ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1116/2022 от 29.09.2022 Апшеронского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2-1116/2022

УИД 23RS0005-01-2022-002231-34

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Апшеронск 29 сентября 2022 г.

Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Наумова Р.А.,

при секретаре Солониной Е.Е.,

с участием:

заместителя прокурора Апшеронского района Попова Н.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Апшеронского района Краснодарского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «...» об устранении нарушений лесного и природоохранного законодательства,

установил:

Прокурор Апшеронского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «...» об устранении нарушений лесного и природоохранного законодательства.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района с привлечением специалистов филиала Апшеронского лесничества государственного казенного учреждения Краснодарского края «Комитет по лесу» и специалистов первого территориального отдела государственного казенного учреждения Краснодарского края «Управление особо охраняемыми природными территориями <адрес>» проведена проверка соблюдения требований лесного и природоохранного законодательства по результатам которой выявлены нарушения в деятельности юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «...», в ходе которой было установлено, что <адрес> в ходе осмотра земель лесного фонда государственными лесными инспекторами выявлен факт самовольного занятия земельного участка лесного фонда, выразившийся в возведении и незаконном размещении объекта строительства – бетонного сооружения (каптажа) размером 8,1 м х 2,8 м (общей площадью 22,6 кв.м), из которой выходит пластиковая труба в сторону базы «...». Согласно договору водопользования от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между министерством природных ресурсов Краснодарского края ООО «...», в лице директора общества ЛЛЛ, водопользователю в соответствии с водным законодательством принят в пользование родник ... в границах муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края. Цель договора водопользования забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта. Вид водопользования - совместное водопользование, водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водного объекта без возврата воды в водные объекты. Сведения о водном объекте: водный объект является источником для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, имеет природоохранное значение, место осуществления водопользования и границы предоставленного в пользование водного объекта: в границах муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края, географические координаты водопользования: , расстояние от устья водотока до места водопользования 72 км. Срок водопользования - до ДД.ММ.ГГГГ. Родник ... расположен на территории охранной зоны памятника природы «...», границы которого утверждены постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ. В границах памятника природы «...», установлен ряд ограничений использования земельных участков в указанной зоне, в частности геологическая разведка и добыча полезных ископаемы, а также выполнение иных, связанных с пользованием недрами работ, предоставление земельных участков для строительства, реконструкции объектов; капитального строительства, размещение временных (не, капитальных) объектов, вырубка ч деревьев, кустарников и лиан, выполнение строительных, ремонтных и земляных работ, за исключением работ, связанных с эксплуатацией, реконструкцией и ремонтом существующих систем линейных сооружений, а также работ, связанных с созданием объектов инфраструктуры туристической и спортивной деятельности и выполняемых на основании проектов, получивших положительное заключение государственной экспертизы. Вместе с тем, документов, подтверждающих право пользования землями лесного фонда, ООО «...» не предоставлено. ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление в отношении ООО «...» о привлечении общества по ст. 7.9 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа.

Просит обязать ООО «...» освободить самовольно занятый лесной участок в <адрес> путем демонтажа пластиковой трубы.

Заместитель прокурора в судебном заседании поддержал заявленные требования, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, надлежащим образом был извещен, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица – Министерства природных ресурсов Краснодарского края в судебное заседание не явился, надлежащим образом был извещен, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Суд, выслушав заместителя прокурора, исследовав материалы дела, находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в виду следующего.

В соответствии с п. 11 ст. 1 Лесного кодекса РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на платности использования лесов.

Согласно ст. 7 Лесного кодекса РФ, лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного кодекса.

В силу ст. 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Статьей 21 Лесного кодекса РФ предусмотрены требования к строительству, реконструкции, капитальному ремонту, вводу в эксплуатацию и вывода из эксплуатации, сноса, ликвидации и консервации объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

В соответствии со ст. 21 Лесного кодекса РФ допускается использование лесов в целях строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений.

Вместе с тем, ч. 3 ст. 44 Лесного кодекса РФ установлено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 Лесного кодекса РФ.

Статьей 9 Лесного кодекса РФ установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», если иное не предусмотрено данным кодексом.

В силу ст. 71 Лесного кодекса РФ, лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам в аренду, безвозмездное пользование на основании решения уполномоченных органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.

Использование земельных участков из состава земель лесного фонда без разрешительных документов не допускается.

Согласно ст. 99 Лесного кодекса РФ, лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке установленном законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Апшеронского района с привлечением специалистов филиала Апшеронского лесничества государственного казенного учреждения Краснодарского края «Комитет по лесу» и специалистов первого территориального отдела государственного казенного учреждения Краснодарского края «Управление особо охраняемыми природными территориями Краснодарского края» проведена проверка соблюдения требований лесного и природоохранного законодательства.

Так, в ходе проверки было установлено, что <адрес> в ходе осмотра земель лесного фонда государственными лесными инспекторами выявлен факт самовольного занятия ООО «...» земельного участка лесного фонда, выразившийся в возведении и незаконном размещении объекта строительства - бетонного сооружения (каптажа) размером 8,1 м х 2,8 м (общей площадью 22,6 кв.м), из которой выходит пластиковая труба в сторону базы «...».

Согласно договору водопользования от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между министерством природных ресурсов Краснодарского края ООО «...», в лице директора общества ЛЛЛ, водопользователю в соответствии с водным законодательством принят в пользование родник ... в границах муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края. Цель договора водопользования забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта. Вид водопользования - совместное водопользование, водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водного объекта без возврата воды в водные объекты. Сведения о водном объекте: водный объект является источником для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, имеет природоохранное значение, место осуществления водопользования и границы предоставленного в пользование водного объекта: в границах муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края, географические координаты водопользования: расстояние от устья водотока до места водопользования 72 км.

Срок водопользования - до ДД.ММ.ГГГГ.

Установлено, что родник ... расположен на территории охранной зоны памятника природы «...», границы которого утверждены постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ.

В границах памятника природы «...» установлен ряд ограничений использования земельных участков в указанной зоне, в частности, геологическая разведка и добыча полезных ископаемы, а также выполнение иных, связанных с пользованием недрами работ, предоставление земельных участков для строительства, реконструкции объектов; капитального строительства, размещение временных (некапитальных) объектов, вырубка деревьев, кустарников и лиан, выполнение строительных, ремонтных и земляных работ, за исключением работ, связанных с эксплуатацией, реконструкцией и ремонтом существующих систем линейных сооружений, а также работ, связанных с созданием объектов инфраструктуры туристической и спортивной деятельности и выполняемых на основании проектов, получивших положительное заключение государственной экспертизы.

В свою очередь, ООО «...» документов, подтверждающих право пользования землями лесного фонда, не предоставлено.

В связи с чем, по результатам проведенной проверки, постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ ООО «...» привлечено к административной ответственности по ст. 7.9 КоАП РФ в виде штрафа.

В свою очередь, выявленные нарушения требований законодательства в виде самовольного занятия земель лесных участков, в том числе, в границах ООПТ, нарушает права неопределенного круга лиц на использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

При таких обстоятельствах, заявленные прокурором Апшеронского района исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в бюджет государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден истец при подаче иска в суд, в размере 6000 руб.

В соответствии с частью 2 статьи 195 Гражданского кодекса процессуального Российской Федерации и согласно закрепленным в части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации принципом состязательности и равноправия сторон, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора Апшеронского района Краснодарского края - удовлетворить.

Обязать ООО «...» освободить самовольно занятый лесной участок <адрес> путем демонтажа пластиковой трубы.

Взыскать с ООО «...» (ИНН ) в доход муниципального образования Апшеронский район государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Апшеронский районный суд.

Судья Апшеронского районного суда Р.А. Наумов

Мотивированное решение изготовлено 05 октября 2022 г.