ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1116/2013 от 25.11.2013 Чернушинского районного суда (Пермский край)

 Дело №2-1116/2013

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 г. Чернушка 25 ноября 2013 года

 Чернушинский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Паршаковой СЛ.

 с участием представителей ответчика ФИО3, ФИО4, при секретаре Деминой Ю.Д.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

 Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю к Некоммерческой организации Благотворительный фонд поддержки детей-инвалидов «Вместе» о ликвидации,

 УСТАНОВИЛ:

 Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю обратилось в суд с иском к Некоммерческой организации Благотворительный фонд поддержки детей-инвалидов «Вместе» о ликвидации. Иск мотивировало тем, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной налоговой службой по Пермскому краю некоммерческая организация Благотворительный фонд поддержки детей-инвалидов «Вместе» зарегистрирована в качестве юридического лица, основной государственный регистрационный номер №. Организация с ДД.ММ.ГГГГ не выполняет требования п.З ст.32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2006 года №212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», что свидетельствует об отсутствии деятельности организации. В частности, отсутствует информация о предоставлении отчетов за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ годы в автоматизированной информационной системе «Учет некоммерческих и религиозных организаций», отсутствуют в учетном деле организации документы, содержащие отчет о деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по формам ОН 0001 и ОН 0002, утвержденным Приказом Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ организации было вынесено предупреждение за нарушение указанных выше норм, конверт с предупреждением возвратился с отметкой «истек срок хранения». Неисполнение первоначального требования и неполучение последующей корреспонденции организацией по месту регистрации, а также отсутствие сведений о деятельности организации указывает на то, что организация является фактически недействующим юридическим лицом, что в свою очередь может привести к невозможности прохождения процедуры ликвидации в порядке, установленном ст.63 ГК РФ и невозможности исключения из Единого государственного реестра юридических лиц, как заключительного этапа ликвидации. Просит ликвидировать некоммреческую организацию Благотворительный фонд поддержки детей-инвалидов «Вместе» и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

 Истец Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю в суд не явилось, о времени и месте судебного разбирательства были надлежащим образом извещены, представили заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, на иске настаивали, доводы, изложенные в исковом заявлении поддержали в полном объеме, дополнительно указали, что ДД.ММ.ГГГГ ответчиком были представлены отчеты о продолжении своей деятельности за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы, однако, отчеты не соответствуют требованиям Приказа Министерства юстиции РФ от 17 марта 2011 года №81 «Об утверждении методических рекомендаций по заполнению и представлению в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы форм документов, содержащих отчеты о деятельности некоммерческих организаций», кроме того, организация не уведомила о смене адреса.

 Представитель ответчика Некоммерческая организация Благотворительный фонд поддержки детей-инвалидов «Вместе» ФИО3 в суде иск не признал, пояснил, что фонд является действующим, ими проводится работа с детьми инвалидами, заключены соответствующие договоры с организациями, в том числе и на ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ они отчитались в Пенсионный фонд, в фонд Социального страхования, в налоговый орган, задолженности по налогам, штрафам, взносам, у них нет, ДД.ММ.ГГГГ они сдали отчеты и в Управление Министерства юстиции по Пермскому краю, о том, что в их адрес направлялось предупреждение с просьбой устранить нарушения, они узнали из искового заявления, после чего сразу же приняли меры, предоставили отчеты. Адрес местонахождения организации не изменился, это адрес квартиры одного из учредителей, который о поступлении корреспонденции ему как директору фонда не сообщал.

 Учредитель ФИО4 в суде с иском не согласилась, доводы ФИО3 поддержала в полном объеме.

 Третье лицо Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю в суд не явилось, о времени и месте судебного разбирательства было надлежащим образом извещено, заявлений, ходатайств об отложении дела, доказательств уважительности причин неявки в суд не представило.

 Суд, заслушав представителей ответчика, рассмотрев представленные доказательства, находит иск необоснованным, не подлежащим удовлетворению.

 Согласно ч. 1,2 ст. 118 ГК РФ, фондом для целей настоящего Кодекса признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

 В силу ч.2 ст.119 ГК РФ, ч.1,2 ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован: если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом; в других случаях, предусмотренных законом.

 В соответствии с ч.2 ст.61 ГК РФ, юридическое лицо может быть ликвидировано: по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

 Согласно ч.З ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 В соответствии с Положением о Министерстве юстиции РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года №1313, Министерство юстиции РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере за контролю за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами и законодательству Российской Федерации.

 Согласно Постановлению Правительства РФ от 15 апреля 2006 года №212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

 Из обстоятельств, установленных по делу, следует, что Некоммерческая организация Благотворительный фонд поддержки детей-инвалидов «Вместе» зарегистрирована Управлением Федеральной налоговой службы России по Пермскому краю 13 марта 2009 года в Едином государственном реестре юридических лиц №. Согласно Уставу местонахождение фонда <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Управлением министерства юстиции РФ по Пермскому краю в адрес некоммерческой организации направлялось предупреждение, в котором указывалось на нарушение требований ст.32 Федерального закона РФ от 12 января 1996 года№7-ФЗ «О некоммерческих организациях», предупреждение ответчиком получено не было (л.д. 8-23).

 Отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, т.е. его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке" правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц (Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 года N 14-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина ФИО5, ЗАО "Медиа-Мост" и ЗАО "Московская Независимая Вещательная Корпорация»).

 Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм юридическое лицо, в том числе некоммерческую организацию, нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности. При этом характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.

 Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиями.

 Из материалов дела следует, что ответчик в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время предоставлял уполномоченным органам - в Пенсионный фонд Российской Федерации, в межрайонную инспекцию ФНС России №13 по Пермскому краю, в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю, в Фонд социального страхования, соответствующие отчеты, сведения и декларации, из ответов указанных органов следует, что задолженности по взносам, налогам, сборам у некоммерческой организации нет (л.д. 77-94,112-116).

 Обстоятельства, что в период с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени, фактически фонд свою деятельность осуществлял и осуществляет в соответствии с Уставом, ответчиком подтверждены представленными в суд договорами, из которых следует, что фондом заключены договоры с организациями на предоставление услуг с целью проведения реабилитационных мероприятий для детей с ограниченными возможностями (л.д. 121-127).

 Судом установлено, что фонд с момента создания не осуществлял деятельность, противоречащую его уставным целям, фактически не прекращал оказывать в соответствии с Уставом социальные услуги, не имеет задолженности по налоговым и обязательным платежам.

 При таких обстоятельствах суд считает, что достаточных оснований для ликвидации фонда нет. Само по себе неоднократное не предоставление организацией в Управление Министерства юстиции РФ по Пермскому краю предусмотренных ч.З ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» сведений не может являться достаточным основанием для ликвидации указанной организации, поскольку характер допущенных нарушений не является существенным и не повлек неустранимых последствий.Отказывая в удовлетворении иска, суд учитывает, что письменное предупреждение, направленное истцом, ответчиком получено не было, о наличии предупреждения ответчику стало известно лишь в ходе судебного разбирательства, после получения определения судьи о принятии искового заявления к производству, после чего ответчиком соответствующие отчеты в Министерство юстиции РФ были сданы.

 То обстоятельство, что отчеты не соответствуют установленной форме, также не является основанием для удовлетворения иска, поскольку несоблюдение формы отчета не является существенным нарушением, влекущим ликвидацию некоммерческой организации.

 Учитывая изложенное, оснований для ликвидации Некоммерческой организации Благотворительный фонд поддержки детей-инвалидов «Вместе» нет. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 В удовлетворении исковых требований Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю к Некоммерческой организации Благотворительный фонд поддержки детей-инвалидов «Вместе» о ликвидации отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме.

 Судья                                         С.Л. Паршакова.