ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1117/2023 от 12.10.2023 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

55RS0007-01-2023-000411-45

Дело № 2-1117/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 октября 2023 года город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Калининой К.А. при секретаре судебного заседания Лисиной В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению С.А.А. к акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания № 11» о возложении обязанности выдать справку, уточняющую особый характер работы или условия труда, необходимые для досрочного назначения страховой пенсии по старости, и подтверждающую постоянную занятость на соответствующих видах работ, о возложении обязанности произвести корректировку сведений персонифицированного учета,

установил:

С.А.А. обратился в суд с иском к акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания № 11» (далее – АО «ТГК-11») о возложении обязанности выдать справку, уточняющую особый характер работы или условия труда, необходимые для досрочного назначения страховой пенсии по старости, и подтверждающую постоянную занятость на соответствующих видах работ, о возложении обязанности произвести корректировку сведений персонифицированного учета.

В обоснование указано, что по данным выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, с 2009 года по настоящее время АО «ТГК-11», выступающее работодателем истца, не подтверждает работу истца в особых условиях, основание (код) льготы не проставляет. Указанное, согласно позиции истца нарушает его право на пенсионное обеспечение, поскольку занимаемая им должность в спорный период трудовой деятельности у работодателя АО «ТГК-11», как то электрослесарь по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций в цехе тепловой автоматики и измерений структурного подразделения ТЭЦ № 3 4-го, 5-го и 6-го разрядов, относится к должностям, дающим право на льготное пенсионное обеспечение.

С учетом уточнения, просил обязать ответчика представить справку, уточняющую особый характер работы или условия труда, необходимые для досрочного назначения страховой пенсии по старости, и подтверждающую постоянную занятость на соответствующих видах работ, по должности электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций в котельном и турбинном цехах тепловой автоматики и измерений структурного подразделения ТЭЦ № 3 за период с 22.06.2009 по настоящее время, произвести корректировку сведений персонифицированного учета застрахованного лица за указанный период, предоставив в ОСФР по Омской области соответствующие сведения, оплатив страховые взносы.

В судебном заседании истец С.А.А., представитель истца К.Ю.А., допущенный к участию в деле на основании устного ходатайства, исковые требования с учетом уточнения поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, уточненном иске, просили удовлетворить (том 1 л.д. 5-10, том 3 л.д. 196-217).

Представитель ответчика АО «ТГК-11» М.Н.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, просила в иске отказать.

Иные лица, участвующие в деле, в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы настоящего гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности с позиции относимости, допустимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 года Законом о страховых пенсиях.

В силу части 1 статьи 8 Закона страховых пенсиях право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к названному Федеральному закону).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Закона о страховых пенсиях.

В соответствии со статьей 30 Закона о страховых пенсиях основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 названного Федерального закона по состоянию на 31.12.2018, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:

- Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее - Список № 2 от 26.01.1991);

- Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» (далее - Список № 2 от 22.08.1956), - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992.

Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 03.08.2022 истец обратился в пенсионный орган с заявлением, содержащим просьбу провести проверку в отношении его работодателя АО «ТГК-11». В обоснование привел доводы, аналогичные изложенным в иске. Полагал, что страхователь в нарушение требований действующего законодательства не подтверждает работу истца в особых условиях, в данных лицевого счета истца основание (код) льготы не проставляет. Указанное, согласно позиции истца нарушает его право на пенсионное обеспечение. Вместе с тем, занимаемая им должность электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций в цехе тепловой автоматики и измерений структурного подразделения ТЭЦ № 3 4-го, 5-го и 6-го разрядов относится к должностям, дающим право на льготное пенсионное обеспечение (том 1 л.д. 57-58).

По заявлению С.А.А. инициирована проверка достоверности предоставленных страхователем АО «ТГК-11» сведений индивидуального (персонифицированного) учета в части права на включение спорных периодов трудовой деятельности истца в АО «ТГК-11» в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

По результатам проведенной проверки сведения лицевого счета застрахованного лица за период с 2009-2021 гг. признаны достоверными. Актом проверки Перечня рабочих мест, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение от июня 2005 года профессия электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций в цехе тепловой автоматики и измерений структурного подразделения ТЭЦ № 3 не подтверждена. В связи с изложенным, оснований для уплаты АО «ТГК-11» за истца страховых взносов по дополнительным тарифам не имеется (том 1 л.д. 59-61, 63, 153-156).

Указанное явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Разрешая заявленные истцом требования, суд исходит из следующего.

По данным трудовой книжки, выданной на имя С.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеются следующие сведения о периодах деятельности истца: с 24.05.1990 по 12.10.1990 помощник пчеловода в подсобном хозяйстве ОРС ПСМО (пр. ок от ДД.ММ.ГГГГ, пр. от ДД.ММ.ГГГГ), с 29.10.1990 по 28.11.1990 рабочий стройотдела в с-зе (пр. от ДД.ММ.ГГГГ, пр. от ДД.ММ.ГГГГ), с 01.12.1990 по 21.01.1991 слушатель подготовительного отделения (пр. от ДД.ММ.ГГГГ, пр. от ДД.ММ.ГГГГ), с 11.02.1991 по 01.07.1991 рабочий стройотдела в совхозе (пр. от ДД.ММ.ГГГГ, пр. от ДД.ММ.ГГГГ), с 05.07.1991 по 13.01.1997 электрослесарь по ремонту и оборудованию средств измерений автоматики в котельном и турбинном цехе (пр. от ДД.ММ.ГГГГ, пр. от ДД.ММ.ГГГГ), с 15.01.1997 по 18.04.2000 служба в УВД Омской области (пр. ГУВД л/с от ДД.ММ.ГГГГ, пр. УВД л/с от ДД.ММ.ГГГГ), с 01.03.2001 по 31.05.2001 бухгалтер в ООО ЮК «Ваш представитель» (пр. от ДД.ММ.ГГГГ, пр. от ДД.ММ.ГГГГ), с 17.03.2003 по 13.05.2003 монтажник кип в НФ ОАО «Уралмонтажавтоматика» (пр. -к от ДД.ММ.ГГГГ, пр. -к от ДД.ММ.ГГГГ), с 21.05.2003 по 31.12.2003 монтажник в ООО «Лукойл нефтеавтоматика» (пр. л/с от ДД.ММ.ГГГГ, пр. л/с от ДД.ММ.ГГГГ), с 11.12.2004 по 01.06.2006 электромонтажник в ООО «Электрокомплекс» (пр. от ДД.ММ.ГГГГ, пр. от ДД.ММ.ГГГГ), с 12.06.2006 по 09.12.2008 электромонтажник в ООО «МАС» (пр. от ДД.ММ.ГГГГ, пр. л/с от ДД.ММ.ГГГГ), с 22.06.2009 по 28.02.2010 электрослесарь по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций 4 разряда цеха тепловой автоматики структурного подразделения «ТЭЦ-3» (далее - СП «ТЭЦ-3»), с 01.03.2010 по 06.05.2019 электрослесарь по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций 5 разряда цеха тепловой автоматики СП «ТЭЦ-3», с 07.05.2019 по настоящее время – электрослесарь по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций 6 разряда цеха тепловой автоматики СП «ТЭЦ-3» (1том л.д. 11-32).

Из положений статьи 3 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования») следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении, страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;

создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о соответствующих видах обязательного социального страхования, для назначения страховых и накопительной пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов, а также для оценки обязательств перед застрахованными лицами по выплате страховых и накопительной пенсий, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;

учет сведений о трудовой деятельности для использования данных сведений зарегистрированными лицами при трудоустройстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций (абзацы первый-третий).

Согласно п. 1, 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Фонда пенсионного и социального страхования РФ (ранее - Пенсионного фонда Российской Федерации) сведения для индивидуального (персонифицированного) учета по месту своей регистрации.

В ранее действующей редакции закона также предусматривалась обязанность работодателя представлять в пенсионный орган по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Фонд пенсионного и социального страхования РФ (ранее - Пенсионный фонд Российской Федерации) осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона от «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В соответствии со статьей 28 Закона о страховых пенсиях работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Фонда пенсионного и социального страхования РФ (ранее - Пенсионного фонда Российской Федерации) документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Фонда пенсионного и социального страхования РФ (ранее - Пенсионного фонда Российской Федерации) о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых пенсионный орган вносит их в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Согласно статье 16 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» органы Фонда в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете, в том числе представленных страхователями, физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, при изменении пенсионного законодательства Российской Федерации, при поступлении в орган Фонда сведений, не подлежащих представлению (корректировке) страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению зарегистрированного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Фондом, сообщив об этом зарегистрированному лицу.

Из материалов дела следует, что истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ (1 том л.д. 163).

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица по состоянию на момент рассмотрения настоящего дела, спорные периоды работы истца не отражены работодателями как работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях.

Поскольку требование о проведении корректировки лицевого счета застрахованного лица возможно предъявлять к работодателю только применительно к периодам, когда у работодателя возникает обязанность соответствующие сведения представлять, то есть после регистрации лица в системе индивидуального персонифицированного учета, истец просил обязать ответчика АО «ТКГ-11» произвести корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета истца за периоды работы 22.06.2009 по настоящее время.

Возражая против удовлетворения заявленных истцом требований, ответчик АО «ТГК-11» не оспаривал факт работы истца в поименованных должностях в спорные периоды. Указано, что с 22.06.2009 по 30.09.2022 С.А.А. работал в цехе тепловой автоматики и измерений (далее ЦТАИ) СП «ТЭЦ-3» в должностях электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанции 4, 5, 6 разрядов. С 01.10.2022 по настоящее время истец работает в должности электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанции 5 разряда. Должность истца не соответствует наименованию, предусмотренному Списком № 2, поскольку в наименовании его должности не указано на «обслуживание и ремонт оборудования», а только на «обслуживание». Сведения о трудовой деятельности истца подаются в ОСФР по Омской области без указания кода льготной работы, так как АО «ТГК-11» не подтверждает постоянную занятость С.А.А. (не менее 80 % рабочего времени) на выполнении работ, предусмотренных позицией 2140000а-18455 раздела XIII Списка № 2, а именно на обслуживании и ремонте котельного и турбинного оборудования. Должность электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанции цеха ТАИ СП «ТЭЦ-3», которую занимает С.А.А., относится к категории оперативного персонала, выполняющего техническое обслуживание оборудования согласно графику технического обслуживания и перечня работ в порядке текущей эксплуатации. График работы - сменный. Информация о том, на обслуживании какого оборудования занят С.А.А., отражена в распоряжении директора СП «ТЭЦ-3» АО «ТГК-11»«О закреплении оборудования цехов за работниками» от 06.02.2019 № Р-101. Согласно пункту 3.8 распоряжения, электрослесари по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций 4, 5, 6 разряда цеха ТАИ, в том числе С.А.А., обслуживают оборудование автоматики и средств измерений, установленных на котельном, турбинном оборудовании в котельном и турбинном цехах и оборудовании цеха ПГУ. Перечень трудовых функций и обязанностей по должности, занимаемой истцом, закреплен в должностной инструкции. Фактическая занятость работника подтверждается оперативными журналами. Согласно выборочно представленным оперативным журналам бригада, в состав которой входил С.А.А., помимо работы, предусмотренной Списком № 2 (на обслуживании оборудования автоматики и средств измерений, установленном на котельном и турбинном оборудовании), также выполняла следующие работы:

- в цехе ХВО (химводоочистки) по замене тросиков на приборах, замене манометров, продувке приборов, разборке-сборке электросхем, проверке блокировок, проверке «зануления» приборов, профилактические работы;

- по отключению и включению оборудования электролаборатории;

- обход кабельных полуэтажей;

- включение кондиционеров на ТЩУ;

- ремонт датчиков и оборудования в экс пресс-лаборатории;

- проверку защиты электролизной установки и др.

Выполнение перечисленных работ в указанных зонах также подтверждается ежемесячными «Графиками технического обслуживания, опробования защит, АВР и блокировок оборудования котельного, турбинного и химического цехов, цеха ТАИ» и не дает права на льготное пенсионное обеспечение. Условия труда на рабочих местах электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанции 4, 5, 6 разрядов подтверждаются картами аттестации рабочего места (специальной оценки условий труда), проведенными в 2005, 2011, 2016, 2022 годах. Право на льготное пенсионное обеспечение данной категории работников также не подтверждено.

По данным, отраженным в Акте от 20.12.2022 ,«занятость электрослесарей по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций цеха ТАИ структурного подразделения ТЭЦ-3 АО «ТГК-11» в течение полного рабочего дня (не менее 80 % рабочего времени) на работах, предусмотренных Списком № 2 (т.е. на ремонте и обслуживании котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования пылеприготовления, а также средств измерений и автоматики, обеспечивающих работу этого оборудования, непосредственно в производственном подразделении действующего энергетического объекта), не подтверждена (3 том л.д. 90-93).

Оценивая доводы истца с учетом возражений ответчика по существу заявленных требований, суд исходит из следующего.

В разделе XIV «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство для производственных целей» Списка № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173, в подразделе «а» поименованы слесари и электромонтеры дежурные, слесари и электромонтеры по ремонту и обслуживанию оборудования и автоматики в цехах: котельных, машинных (теплосиловых), топливоподачи и пылеприготовления.

В Списке № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, в разделе раздел XIII «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство» (позиция 2140000а-18455) поименованы слесари, электромонтеры, электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики, при условии использования твердого топлива.

Одновременно судом принимается во внимание, что в силу абз. 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено названными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования.

В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (п. 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от22.05.1996 № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 г. № 29).

Таким образом, периоды работы после 01.01.1992 требуют не только подтверждения факта соответствия работы Списку от 26.01.1991, но и ее выполнения постоянно в течение полного рабочего дня, то есть в условиях труда, предусмотренных Списком, не менее 80 процентов рабочего времени.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 указанного закона.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Аналогичные положения предусмотрены в пункте 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011№ 258н во исполнение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.08.2002 № 516 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 которого подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжелыми условиями труда.

Согласно пункту 4 указанного Порядка в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

В пунктах 3, 13 данного Порядка также указано, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются: - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а именно сформированной на его основании выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ.

Определением Центрального районного суда г. Омска от 26.04.2023 по ходатайству истца по настоящему гражданскому делу назначена судебная экспертиза с постановкой перед экспертами следующих вопросов:

Соответствует ли работа, выполняемая С.А.А. в период с 22.06.2009 пo 28.02.2010 электрослесарем по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций 4 разряда в цехе тепловой автоматики и измерений структурного подразделения ТЭЦ № 3, с 01.03.2010 по 06.05.2019 электрослесарем по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций 5-го разряда цеха тепловой автоматики и измерений структурного подразделения ТЭЦ № 3, с 07.05.2019 - по настоящее время электрослесарем по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций 6-го (с октября 2022 г. 5-го) разряда в цехе тепловой автоматики и измерений структурного подразделения ТЭЦ № 3, Списку № 1 или Списку № 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10?

Был ли занят С.А.А. в вышеуказанные периоды выполнением работ, предусмотренных указанными списками полный рабочий день?

В соответствии с экспертным заключением № 12 Министерства труда и социального развития Омской области, работы, связанные с выполнением работ на оборудовании котлов, турбин (ремонт и обслуживание электросхем, приборов, оборудования котлов; приборов, датчиков турбин и т.д.), осуществлявшиеся С.А.А. в цехе тепловой автоматики и измерений Омской ТЭЦ-3 в оспариваемые периоды с 22 июня 2009 года по 28 февраля 2010 года в качестве электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций 4 разряда, с 1 марта 2010 года по 6 мая 2019 года в качестве электрослесаря по обслуживанию автоматики исредств измерений электростанций 5 разряда, с 7 мая 2019 года по 50 сентября 2022 года в качестве электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций 6 разряда, с 1 октября 2022 года по настоящее время в качестве электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций 5 разряда относятся к работам, по условиям труда, предусмотренным позицией 2140000а-18455 раздела XIII «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство» Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.

При этом работы, связанные с обслуживанием, ремонтом приборов и оборудования в цехе химической водоочистки, мазутонасосной, электролизной установке, на щитах управления, обходом кабельных полуэтажей, выполнявшиеся С.А.А. в оспариваемые периоды с 22 июня 2009 года по 28 февраля 2010 года, с 1 марта 2010 года по 6 мая 2019 года, с 7 мая 2019 года по 30 сентября 2022 года, с 1 октября 2022 года по настоящее время, не относятся к работам, по условиям труда, предусмотренным Списками № 1 и № 2, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10.

Определение занятости работника в условиях труда, предусмотренных Списками № 1 и № 2, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 и Списками № 1 и № 2, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, не входит в компетенцию органа исполнительной власти, осуществляющего государственную экспертизу условий труда, а является прерогативой работодателя (6 том л.д. 2-19).

Таким образом, по результатам проведения судебной экспертизы установлено, что в течение рабочего времени истцом в спорные периоды трудовой деятельности выполнялись работы, по условиям труда как предусмотренные, так и не предусмотренные Списком № 2 от 26.01.1991, поскольку работы, связанные с обслуживанием, ремонтом приборов и оборудования в цехе химической водоочистки, мазутонасосной, электролизной установке, на щитах управления, обходом кабельных полуэтажей, выполнявшиеся С.А.А., не относятся к работам, по условиям труда, предусмотренным Списками № 1 и 2 от 26.01.1991.

Сам по себе факт работы истца в спорный период, подтвержденный записями в трудовой книжке, не влечет автоматического возникновения права на льготное пенсионное обеспечение, соответственно на обязанность произвести корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица и указать спорный период работы с кодом льготной работы. Для возникновения такого права необходимо подтверждение работы не менее 80 % рабочего времени (полная занятость), а также данных о характере работы.

Такие доказательства в материалы дела не представлены, работодателем не подтверждена полная занятость работника в особых условиях труда.

Таким образом, в материалах дела отсутствуют достоверные и допустимые доказательства выполнения истцом трудовой функции, предусмотренной Списком № 2 более 80 % рабочего времени, за спорные периоды.

Не могут быть приняты в качестве надлежащего и допустимого доказательства таких обстоятельств показания специалистов, об опросе которых было заявлено истцом в ходе судебного разбирательства (том 6 л.д. 132-133).

Не свидетельствует о наличии у истца права на льготное пенсионное обеспечение также представленная в материалы дела карта специальной оценки условий труда от 21.05.2021, поскольку карты специальной оценки условий труда как за более ранний, так и за более поздний периоды, в частности карта № 241 специальной оценки условий труда от 30.06.2022, свидетельствуют об обратном. Истец ознакомлен с результатами такой оценки, однако в установленном порядке их не оспорил.

Вопреки доводам исковой стороны, правовых оснований для назначения дополнительной судебной экспертизы с постановкой перед экспертами вопроса о проведении хронометрирования рабочего времени по конкретной должности (должность электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций в цехе тепловой автоматики и измерений структурного подразделения ТЭЦ), в рассматриваемом случае не имеется, поскольку в силу положений Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» хронометрирование рабочего времени представляет собой составляющий элемент процедуры специальной оценки условий труда, является одним из ее методов. Хронометрирование рабочего времени в отрыве от процедуры специальной оценки условий труда правового значения не имеет.

Принимая во внимание изложенные выше положения закона применительно к установленным по делу обстоятельствам, суд приходит к выводу, что правовых оснований для удовлетворения требований истца не имеется.

В связи с изложенным, в удовлетворении исковых требований С.А.А. надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований С.А.А. к акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания № 11» о возложении обязанности выдать справку, уточняющую особый характер работы или условия труда, необходимые для досрочного назначения страховой пенсии по старости, и подтверждающую постоянную занятость на соответствующих видах работ, о возложении обязанности произвести корректировку сведений персонифицированного учета отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья К.А. Калинина

Решение в окончательной форме изготовлено 19 октября 2023 года.