно, на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию сети дошкольных образовательных учреждений для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье.
Администрация муниципального образования город Краснодар является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования город Краснодар (ч. 1 ст. 38 Устава).
Администрация осуществляет следующие полномочия в сфере образования: организует предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создает условия для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; создает, реорганизует, ликвидирует муниципальные образовательные организации, осуществляет функции и полномочия учредителя муниципальных образовательных организаций; ведет учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепляет муниципальные образовательные организации за конкретными территориями муниципального образования город Краснодар (п.п. 1, 3.1, 4,6, ст. 77 Устава).
Департамент образования администрации муниципального образования город Краснодар является отраслевым органом администрации муниципального образования город Краснодар (п. 1 Положения департамента образования администрации муниципального образования город Краснодар, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 19.08.2010 №81, п.10).
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 22.06.2016 № 5-КГ16-73 юридически значимыми для дела обстоятельствами являются: достижение ребенком двухмесячного возраста; наличие права на преимущественное предоставление места в детском дошкольном учреждении; наличие (отсутствие) мест в детских дошкольных образовательных учреждениях, наличие (отсутствие) лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении; в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации по месту жительства ребенка факт обращения родителей (законных представителей) ребенка для решения вопроса об его устройстве в другую общеобразовательную организацию в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования; принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования мер по устройству ребенка в другую общеобразовательную организацию в целях обеспечения права ребенка на получение дошкольного образования.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет право получения дошкольного образования в образовательных организациях по достижении детьми возраста двух месяцев и определяет, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (ч. 1 и ч. 2 ст. 67).
В силу п. 6 Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.
Из анализа приведенных законоположений в их системном единстве следует, что закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, федеральный законодатель устанавливает обязанность, в том числе муниципальных образований, обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня, в избранных родителями вариативноорганизационных формах-режимах пребывания в образовательном учреждении.
При достижении несовершеннолетним соответствующего возраста и наличии заявления родителей, поданного в установленном порядке, ребенок должен быть обеспечен местом в детском дошкольном учреждении.
Следовательно, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Краснодара относится к компетенции администрации муниципального образования город Краснодар, которая является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения.
Указанные полномочия исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счет средств местного бюджета (ст.ст. 9, 15, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Из этого следует вывод о том, что орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, согласно свидетельству о рождении ребенка серия №, ФИО3 является матерью несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отец ребенка - ФИО2 (л.д. 22).
ФИО3 обратилась в администрацию муниципального образования город Краснодар с просьбой предоставить место в ДОУ её несовершеннолетнему сыну ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно ответу департамента образования администрации муниципального образования город Краснодар от 01.09.2020, решением комиссии по комплектованию дошкольных образовательных учреждений Западного и Прикубанского внутригородского округа города Краснодара (протокол № и протокол № ) ФИО1 отказано в предоставлении места в группе полного пребывания детских садов Западного и Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара по причине отсутствия свободных мест.
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990) предписывает уделять первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, устанавливает обязанность государств-участников обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимать все соответствующие законодательные и административные меры.
Заявления о предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении законным представителем ФИО1 - ФИО3 подано в установленном законом порядке, при подаче заявлений о предоставлении места ФИО1 в детском саду на полный день были соблюдены необходимые условия для получения такого места (наличие возраста ребенка - более двух месяцев, заявление законного представителя), однако до настоящего времени ФИО1 местом на полный день не обеспечен. Управлением по образованию и науке администрации города Краснодара отказано в предоставлении муниципальной услуги ввиду отсутствия свободных мест, возможных к предоставлению сына заявителя.
Не предоставление ФИО1 такого места свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком полномочий, возложенных на него законом, и о нарушении конституционного права ребенка на доступное, бесплатное дошкольное образование.
В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации по месту жительства ребенка разрешается вопрос об его устройстве в другую общеобразовательную организацию.
Учитывая, что важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, и, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их, обязанность по обеспечению несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, местом в ДОУ не исполнена, чем нарушено конституционное право ребенка на бесплатное дошкольное образование.
Доказательств, подтверждающих принятие органом администрации муниципального образования город Краснодар в порядке, установленном пунктом 4 статьи 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», исчерпывающих мер для решения вопроса об устройстве ребенка ФИО3, несовершеннолетнего ФИО1, в другую общеобразовательную организацию, расположенную не в районе места жительства ребенка материалы дела также не содержат.
Ссылка ответчика на предпринятые администрацией муниципального образования город Краснодар меры для обеспечения доступности дошкольного образования, на информирование законного представителя несовершеннолетнего о ходе оказания муниципальной услуги не освобождает ответчика от выполнения возложенных на него обязанностей по организации предоставления ребенку дошкольного образования.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу о признании незаконным действия комиссии по комплектованию дошкольных образовательных учреждений администрации муниципального образования город Краснодар в части не предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и возложении на ответчика обязанности реализовать право несовершеннолетнего ребёнка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на бесплатное дошкольное образование.
Учитывая, что исполнение данного решения суда сразу после вступления его в законную силу невозможно, суд полагает правильным установить срок для исполнения решения суда, администрации муниципального района город Краснодар в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Как указано в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Суд оценивает доказательства, согласно ст. 67 ГПК РФ, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление ФИО3, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО1, к администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным бездействия – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Краснодар в решении вопроса устройства ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в группе полного дня муниципального дошкольного образовательного учреждения на территории города Краснодара в 2019/2020 учебном году.
Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в группе полного дня в дошкольном образовательном учреждении из списка ДОУ №, №, № на территории города Краснодара в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В случае невозможности предоставления ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, места в группе полного дня в дошкольном образовательном учреждении из списка ДОУ №, №, №, обязать предоставить место в ДОУ, находящемся вблизи места жительства ребенка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Первомайский районный суд г. Краснодара.
Судья Первомайского
районного суда г. Краснодара Л.П. Гордийчук
Мотивированное решение изготовлено 30.01.2021.