ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1116/2018 от 08.05.2018 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

Дело № 2-1116/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 мая 2018 года г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд ЕАО в составе

судьи Шелепановой И. Г.

при секретаре Лиснянской Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Биробиджанского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО об организации выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории,

у с т а н о в и л:

И.о. прокурора Биробиджанского района ЕАО обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО об обязании. Свои требования мотивировали тем, что прокуратурой Биробиджанского района проведена проверка по поручению прокуратуры области от 13.03.2018 № 7-14-2018/1950 исполнения администрацией Биробиджанского муниципального района требований законодательства в сфере землеустройства, по результатам которой выявлены нарушения действующего законодательства. Как следует из представленной информации Управления Росреестра по Еврейской автономной области от 02.03.2018 № 05-01/569 в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения лишь о границах следующих муниципальных образований: муниципальное образование «Город Биробиджан» ЕАО и муниципальное образование «Биробиджанский муниципальный район» Еврейской автономной области. Исходя из Устава Биробиджанского муниципального района, подлежащему исполнению на всей территории муниципального района, которым к вопросам местного значения, решаемыми органам местного самоуправления муниципального района отнесены организации разработки и утверждения данного вида документации, следует, что обязанность по разработке карты (плана) объекта землеустройства территории муниципального образования «Найфельдское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО является полномочием администрации Биробиджанского муниципального района. В нарушение приведенных норм федерального законодательства, в ходе проверки установлено, что администрацией Биробиджанского муниципального района ЕАО до настоящего времени не разработана и не принята карта (план) объекта землеустройства территории муниципального образования «Найфельдское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области, в Управление Росреестра по ЕАО карта (план) объекта землеустройства - территории муниципального образования «Найфельдского сельского поселения» Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области, для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, не представлена. Отсутствие карт объектов землеустройства - территорий муниципальных районо, сельских поселений влечет невнесение сведений о границах таких объектов в единый государственный реестр недвижимости, нарушает права неопределенного круга лиц на осуществление строительства в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований, выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Кроме того, отсутствие карт объектов землеустройств - территорий муниципальных районов, городских и сельских поселений и невнесение сведений о границах таких объектов в единый государственный реестр недвижимости не способствует надлежащей реализации Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Просит суд обязать администрацию муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» Еврейской автономной области разработать карту объекта землеустройства - территории муниципального образования «Найфельдского сельского поселения» Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области и предоставить в Управление Росреестра по ЕАО карту (план) объекта землеустройства - территории муниципального образования «Найфельдского сельского поселения» Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.

Определением от 04.05.2018 г. привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика администрацию муниципального образования «Найфельдское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО.

В судебном заседании помощник прокурора Волохович А. Д. исковые требования уточнила, доводы иска поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что просит обязать ответчика организовать выполнение комплексных кадастровых работ и утверждение карты –плана территории муниципального образования «Найфельское сельское поселение» в срок до 31.12.2019 г.

В судебном заседании представитель ответчика Дарюхин И. Ю., действующий на основании доверенности, исковые требования признал в полном объеме. Суду пояснил, что данные обязательства возложены на них.

В судебное заседание представитель третьего лица МО «Найфельдское сельское поселение» не явилось, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Биробиджанского района проведена проверка по поручению прокуратуры области от 13.03.2018 № 7-14-2018/1950 исполнения администрацией Биробиджанского муниципального района требований законодательства в сфере землеустройства, по результатам которой выявлены нарушения действующего законодательства.

Согласно п.36 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории.

В соответствии с пунктом 35 статьи 3 Устава муниципального образования "Биробиджанский муниципальный район" ЕАО (принят решением районного Собрания муниципального образования "Биробиджанский район" ЕАО от 21.07.1999 N 31) (ред. от 29.09.2017) к вопросам местного значения муниципального района, относится в том числе: организация в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории.

Таким образом, обязательства по выполнению комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории поселений возложены на администрацию муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО.

В силу ст. 42.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (в редакции, действующей с 1 января 2017 г.) под комплексными кадастровыми работами понимаются кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов:

1) земельных участков, сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых не соответствуют установленным на основании Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" требованиям к описанию местоположения границ земельных участков;

2) земельных участков, занятых зданиями или сооружениями, площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (см. ст. 43 и др. ГрК РФ);3) зданий, сооружений, а также объектов незавершенного строительства, права на которые зарегистрированы в установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке.

В результате выполнения комплексных кадастровых работ:

1) осуществляется уточнение местоположения границ земельных участков;

2) осуществляется установление или уточнение местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства;

3) обеспечивается образование земельных участков, на которых расположены здания, в том числе многоквартирные дома, сооружения, за исключением сооружений, являющихся линейными объектами;

4) обеспечивается образование земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами;

5) обеспечивается исправление реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости.

Комплексные кадастровые работы выполняются в порядке, установленном гл. 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".

По общему правилу комплексные кадастровые работы выполняются кадастровыми инженерами на основании государственного или муниципального контракта на выполнение комплексных кадастровых работ, заключенного заказчиком комплексных кадастровых работ с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В результате выполнения комплексных кадастровых работ обеспечивается в установленном порядке подготовка карты-плана территории, содержащей необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ.

В соответствии со ст. 24.1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ карта-план территории содержит необходимые для государственного кадастрового учета сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ.

Карта-план территории состоит из текстовой и графической частей.

В состав текстовой части карты-плана территории включаются:

1) пояснительная записка с указанием оснований выполнения комплексных кадастровых работ, сведений о территории выполнения комплексных кадастровых работ, об учетных номерах кадастровых кварталов, являющихся территорией, на которой выполняются комплексные кадастровые работы, включая реквизиты полученных для выполнения комплексных кадастровых работ кадастровых планов территории указанных кадастровых кварталов, реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории (в том числе в составе проекта планировки территории), реквизиты документа, устанавливающего распределение земельных участков в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении граждан, и иных сведений о территории, на которой выполняются комплексные кадастровые работы;

2) сведения об объектах недвижимости, являющихся в соответствии с ч. 1 ст. 42.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" объектами комплексных кадастровых работ (в том числе полученные в результате выполнения комплексных кадастровых работ), в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования;

Графическая часть карты-плана территории состоит из схемы геодезических построений и подготовленной в результате выполнения комплексных кадастровых работ схемы границ земельных участков, составленной с применением картографической основы или иного картографического материала, соответствующего требованиям, предъявляемым к картографической основе, в том числе карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, сведений, содержащихся в использованном при выполнении комплексных кадастровых работ кадастровом плане территории, схемы расположения элемента планировочной структуры, включенной в материалы по обоснованию утвержденного проекта планировки территории (при наличии), схемы организации улично-дорожной сети, схемы границ территорий объектов культурного наследия, схемы границ зон с особыми условиями использования территорий, чертежей межевания территорий, включенных в проект межевания территорий, и других данных, необходимых для определения местоположения границ земельных участков, утвержденных в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа.

На схеме границ земельных участков отображаются:

1) местоположение границ земельных участков, которые указаны в п. п. 1 - 3 ч. 1 ст. 42.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" и в отношении которых выполнены комплексные кадастровые работы, в том числе в целях исправления ошибок;

2) местоположение границ земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, но в отношении которых комплексные кадастровые работы не выполнялись;

3) местоположение на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, которое установлено в ходе выполнения комплексных кадастровых работ, в том числе в целях исправления ошибок;

4) местоположение на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, но в отношении которых комплексные кадастровые работы не выполнялись.

Карта-план территории подготавливается в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, а также в форме документа на бумажном носителе. Все документы или их копии, представленные или подготовленные для включения в состав карты-плана территории в форме документа на бумажном носителе, включаются в ее состав в виде электронного образа бумажного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, или копии этого документа. Форма карты-плана территории и требования к ее подготовке, а также форма акта согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ и требования к его подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

Как, установлено в судебном заседании, комплексные кадастровые работы территории муниципального образования «Найфельское сельское поселение» не произведены, карта-план территории не утверждена.

Свидетель Володина Е. Н., работающая в администрации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО, суду пояснила, что данные виды работ возложены на администрацию, фактически комплексные кадастровые работы уже начались выполняться, но это очень длительная процедура и затратная.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований исполняющего обязанности прокурора Биробиджанского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО об организации выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории муниципального образования «Найфельское сельское поселение».

С учетом мнения сторон, суд, считает возможным установить срок исполнения решения суда до 31.12.2019 года.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд, -

РЕШИЛ:

Исковые требования исполняющего обязанности прокурора Биробиджанского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО об организации выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО организовать выполнение комплексных кадастровых работ и утверждение карты – плана территории муниципального образования «Найфельское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО в срок до 31.12.2019 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд ЕАО в течение месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме.

Судья И. Г. Шелепанова