Дело №2-1116/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п.Емельяново 02 сентября 2014 года
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Горбачевой Е.Н.
при секретаре Кольман Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Майчук Т.А. к МКУ «Юридическое управление администрации <адрес>», Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда Социального страхования РФ о взыскании пособия по беременности и родам, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Майчук Т.А. обратилась в суд с иском к МКУ «Юридическое управление администрации <адрес>», Государственному учреждению (ГУ) Красноярское региональное отделение Фонда Социального страхования РФ о взыскании пособия по беременности и родам, компенсации морального вреда.
Требования мотивирует тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила службу в ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ принята на должность ведущего специалиста отдела специального правового сопровождения в МКУ «Юридическое управление администрации <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ выдан листок нетрудоспособности по беременности и родам по ДД.ММ.ГГГГ. За этот период ей было начислено и выплачено <данные изъяты> руб. С данной суммой истица не согласна, считает, что поскольку за период службы в ИК-22 размер ее заработной платы составил <данные изъяты> руб., размер пособия должен быть рассчитан не из минимального размера оплаты труда, и в общей сумме составить <данные изъяты> руб. Просит взыскать с МКУ «Юридическое управление администрации <адрес> пособие по беременности и родам в размере <данные изъяты> руб., компенсацию морального вреда <данные изъяты> руб.
В судебное заседание истец Майчук Т.А. не явилась, была извещена, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика - ГУ Красноярское региональное отделение Фонда Социального страхования РФ ФИО3 (действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.) возражала против заявленных требований, пояснив суду, что в период службы в органах уголовно-исполнительной системы, Майчук Т.А. не являлась застрахованным лицом и не подлежала обязательному социальному страхованию. Следовательно, суммы выплат, полученные ею в ФКУ «Исправительная колония № ГУФСИН России по <адрес>» не могут быть включены в расчет среднего заработка для исчисления пособия по беременности и родам. Данное обстоятельство находит свое подтверждение и в том, что в п. 3 справки о сумме заработной платы от ДД.ММ.ГГГГ №4, выданной Федеральным казенным учреждением исправительной колонией 22 ГУФСИН России по <адрес> указано, что отчисления в Фонд социального страхования не производились в связи с тем, что сотрудница являлась военнослужащей. Кроме того, отделение Фонда не может быть привлечено в качестве ответчика, поскольку назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица, отделение Фонда, в свою очередь, выделяет средства на возмещение произведенных расходов непосредственно страхователю.
В судебном заседании представители ответчика - МКУ «Юридическое управление администрации <адрес>» ФИО4 (действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.), ФИО5 (действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.) возражали против заявленных истцом требований, пояснив суду, что в период службы в органах уголовно-исполнительной системы, Майчук Т.А. не являлась застрахованным лицом и не подлежала обязательному социальному страхованию. Следовательно, суммы выплат, полученные ею в ФКУ «Исправительная колония 22 ГУФСИН России по <адрес>» не могут быть включены в расчет среднего заработка для исчисления пособия по беременности и родам. Учитывая вышеизложенное, МБУ «Централизованная бухгалтерия» был произведен расчет суммы пособия Майчук Т.А. в размере <данные изъяты> руб., которая выплачена истцу. Кроме того, согласно части 1.1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены частью 1 статьи 16 данного Федерального закона, засчитываются периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N № "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Соответственно период службы Майчук Т.А. в органах уголовно-исполнительной системы был включен в трудовой стаж. При этом согласно части 4 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», финансовое обеспечение дополнительных расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, связанных с зачетом в страховой стаж застрахованного лица указанных в части 1.1 статьи 16 данного Федерального закона периодов службы, в течение которых гражданин не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых на указанные цели бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации. Понятие «межбюджетные трансферты» определено в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ как средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ. Такая форма межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, как межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов, предусмотрена в ст. 129 данного кодекса. Следовательно, дополнительные расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, связанных с зачетом в страховой стаж застрахованного лица, указанных в части 1.1 статьи 16 данного Федерального закона периодов службы, в течение которых гражданин не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не являются расходами работодателя, а предъявляются ФСС России.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» пособия по временной нетрудоспособности исчисляются исходя из среднего заработка, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, в том числе и за время работы у других страхователей.
В соответствии с ч.2 названного Закона в средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по временной нетрудоспособности, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Средний дневной заработок работника определяется путем деления суммы заработка за расчетный период, то есть за последние два календарных года, предшествующих году наступления нетрудоспособности, на 730 (ч.3).
Пунктом 14 ч.1 ст.9 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ» установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами в Фонд суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, в связи с исполнением обязанностей службы в указанных органах в соответствии с законодательством Российской Федерации, а органы уголовно-исполнительной системы не являются плательщиками страховых взносов в Фонд социального страхования РФ с учетом сумм денежного довольствия сотрудников уголовно-исполнительной системы (ст.5).
Как следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Майчук Т.А. проходила службу в ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ истица принята на должность ведущего специалиста отдела специального правового сопровождения в МКУ «Юридическое управление администрации <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Майчук Т.А. выдан листок нетрудоспособности по беременности и родам по ДД.ММ.ГГГГ. За этот период истице было начислено <данные изъяты> руб. и выплачено <данные изъяты> руб., что подтверждается платежными поручениями №№ №.
Обращаясь в суд с заявленными требованиями, истица указывала на то, что размер пособия не должен был быть рассчитан из минимального размера оплаты труда, поскольку за период службы в ИК-22 размер ее заработной платы составил <данные изъяты> руб.
Доводы истца о том, что размер пособия по беременности и родам должен составлять <данные изъяты> руб., суд находит несостоятельными, так как пособие в указанном размере исчислено в соответствии со ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Между тем, сотрудники, проходящие службу в органов уголовно-исполнительной системы, не входят в число лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, перечень которых установлен ст.2 приведенного Закона, в связи с чем нормы указанного закона, в том числе определяющие размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, на истицу не распространяются.
Проверяя расчет выплаченного истице пособия, суд приходит к выводу о правильности его начисления. Судом установлено, что размер пособия, исчисленного в размере 100% к заработной плате истца, составляет <данные изъяты> руб., ответчиком правомерно исчислено пособие в минимальном размере, установленном ст. 15 Федерального закона №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» с учетом ежегодных индексаций в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и с применением районного коэффициента 1,2.
Общая сумма пособия, выплаченного истице, составила: <данные изъяты>
В силу изложенного, учитывая, что пособие по беременности и родам выплачено истице в полном объеме, оснований для взыскания в ее пользу пособия в размере <данные изъяты> руб., суд не установил.
Положения ст. 1 Федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" определяю условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - застрахованные лица), перечень которых приведен в ст. 2 указанного закона и к которым истец, проходивший службу в органах уголовно-исполнительной системы, не относится (ч.2 ст.2 Закона).
Пункт 4 части 2 статьи 2 названного Закона содержит указание на иные категории лиц, которые подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с иными федеральными законами, при условии уплаты ими или за них налогов и (или) страховых взносов в Фонд социального страхования РФ.
В соответствии с п.14 ст.9 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, в связи с исполнением обязанностей военной службы и службы в указанных органах, не подлежат обложению страховыми взносами, а органы уголовно - исполнительной системы не являются плательщиками страховых взносов в Фонд социального страхования РФ с сумм денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел (ст. 5 данного Закона).
Таким образом, в отношении сотрудников уголовно-исполнительной действует специальное законодательство.
Конституционный Суд Российской Федерации применительно к различным видам деятельности, связанной с осуществлением публичных функций, не раз высказывал в своих решениях суждение о том, что гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус.
Учитывая, что получаемые Майчук Т.А. выплаты в ИК-22 не подлежали обложению страховыми взносами в Фонд социального страхования, истица не получала выплат, на которые начислялись взносы в Фонд, поэтому начисление пособия по беременности и родам произведено ответчиком правомерно.
Доводы истца о том, что финансовое обеспечение дополнительных расходов на выплату пособий по беременности и родам осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, которые являются целевыми средствами, и предоставляются на указанные цели бюджету Фонда социального страхования РФ, не могут быть приняты во внимание.
Согласно ч.4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» финансовое обеспечение дополнительных расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, связанных с зачетом в страховой стаж застрахованного лица указанных в части 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона периодов службы, в течение которых гражданин не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых на указанные цели бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации. Определение объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на финансирование дополнительных расходов, в части периодов указанной службы, имевших место до ДД.ММ.ГГГГ, не производится, если данные периоды учтены при определении продолжительности страхового стажа в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона.
Таким образом, законодатель предусмотрел компенсацию Фонду социального страхования недополученных страховых взносов.
Действительно ч. 1.1 ст. 16 ФЗ N 255, вступившей в силу с ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены частью 1 настоящей статьи, засчитываются периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1.1 ст. 14 ФЗ N 255 в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
При рассмотрении дела установлено, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не получал выплат, на которые начислялись взносы в Фонд социального страхования в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"
Таким образом, законных оснований для удовлетворения требований о взыскании пособия по беременности и родам по предложенному истицей варианту расчета и в заявленной сумме у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Майчук Т.А. к МКУ «Юридическое управление администрации <адрес>», Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда Социального страхования РФ о взыскании пособия по беременности и родам, компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий:
Копия верна:
Судья Емельяновского районного суда Е.Н. Горбачева