ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1119/19 от 04.04.2019 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-1119/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 апреля 2019 года город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Калининой К.А. при секретаре судебного заседания Борода О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Администрации города Омска о предоставлении жилого помещения в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу,

установил:

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к Администрации г. Омска о предоставлении жилого помещения в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу.

В обоснование указали, что проживают в квартире <адрес>. Указанный деревянный муниципальный пятиквартирный дом, 1985 года постройки, признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии г. Омска по признанию помещения жилым помещением, подлежащим сносу или реконструкции от 28.04.2014 № 611. Постановлением Администрации г. Омска от 06.06.2014 № 780-п «О сроках отселения физических и юридических лиц в связи с признанием многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» установлен срок сноса и расселения указанного аварийного дома до 28.04.2016. Администрацией г. Омска указанное постановление не исполняется.

Просили обязать Администрацию г. Омска предоставить ФИО1 и ФИО2 вне очереди благоустроенное жилое помещение в собственность в виде отдельной квартиры взамен занимаемого, признанного аварийным и подлежащим сносу, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам, находящееся в черте населенного пункта г. Омск, общей площадью не менее 21 кв.м., жилой площадью не менее 14 кв.м., состоящее из одной жилой комнаты.

В судебном заседании истец ФИО1 исковое заявление поддержала, просила его удовлетворить в полном объеме. Дополнительно указала, что первая программа по расселению граждан из аварийного жилья стартовала в 2008 году и до 2017 года были расселены дома, признанные аварийными до 01.01.2012. Следующий этап программы – расселение аварийного жилья, признанного таковым с 01.01.2012 по 01.01.2017. Дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии г. Омска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 28.04.2014 № 611. До 01.04.2019 регионы должны принять новые программы по расселению из аварийного жилья. В Омском регионе уже принята новая региональная программа по расселению аварийного жилья, признанного таковым с 01.01.2012. Следовательно, указанный аварийный дом, в котором проживают ФИО1, ФИО2, включен в новый этап Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из предусмотренных законом способов обеспечения его жилищных прав – право требования выкупной цены за жилое помещение либо предоставление другого жилого помещения взамен аварийного.

Истец ФИО2 в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 34).

Представитель ответчика Администрации города Омска и департамента жилищной политики Администрации города Омска, привлеченного к участию в деле в порядке статьи 43 ГПК РФ, ФИО3, действующая на основании доверенностей (л.д. 59, 60), исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве (л.д. 57-58).

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего гражданского дела, гражданского дела № 2-2734/2018 по иску ВНЮ, ШЕЮ, ШЮВ, АОЮ в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ААД и АВД к Администрации г. Омска, департаменту жилищной политики Администрации г. Омска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, проверив фактическую обоснованность и правомерность заявленных исковых требований, суд приходит к следующему.

Из положений статьи 15 Жилищного кодекса РФ следует, что жилое помещение должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Порядок признания дома аварийным и подлежащим сносу определен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение), утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Пунктом 7 Положения установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в названном Положении требованиям.

В соответствии с распоряжением Мэра г. Омска от 24.03.2006 № 93-р создана межведомственная комиссия г. Омска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Судом установлено, что ФИО2 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от 04.09.2009, истец ФИО1 (его мать) имеет регистрацию по месту жительства по указанному адресу (л.д. 8, 82, 97-98).

Постановлением Администрации г. Омска от 06.06.2014 № 780-п на основании заключения межведомственной комиссии г. Омска от 28.04.2014 № 611 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 49-51, 52-55).

Из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Таким образом, в силу статьи 32 ЖК РФ права собственника жилого помещения признанного непригодным для проживания и подлежащим сносу обеспечиваются путем выкупа изымаемого жилого помещения.

Предоставление собственнику, непригодного для проживания жилого помещения, другого жилого помещения на праве собственности возможно исключительно при наличии достигнутого об этом соглашения с органом государственной власти или местного самоуправления, принявшим решение о сносе дома. Предоставление другого жилого помещения на условиях договора социального найма законом не исключается, но возможно также только на основании соглашения сторон, т.е. если Администрация г. Омска в лице уполномоченного органа будет согласна на предоставления собственнику иного жилого помещения по договору социального найма. Такого согласия по настоящему делу представитель Администрации г. Омска, департамента жилищной политики Администрации г. Омска не выразил.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», суд не вправе обязать органы местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения (пп. «и» п. 20 постановления).

Иных способов защиты права собственника жилого помещения, признанного непригодным для проживания, законом не предусмотрено.

Таким образом, суд не вправе обязать орган местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Другое жилое помещение взамен изымаемого предоставляется с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).

Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

В рассматриваемом случае дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Иного в судебном заседании не доказано.

Поскольку жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в региональную адресную программу Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах, утвержденную постановлением Правительства Омской области от 24.06.2013 № 140-п, включен не был, а соглашение с ответчиком о предоставлении другого жилого помещения на условиях социального найма, иных условиях не достигнуто, собственник жилого помещения вправе требовать либо проведения процедуры, предусмотренной статьей 32 ЖК РФ, в результате которой могло состояться указанное соглашение, либо, выкупа жилого помещения, если после обращения за выплатой выкупной цены за жилое помещение уполномоченный орган к процедуре, предусмотренной статьей 32 ЖК РФ, не приступает.

Как следует из пояснений истца ФИО1, изложенных в ходе судебного разбирательства, ФИО2 как собственник жилого помещения с заявлением в департамент жилищной политики Администрации г. Омска об определении выкупной цены за свое жилое помещение, а также о проведении иных мероприятий, предусмотренных статьей 32 ЖК РФ, не обращался. Одновременно, пояснила, что предоставление жилого помещения для ФИО2 и ФИО1 является приоритетной формой, настояла на предоставлении жилого помещения, об уточнении исковых требований в части изменения формы реализации их жилищных прав истцами не заявлено.

Принимая во внимание изложенные выше положения закона, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности предоставить истцам жилое помещение не имеется. Как отмечено выше, орган местного самоуправления не принимал решение о включении в региональную адресную программу собственников жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Таким образом, у собственника жилого помещения имеется иной способ защиты права – это выплата выкупной цены изымаемого жилого помещения. Данное требование не заявлено.

При изложенных обстоятельствах у суда отсутствуют основания для возложения на Администрацию г. Омска обязанности по предоставлению истцам равнозначного жилого помещения взамен аварийного. Ответчик может нести обязательства в указанной части только в пределах выплаты выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 к Администрации города Омска о предоставлении жилого помещения в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья К.А. Калинина

Решение в окончательной форме изготовлено 09 апреля 2019 года.