Дело № 2-1118/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 ноября 2017 года г. Тверь
Центральный районный суд города Твери в составе:
председательствующего судьи Булыгина Н.В.,
при секретаре Даниловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству образования Тверской области, Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, ГБПОУ «Калашниковский колледж» о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Центральный районный суд г. Твери с требованиями к Министерству образования Тверской области, Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области о взыскании стимулирующих выплат в размере 124216 рублей, компенсации морального вреда в размере 10000 рублей.
В ходе рассмотрения дела 26 апреля 2017 года был изменён процессуальный статус ГБПОУ «Калашниковскпий колледж» со статуса третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на статус соответчика.
09 июня 2017 года в качестве соответчика по делу привлечено Правительство Тверской области, впоследующем 03 октября 2017 года статус ответчика изменен на статус третьего лица.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что между истцом и ответчиком – Министерством образования Тверской области 01 июля 2014 года был заключен трудовой договор №, регулирующий отношения между работодателем и руководителем государственного бюджетного образовательного учреждения: ГБОУ СПО «Калашниковский экономический техникум, подведомственного Министерству образования Тверской области.
01 декабря 2015 года в указанный трудовой договор были внесены изменения в части установления стимулирующих выплат руководителю учреждения (заключено дополнительное соглашение №1 от 01 декабря 20015 года). Изменения в трудовой договор были внесены в связи с принятием приказа Министерства образования Тверской области от 22 июля 2015 года №1679/пк, которым с 01 декабря 2015 года был введен в действие перечень показателей и критериев эффективности деятельности руководителей государственных бюджетных профессиональных образовательных организаций, подведомственных Министерству образования Тверской области. Приказ министерства образования Тверской области от 22 июля 2015 года №1679/пк предусматривает начисление стимулирующих выплат руководителю по итогам отчетного периода в зависимости от достижения показателей и критериев эффективности его деятельности. Стимулирующие выплаты производятся за счет двух источников – субсидии на выполнение государственного задания и средств, полученных от внебюджетной деятельности, в пределах фонда оплаты труда.
02 декабря 2016 года в ГБПОУ «Калашниковский колледж» поступило письмо отдела профессионального образования Министерства образования Тверской области, в котором было указано на необходимость своевременного представления в Министерство образования тверской области отчета руководителя о выполнении критериев эффективности деятельности, установленных Приказом Министерства образования Тверской области от 22 июля 2015 года № 1679/пк ( в срок до 15 декабря 2016 года).
12 декабря 2016 года в указанный отчет вместе с пояснительной запиской к отчету был представлен истцом в Министерство образования Тверской области по указанному в письме электронному адресу. В соответствии с представленным отчетом размер стимулирующих выплат за счет субсидии на выполнение государственного задания составлял 200% от должностного оклада директора (15527*2=31054).
ГБПОУ «Калашниковский колледж» завершил 2016 год без кредиторской задолженности. Объем средств гот предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности за 4 квартал 2016 года составил 1860302 рубля.
В соответствии с приказом Министерства образования Тверской области от 22 июля 2017 года № 1679/пк размер стимулирующих выплат за счет средств, полученных от внебюджетной деятельности за 4 квартал, составляет 10% от средств, полученных от внебюджетной деятельности, но не более 600% от должностного оклада директора ( при условии направления не менее 50% средств, полученных от внебюджетной деятельности, на проведение ремонтных работ и (или) мероприятий по устранению предписаний надзорных органов, приобретение основных средств, выплату начислений по оплате труда и оплату прочих расходов). Таким образом, размер стимулирующей выплаты за счет средств, полученных от внебюджетной деятельности, за 4 квартал, должен был составить : 1860*10=186030 рублей, но не более 15527*6=93162.
Таким образом, общая сумма стимулирующей выплаты по итогам 4 квартала 2016 года, составляет 31054+93162=124216 рублей.
Тем не менее, в приказ о поощрительных выплатах по итогам 2016 года, истец, как руководитель ГБПОУ «Калашниковский колледж» не была включена, стимулирующие выплаты за 4 квартал за счет субсидии на выполнение государственного задания и за счет средств, полученных от внебюджетной деятельности, произведены не были.
По распоряжению заместителя Министра имущественных и земельных отношений Тверской области от 29 декабря 2016 года истец была уволена 30 декабря 2016 года на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ по инициативе работника.
14 марта 2017 года истцом была направлена претензия о выплате причитающихся при увольнении стимулирующих выплат в адрес Министерства образования Тверской области.
Претензия была направлена на официальный адрес электронной почты Министерства образования Тверской области, а также Почтой России заказным письмом с уведомлением о вручении.
В ответ на претензию в письме от 12 апреля 2017 года №23/595-06/00Г Министерство образования Тверской области сообщило о том, что в соответствии с приказом Министерства образования Тверской области от 03 ноября 2016 года №2120/пк «О проведении внеплановой выездной проверки деятельности государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Калашниковский колледж» в рамках учредительского контроля в период с 02 ноября 2016 года по 30 ноября 2016 года в ГБПОУ «Калашниковский колледж» проведена внеплановая проверка, по результатам которой были установлены нарушения Порядка предоставления жилых помещений в общежитиях Тверской области, утвержденного постановлением Администрации Тверской области от 27.01.2009 № 20-па «Об утверждении порядка предоставления жилых помещений в общежитиях Тверской области». Какие именно нарушения были выявлено истцу не было пояснено. С приказом Министерства образования Тверской области от 03 ноября 2016 года №2120/пк «О проведении внеплановой выездной проверки деятельности государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Калашниковский колледж», ни с актом проверки истец не была ознакомлена ни устно, ни письменно. Таким образом, истец считает, что ее права в процедуре проведения проверки были нарушены, т.к. она была лишена возможности ознакомиться с актом проверки, подписать его, или отказаться от подписи акта проверки, а также оспорить процедуру и результаты проверки в судебном порядке. Кроме того, в соответствии с Постановлением Администрации Тверской области от 27 января 2009 года №20-па жилые помещения в общежитиях ГБПОУ «Калашниковскй колледж» всегда предоставлялись всем нуждающимся студентам очной формы обучения, имеющим право на заселение в общежитии, строго на основании договоров найма жилого помещения в общежитии. На основании заключённых договоров найма осуществлялась регистрация указанных студентов по месту пребывания. Статья 39 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 30 декабря 2012 года №273-ФЗ гласит о том, что при наличии обучающихся, нуждающихся в жилых помещениях в общежитиях, не допускается использование таких жилых помещений для целей, не связанных с проживанием в них обучающихся. Эта статья, как считает заявитель, не содержит прямого запрета на использование помещений в общежитиях для целей, не связанных с проживанием в них обучающихся, в том случае, когда все нуждающиеся студенты обеспечены местами в общежитиях. По состоянию на начало 2016-2017 учебного года в общежитии колледжа в пос. Калашниково проживало не более 20 студентов очной формы обучения при нормативной наполняемости общежития 300 человек. Все нуждающиеся студенты были обеспечены местами проживания в общежитии. В Тверской области, в том числе, в пос. Калашниково, реализуется «Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2016-2017 годы». В сентябре 2016 года в колледж обратилась Администрация городского поселения поселок Калашниково (сначала телефонограммой, а затем в письменной форме) с просьбой предоставить комнаты в общежитии для проживания работников строительной организации, занятых на строительстве домов в рамках указанной программы. Руководствуясь, ст. 39 Федерального закона «Об образовании в РФ», п 7.11 Устава колледжа, учитывая социальную значимость вопроса, руководство колледжа удовлетворило просьбу Администрации. С Тверской организацией «Стройгарант» был заключен договор на оказание услуг по проживанию в общежитии. Проживающие были размещены в свободных помещениях в отдельном обособленном от студентов отсеке на 1 этаже общежития. В адрес ООО «Стройгарант» был предоставлен пакет документов на оплату услуг по проживанию в общежитии по факту оказания этих услуг. Таким образом, истец считает, что нарушений Постановления Администрации Тверской области от 27 января 2009 года №20-па допущено не было. Кроме того, учитывая наличие прецедентов, возможность предоставления временно свободных помещений в общежитиях признается и Министерством образования тверской области. Комнаты в общежитии по ходатайству администрации Лихославльского района, пос.Калашниково, предоставлялись неоднократно для проживания спортсменов, во время проведения областных студенческих спартакиад, во время проведения различных мероприятий областного, районного значения. Уже в 2017 году в общежитии Калашниковского колледжа неоднократно проживали лица, не являющиеся ни обучающимися, ни работниками колледжа.
В связи с изложенным ФИО1 обратилась в суд с настоящими требованиями.
В судебное заседание истец ФИО1, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, причин неявки суду не сообщила, воспользовалась правом иметь представителя. Ее представитель по доверенности адвокат Перепелкин В.В. поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнений.
Представитель ответчика ГБПОУ «Калашниковский колледж» по доверенности – ФИО2 просил отказать в удовлетворении заявленных требований ФИО1
Представитель ответчика Правительства Тверской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, причин неявки суду не сообщил, однако, представил суду письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии, а также возражения на исковое заявление, согласно которым истец не конкретизировал свои притязания на стимулирующие выплаты конкретного вида. При этом, не доказал суду наличие ученой степени, почетного звания и факт награждения почетным знаком по соответствующему профилю, а также знание и использование в работе одного, двух и более иностранных языков. Иные стимулирующие выплаты носят по своей природе «премиальный» характер, назначаются решением Министра образования Тверской области в пределах утвержденного фонда оплаты труда. Возможность взыскания таких выплат без соответствующего решения руководителя учреждения невозможна. Кроме того, доказательств необоснованности неназначения истцу стимулирующих выплат конкретного вида суду также не представлено. В отношении стимулирующих выплат по итогам за год определение их конкретного размера является исключительной прерогативой Министра, поскольку такие выплаты обязательными не являются. В соответствии с действующей в Тверской области системой оплатой труда работников образования (включая руководителей учреждений) по своему усмотрению, в целях стимулирования работников, и являются его правом, а не обязанностью. Таким образом, поскольку Министром не принимались решения об установлении истцу спорных стимулирующих выплат, то правовые основания для удовлетворения требований истца о расчете стимулирующих выплат и их осуществлении отсутствуют.
Представитель ответчика Министерства образования Тверской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя, представил возражения и дополнения к возражениям на исковое заявление, согласно которым Министерство образования Тверской области считает исковые требования ФИО1 необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Порядок и условия стимулирующих выплат руководителям профессиональных образовательных организаций, подведомственных Министерству образования Тверской области, установлены постановлением Администрации Тверской области от 02 декабря 2008 года №445-па «О порядке и условиях оплаты и стимулирования труда в отдельных организациях сферы образования» и приказом Министерства образования Тверской области от 22 июля 2015 года № 1679/пк ( с изменениями, внесенными приказом Министерства образования Тверской области от 19 декабря 2016 года №2427/пк). В соответствии с пунктом 11.3 постановления Администрации Тверской области от 02 декабря 2008 года №455-па « О порядке и условиях оплаты и стимулировании труда в отдельных организациях сферы образования» поощрительные выплаты руководителю организации образования устанавливаются областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, в подведомственности которого находится организация образования, на определенный срок в течение календарного года.
В соответствии с приказом Министерства образования Тверской области от 22 июля 2015 года №1679/пк « Об утверждении перечня показателей и критериев эффективности деятельности руководителей отдельных государственных бюджетных организаций тверской области, подведомственных Министерству образования Тверской области, координация деятельности которых осуществляется отделом профессионального образования управления общего и профессионального образования Министерства образования Тверской области» выплаты стимулирующего характера руководителям образовательных учреждений не начисляются в случае выявления нарушений по результатам проверок финансово-хозяйственной деятельности, надзорных органов, в рамках учредительского контроля за отчетный период или за предыдущие периоды, но не более чем за два года, предшествующих отчетному периоду.
По результатам проведенной внеплановой проверки Министерства образования Тверской области было установлено, что ФИО1 были допущены Порядка предоставления жилых помещений в общежитиях Тверской области, утвержденного постановлением Администрации Тверской области от 27.01.2009 № 20-па «Об утверждении порядка предоставления жилых помещений в общежитиях Тверской области», выплаты стимулирующего характера за 4 квартал.
Представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, причин неявки суду не сообщил, заявлений и ходатайств не представил.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 01 июля 2014 года между ФИО1 и Министерством образования Тверской области был заключен трудовой договор №. Согласно которому ФИО1 является директором государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Калашниковский экономический техникум».
01 декабря 2015 между Министерством образования Тверской области в лице ФИО3, Министра образования тверской области и ФИО1 было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от 01 июля 2014 года №. В соответствии с пунктом 2 данного соглашения были внесены изменения в установлении руководителю в качестве поощрения выплат стимулирующего характера. Изменения в трудовой договор были внесены в связи с принятием приказа Министерства образования Тверской области от 22 июля 2015 года №1679/пк, которым с 01 декабря 2015 года был введен в действие перечень показателей и критериев эффективности деятельности руководителей государственных бюджетных профессиональных образовательных организаций, подведомственных Министерству образования Тверской области.
Порядок и условия стимулирующих выплат руководителям профессиональных образовательных организаций, подведомственных Министерству образования тверской области, установлены постановлением Администрации Тверской области от 02 декабря 2008 года №445-па «О порядке и условиях оплаты и стимулирования труда в отдельных организациях сферы образования» и приказом Министерства образования Тверской области от 22 июля 2015 года № 1679/пк (с изменениями, внесенными приказом Министерства образования Тверской области от 19 декабря 2016 года №2427/пк). В соответствии с пунктом 11.3 указанного постановления поощрительные выплаты руководителю организации образования устанавливаются областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, в подведомственности которого находится организация образования, на определенный срок в течение календарного года.
Приказом Министерства образования Тверской области от 22 июля 2015 года №1679/пк «Об утверждении перечня показателей и критериев эффективности деятельности руководителей отдельных государственных бюджетных организаций тверской области, подведомственных Министерству образования Тверской области, координация деятельности которых осуществляется отделом профессионального образования управления общего и профессионального образования Министерства образования Тверской области» определено, что выплаты стимулирующего характера руководителям образовательных учреждений не начисляются в случае выявления нарушений по результатам проверок финансово-хозяйственной деятельности, надзорных органов, в рамках учредительского контроля за отчетный период или за предыдущие периоды, но не более чем за два года, предшествующих отчетному периоду.
Обращаясь в суд с заявленными требованиями, ФИО1 указывает, что законных оснований для отказа в выплате денежных средств стимулирующего характера не имеется, однако суд не может согласиться с такими утверждениями истца
Согласно приказу Министерства образования Тверской области от 03 ноября 2016 года №2120/пк «О проведении внеплановой выездной проверки деятельности государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Калашниковский колледж» в рамках учредительского контроля в период с 02 ноября 2016 года по 30 ноября 2016 года в ГБПОУ «Калашниковский колледж» проведена внеплановая проверка.
По результатам проведенной проверки были установлены нарушения Порядка предоставления жилых помещений в общежитиях Тверской области, утвержденного постановлением Администрации Тверской области от 27.01.2009 № 20-па «Об утверждении порядка предоставления жилых помещений в общежитиях Тверской области», которые были допущены в связи с изданием директором государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Калашниковский колледж» ФИО1 приказа от 19.10.2016 № 259 о заселении лиц, не относящихся к категориям, указанным в пункте 1.2. Порядка предоставления жилых помещений в общежитиях Тверской области, утвержденного постановлением Администрации Тверской области от 27.01.2009 № 20-па, что подтверждается актом от 18 ноября 2017 года и актом №20 от 30 ноября 2017 года, экземпляр которого получен заместителем директора по учебно-воспитательной работе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Калашниковский колледж» ФИО2, данное обстоятельство он подтвердил в судебном заседании. Именно это обстоятельство-нарушение, выявленное в ходе проведения проверки Министерством образования Тверской области явилось основанием для неназначения ФИО1 денежных средств стимулирующего характера за 4 квартал 2016 года, что по убеждению суда является верным.
Кроме того, суд не может согласиться с доводами истца о наличии у нее права на оказание услуг, связанных с предоставлением жилых помещений в общежитии, третьим лицам, в том числе гостиничных и аналогичных им услуг, Истец утверждает, что право на предоставление жилых помещений в общежитии гражданам и юридическим лицам за плату основано на положениях Устава ГБП ОУ «Калашниковский колледж». Однако, это не верно.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В соответствии с ч. 1 ст. 94 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
Общежития, переданные в оперативное управление государственных учреждений Тверской области, относятся к категории специализированного жилищного фонда Тверской области.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Законом Тверской области от 17.04.2006 № 39-ЗО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Тверской области» специализированные жилые помещения предоставляются гражданам в порядке, установленном Правительством Тверской области в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1.2. Порядка предоставления жилых помещений в общежитиях Тверской области, утвержденного постановлением Администрации Тверской области от 27.01.2009 № 20-па установлен исчерпывающий перечень категорий граждан, которым могут мыть предоставлены жилые помещения в общежитиях специализированного жилищного фонда Тверской области. В частности, жилые помещения в общежитиях предоставляются следующим категориям граждан, не имеющим жилого помещения в собственности, по договору социального найма жилого помещения, по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или по договору найма специализированного жилого помещения в соответствующем населенном пункте:
а) государственным гражданским служащим Тверской области, лицам, замещающим государственные должности Тверской области, - в общежитиях, находящихся в оперативном управлении Правительства Тверской области или подведомственного ему государственного учреждения Тверской области (далее - подведомственное учреждение);
б) служащим органов государственной власти Тверской области, должности которых не являются должностями государственной гражданской службы, - в общежитиях, находящихся в оперативном управлении Правительства Тверской области или подведомственным учреждением;
в) работникам государственных учреждений Тверской области, подведомственных Правительству Тверской области (за исключением лиц, работающих по совместительству), - в общежитиях, находящихся в оперативном управлении подведомственных учреждений;
г) работникам государственных учреждений Тверской области, не указанных в подпункте «в» настоящего пункта, и работникам государственных унитарных предприятий Тверской области (за исключением лиц, работающих по совместительству), - в общежитиях, находящихся в оперативном управлении или хозяйственном ведении соответствующих учреждений и предприятий;
д) учащимся государственных образовательных учреждений Тверской области - в общежитиях, находящихся в оперативном управлении образовательных учреждений.
Руководители государственных учреждений Тверской области не обладают полномочиями по изменению или дополнению перечня, лиц которым могут мыть предоставлены жилые помещения в общежитиях специализированного жилищного фонда Тверской области, установленного Порядком предоставления жилых помещений в общежитиях Тверской области, утвержденного постановлением Администрации Тверской области от 27.01.2009 № 20-па.
Содержание указанных выше норм определяет, что у ФИО1 отсутствовало право на оказание услуг, связанных с предоставлением жилых помещений в общежитии, третьим лицам, в том числе гостиничных и аналогичных им услуг.
Внесенные в Уставы профессиональных образовательных организаций Тверской области положения о возможности предоставления платных услуг, связанных с гостиничным сервисом, в том числе проживанием, обусловлены реализацией указанными организациями образовательных программ среднего профессионального образования по специальностям «Гостиничный сервис», которые осуществляются на базе организованных в учреждении структурных подразделений для прохождения производственной практики и выполнения практических заданий. Предоставление платных услуг по проживанию третьим лицам, не связанное с реализацией образовательных программ, является недопустимым.
Учитывая изложенное, суд считает, что требования ФИО1 являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требованиях ФИО1 к Министерству образования Тверской области, Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, ГБПОУ «Калашниковский колледж» о взыскании денежных средств в размере 124216 рублей, компенсации морального вреда в размере 10000 рублей – отказать.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд города Твери в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.В. Булыгина
Решение в окончательной форме изготовлено 25 ноября 2017 года.