№ 2-1116/2022
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
город Соль-Илецк 8 июля 2022 года
Оренбургской области
Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего – судьи Букреевой В.Н.,
с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области Буслаевой Л.Н.,
представителей ответчиков – начальника отдела культуры администрации МО Соль-Илецкий городской округ – ФИО1, администрации МО Соль-Илецкий городской округ ФИО2, директора МБУК «» ФИО3,
при секретаре судебного заседания Таганьязовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к отделу культуры администрации муниципального администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области, муниципальному бюджетному учреждению культуры «» Соль-Илецкого городского округа об обязании совершить определённые действия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности объектов культуры,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Соль-Илецкого района Оренбургской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к отделу культуры администрации муниципального администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области, муниципальному бюджетному учреждению культуры «» Соль-Илецкого городского округа (далее – МБУК «»), указывая на нарушение ответчиками требований законодательства о безопасности объектов культуры, антитеррористической защищенности учреждения в части необеспечения МБУК «» охраной путём привлечения сотрудников частных охранных организаций за счёт средств местного бюджета. Исковое заявление мотивировано отсутствием на указанном объекте культуры наличия охраны сотрудниками охранных организаций, что является нарушением Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
В этой связи просит суд признать незаконным бездействие отдела культуры администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ, выразившееся в несоздании безопасных условий нахождения граждан: несоблюдении требований антитеррористической защищенности, отсутствии охраны объекта культуры МБУК «» Соль-Илецкого городского округа. Обязать отдел культуры администрацию муниципального образования Соль-Илецкий городской округ, муниципальное бюджетное учреждение культуры «» Соль-Илецкого городского округа Оренбургской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить объект культуры сотрудниками (работниками) частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях). Обязать администрацию муниципального образования Соль-Илецкий городской округ предусмотреть в бюджете на 2022 год финансирование объекта культуры для обеспечения охраны учреждений вышеуказанными охранными организациями в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области Буслаева Л.Н. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.
Представители ответчиков – начальник отдела культуры администрации МО Соль-Илецкий городской округ – ФИО1, представитель администрации МО Соль-Илецкий городской округ ФИО2, директор МБУК «» ФИО3 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражали.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на системности и комплексном использовании политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничестве государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; сочетании гласных и негласных методов противодействия терроризму; приоритете мер предупреждения терроризма.
Пунктом 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, установлено, что основными задачами противодействия терроризму являются обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» определено, что под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2017 года №176 (далее – Требования).
Согласно пункту 1 Требований, настоящие требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры (далее – объекты (территории), включая вопросы инженерно-технической укреплённости объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).
В соответствии с пунктом 3 Требований, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий).
В силу пункта 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального округа отнесено к вопросам местного значения муниципального округа.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 36 Требований, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2017 года № 176 предусмотрено, что контроль на ведомственном уровне осуществляется должностными лицами, уполномоченными руководителями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в ведении которых находятся объекты (территории).
Пунктами 20 – 25(1) Требований, определены мероприятия по обеспечению антитеррористической деятельности.
В частности, пунктом 26 Требований, дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 21 – 25(1) настоящих требований, охрана объектов (территорий) второй категории опасности обеспечивается сотрудниками частных охранных организаций (подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны) с применением инженерно-технических средств охраны.
Указанные требования являются императивными.
Так, из представленных материалов усматривается, что Муниципальное бюджетное учреждение культуры «» Соль-Илецкого городского округа Оренбургской области является объектом второй категории опасности. Следовательно, на ответчика распространяются требования об обязательном обеспечении охраны объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Однако, как следует из материалов дела, в период с 10 июня 2021 года по настоящее время охрана здания и территории ответчика осуществлялась и осуществляется не указанными сотрудниками.
При этом суд учитывает, что отсутствие у ответчика финансирования не освобождает его от обязанности исполнения обязательных требований, установленных законодательством об антитеррористической защищённости.
Поскольку предусмотренный законодателем вид охранных услуг в МБУК «», относящегося ко второй категории опасности, отсутствует, суд приходит к выводу о том, что ответчиками не в полном объёме соблюдаются требования законодательства об антитеррористической защищенности рассматриваемых объектов культуры.
Доводы ответчика о том, что принятые в учреждении меры антитеррористической безопасности об экстренном выезде наряда вневедомственной охраны по вызову с помощью кнопки тревожной сигнализации (реагирования) являются достаточными для исполнения пункта 26 Требований, не могут быть признаны обоснованными.
Иные, не требующие присутствия сотрудников охранных организаций мероприятия, указаны в пунктах 20-25 (1) указанного Постановления, а мероприятия, указанные в пункте 26 данного Постановления, являются дополнительными; необходимость их осуществления обусловлена особым статусом объектов культуры и необходимостью обеспечения их большей антитеррористической защищенности.
Суд соглашается с доводами, изложенными в исковом заявлении, о том, что осуществление охраны здания учреждения работниками, не имеющими специальных средств защиты, навыков и подготовки по предупреждению преступных посягательств, не позволяет в должной мере обеспечить антитеррористическую защищенность здания школы в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2017 года №, и может привести к нарушению прав и интересов как работников учреждения, так и иных лиц, посещающих здание музея, то есть неопределённого круга лиц.
При таких обстоятельствах исковые требования об обязании ответчиков обеспечить охрану принадлежащих ему объектов и территорий силами и средствами сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны подлежат удовлетворению.
В силу пункта 1.5 Устава МБУК «» его учредителем и собственником имущества является муниципальное образование Соль-Илецкий городской округ, функции и полномочия которого осуществляет отдел культуры администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области.
Таким образом, обязанность по обеспечению выделения необходимого целевого финансирования для обеспечения МБУК «» сотрудниками (работниками) частных охранных организаций возлагаются на учредителя такого учреждения – администрацию муниципального образования Соль-Илецкого городского округа Оренбургской области. Функции и полномочия учредителя в части полномочий, определенных действующим законодательством, осуществляет отдел культуры администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области.
Исходя из вышеперечисленных положений нормативных правовых документов, возложение обязанности по обеспечению финансирования охраны объектов (территорий) путём привлечения сотрудников охранных организаций, не противоречит закону и соответствует содержанию компетенции администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области, а также его отраслевого органа отдела культуры администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области.
В соответствии с приведенными нормами права, установленное обстоятельство свидетельствует о допущенных ответчиками нарушениях Требований, утвержденных приведенным Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2017 года № 176 в части не обеспечения учреждения культуры охраной и за счёт средств органа местного самоуправления, выделение которых на данные цели в адрес учреждения возложены на орган местного самоуправления, то есть применительно к рассматриваемому спору – на администрацию муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, суд находит заявленные прокурором Соль-Илецкого района Оренбургской области исковые требования основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При определении периода, в течение которого должны быть устранены выявленные нарушения, суд, учитывает объём работ, необходимых для их устранения, а также мнения сторон по делу, считает указанный в иске срок разумным, необходимым и достаточным для исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 193 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к отделу культуры администрации муниципального администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ , муниципальному бюджетному учреждению культуры «» Соль-Илецкого городского округа об обязании совершить определенные действия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности объектов культуры – удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области в течение 6 месяцев со дня вступления данного решения суда в законную силу предусмотреть в бюджете на 2022 год финансирование объекта культуры второй категории опасности – МБУК «» для обеспечения объекта сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе по средствам реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях).
Обязать отдел культуры администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области, муниципальное бюджетное учреждение культуры «» Соль-Илецкого городского округа в течение 6 месяцев со дня вступления данного решения суда в законную силу обеспечить охрану объекта культуры второй категории опасности – МБУК «» сотрудниками (работниками) частных охранных организаций, (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе по средствам реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Соль-Илецкого районного суда
Оренбургской области /подпись/ В.Н. Букреева
Мотивированное решение составлено 15 июля 2022 года.
Копия верна: судья В.Н. Букреева