ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1117/19 от 06.05.2019 Анапского городского суда (Краснодарский край)

к делу № 2-1117/2019

УИД 23RS0003-01-2019-002019-49

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г-к. Анапа «06» мая 2019 г.

Анапский городской суд Краснодарского края в составе судьи Волошина А.В., при секретаре Носковой С.О., с участием представителя истца ФИО1 – ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя администрации МО г-к. Анапа, управления имущественных отношений администрации МО г-к. Анапа ФИО4, действующего на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ.00-2197, от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации муниципального образования город-курорт Анапа, управлению имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа о понуждении к заключению договора аренды земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования г-к. Анапа, управлению имущественных отношений администрации муниципального образования г-к. Анапа о понуждении к заключению договора аренды земельного участка.

Исковые требования мотивировал тем, что в 2012 году обратился в администрацию муниципального образования г-к. Анапа с заявлением о формировании и предоставлении ему в аренду земельного участка ориентировочной площадью 1032 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для благоустройства.

Указанный земельный участок был за его счет сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет. Органом местного самоуправления ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории муниципального образования г-к. Анапа.

Несмотря на изложенное, до настоящего времени земельный участок ему в аренду не предоставлен.

Истец полагает, что с учетом норм земельного законодательства, действующего на момент утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, он имеет право на приобретение данного земельного участка в аренду без проведения торгов.

Также указывает, что ранее установленный вид разрешенного использования земельного участка - «для благоустройства» действующим градостроительным регламентом не предусмотрен. В связи с чем, указанный вид подлежит приведению в соответствие с зонированием территории и установлен как «гостиничное обслуживание, туристическое обслуживание и курортная деятельность».

В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования по вышеуказанным основаниям, просила их удовлетворить.

Представитель ответчиков просил вынести судебное решение в соответствии с требованиями закона.

В письменных возражениях на иск указал, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, поскольку проект договора аренды земельного участка (оферта) им в адрес ответчиков не направлялся. Также ссылался на положения статей 39.6, 39.11 Земельного кодекса РФ, согласно которым земельный участок в данном случае может быть предоставлен в аренду только по результатам проведенных торгов. Указал, что статья 34 Земельного кодекса РФ утратила силу с ДД.ММ.ГГГГ, соответственно она не порождает у истца права требования предоставления земельного участка в ином порядке (л.д. 42-44).

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что в сентябре 2012 г. истец обратился в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 1032 кв.м., расположенного по адресу: для благоустройства.

К заявлению прилагались межевой план земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и выполненная схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории муниципального образования г-к. Анапа от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 89-100, 101-104, 123, 124).

ДД.ММ.ГГГГ управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г-к. Анапа подготовлено и выдано положительное градостроительное заключение места размещения вышеуказанного земельного участка (л.д. 105-106).

ДД.ММ.ГГГГ формируемому земельному участку присвоен ориентир: прилегает к юго-западной границе земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 107-108).

ДД.ММ.ГГГГ в печатном средстве массовой информации – газете «Анапское Черноморье» опубликовано сообщение о формировании земельного участка ориентировочной площадью 1032 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для благоустройства (л.д. 19-20).

Постановлением администрации муниципального образования г-к. Анапа от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения вышеуказанного земельного участка на кадастровой карте (плане) территории муниципального образования г-к. Анапа. Из вводной части постановления следует, что схема утверждена на основании поступившего заявления ФИО1 (л.д. 109-113).

ДД.ММ.ГГГГ земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером , право муниципальной собственности в ЕГРН зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 117-118, 126-128).

Ссылки представителя ответчиков на нормы части 1 статьи 39.6., части 1 и 4 статьи 39.11. Земельного кодекса РФ, согласно которым спорный земельный участок может быть предоставлен в аренду только посредством аукциона, а также на тот факт, что статья 34 Земельного кодекса РФ утратила силу с 01.03.2015 г., являются несостоятельными.

В соответствии с пунктом 18 статьи 1 Федерального закона от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу с 01.03.2015 г.) статья 34 Земельного кодекса РФ признана утратившей силу.

Одновременно, частью 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ установлено, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 01.01.2018 г.

Из буквального толкования данной нормы следует, что в случае утверждения вышеуказанной схемы до 01.03.2015 г. орган местного самоуправления был обязан не позднее 01.01.2018 г. предоставить заинтересованному лицу земельный участок по правилам статьи 34 Земельного кодекса РФ.

При этом, после истечения указанного срока соответствующее право лицом не утрачивалось и являлось основанием для обращения в суд с иском о понуждении предоставлении земельного участка в пределах установленного частью 1 статьи 196 Гражданского кодекса РФ трехгодичного срока исковой давности, то есть до 01.01.2021 г.

Поскольку схема расположения испрашиваемого истцом земельного участка на кадастровой карте (плане) территории муниципального образования г-к. Анапа утверждена органом местного самоуправления ДД.ММ.ГГГГ вопрос предоставления ему земельного участка должен решаться в соответствии с нормами статьи 34 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с частями 2 и 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ (в редакции № 76 от 29.12.2014 г.) граждане, заинтересованные в предоставлении в аренду земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают заявление в орган местного самоуправления, который в месячный срок утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.Согласно частям 5 и 6 статьи 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о передаче земельного участка в аренду заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением копии кадастрового паспорта земельного участка. Договор аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного решения.

В соответствии с пунктами 3.6.1.- 3.6.10. административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования город-курорт Анапа, утвержденного постановлением администрации муниципального образования г-к. Анапа от 24.05.2012 г. № 1412, основанием для начала выполнения административной процедуры по предоставлению земельного участка для целей, не связанных со строительством, без проведения торгов является наличие только одного заявления заявителя при условии заблаговременной публикации информационного сообщения. Результатом выполнения административной процедуры является подготовка и подписание постановления администрации муниципального образования г-к. Анапа о предоставлении земельного участка.

Судом установлено, что, несмотря на наличие всех законных оснований, земельный участок с кадастровым номером до настоящего времени истцу в аренду не предоставлен, соответствующее решение органом местного самоуправления не принято.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в орган местного самоуправления с повторным заявлением о предоставлении ему данного земельного участка, в чем ему ДД.ММ.ГГГГ отказано (л.д. 119-120, 121-122).

Ссылка ответчиков на нормы статей 435, 445 Гражданского кодекса РФ относительно ненаправления истцом в адрес органа местного самоуправления проекта договора аренды испрашиваемого земельного участка (оферты) является необоснованной.

Поскольку решение о предоставлении земельного участка в аренду истцу (часть 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ) не принималось, у последнего отсутствовали правовые основания для направления арендодателю проекта указанного договора.

При таких обстоятельствах требование истца о предоставлении ему вышеуказанного земельного участка в аренду в судебном порядке является законным и подлежит удовлетворению.

Относительно доводов истца о передаче земельного участка в аренду с измененным видом разрешенного использования с «для благоустройства» на «гостиничное обслуживание, туристическое обслуживание и курортная деятельность» суд приходит к следующему выводу.

Частью 1 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ установлено, что правовой режим земельных участков определяется градостроительным регламентом.

Согласно пункту 3 части 2, пункту 1 части 6 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки включают в себя градостроительные регламенты, в которых в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков.

В соответствии с частью 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения арендаторами земельных участков, которые могут их использовать в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.

Испрашиваемый истцом земельный участок с кадастровым номером сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, то есть до установления на территории муниципального образования г-к. Анапа градостроительного регламента.

Решением Совета муниципального образования г-к. Анапа от 26.12.2013 г. № 424 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования г-к. Анапа, согласно который вышеуказанный земельный участок отнесен к территориальной зоне Р-К1. «Зона объектов санаторно-курортного назначения» со следующими видами разрешенного использования: гостиничное обслуживание, туристическое обслуживание, курортная деятельность.

Вид разрешенного использования «для благоустройства» действующим для данной территориальной зоны градостроительным регламентом не предусмотрен.

Более того, абзацем 3 части 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ установлено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 г. утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, вступивший в силу с 24.12.2014 г. (90 дней со дня официального опубликования).

Данным классификатором (в редакции, действующей на момент повторного обращения истца в орган местного самоуправления - 09.01.2019 г.) вид разрешенного использования земельного участка - «для благоустройства» также не предусмотрен.

В соответствии с частью 9 статьи 36, частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ изменение видов разрешенного использования земельных участков может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, установленными градостроительным регламентом.

Поскольку Правилами землепользования и застройки муниципального образования г-к. Анапа вид разрешенного использования «для благоустройства» в настоящее время не предусмотрен, у истца возникло право на приведение вида разрешенного использования испрашиваемого им земельного участка в соответствие с видом разрешенного использования, установленным градостроительным регламентом, на основании положений классификатора видов разрешенного использования земельных участков.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО2 к администрации муниципального образования город-курорт Анапа, управлению имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа удовлетворить в полном объеме.

Понудить администрацию муниципального образования город-курорт Анапа, управление имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда изменить в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) вид разрешенного использования земельного участка общей площадью 1032 кв.м., с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, район кафе «Полет», с «для благоустройства» на «гостиничное обслуживание, туристическое обслуживание и курортная деятельность».

Понудить управление имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда заключить с ФИО1 договор аренды земельного участка общей площадью 1032 кв.м., с кадастровым номером <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: гостиничное обслуживание, туристическое обслуживание и курортная деятельность, расположенного по адресу: <адрес>, район кафе «Полет», сроком на 10 лет.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Анапский городской суд в течение месяца.

Судья /подпись/ А.В. Волошин

КОПИЯ ВЕРНА:

Судья Анапского городского суда

Краснодарского края А.В. Волошин

Решение не вступило в законную силу

06.05.2019 г.

Секретарь судебного заседания С.О. Носкова

Подлинник решения суда находится в материалах гражданского дела № 2-1117/2019, УИД 23RS0003-01-2019-002019-49 Анапского городского суда Краснодарского края

Секретарь судебного заседания С.О. Носкова