Дело № 2-1119/2017
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 октября 2017 года г. Кандалакша
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Пахаревой Н.Ф.,
при секретаре Васильевой В.С.,
старшего помощника прокурора г. Кандалакши Ермоловой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
прокурора города Кандалакша в интересах неопределенного круга лиц
к Администрации сельского поселения Алакуртти Кандалакшского района
о создании специализированной службы по вопросам похоронного дела,
установил:
Прокурор г. Кандалакши обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Алакуртти Кандалакшского района (далее по иску администрация сп Алакуртти) о создании специализированной службы по вопросам похоронного дела. В обоснование иска указано, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации о погребении и похоронном деле. Проверкой установлено, что в соответствии с пунктом 22 части 1, части 4 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения с 01 января 2017 года относится к вопросам местного значения муниципального образования Кандалакшский район. В соответствии с соглашением о приеме - передаче части полномочий по решению вопросов местного значения на 2017 год от 28 декабря 2016 года полномочия по организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения переданы администрации сп Алакуртти. На территории сп Алакуртти погребение умерших осуществляется на кладбище, расположенном в с.Алакуртти Кандалакшского района, на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый <номер>. В настоящее время погребение умерших в сельском поселении производится родственниками умерших, специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана. В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела. Указанные нарушения препятствуют реализации законодательно закрепленных прав жителей сп Алакуртти на получение на безвозмездной основе гарантированного перечня услуг по погребению. Просит обязать администрацию сп Алакуртти в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, на которую в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» возложить обязанность по осуществлению погребения умерших.
В судебном заседании старший помощник прокурора г.Кандалакша Ермолова Т.Ю. уточнила исковые требования в части срока, в течение которого ответчиком должна быть выполнена обязанность по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела – в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представители ответчика администрации сп Алакуртти в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представили суду письменное мнение, в котором согласились с заявленными требованиями, при этом ходатайствовали об увеличении срока создания специализированной службы по вопросам похоронного дела до <дата>, так как на 2017 год денежные средства на данный вид расходов в бюджет не заложены.
Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства. Старший помощник прокурора г.Кандалакши Ермолова Т.Ю. не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Суд, заслушав старшего помощника прокурора г. Кандалакша Ермолову Т.Ю., исследовав материалы дела, признаёт иск подлежащим удовлетворению.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации о погребении и похоронном деле.
Проверкой установлено, что в соответствии с пунктом 22 части 1, части 4 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения с 01 января 2017 года относится к вопросам местного значения муниципального образования Кандалакшский район. В соответствии с соглашением о приеме - передаче части полномочий по решению вопросов местного значения на 2017 год от 28 декабря 2016 года полномочия по организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения переданы администрации сп Алакуртти.
На территории сельского поселения Алакуртти погребение умерших осуществляется на кладбище, расположенном в с.Алакуртти Кандалакшского района, на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый <номер>. В настоящее время погребение умерших граждан в сельском поселении производится родственниками умерших, специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 06 января 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций.
В силу статьи 2 данного Закона вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Следовательно, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения в границах муниципального образования относится к вопросам местного значения, соответственно, является обязательным для исполнения органами местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с данным Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 9 указанного Федерального закона услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Согласно статье 25 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В силу части l статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. При этом услуги по погребению в соответствии с установленным перечнем оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела (часть 2 статьи 9).
В соответствии с частью 3 статьи 9 вышеуказанного закона стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службой по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств соответствующих бюджетов.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 года № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» (далее - Указ) специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 Закона, по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего. Отказ специализированных служб по вопросам похоронного дела в оказании указанных услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств, а также по другим основаниям, считается недопустимым.
Как следует из вышеизложенного, на орган местного самоуправления законодательно возложена обязанность по созданию специализированной службы, которая действует в случае отсутствия супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение.
При этом, возложение данной обязанности на орган местного самоуправления не предопределяет способ создания ответчиком такой службы (учреждение организации муниципальной формы собственности, привлечение в установленном порядке какой-либо существующей организации для муниципальных нужд, или другой способ).
Как следует из материалов дела, в нарушение указанных требований законодательства, на территории сельское поселение Алакуртти администрацией поселения до настоящего времени не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела.
Указанные нарушения препятствуют реализации законодательно закрепленных прав жителей сп Алакуртти на получение на безвозмездной основе гарантированного перечня услуг по погребению.
Количество граждан, права которых нарушены, не является постоянным и в силу различных причин меняется, в связи, с чем конкретные лица не могут быть определены. Кроме того, настоящее заявление прокурора направлено не только на устранение нарушений закона в области погребения и похоронного дела, но также и на защиту интересов лиц, права которых могут быть нарушены в будущем, круг таких лиц не может быть определен точно.
Оценивая в совокупности представленные доказательства, анализируя вышеприведенные нормы права, установленные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований и возложении на ответчика обязанности устранить нарушения законодательства погребении и похоронном деле.
По правилам статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая решение, суд учитывает, что доказательств, объективно подтверждающих невозможность исполнения решения суда в указанный прокурором срок, ответчиком суду не представлено. Вследствие этого суд соглашается с мнением прокурора и определяет срок, в течение которого ответчиком должна быть выполнена обязанность по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела – в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
Принимая во внимание удовлетворение заявленных требований неимущественного характера, в соответствии с пунктом 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая взысканию с ответчика по данному делу, составляет 300 руб. В связи с тем, что прокурор освобождён от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в размере 300 руб. подлежит взысканию с ответчика в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора города Кандалакши удовлетворить.
Обязать Администрацию сельского поселение Алакуртти в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, на которую в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» возложить обязанность по осуществлению погребения умерших.
Взыскать с Администрации сельского поселение Алакуртти в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, государственную пошлину в размере 300 руб.
Ответчик вправе подать в Кандалакшский районный суд заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Н.Ф. Пахарева