Дело № 2-54/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 марта 2022 года с. Миасское
Красноармейский районный суд Челябинской области в составе председательствующего - судьи Бутаковой О.С.,
при ведении протокола помощником судьи Мухаметовой О.Р.,
с участием представителя истца Местной религиозной организации православный Приход храма в честь святого мученика ФИО2 г. Челябинска Челябинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), третьего лица Централизованной православной религиозной организации Челябинской епархии Русской Православной Церкви ФИО3, представителя ответчика администрации Теренкульского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области ФИО5, представителей третьих лиц МКУ «Межпоселенческое социально-культурное объединение Красноармейского муниципального района» ФИО6, МКУ «Управление культуры Красноармейского муниципального района» ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Местной религиозной организации православный Приход храма в честь святого мученика ФИО2 г. Челябинска Челябинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) к администрации Теренкульского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области о возложении обязанность передать объект религиозного назначения,
УСТАНОВИЛ:
Местная религиозная организация православный Приход храма в честь святого мученика ФИО2 г. Челябинска Челябинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) обратилась с иском (с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ) к администрации Теренкульского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности передать объект религиозного назначения – храм Сошествия Святого Духа на апостолов площадью 267,4 кв. метров с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ФИО1<адрес>, д. Теренкуль, <адрес>.
В обоснование иска указано, что на территории <адрес>ФИО4<адрес> в д.Теренкуль по адресу: <адрес> располагается объект религиозного назначения. На запрос Челябинской епархии № 233 от 07 июня 2018 года с просьбой предоставить информацию, на чьем балансе числится, а также в чьей собственности или пользовании находится здание храма Сошествия Святого Духа на апостолов, расположенное в Красноармейском районе д. Теренкуль, был получен ответ о том, что данное здание числится на балансе администрации Теренкульского сельского поселения, находится в оперативном управлении МКУ Теренкульского СДК. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости спорный объект недвижимости был принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости и собственником в настоящее время является администрация Теренкульского сельского поселения. 13 июля 2021 года Приход в адрес администрации Красноармейского района направил заявление о передачи в собственность Прихода объекта религиозного назначения - Церкви сошествия Святого Духа на апостолов в с. Теренкуль. 28 сентября 2021 года администрация отказала Приходу в передачи в собственность объекта религиозного назначения в связи с тем, что в здании находится Дом культуры. Аналогичный ответ от 13 января 2022 года был получен на обращение в администрацию Теренкульского сельского поселения. Те основания, на которые ссылается ответчик, при отказе религиозной организации в передаче в собственность объекта религиозного назначения в ст. 8 Федерального закона от 30 ноября 2010 года № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», отсутствуют.
Представитель истца Местной религиозной организации православный Приход храма в честь святого мученика ФИО2 г. Челябинска Челябинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), третьего лица Централизованной православной религиозной организации Челябинской епархии Русской Православной Церкви ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика администрации Теренкульского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области ФИО5 с иском не согласилась.
Представитель третьего лица МКУ «Межпоселенческое социально-культурное объединение Красноармейского муниципального района» ФИО6 против удовлетворения исковых требований не возражала, пояснила, что спорное здание строилось на пожертвования прихожан.
Представитель третьего лица МКУ «Управление культуры Красноармейского муниципального района» ФИО7 поддержала позицию ФИО6
Представители третьих лиц администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области, Управления Росреестра по Челябинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд, с учетом мнения участников процесса, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом, по представленным доказательствам.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Из материалов дела следует, что Управлением Росреестра по Челябинской области на основании заявления администрации Теренкульского сельского поселения 18 ноября 2019 года принято на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества нежилое здание, расположенное по адресу: Россия, <...>, площадью 267,4 кв. метров с присвоением кадастрового номера 74:12:0404002:143 (л.д. 47, 48).
Указанный выше объект в реестре имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области, в реестре федерального имущества, а также в муниципальной собственности Красноармейского муниципального района Челябинской области не значится (л.д. 50, 52, 54, 58).
Решением Красноармейского районного суда Челябинской области от 01 июня 2021 года, вступившим в законную силу 02 июля 2021 года, признано право муниципальной собственности МО «Теренкульское сельское поселение» на указанное выше бесхозяйное недвижимое имущество (л.д. 61, 62).
Право собственности администрации Теренкульского сельского поселения на нежилое здание с КН № зарегистрировано в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 157, 158).
Приведенные выше обстоятельства также подтверждаются реестровым делом на нежилое здание с КН 74№ (л.д. 66-88).
Судом также установлено, что согласно ответу Государственного комитета охраны объектов культурного наследия Челябинской области № 01-08/11 от 10 января 2020 года сведения о наличии объектов культурного наследия на территории <адрес>ФИО4<адрес> в Реестре, в Перечне выявленных объектов культурного наследия Челябинской области, представляющих историческую, художественную или иную культурную ценность, и в Списке объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, отсутствуют (л.д. 33, 34).
Территориальное управление Росимущества в Челябинской и Курганских областях в ответе № 08863 от 03 августа 2018 года сообщило, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации в отношении указанного выше объекта недвижимости отсутствует. Информации о наличии оформленных прав пользования в отношении запрашиваемого объекта недвижимости отсутствует (л.д. 35).
На запрос Челябинской Епархии в Государственный архив Пермской области на предоставление архивных документов на религиозный объект, находящийся на территории д. Теренкуль Красноармейского района Челябинской области - храм Сошествия Святого Духа на апостолов был получен ответ за № 5533 от 24 мая 2021 года, из которого следует, что документы, содержащие сведения по данному объекту на хранение не поступали, предоставить сведения об истории строительства и конфессиональной принадлежности вышеуказанного объекта религиозного назначения нет возможности (л.д. 41, 42).
Согласно ответу Государственного архива Курганской области №1454-т от 21 мая 2021 года выдача документов прекращена всем категориям пользователей (в том числе, работникам архива) по причине неудовлетворительного физического состояния документов (л.д. 43, 44).
На запрос Челябинской Епархии в Объединённый государственный архив Челябинской области на предоставление архивных документов на религиозный объект, находящийся на территории с. Теренкуль Красноармейского района Челябинской области - храм Сошествия Святого Духа на апостолов, была получена архивная справка № Т-49/4 от 13 мая 2021 года о том, что в документах архивного фонда «Первая государственная нотариальная контора г. Челябинска» имеется протокол собрания верующих Теренкульской Духосошествиевской церкви Челябинского уезда Бродокалмакской волости от 11 сентября 1922 года об избрании уполномоченного по заключению договора с горуездным исполкомом по передаче церковного имущества верующим (л.д. 36-40).
В отделе архитектуры и градостроительства администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области сведений о строительстве, реконструкции объекта религиозного назначения - храма Сошествия Святого Духа на апостолов по адресу: <...>, не имеется (л.д. 141).
Указом Митрополита Челябинского и ФИО8 №78 от 25 октября 2019 года храм Сошествия Святого Духа на апостолов Красноармейского района Челябинской области приписывается к Местной религиозной организации Православный приход храма в честь святого мученика ФИО2 г. Челябинска Челябинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) (л.д. 28, 125, 126). 13 июля 2021 года № 07/21 истцом в адрес администрации Красноармейского района Челябинской области было направлено заявление о передачи в собственность указанного выше объекта религиозного назначения. 28 сентября 2021 года в письме № 6345 администрация отказала истцу в передачи в собственность объекта религиозного назначения в связи с тем, что в здании находится дом культуры (л.д. 45, 46).
Постановлением администрации Теренкульского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области №12 от 25 августа 2021 года МКУ «Теренкульский сельский дом культуры» ликвидировано (л.д. 103-106).
29 декабря 2021 года истец обратился в администрации Теренкульского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области с заявлением о передаче в собственность имущества религиозного назначения, находящегося в муниципальной собственности – Церкви Сошествия Святого духа на апостолов. Данное заявление ответчиком было оставлено без удовлетворения, поскольку здание является единственным помещением для проведения культурно-массовых мероприятий; в связи с ликвидацией МКУ «Теренкульский СДК» здание передается в безвозмездное пользование Управлению культуры Красноармейского муниципального района, что следует из ответа от 13 января 2022 года (л.д. 117, 118).
01 января 2022 года между администрацией Теренкульского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области и МКУ «Межпоселенческое социально-культурное объединение Красноармейского муниципального района» заключен договор, согласно которому спорное нежилое здание передано ссудополучателю с безвозмездное пользование (л.д. 128-131).
Разрешая исковые требования, суд исходит из следующего.
В силу п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Следовательно, органы местного самоуправления осуществляют постановку на учет бесхозяйного имущества и с этой целью обращаться с заявлением для проведения процедуры обращения бесхозяйных объектов недвижимости в собственность муниципального образования поселения, городского округа или муниципального района, на территории которых они находятся.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 30 ноября 2010 года № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» основанием для рассмотрения вопроса о передаче религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения является заявление религиозной организации (в произвольной форме), представленное в письменной форме в уполномоченный орган. В заявлении религиозной организации излагается просьба о передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения в собственность или безвозмездное пользование с указанием наименования имущества религиозного назначения, его назначения, места нахождения, истории создания и использования, целей использования, вида права, на котором предлагается осуществить передачу такого имущества.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 30 ноября 2010 года № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» в месячный срок со дня поступления заявления религиозной организации, согласованного с вышестоящим руководящим органом (центром) религиозной организации, уполномоченный орган обязан рассмотреть такое заявление и по результатам рассмотрения принять решение о передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения религиозной организации или о подготовке предложений о включении этого имущества в план передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения в соответствии с частями 4 - 8 статьи 5 настоящего Федерального закона либо в случаях, установленных статьей 8 настоящего Федерального закона, мотивированное решение об отказе в передаче этого имущества.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 30 ноября 2010 года № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» решение об отказе в передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование государственного или муниципального имущества религиозного назначения принимается в одном из следующих случаев, если:
1) данное имущество не является имуществом религиозного назначения в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона и (или) не соответствует критериям, установленным частью 3 статьи 5 и (или) частью 1 статьи 12 настоящего Федерального закона;
2) заявленная религиозной организацией цель использования данного имущества не соответствует целям деятельности, предусмотренным уставом религиозной организации или федеральным законом;
3) заявление о передаче данного имущества подано иностранной религиозной организацией или ее представительством;
4) решение суда, вступившее в законную силу, предусматривает иной порядок распоряжения данным имуществом;
5) данное имущество находится в безвозмездном пользовании другой религиозной организации.
Кроме того, решение об отказе в передаче в собственность религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения принимается также в случае, если данное имущество:
1) не подлежит отчуждению из государственной или муниципальной собственности в соответствии с федеральным законом;
2) является помещением в здании, строении, сооружении, не относящихся к имуществу религиозного назначения в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона (ч. 2 указанной выше статьи).
Таким образом, поскольку спорное недвижимое имущество является объектом религиозного назначения, а именно Духосошествиевской церквью Челябинского уезда Бродокалмакской волости, предусмотренных законом оснований для отказа ответчиком в передаче указанного имущества религиозной организации не установлено, следовательно, оно подлежит передаче Местной религиозной организации православный Приход храма в честь святого мученика ФИО2 г. Челябинска Челябинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) в собственность. Каких-либо оснований сомневаться в достоверности представленных истцом письменных доказательств у суда не имеется, поэтому они признаются достоверными.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК Российской Федерации, суд, с учетом обстоятельств дела, мнения участников процесса, считает возможным установить срок для исполнения решения в течение трех месяцев со дня вступления его в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию Теренкульского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу передать Местной религиозной организации православный Приход храма в честь святого мученика ФИО2 г. Челябинска Челябинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) объект религиозного назначения – храм Сошествия Святого Духа на апостолов площадью 267,4 кв. метров с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ФИО1<адрес>, д. Теренкуль, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Красноармейский районный суд Челябинской области.
Председательствующий подпись О.С. Бутакова
Мотивированное решение изготовлено 28 марта 2022 года
Копия верна. Судья О.С. Бутакова