Дело № 2-61/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«26» апреля 2018 года г.Ярцево Смоленская область
Ярцевский городской суд Смоленской области в составе председательствующего судьи Коржаковой О.И., при секретаре Аксёновой Л.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой К. А., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2, к Администрации муниципального образования «<адрес>» Смоленской области о признании акта № от 11 февраля 2016 года и заключения № от <нет данных>, принятые межведомственной комиссией, незаконными, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление, о признании права на получение жилого помещения по договору социального найма,
у с т а н о в и л :
Иванова К.А., действующая за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2, обратилась в суд с иском к Администрации МО «<адрес>» Смоленской области о признании заключения межведомственной комиссии незаконным, признании квартиры не соответствующей требованиям, предъявляемым к жилому помещению.
В обоснование исковых требований в исковом заявлении указано, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с Федеральным законом от <нет данных> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а так же Законом Смоленской области №-з от <нет данных> «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке и установлении дополнительных видов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Смоленской области» за счет средств бюджета Смоленской области в <нет данных> году ей было предоставлено жилое помещение в виде квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение было передано ей по акту приема-передачи от <нет данных> на основании договора социального найма, и как указано в акте, в качественном состоянии.
На основании договора № на безвозмездную передачу квартир в собственность граждан от <нет данных>, заключенного с МО Репинское сельское поселение <адрес> Смоленской области, зарегистрировано право общей долевой собственности по ? доли в праве на указанную квартиру за ней и ее дочерью ФИО1 С <нет данных> года и по настоящее время она вместе со своими детьми ФИО1, <нет данных> года рождения и ФИО2, <нет данных> года рождения, проживает в указанной квартире. После фактического проживания в квартире, ей стало понятно, что жилое помещение не отвечает требованиям жилого помещения. В связи с чем ее дочери состоят на учете в детской поликлинике, поскольку часто болеют.
Многоквартирный дом, частью которого является ее квартира, долгое время находился в полуразрушенном состоянии. Капитальный ремонт дома был проведен некачественно, так как в настоящее время в общем коридоре проваливаются полы, в квартире нарушен теплообмен и вентиляция, на стенах выступает плесень, от чего она и ее дети часто болеют. Так же ее квартира не отвечает требованиям жилого помещения ввиду того, что в ее квартире отсутствует перегородка между кухней и жилой комнатой, то есть фактически в квартире отсутствует жилая комната (студия).
В п.1.1. договора № от <нет данных> на безвозмездную передачу квартир в собственность граждан указанная выше квартира является памятником истории и культуры. При этом, до настоящего времени нет документального подтверждения о том, что памятник архитектуры – казармы для рабочих завода был реконструирован в жилой дом или в котором доме проводился капитальный ремонт без изменения архитектурно планировочных параметров с момента постройки здания.
В связи с тем, что ее не устраивает состояние квартиры, в <нет данных> года она обратилась с заявлением в Администрацию МО «<адрес>» Смоленской области о проведении обследования межведомственной комиссией для решения вопроса о признании квартиры непригодной для проживания.
Межведомственной комиссией <нет данных> изготовлен акт №, согласно которому в результате визуального осмотра установлено, что квартира <адрес> в <адрес> отвечает требованиям для жилого помещения. Заключения с указанием соответствующих оснований признания или отказа в признании жилого помещения не пригодным к проживанию, согласно требованиям п.47 Положения, изготовлено не было.
При этом, согласно экспертного заключения №Я от <нет данных> микроклиматические параметры воздуха, измеренные <нет данных> в <адрес> жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, не соответствуют требованиям действующих государственных санитарных правил и гигиенических нормативов СанПиН 2.<нет данных>-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
При ее обращении в ООО «Центр оценок и экспертиз», было составлено экспертное заключение от <нет данных>, которым исследуемая квартира по своему объемно-планировочному решению не соответствует обязательным требованиям СП 54.13330.2011, МДС 13-21-2007, предъявляемым к квартирам, в том числе квартирам, предоставляемым гражданам в зданиях государственного и муниципального жилищных фондов, жилищного фонда социального использования. Также были выявлены строительные недостатки.
<нет данных> ею было подано в дополнение к ранее направленному заявлению от <нет данных> заявление в Администрацию МО «<адрес>» Смоленской области о вынесении решения о несоответствии части жилого дома – помещения №, в том числе коридора площадью <данные изъяты> кв.м, совмещенного санузла площадью <данные изъяты> кв.м, кухни площадью <данные изъяты> кв.м, расположенных в доме <адрес> в <адрес> Смоленской области, требованиям, предъявляемым к жилому помещению с учетом экспертного заключения, выполненного ООО «Центр оценок и экспертиз» от <нет данных>.
Межведомственной комиссией <нет данных> изготовлено заключение №, согласно которому принято решение о соответствии помещения, расположенного по адресу: <адрес>, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению и его пригодности для проживания.
Согласно письму Администрацией МО «<адрес>» Смоленской области принадлежащая ей квартира как минимум нуждается в капитальном ремонте.
Считает Акт и Заключение, принятые межведомственной комиссией незаконными и не соответствующими действительности.
Учитывая вышеизложенное, а так же тот факт, что квартира, в которой проживает она и ее дети не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, полагает, что в нарушение требований действующего законодательства ей, имеющей статус ребенка-сироты до настоящего времени не предоставлено благоустроенное жилое помещение.
Просит признать заключение № от <нет данных>, принятое межведомственной комиссией, о соответствии помещения, расположенного по адресу: <адрес>, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилому помещению и его пригодности для проживания – незаконным и отменить; признать квартиру №, расположенную в доме <адрес> г.Ярцево Смоленской области, не соответствующую требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
В ходе судебного разбирательства истица уточнила исковые требования и окончательно просила признать незаконными и отменить акт № от <нет данных> и заключение № от <нет данных> межведомственной комиссии Администрации МО «<адрес>» Смоленской области; возложить на Администрацию МО «<адрес>» Смоленской области обязанность повторно рассмотреть ее заявление и провести оценку соответствия жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от <нет данных>№; признать за ней и ФИО1, <нет данных> года рождения, ФИО2, <нет данных> года рождения право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В судебном заседании истец Иванова К.А., действующая за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2, поддержала уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в нем. Пояснила, что не помнит, когда именно она получила Заключение. Считает, что процессуальный срок обращения в суд ее с заявленными требованиями не пропущен.
Представитель истца Ивановой К.А. - Дергачева Л.В. в судебном заседании исковые требования, с учетом уточнения, поддержала. Считает, что ее доверительницей не пропущен срок для обращения с заявленными требованиями.
Представитель ответчика Администрации МО «<адрес>» Смоленской области Пушенков А.В. в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что межведомственной комиссией были составлены обжалуемые Акт и Заключение при проведении соответствующего обследования. Заявил о пропуске срока обращения с указанными требованиями истцом. При этом, почему Заключение было направлено истцу Администрацией МО «<адрес>» Смоленской области по истечении месячного срока, пояснить не мог.
Представитель Межведомственной комиссии при Администрации МО «<адрес>» Смоленской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (т.2 л.д.1).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента Смоленской области по культуре и туризму в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя (т.2 л.д.7).В письменных объяснениях по делу указал, что здание по адресу: <адрес> состоит на государственной охране, как выявленный объект культурного наследия «Дом жилой». Является многоквартирным домом. Нормативные правовые акты в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия не устанавливают порядок признания объекта культурного наследия, являющегося многоквартирным жилым домом, аварийным и (или) несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению. Ремонт памятника – научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны (т.1 л.д.151-154, 162-165).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Главное управление «Государственная жилищная инспекция Смоленской области» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица (т.2 л.д.9).
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав истца Иванову К.А., действующую за себя и в интересах несовершеннолетней ФИО1, её представителя Дергачеву Л.В., представителя ответчика Пушенкова А.В., исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище (ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, к их числу относятся граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1).
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от <нет данных>№ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также иных жилых помещений в случаях, установленных настоящим Положением. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которая относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в этих целях.
Согласно п.42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
На основании п.43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения
В соответствии с п.44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:
прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;
определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;
работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению № (далее - заключение);
составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;
принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;
передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
Согласно п.47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов «за» и «против» при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.
В соответствии с п.51 Положения комиссия в 5-дневный срок со дня принятия решения, предусмотренного пунктом 49 настоящего Положения, направляет в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая единый портал или региональный портал государственных и муниципальных услуг (при его наличии), по 1 экземпляру распоряжения и заключения комиссии заявителю, а также в случае признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции - в орган государственного жилищного надзора (муниципального жилищного контроля) по месту нахождения такого помещения или дома.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которая относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в этих целях.
Судом установлено, что спорная квартира находится в многоквартирном жилом доме, часть которого была отремонтирована ООО «<адрес>» в <нет данных> году (т.1 л.д.77, 78, 79, 80). Отремонтированной части дома постановлением Главы МО Ярцевское городское поселение <адрес> Смоленской области от <нет данных>№ присвоен почтовый адрес: <адрес> (л.д.138).
Постановлением Главы МО Ярцевское городское поселение <адрес> Смоленской области от <нет данных>№-квартирный жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, введен в эксплуатацию (т.1 л.д.139, 140).
Указанный дом относится к объектам культурного наследия «Жилой дом», находящийся на государственной охране, в соответствии с требованиями Федерального закона от <нет данных> №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации» (л.д.24-27). Доказательств обратного суду не представлено
Судом установлено, что Администраций Репинского сельского поселения <адрес> Смоленской области с Брайцевой К.А. <нет данных> заключен договор социального найма в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, которая передана Брайцевой К.А. в тот же день, что подтверждается актом приема-передачи (л.д.20).
У Брайцевой К.А. <нет данных> родилась дочь ФИО1, <нет данных> родилась дочь ФИО2, что подтверждается свидетельствами о рождении I-МП № и I-МП №, соответственно (т.1 л.д. 15, 16)
Брайцева К.А. <нет данных> заключила брак с ФИО7, после чего той присвоена фамилия Иванова (т.1 л.д.13).
Между муниципальным образованием Репинское сельское поселение <адрес> Смоленской области и Брайцевой К.А., и несовершеннолетней ФИО1<нет данных> заключен договор № на безвозмездную передачу квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в собственность граждан, общей площадью <данные изъяты> кв.м (т.1 л.д.21).
Право собственности истца и ее несовершеннолетней дочери ФИО1 на указанную квартиру зарегистрировано в установленном законом порядке, в связи с чем Брайцевой К.А. и ФИО1 выданы свидетельства о государственной регистрации права № от <нет данных>, № от <нет данных> (т.1 л.д.22, 23).
В настоящее время в <адрес>, расположенной на втором этаже указанного дома, проживает истец Иванова К.А. с семьей: дочерьми ФИО1 и ФИО11., которые в установленном законом порядке приобрели право пользования вышеуказанным жилым помещением, и имеют регистрацию в нем. Иных жилых помещений истец и члены ее семьи в собственности не имеют. Доказательств обратного суду не представлено.
Через непродолжительное время после заселения Ивановой (Брайцевой) К.А. в квартиру, жилое помещение стало разрушаться из-за сырости, ее несовершеннолетние дети стали болеть, в связи с чем поставлены на учет в Детской поликлинике №, как часто длительно болеющие (т.1 л.д.36).
<нет данных> Иванова К.А. обратилась к Главе Администрации МО «<адрес>» Смоленской области с заявлением о проведении обследования жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на соответствие санитарно-техническим нормам (т.1 л.д.33).
Из акта обследования № от <нет данных><адрес>, проведенной межведомственной комиссией, назначенной Распоряжением Администрации муниципального образования «<адрес>» Смоленской области №-р от <нет данных> в редакции от <нет данных>№-р, от <нет данных>№-р, от <нет данных>№-р, от <нет данных>№-р, в редакции от <нет данных>№-р, №-р от <нет данных>, усматривается, что квартира № отвечает требованиям, которым должно отвечать жилое помещение. Межведомственная комиссия по результатам обследования жилого помещения пришла к выводу, что на основании п.44 Постановления Правительства РФ от <нет данных>№ для признания квартиры <адрес> в <адрес> Смоленской области непригодной для проживания необходимо предоставить техническое заключение специализированной организации, проводящей инструментальное обследование (т.1 л.д.37, 56, 100).
Таким образом, в нарушение пунктов 43, 44 Положения межведомственной комиссией не было проверено фактическое состояние жилого помещения на момент принятия решения, не истребованы дополнительные документы, необходимые для принятия решения. Доказательств обратного суду не представлено.
С целью определения соответствия квартиры строительным нормам и правилам, в том числе Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Постановлением Правительства РФ от <нет данных>, а так же СП «Здания жилые многоквартирные» по заявлению Благотворительного фонда «Дети наши» специалистами ООО «Центр оценок и экспертиз» проведена судебная строительно-техническая экспертиза указанной выше квартиры. Согласно экспертному заключению № от <нет данных>, исследуемая квартира по своему объемно-планировочному решению не соответствует обязательным требованиям СП 54.13330.2011, МДС 13-21-2007, предъявляемым к квартирам, в том числе квартирам, предоставляемым гражданам в зданиях государственного и муниципального жилищных фондов, жилищного фонда социального использования.
Исходя из смысла МДС № исследуемая квартира является нежилой ввиду отсутствия в ее составе жилых комнат (комнаты) и недопустимости к использованию в качестве жилых помещений помещения вспомогательного назначения.
Также в ходе исследования квартиры <адрес> в <адрес> выявлен ряд строительных недостатков, а именно: вентиляционный канал, выполненный из силикатного пустотелого кирпича и шваброван, имеются наплывы раствора; зазор между стеной и подоконной доской всех оконных проемов в исследуемой квартире, проникновение холодного воздуха – нарушение ГОСТ 30971-2012; запирающие приборы оконных блоков работают с заеданием, не обеспечивают плотный и равномерный притвор – нарушение ГОСТ 30674-99 п.5.8.5; выбоины в цементно-песчаной стяжке пола и разрывы линолеума, зазоры между кромками полотнищ линолеума – нарушение СП 29.13330.2011 п.п. 8,13, 5.18, 5.24 (т.1 л.д.38-43, 102-113).
<нет данных> Иванова (Брайцева) К.А. обратилась в межведомственную комиссию Администрации МО «<адрес>» Смоленской области с заявлением о проведении оценки соответствия части жилого дома – помещения №, в том числе коридора площадью <данные изъяты> кв.м, совмещенного санузла площадью <данные изъяты> кв.м, кухни площадью <данные изъяты> кв.м, расположенных в доме <адрес> Смоленской области, требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания (т.1 л.д.34-35).
Заключением межведомственной комиссии № от <нет данных>, назначенной Распоряжением Администрации МО «<адрес>» Смоленской области №-р от <нет данных> в редакции от <нет данных>№-р, от <нет данных>№-р, от <нет данных>№-р, от <нет данных>№-р, в редакции от <нет данных>№-р, в редакции от <нет данных>№-р, в редакции от <нет данных>№-р, в редакции от <нет данных>№-р, принято решение, согласно раздела II Постановления № Правительства РФ от <нет данных> (в ред. от <нет данных>№, от <нет данных> №АКПИ 15-1365) «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», о соответствии помещения по адресу: <адрес>, требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания (т.1 л.д.48, 55, 101).
Судом установлено, что в ходе обследования спорного жилого помещения инструментальный контроль исследуемого объекта межведомственной комиссией не проводился. Фактически обследование жилого помещения производилось межведомственной комиссией визуально, результаты обследования жилого помещения не свидетельствуют о выполнении комиссией требований пункта 43 Положения, указанное выше заключение межведомственной комиссии содержит недостоверные выводы о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению и его пригодности для проживания.
При этом, при обследовании спорного объекта недвижимости фактически не участвовал представитель БТИ, как специалист, так как его подпись в оспариваемом заключении отсутствует. Доказательств обратного суду не представлено.
Выводы, изложенные в заключении межведомственной комиссии № от <нет данных> противоречат экспертному заключению №-Э от <нет данных>, в связи с чем, требования истца о признании незаконными акта № от <нет данных> и заключения № от <нет данных>, принятые межведомственной комиссией, подлежат удовлетворению.
Суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика о том, что квартира №, расположенная по адресу: <адрес>, в установленном порядке не признана не пригодной для проживания и не подлежащей ремонту и реконструкции, поскольку указанные доводы опровергаются представленными суду документами, согласно которым исследуемая квартира является нежилой ввиду отсутствия в ее составе жилых комнат (комнаты) и недопустимости к использованию в качестве жилых помещений помещения вспомогательного назначения, кроме того выявлен ряд строительных недостатков (т.1 л.д.38-43, 102-113).
В соответствии со ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно ст.8 Федерального закона от <нет данных> №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Как установлено в судебном заседании, Ивановой (Брайцевой) К.А., как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, по договору социального найма была предоставлена спорная квартира, которая <нет данных> была передана последней и ее дочери – ФИО1, в долевую собственность в равных долях.
При этом, оснований для предоставления истцу иного жилого помещения по договору социального найма, указанных в Жилищном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе от <нет данных> №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не имеется.
При таких обстоятельствах, исходя из заявленных оснований и предмета иска, исковые требования в части признания за Ивановой (Брайцевой) К.А., ФИО1, ФИО2 права на получение жилого помещения по договору социального найма удовлетворены быть не могут.
Кроме этого, представителем ответчика – Администрации МО «<адрес>» Смоленской области Пушенковым А.В. заявлено ходатайство о пропуске истцом срока для обращения с требованием о признании Акта и Заключения межведомственной комиссии незаконными и их отмене.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <нет данных>№ «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ» по смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, статья 118 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации устанавливает, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Подмена одного вида судопроизводства другим является, таким образом, недопустимой (определение от <нет данных> N 1773-О).
Предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок для обращения в суд не подлежит применению в тех случаях, когда имеет место обращение в суд за защитой нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Из материалов дела следует, что истец оспаривает акты органа местного самоуправления, являющиеся основанием возникновения у нее права на жилье.
Следовательно, заявленные требования подлежат рассмотрению по правилам гражданского судопроизводства, не предусматривающего трехмесячного срока обращения в суд с требованием об оспаривании возникновения права на жилое помещение.
На основании изложенного, суд находит несостоятельной ссылку представителя ответчика на пропуск истцом предусмотренного статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока для оспаривания актов органа местного самоуправления.
Суд разъяснил сторонам ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и обеспечил им равные возможности в представлении доказательств, удовлетворил обоснованные ходатайства. Других доказательств стороны не представили, ходатайств об их истребовании не заявляли, посчитали представленные доказательства достаточными для вынесения решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Исковые требования Ивановой К. А., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2, о признании акта № от <нет данных> и заключения № от <нет данных>, принятые межведомственной комиссией, незаконными, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление, о признании права на получение жилого помещения по договору социального найма, удовлетворить частично.
Признать акт обследования жилых помещений № от <нет данных> и заключение межведомственной комиссии № от <нет данных> незаконными.
Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» Смоленской области в лице межведомственной комиссии повторно провести обследование жилого помещения – квартиры №, расположенной по адресу: Смоленская область, <адрес>, на предмет соответствия требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от <нет данных>№ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» и санитарно – техническим нормам, в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ярцевский городской суд Смоленской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья О.И.Коржакова
Решение суда в окончательной форме принято <нет данных>