ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1118/2021 от 14.03.2022 Нытвенского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-148/2022

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

14 марта 2022 г. г. Нытва

Нытвенский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Волковой Л.В.,

при секретаре Третьяковой О.Б.,

с участием старшего помощника прокурора Нытвенского района Батуева Р.В.,

представителя ответчика - муниципального образования «Нытвенский городской округ» ФИО1, действующей по доверенности,

представителя ответчика - МБДОУ Детский сад «Березка» и третьего лица – Управления образования администрации НГО муниципального образования «Нытвенский городской округ» ФИО2, действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нытвенского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБДОУ Детский сад «Березка», муниципальному образованию «Нытвенский городской округ» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений,

у с т а н о в и л:

Прокурор Нытвенского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточнения исковых требований (л.д.53-55), обратился в суд с иском к МБДОУ Детский сад «Березка», муниципальному образованию «Нытвенский городской округ», просит:

- возложить на муниципальное образование «Нытвенский городской округ» обязанность произвести финансирование МБДОУ Детский сад «Березка» п.Уральский для устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности;

- возложить на МБДОУ Детский сад «Березка» п.Уральский обязанность устранить нарушения п.п. «а» п. 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006, выразившееся в отсутствии системы охранной сигнализации по адресам осуществления деятельности: <...> в срок до 31.03.2022.

В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Батуев Р.В. исковые требования поддержал по доводам уточненного искового заявления, уточнил срок устранения нарушений – в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика - администрации Нытвенского городского округа ФИО1 не согласна с требованиями прокурора в части срока исполнения обязанности совершить определенные действия, просит его продлить до 25.03.2023, пояснила, что на 2022г. денежные средства на мероприятия по укреплению антитеррористической защищенности не запланированы, заявка из РУО направлена 17.02.2022, находится на исполнении в финансовом отделе, бюджет на 2023г. будет формироваться в сентябре 2022г. Ранее представлено письменное возражение с приложениями (л.д.87-108).

Представитель ответчика - МБДОУ Детский сад «Березка» п.Уральский и третьего лица - Управления образования администрации НГО МО «Нытвенский городской округ» ФИО2 поддерживает позицию представителя МО НГО в части увеличения срока исполнения требований, пояснила, что мероприятия по антитеррористической деятельности образовательным учреждением исполняются, но денег на исполнение требований по охранной сигнализации у него не имеется, в связи с чем, направлена заявка в администрацию округа, но ответ не поступил. На л.д. 62-79 имеются пояснения с приложением подтверждающих документов.

Представить ответчика - МБДОУ Детский сад «Березка» п.Уральский ФИО3 просит рассмотреть дело без ее участия.

Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статье 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются, в т.ч., обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.

В силу пункта 7 части 1 статьи 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

В соответствии с пунктом "д" статьи 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

Согласно части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, а также форма паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

Согласно п. 25 Требований…, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:

а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации;

Таким образом, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.

Управление образования администрации НГО, согласно Положению, является органом управления образованием на территории НГО, обеспечивающим государственную политику в области образования.

МБДОУ Детский сад «Березка» осуществляет образовательную деятельность по адресам: <...>

Прокуратурой Нытвенского района совместно со специалистами МОВО по Краснокамскому городскому округу – филиала ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю» проведена проверка исполнения образовательными учреждениями Нытвенского городского округа законодательства об антитеррористической защищенности.В ходе проверки было установлено, что в МБДОУ Детский сад «Березка» по адресам: <...> отсутствует система охранной сигнализации. Выявленные нарушения подтверждаются справкой МОВО по Краснокамскому городскому округу - филиал ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю» от 27.09.2021 № 5915-1069 (л.д.32-36). В адрес начальника Управления образования администрации Нытвенского городского округа 05.10.2021 прокуратурой района внесено представление об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений (л.д. 37-42). В ответе Управления образования администрации НГО от 08.11.2021 №1458 указано, что установка в МБДОУ Детский сад «Березка» п.Уральский системы охранной сигнализации запланирована на первое полугодие 2022 года (л.д. 43-49).22.11.2019 главой администрации Нытвенского муниципального района утверждены акты обследования и категорирования объекта (территории) - МБДОУ Детский сад «Березка» по адресу: <...> Объекту присвоена третья категория. Комиссией сделан вывод о неудовлетворительной антитеррористической защищенности объекта. Указано на необходимость установки, в том числе, системы охранной сигнализации. В паспортах безопасности МБДОУ Детский сад «Березка» по адресу: <...> утвержденных главой НГО 25.03.2020, указано на необходимость установки системы охранной сигнализации. Таким образом, вышеуказанные мероприятия являются обязательными и в настоящее время фактически не исполнены, что не отрицается представителями ответчиков и третьего лица. Требованиями N 1006 предусмотрено, что для проведения категорирования в отношении функционирующего (эксплуатируемого) объекта в течение 2 месяцев со дня утверждения настоящих требований по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта, создается комиссия по обследованию и категорированию объекта. Работа комиссии осуществляется в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня создания комиссии. Комиссия определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом. Таким образом, выполнение мероприятий планируется на следующие 2 финансовых года после года, в котором был принят акт обследования и категорирования объекта. На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что осуществление образовательным учреждением деятельности при наличии выявленных нарушений законодательства, регламентирующего условия содержания, воспитания и обучения детей, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области обеспечения безопасности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, в связи с чем имеются основания для возложения на образовательное учреждение обязанности устранить выявленные нарушения законодательства. Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений. Как следует из пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. В силу пункта 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.Учредителем МБДОУ Детский сад «Березка» является муниципальное образование «Нытвенский городской округ Пермского края» (п.1.5 Устава). Согласно п. 5.4.6. Устава МБДОУ Детский сад «Березка», к компетенции Управления образования администрации относится, в т.ч., утверждение плана финансово-хозяйственной деятельности Организации, подготовленного и разработанного Организацией.Поскольку правоотношения Управления образования администрации НГО, образовательного учреждения и Муниципального образования Нытвенский городской округ в части реализации правомочий по владению и распоряжению имуществом и обеспечению финансирования образовательных учреждений являются взаимосвязанными, администрация, являясь исполнительным органом местного самоуправления НГО, осуществляет финансирование образовательных учреждений Нытвенского района через главного распорядителя средств местного бюджета - Управление образования администрации, суд возлагает на муниципальное образование «Нытвенский городской округ» обязанность по финансированию учреждения образования для устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности.

С учетом возможных последствий нарушений законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений, суд полагает необходимым установить срок для устранения нарушений – в течение 6 мес. со дня вступления решения суда в законную силу, указанный срок суд считает разумным и достаточным для исполнения решения суда, он отвечает критериям разумности, соответствует положениям Требований.

При этом суд учитывает, что акты обследования объектов утверждены в ноябре 2019, соответственно, все необходимые мероприятия должны быть выполнены в течение 2020-2021 годов, что не было сделано.

Суд, разрешая заявленные требования, принимает во внимание указанные выше факты и приходит к выводу о том, что ответчиком - муниципальным образованием «Нытвенский городской округ» не принимались надлежащие властно-распорядительные действия по укреплению антитеррористической защищенности образовательного учреждения, что свидетельствует о бездействии ответчика. Доказательств обратного ответчиками не представлено. Из представленных представителем МО НГО финансовых документов следует, что денежные средства на выполнение работ, указанных в актах обследования и категорирования объекта, направленных на усиление антитеррористической защищенности образовательного учреждения - МБДОУ Детский сад «Березка», в бюджете поселения не заложены ни в текущем 2022 году, ни в плановом периоде 2023-2024 года.

На основании изложенного, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

возложить на МБДОУ Детский сад «Березка» обязанность устранить нарушения п.п. «а» п. 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006, а именно оборудовать здания образовательного учреждения по адресам: <...> системой охранной сигнализации;

возложить на муниципальное образование «Нытвенский городской округ» обязанность произвести финансирование МБДОУ Детский сад «Березка» на выполнение мероприятий, направленных на устранение нарушений законодательства об антитеррористической защищенности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.В. Волкова