Гражданское дело № 2-1117/2021 (2-4810/2020;)
УИД: 47RS0005-01-2020-006792-75
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Гришина Д.Ю.,
при секретаре Зенкиной В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Городской информационно-расчётный центр" к ФИО1 о взыскании незаконно полученного пособия на ребенка,
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в суд с исковым заявлением к ФИО1 о взыскании незаконно полученного пособия на ребенка.
В обоснование заявленного требования истец указал, что ФИО1 по личному заявлению были назначены:
- с 01.12.2011 ежемесячное пособие на ребенка с <данные изъяты> от рождения до 7 лет на дочь <данные изъяты> в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 24.11.2004 №587-80 «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге» (далее - Закон 587-80) - утратил силу с 01.01.2013 и вступил в силу Закон Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» (далее - Социальный кодекс) и Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 22.05.2013 № 343 «О реализации Главы 5 «Социальная поддержка семей, имеющих детей» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» (далее - Постановление»),
- с 01.08.2014 ежемесячное пособие на ребенка школьного возраста из неполной семьи на дочь <данные изъяты> в соответствии Законом Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» и Постановления Правительства Санкт-Петербурга о 22.05.2013 № 343 «О реализации Главы 5 «Социальная поддержка семей, имеющих детей» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга».
В феврале 2018 в результате плановой проверки была отработана справка о регистрации Ф9, из содержания которой стало известно о снятии ответчицы вместе с детьми с регистрационного учёта по месту жительства в Санкт-Петербурге с 25.07.2016, что послужило основанием для принятия администрацией Приморского района Санкт-Петербурга распоряжений о возврате необоснованно (излишне) выплаченных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей с 01.08.2016. Поскольку сведения о снятии с регистрационного учета в Санкт-Петербурге поступили несвоевременно, образовалась переплата ежемесячного пособия на ребенка от рождения до 7 лет за период с 01.08.2016 по 28.02.2018 в сумме 116 708 руб. 00 коп. (5778,00*5)+(6223,00*12)+(6571,00*2). Поступил возврат денежных средств из ПАО «Банк «Санкт-Петербург»» от 02.03.2018 в сумме 3 429 руб. 85 коп., таким образом, с учетом возвращенных средств переплата составила 113 278 руб. 15 коп. и переплата ежемесячного пособия на ребенка школьного возраста из неполной семьи за период с 01.08.2016 по 31.03.2018 в сумме 24 267 руб. 00 коп. (1225,00* 12)+(1294,00*3). Таким образом, общая сумма переплаты составила 137 545 руб. 15 коп.
На основании изложенного истец просит суд взыскать с ФИО1 в пользу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Городской информационно-расчётный центр» незаконно полученное пособие на ребенка с <данные изъяты> от рождения до 7 лет за период с 01.08.2016 по 28.02.2018 в сумме 113 278 руб. 15 коп. и пособие на ребенка школьного возраста за период с 01.08.2016 по 31.03.2018 в сумме 24 267 руб. 00 коп., общая сумма переплаты составила 137 545 руб. 15 коп.
Представитель истца в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, настаивал в исковом заявлении на удовлетворении исковых требований.
Ответчик в судебное заседание не явилась, извещена о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, об отложении судебного разбирательства не просила, возражений в материалы дела не представила.
Суд, непосредственно исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ФИО1 по личному заявлению были назначены:
- с 01.12.2011 ежемесячное пособие на ребенка с <данные изъяты> от рождения до 7 лет на дочь <данные изъяты> в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 24.11.2004 №587-80 «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге» - утратил силу с 01.01.2013 и вступил в силу Закон Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» и Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 22.05.2013 № 343 «О реализации Главы 5 «Социальная поддержка семей, имеющих детей» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга»,
- с 01.08.2014 ежемесячное пособие на ребенка школьного возраста из неполной семьи на дочь <данные изъяты> в соответствии Законом Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» и Постановления Правительства Санкт-Петербурга о 22.05.2013 № 343 «О реализации Главы 5 «Социальная поддержка семей, имеющих детей» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга».
В феврале 2018 в результате плановой проверки была отработана справка о регистрации Ф9, из содержания которой стало известно о снятии ответчицы вместе с детьми с регистрационного учёта по месту жительства в Санкт-Петербурге с 25.07.2016, что послужило основанием для принятия администрацией Приморского района Санкт-Петербурга распоряжений о возврате необоснованно (излишне) выплаченных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей с 01.08.2016. Поскольку сведения о снятии с регистрационного учета в Санкт-Петербурге поступили несвоевременно, образовалась переплата ежемесячного пособия на ребенка от рождения до 7 лет за период с 01.08.2016 по 28.02.2018 в сумме 116 708 руб. 00 коп. (5778,00*5)+(6223,00*12)+(6571,00*2). Поступил возврат денежных средств из ПАО «Банк «Санкт-Петербург»» от 02.03.2018 в сумме 3 429 руб. 85 коп., таким образом, с учетом возвращенных средств переплата составила 113 278 руб. 15 коп. и переплата ежемесячного пособия на ребенка школьного возраста из неполной семьи за период с 01.08.2016 по 31.03.2018 в сумме 24 267 руб. 00 коп. (1225,00* 12)+(1294,00*3). Таким образом, общая сумма переплаты составила 137 545 руб. 15 коп.
Расчет исковых требований судом проверен, арифметически верен, ответчиком не оспорен.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона 587-80 гражданам Российской Федерации, лицам без гражданства, в том числе беженцам, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге, иностранным гражданам, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге, которые имеют детей, выплачивается ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 1,5 лет до 7 лет на приобретение товаров детского ассортимента, продуктов детского питания, специальных молочных продуктов.
В соответствии с п. 1 ст. 17 гл. 5 Социального кодекса меры социальной поддержки, предоставляются семьям, в которых ребенок (дети) и один или оба родителя являются гражданами, лицами без гражданства, в том числе беженцами, имеющими место жительства или место пребывания в Санкт-Петербурге, иностранными гражданами, имеющими место жительства в Санкт-Петербурге, а также лицами без определенного места жительства.
Согласно п. 2 ст. 18 Главы 5 Кодекса ежемесячное пособие назначается на ребенка в возрасте от полутора лет до 7 лет на приобретение товаров детского ассортимента, продуктов детского питания, специальных молочных продуктов.
В соответствии с п. 3 ст. 18 Главы 5 Кодекса семьям, имеющим детей, предоставляется меры социальной поддержки, в том числе ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 7 лет до 16 лет либо до окончания образовательного учреждения, реализующего образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, но не старше 18 лет.
Семьям, имеющим детей, предоставляются меры социальной поддержки в виде ежемесячного пособие на ВИЧ-инфицированного ребенка в возрасте от рождения до 18 лет на приобретение товаров детского (подросткового) ассортимента, продуктов детского питания, специальных молочных продуктов назначается в размере 6 223 рублей.
В соответствии с п. 1.4 1-го раздела Порядка предоставления мер социальной поддержки и мер дополнительной поддержки семьям, имеющим детей, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 343 от 22.05.2013, меры социальной поддержки назначаются и выплачиваются гражданам, имеющим место пребывания в Санкт-Петербурге, в случае если им аналогичные меры не выплачиваются на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором указанные граждане зарегистрированы по месту жительства.
В п. 2.6 2-го раздела Порядка сказано, что меры социальной поддержки предоставляются гражданам, имеющим место пребывания в Санкт-Петербурге на срок регистрации по месту пребывания в Санкт-Петербурге.
Согласно п. 2.9 2-го раздела Порядка получатели мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, обязаны в течение десяти рабочих дней извещать органы, осуществляющие назначение и выплату мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий, ежемесячной денежной выплаты на оплату части взноса на капитальный ремонт или прекращение их выплат, и несут ответственность за достоверность и полноту сведений, представленных для назначения мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей.
Предоставление мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей, прекращается в случае установления администрацией района Санкт-Петербурга недостоверности представленных получателем сведений или несвоевременности извещения об изменении указанных сведений с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства (п. 2.11 2-го раздела Порядка).
Согласно п. 2.13 2-го раздела Порядка администрация района Санкт-Петербурга в случае установления факта излишней выплаты мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, организует работу по возврату в бюджет Санкт-Петербурга излишне выплаченных сумм.
Излишне выплаченными суммы мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, считаются за период, когда у получателя отсутствовало право на предоставление мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей.
Несмотря на то, что ФИО1 на основании личных заявлений давала обязательство письменно сообщить в администрацию района Санкт-Петербурга о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пособия или изменение его размера, в администрацию она своевременно не обратилась, денежные средства по настоящее время в бюджет Санкт-Петербурга не возвращены.
Установленные судом обстоятельства приводят к выводу об обоснованности доводов истца о том, что ответчик не обладал правом на предоставление мер социальной поддержки в спорный период и начисление денежных средств производилось ей незаконно.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему, неосновательно приобретенное или сбереженное имущество.
При таких обстоятельствах суд полагает требования истца законными и подлежащими удовлетворению.
На основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден. В соответствии с ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию в бюджет муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области государственная пошлина в размере 3 950 рублей 90 копеек.
Основываясь на изложенном и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Городской информационно-расчётный центр" к ФИО1 о взыскании незаконно полученного пособия на ребенка удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Городской информационно-расчётный центр» незаконно полученное пособие на ребенка с <данные изъяты> от рождения до 7 лет за период с 01.08.2016 по 28.02.2018 в сумме 113 278 рублей 15 копеек и пособие на ребенка школьного возраста за период с 01.08.2016 по 31.03.2018 в сумме 24 267 рублей 00 копеек, а всего взыскать общую сумму переплаты в размере 137 545 рублей 15 копеек.
Взыскать с ФИО1 в бюджет муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области государственную пошлину в размере 3 950 рублей 90 копеек.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд Ленинградской области.
Судья: Д.Ю. Гришин
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 17.05.2021.