ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-11172/2017 от 23.03.2018 Стерлитамакского городского суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2-1187/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 марта 2018 года г.Стерлитамак

Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Айдарова Р.Т.,

при секретаре Файзуллиной Д.Д.,

с участием представителя по доверенности Дмитриевой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаевой Э.Р., Кунафина Р.В., Шагимарданова Р.Г. к СПАО "РЕСО-Гарантия" о восстановлении водительского класса, возврате переплаченной страховой премии по полису ЕЕЕ № 0393025742, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Николаева Э.Р., Кунафин Р.В., Шагимарданов Р.Г. обратились в суд с вышеуказанным иском к ответчику СПАО "РЕСО-Гарантия", в котором просят признать за Кунафиным Р.В. право на «13-й» водительский класс по полису ОСАГО серии ЕЕЕ , обязать Ответчика внести достоверную информацию о действующем в отношении ФИО4 классе безаварийной езды в АИС РСА, признать за ФИО5 право на «13-й» водительский класс по полису ОСАГО серии ЕЕЕ , обязать Ответчика внести достоверную информацию о действующем в отношении ФИО5 классе безаварийной езды в АИС РСА, взыскать с Ответчика в пользу ФИО2 излишне уплаченную страховую премию в размере 3372, 64 руб., компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, штраф за неудовлетворение требований в добровольном порядке в размере 50% от взысканной суммы, взыскать с Ответчика в пользу ФИО4 компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, штраф за неудовлетворение требований в добровольном порядке в размере 50% от взысканной суммы, взыскать с Ответчика в пользу ФИО5 компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, штраф за неудовлетворение требований в добровольном порядке в размере 50% от взысканной суммы.

Впоследствии ФИО2, ФИО3, ФИО5 уточнили исковые требования, в котором просили признать за ФИО3 по договору ОСАГО серии ЕЕЕ от 08.11.2016г., на начало годового срока страхования право на «13-й» водительский класс, обязать Ответчика внести достоверную информацию о действующем в отношении ФИО4 классе безаварийной езды в АИС РСА, признать за ФИО5 по договору ОСАГО серии ЕЕЕ от 08.11.2016г., на начало годового срока страхования право на «13-й» водительский класс, обязать Ответчика внести достоверную информацию о действующем в отношении ФИО5 классе безаварийной езды в АИС РСА, взыскать с СПАО "РЕСО-Гарантия" в пользу ФИО2 излишне уплаченную страховую премию в размере 3372, 64 руб., 3000 рублей в качестве компенсации морального вреда за неудовлетворение требований истца по претензии, взыскать с Ответчика в пользу ФИО4 компенсацию морального вреда в размере 3000 руб. за занижение водительского класса по договору ОСАГО серии ЕЕЕ , взыскать с Ответчика в пользу ФИО4 компенсацию морального вреда в размере 3000 руб. за неудовлетворение требований истца по претензии, взыскать с Ответчика в пользу ФИО5 компенсацию морального вреда в размере 3000 руб. за занижение водительского класса по договору ОСАГО серии ЕЕЕ , взыскать с Ответчика в пользу ФИО5 компенсацию морального вреда в размере 3000 руб. за неудовлетворение требований истца по претензии, взыскать с Ответчика в пользу ФИО2 штраф за неудовлетворение требований в добровольном порядке в размере 50% от взысканной суммы, взыскать с Ответчика в пользу ФИО4 штраф за неудовлетворение требований в добровольном порядке в размере 50% от взысканной суммы, взыскать с Ответчика в пользу ФИО5 штраф за неудовлетворение требований в добровольном порядке в размере 50% от взысканной суммы.

Исковые требования мотивированы тем, что все истцы являются лицами, ежегодно страхующими свою автогражданскую ответственность и имеющими многолетнюю историю страхования, в связи с чем при заключении договоров ОСАГО имеют право на повышенный водительский класс по ОСАГО, от которого напрямую зависит возможность получения скидок за безаварийную езду по системе «бонус-малус» за счет применения понижающего значения КБМ при расчете страховых премий по ОСАГО. 08.11.2016г. в отношении ФИО2, ФИО4, ФИО5 СПАО "РЕСО-Гарантия" был заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств серии ЕЕЕ с ограничением количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством. Срок действия договора и период использования транспортного средства с 08.11.2016г. по 07.11.2017г. При определении размера страховой премии был применен «4-й» водительский класс, что соответствует КБМ, равному «0,95», и вытекает из расчета страховой премии в размере 7120,02р. = 4118*1,3*1,4*0,95. Истцы полагают, что наличие у них заниженного водительского класса по спорному договору ОСАГО не отвечает объективной реальности и явилось следствием необоснованного занижения (аннулирования) страховыми компаниями водительского класса в предшествующие период страхования. По сведениям из АИС РСА в отношении ФИО5 следует, что на начало срока страхования по договору ОСАГО ЕЕЕ предыдущими договорами ОСАГО, заключенными в отношении него, считались: договор ОСАГО серии ССС со сроком страхования 24.12.2014г.- 23.12.2015г., заключенный в страховой компании ПАО СК «Росгосстрах», примененный истцу КБМ которого равен значению «1», что соответствует «3-му» водительскому классу; договор ОСАГО серии ССС со сроком страхования 09.12.2013г.- 08.12.2014г., компании АО "СОГАЗ", с применением Истцу «4-го» водительского класса (КБМ=0,95); договор ОСАГО серии ВВВ , со сроком страхования 08.12.2012г.- 07.12.2013г., компании «ВСК», КБМ по которому равен «1», что соответствует «3-му» водительскому классу; договор ОСАГО серии ВВВ , со сроком страхования 26.01.2011г.- 25.01.2012г., компании ЗАО «МАКС», который применил истцу «10-й» водительский класс (КБМ=0,65), что являлось основанием для учета за истцом «11-го» класса в последующий период страхования по договору ОСАГО серии ВВВ , «12-го» класса по договору ССС , и, соответственно, «13-го» класса по договору ССС и по спорному договору ЕЕЕ , но не было принято во внимание страховщиком в очередной страховой период. В отношении ФИО4 из сведений АИС РСА следует, что предыдущими договорами ОСАГО на начало срока страхования по спорному полису являлись: договор ОСАГО серии ЕЕЕ со сроком страхования 05.11.2015г.- 04.11.2016г., заключенный в страховой компании ПАО СК «Росгосстрах», примененный истцу КБМ которого равен значению «0,95», что соответствует «4-му» водительскому классу; договор ОСАГО серии ССС со сроком страхования 29.09.2014г.- 28.09.2015г., заключенный в страховой компании ПАО СК «Росгосстрах», примененный истцу КБМ которого равен значению «1», что соответствует «3-му» водительскому классу; договор ОСАГО серии ССС , со сроком страхования 29.08.2013г.- 28.08.2014г., компании ЗАО «МАКС», который применил истцу «3-й» водительский класс (КБМ=1); договор ОСАГО серии ВВВ , со сроком страхования 17.01.2012г.- 16.01.2013г., компании ЗАО «МАКС», который применил истцу «11-й» водительский класс (КБМ=0,6), что являлось основанием для учета за истцом «12-го» класса в последующий период страхования по договору ОСАГО серии ССС , и «13-го» класса по договорам ССС , ЕЕЕ и по спорному договору ЕЕЕ , но не было принято во внимание страховщиком в очередной страховой период. В отношении ФИО2 на начало срока страхования по договору ОСАГО серии ЕЕЕ , заключенном в СПАО "РЕСО-Гарантия", был применен коэффициент КБМ, равный 0,5, что подтверждается сведениями из АИС РСА на дату начала страхования.

Истец Николаева Э.Р. на судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Истец Кунафин Р.В. на судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Истец Шагимарданов Р.Г. на судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель истцов в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика СПАО "РЕСО-Гарантия" в судебное заседание не явился, возражений на исковое заявление не представил, об уважительности своей неявки суду не сообщил, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке ч.4 ст.167 ГПК РФ в отсутствие не явившегося ответчика.

Суд, заслушав представителя истцов, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Часть 5 ст.4 Закон РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" гласит, что «если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к услуге, то исполнитель обязан оказать потребителю услугу соответствующую этим требованиям».

В силу требований ч.1 ст.422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами.

Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в том числе правила расчета страховых премий на момент заключения договора ОСАГО серии ССС , ЕЕЕ и ЕЕЕ от 08.11.2016г. регулировались Федеральным законом от 25.04.2002г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", Страховыми тарифами ОСАГО, применяемыми с 11.10.2014г. и утвержденными Указанием Банка России от ДД.ММ.ГГГГ N 3384-У, а также Правилами ОСАГО, применяемыми с 11.10.2014г. и утвержденными Положением Банка России от 19.09.2014г. N 431-П.

Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в том числе правила расчета страховых премий на момент заключения договоров ОСАГО серии ССС , ВВВ , ВВВ , ССС , ССС , ВВВ регулировались Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), Страховыми тарифами ОСАГО, применяемыми до ДД.ММ.ГГГГ и утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Правилами ОСАГО, применяемыми до ДД.ММ.ГГГГ и утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, а также статьей 6 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".

В соответствии с п.1 ст.9 Закона «Об ОСАГО» страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов.

Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.

В силу п. 2.1 Положения о Правилах ОСАГО (утв. Банком России 19.09.2014г. №431 - П) аналогично установлено, что страховая премия рассчитывается страховщиком в соответствии со страховыми тарифами, определенными страховщиком с учетом требований, установленных Банком России, который на основании п.1 ст.8 Закона «Об ОСАГО» осуществляет регулирование страховых тарифов по ОСАГО посредством установления актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Пункт 6 ст.9 Закона «Об ОСАГО» прямо предусматривает, что страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.

Пп. «а» п.2 ст. 9 Закона «Об ОСАГО» в единстве с пунктом 2 приложения II Страховых тарифов ОСАГО, утвержденных Указанием Банка России от 19 сентября 2014 г. N 3384-У, устанавливает, что один из коэффициентов страхового тарифа ОСАГО находится в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее - коэффициент КБМ). Пунктом 2 приложения II Страховых тарифов ОСАГО утверждена таблица, состоящая из 15 страховых водительских классов, начиная с «М», «0», «1», «2»…до «13», каждому из которых соответствует коэффициент «бонус-малус» (КБМ), ежегодно влияющий на размер страховой премии ОСАГО, увеличивая либо уменьшая её.

В целях применения коэффициента «бонус-малус» (далее - КБМ) в соответствии с п.3 ст.30 Закона об ОСАГО создана и функционирует Автоматизированная информационная система обязательного страхования (далее - АИС РСА), в которой систематизированы сведения о договорах ОСАГО, заключенных начиная с 2011 года, поскольку формирование сведений АИС РСА началось с принятием Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1245 поправок к пункту 20 Правил ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства № 263 от 07.05.2003 г.

Абз.6 п.20 Правил ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства № 263 от 07.05.2003 г., предписывает, что при заключении договора обязательного страхования страховщик осуществляет сверку представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленных при заключении такого договора, с информацией, содержащейся в автоматизированной системе страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.

В силу п. 20.1 Правил ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства № 263 от 07.05.2003 г., с 01.01.2013г. заключение договора обязательного страхования без внесения страховщиком сведений о страховании в автоматизированную систему страхования и проверки соответствия представленных страхователем сведений информации, содержащейся в этой системе и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, не допускалось.

С 01.07.2014г. порядок учета за водителями водительских классов обеспечен п.10.1 ст.15 Закона «Об ОСАГО», из которого следует, что при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.

В п.3 примечаний к пункту 2 приложения II Страховых тарифов ОСАГО, действующих с 11.10.2014г., установлено, что сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника (водителя) транспортного средства, могут быть получены из АИС РСА.

Судом установлено и ответчиком не оспорено, что 08.11.2016г. в отношении ФИО2, ФИО4, ФИО5 СПАО "РЕСО-Гарантия" был заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств серии ЕЕЕ с ограничением количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством. Срок действия договора и период использования транспортного средства с 08.11.2016г. по 07.11.2017г. При определении размера страховой премии был применен «4-й» водительский класс, что соответствует КБМ, равному «0,95».

Факт применения «4-го» водительского класса по договору ОСАГО серии ЕЕЕ подтверждается расчетом страховой премии (7120,02р. = 4118*1,3*1,4*0,95), а также сведениями АИС РСА, предоставленными по запросу суда.

По сведениям из АИС РСА в отношении ФИО5 судом также установлено, что на начало срока страхования по договору ОСАГО ЕЕЕ предыдущими договорами ОСАГО, заключенными в отношении него, считались: договор ОСАГО серии ССС со сроком страхования 24.12.2014г.- 23.12.2015г., заключенный в страховой компании ПАО СК «Росгосстрах», примененный истцу КБМ которого равен значению «1», что соответствует «3-му» водительскому классу; договор ОСАГО серии ССС со сроком страхования 09.12.2013г.- 08.12.2014г., компании АО "СОГАЗ", с применением Истцу «4-го» водительского класса (КБМ=0,95); договор ОСАГО серии ВВВ , со сроком страхования 08.12.2012г.- 07.12.2013г., компании ВСК, КБМ по которому равен «1», что соответствует «3-му» водительскому классу; договор ОСАГО серии ВВВ , со сроком страхования 26.01.2011г.- 25.01.2012г., компании ЗАО «МАКС», который применил истцу «10-й» водительский класс (КБМ=0,65), что являлось основанием для учета за истцом «11-го» класса в последующий период страхования по договору ОСАГО серии ВВВ , «12-го» класса по договору ССС , и, соответственно, «13-го» класса по договору ССС и по спорному договору ЕЕЕ , но не было принято во внимание страховщиком в очередной страховой период. В отношении ФИО4 из сведений АИС РСА следует, что предыдущими договорами ОСАГО на начало срока страхования по спорному полису являлись: договор ОСАГО серии ЕЕЕ со сроком страхования 05.11.2015г.- 04.11.2016г., заключенный в страховой компании ПАО СК «Росгосстрах», примененный истцу КБМ которого равен значению «0,95», что соответствует «4-му» водительскому классу; договор ОСАГО серии ССС со сроком страхования 29.09.2014г.- 28.09.2015г., заключенный в страховой компании ПАО СК «Росгосстрах», примененный истцу КБМ которого равен значению «1», что соответствует «3-му» водительскому классу; договор ОСАГО серии ССС , со сроком страхования 29.08.2013г.- 28.08.2014г., компании ЗАО «МАКС», который применил истцу «3-й» водительский класс (КБМ=1); договор ОСАГО серии ВВВ , со сроком страхования 17.01.2012г.- 16.01.2013г., компании ЗАО «МАКС», который применил истцу «11-й» водительский класс (КБМ=0,6), что являлось основанием для учета за истцом «12-го» класса в последующий период страхования по договору ОСАГО серии ССС , и «13-го» класса по договорам ССС , ЕЕЕ и по спорному договору ЕЕЕ , но не было принято во внимание страховщиком в очередной страховой период. В отношении ФИО2 на начало срока страхования по договору ОСАГО серии ЕЕЕ , заключенном в СПАО "РЕСО-Гарантия", был применен коэффициент КБМ, равный 0,5, что подтверждается сведениями из АИС РСА на дату начала страхования.

Из системного толкования совокупности норм, регулирующих спорное правоотношение по применению коэффициента «бонус-малус» следует, что водительский класс «3» может быть присвоен водителю при условии наличия перерыва в страховании более 1 года к моменту заключения договора ОСАГО, а также отсутствия сведений о страховании водителя по предшествующим договорам ОСАГО непосредственно в страховой компании, в АИС РСА, и непосредственно у страхователя.

В силу фактического наличия данных о страховании водителей Николаевой Э.Р., Кунафина Р.В. и Шагимарданова Р.Г. в АИС РСА, а также в страховой компании СПАО "РЕСО-Гарантия", суд приходит к выводу, что они в целях присвоения заниженного класса при заключении договора ОСАГО серии ЕЕЕ № 0393025742 в СПАО "РЕСО-Гарантия" не являлись новичками в страховании и не обладали статусом лица, в отношении которого отсутствовали сведения о страховании. Страховщик в целях правильного расчёта страховой премии (применения КБМ) и последовательного учета за истцами водительского класса мог использовать сведения о страховании данного водителя, полученные из АИС РСА, что, по мнению суда, привело бы к последовательному учету водительского страхового класса в отношении каждого водителя и исключило бы возможность занижения класса истца в последующие периоды страхования, в частности, при заключении спорного договора ОСАГО.

Пункт 10.1 статьи 15 № 40-ФЗ «Об ОСАГО» страховщикам запрещает заключать договоры ОСАГО без внесения сведений о заключенных договорах в АИС РСА и без одновременной проверки соответствия представленных страхователем сведений информации, содержащейся в этой системе.

Между тем анализ правовых норм пп. «а» п.2 ст. 9 Закона «Об ОСАГО», п. 3 раздела I Страховых тарифов ОСАГО, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005г. N 739, а также Страховых тарифов ОСАГО, утвержденных Указанием Банка России от 19 сентября 2014 г. N 3384-У, показывает, что правовым основанием для понижения водительского класса (ухудшения положения страхователя либо водителя, допущенного к управлению транспортным средством) является факт наличия страховой выплаты при наступлении страхового случая, произошедшего в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Соответственно, основанием для повышения на каждый страховой период водительского класса владельца транспортного средства является установленный факт отсутствия страховых случаев в предшествующие периоды страхования.

С учетом разъяснений, приведенных в п.28 Постановления Пленума Верховного Суда № 17 от 28.06.2012г. суд учитывает, что бремя доказывания обстоятельств, послуживших правовым основанием для аннулирования водительского класса истца возложено на ответчика СПАО "РЕСО-Гарантия", поскольку согласно действующего законодательства обязанность производить правильный расчёт страховой премии исходя из произведения базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов, вносить корректные сведения в АИС РСА, производить сверку сведений представленных страхователем сведений с АИС РСА, выявлять несоответствия, допущенные при страховании и расчете премии, возложена на страховщика, а не страхователя.

В нарушение п.1 ст.56 ГПК РФ ни актов о страховых случаях с виновным участием истцов, ни копий выплатных дел суду со стороны СПАО "РЕСО-Гарантия" не представлено, в связи с чем у суда нет оснований полагать, что страховщиками по вине кого - либо из истцов производились какие-либо страховые выплаты в предшествующие периоды страхования, дающие право страховщику занизить его водительский страховой класс.

При вышеописанных обстоятельствах, с учетом отсутствия доказательств обоснованности понижения водительского класса Кунафина Р.В. и Шагимарданова Р.Г., суд не находит правовых оснований для сохранения за ними по спорному договору ОСАГО присвоенного при страховании водительского класса, в связи с чем требование истцов о признании за Кунафиным Р.В. и Шагимардановым Р.Г. права на «13-й» водительский класс по договору ОСАГО серии ЕЕЕ № 0393025742 подлежит удовлетворению, а нарушенный водительский класс - восстановлению на начало годового срока страхования до значения «13».

Следует отметить, что нарушение последовательности учета за истцами водительского класса в предшествующие периоды страхования не может повлиять на возможность восстановления водительского класса по спорному договору ОСАГО, т.к. правовое регулирование механизма восстановления нарушенного порядка учета за водителями водительского класса и корректировки уплаченных премий было нормативно обеспечено п.20.1 Правил ОСАГО, утвержденных Постановлением Правительства от Постановлением Правительства РФ № 236 от 07.05.2003 г. и статьей 6 ФЗ РФ от 25.12.2012 г. № 267-ФЗ, обязанность соблюдения которых была возложена на страховщиков, а не страхователей, и должное соблюдение которых предполагало своевременное выявление страховщиками несоответствий, допущенных при страховании по применению КБМ, и устранение допущенных несоответствий, направление страхователю уведомления о выявленных несоответствиях с последующим перерасчетом страховых премий.

Принимая решение о восстановлении водительского класса Кунафина Р.В. и Шагимарданова Р.Г. на момент начала срока действия договора, суд исходит из наличия безаварийной страховой истории вождения истцов и буквального толкования таблицы водительских классов, приведенных в Страховых тарифах ОСАГО о том, что водительский класс определяется моментом начала годового срока страхования и окончания годового срока страхования.

Иное толкование и применение законодательства привело бы к необоснованной утрате водительского класса без установленных на то законом оснований.

В связи с восстановлением водительского класса Кунафина Р.В., Шагимарданова Р.Г. страховая премия по договору ОСАГО ЕЕЕ № 0393025742 подлежит корректировке в сторону уменьшения с применением соответствующего «13-му» страховому водительскому классу значения коэффициента КБМ=0,50.

Переплаченная часть страховой премии по полису ОСАГО ЕЕЕ № 0393025742 составляет сумму в размере 3372, 64 = 7120,02 (4118*1,3*1,4*0,5КБМ), подлежащей взысканию в пользу страхователя Николаевой Э.Р.

Невозврат переплаченной страховой премии приведет неосновательному обогащению на стороне страховщика путем сбережения денежных средств за счет страхователя без установленных законом оснований.

В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество.

Расчет переплаченной части страховой премии, предложенный представителем истца, судом проверен и ответчиком не оспорен.

На какие-либо иные обстоятельства, влияющие на правильность расчёта страховой премии, её размер стороны не ссылались.

Суд также считает возможным взыскать в пользу Николаевой Э.Р., Кунафина Р.В., Шагимарданова Р.Г. с учетом разумности и справедливости, фактических обстоятельств дела 2000 рублей в качестве компенсации морального вреда на основании ст.15 ФЗ РФ «О защите прав потребителей» с учетом позиции Пленума Верховного Суда РФ, изложенной в п.45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", предписывающей при решении вопроса о компенсации потребителю морального вреда учитывать, что достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Принимая решение о частичном удовлетворении требования потребителя к СПАО "РЕСО-Гарантия" о взыскании компенсации морального вреда, суд учитывает, что занизив страховой водительский класс Кунафина Р.В. и Шагимарданова Р.Г. по спорному договору ОСАГО, страховщиком не принято своевременных мер по выявлению допущенных несоответствий, не произведена проверка правильности присвоенного водительского класса и примененного КБМ по спорному полису ОСАГО по заявлению, не произведен перерасчет страховой премии, чем нарушено право истцов на правильный и последовательный учет за ним водительского класса, а также создана угроза нарушения прав истца на получение законной скидки за безаварийную езду в последующие периоды страхования.

В соответствии с п. 6 ст. 13 ФЗ "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Сумма штрафа по настоящему иску подлежит взысканию в пользу каждого истца с СПАО "РЕСО-Гарантия" в размере 1000 рублей = 2000 *50%.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета ГО г.Стерлитамак, от уплаты которой истец был освобожден при предъявлении иска в суд, в сумме 300 рублей - за требование неимущественного характера.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования Николаевой Э.Р., Кунафина Р.В., Шагимарданова Р.Г. к СПАО "РЕСО-Гарантия" о восстановлении водительского класса, возврате переплаченной страховой премии по полису ЕЕЕ , взыскании компенсации морального вреда - удовлетворить частично.

Взыскать с СПАО "РЕСО-Гарантия" в пользу ФИО2 сумму в размере 3372, 64 руб. в качестве излишне уплаченной страховой премии, компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей, штраф в размере 1000 рублей.

Признать за ФИО3 право на «13-й» водительский класс по полису ОСАГО серии ЕЕЕ , обязать СПАО "РЕСО-Гарантия" внести достоверную информацию о действующем в отношении ФИО4 классе безаварийной езды в АИС РСА.

Взыскать с СПАО "РЕСО-Гарантия" в пользу ФИО4 компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей, штраф в размере 1000 рублей.

Признать за ФИО5 право на «13-й» водительский класс по полису ОСАГО серии ЕЕЕ , обязать СПАО "РЕСО-Гарантия" внести достоверную информацию о действующем в отношении ФИО5 классе безаварийной езды в АИС РСА.

Взыскать с СПАО "РЕСО-Гарантия" в пользу ФИО6 компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей, штраф в размере 1000 рублей.

Взыскать с СПАО "РЕСО-Гарантия" в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан.

Судья Айдаров Р.Т.