ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-111/13 от 23.05.2013 Пий-хемского районного суда (Республика Тыва)

Дело №2-111/13

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Туран 23 мая 2013 года

Пий-Хемский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Черновой С.А.,

с участием помощника прокурора Пий-Хемского района Демагиной О.А.,

ответчика – Глава муниципального района «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» Бичи-оол В.К.

при секретаре Салчак У.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пий-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц – жителей муниципального района «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва», Российской Федерации о признании незаконным бездействия Главы муниципального района «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» по неопределению на территории Пий-Хемского района Республики Тыва видов обязательных работ и объектов для их отбывания, а также мест отбывания исправительных работ,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Пий-Хемского района Республики Тыва обратился с иском в суд в интересах неопределенного круга лиц – жителей муниципального района «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва», Российской Федерации о признании незаконным бездействия Главы муниципального района «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» по неопределению на территории Пий-Хемского района Республики Тыва видов обязательных работ и объектов для их отбывания, а также мест отбывания исправительных работ. В обоснование иска указал, что в соответствии с ч. 1 ст. 49 УК РФ и ч.1 ст. 25 УИК РФ виды обязательных работ и объектов, на которых они отбываются, определяются непосредственно органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исправительными инспекциями. Согласно ч.1 ст. 50 УК РФ, ч.1 ст. 39 УИК РФ исправительные работы отбываются осужденными по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного. То есть данная обязанность возложена на органы местного самоуправления в силу прямого указания закона, в связи с чем их следует считать переданными государственными полномочиями. В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» органы местного самоуправления – это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, а муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. В силу ч.3 ст. 19 указанного Федерального закона отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Определение мест отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ не является вопросом местного значения сельского и городского поселения, поскольку не отнесено к таковым ст. 14 Федерального закона. Таким образом, определение мест отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ, относится к компетенции главы муниципального района. Однако в перечень организаций для отбывания осужденными наказания в виде обязательных и исправительных работ должны быть включены объекты и в сельских и городских поселениях для обеспечения возможности отбывания наказания непосредственно в месте жительства осужденных. В результате незаконного бездействия Главы муниципального района «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» по неопределению объектов для исправительных и обязательных работ на территории Пий-Хемского района Республики Тыва со стороны уголовно-исполнительной инспекции отсутствует реальная возможность осуществления должного контроля за осужденными к наказанию в виде исправительных и обязательных работ. Просил признать бездействие ответчика незаконным и обязать его устранить допущенные нарушения.

В судебном заседания прокурор исковые требования поддержал в полном объеме и просил удовлетворить их по указанном в иске основаниям. Также пояснил, что по протестам прокурора района отменены как изданные с превышением полномочий постановления председателей администраций сельских и городского поселений района, которыми определялись места для отбытия наказания в виде исправительных и обязательных работ.

Ответчик Глава муниципального района «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» Бичи-оол В.К. не возражая по существу удовлетворению иска, указал, что могут возникнуть сложности с исполнением решения суда, так как на территории поселений нет предприятий подведомственных Хуралу представителей и администрации муниципального района.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст. 49 УК РФ, ч1 ст. 25 УИК РФ обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Согласно ч.1 ст. 50 УК РФ, ч.1 ст. 39 УИК РФ осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

Таким образом, государственные полномочия по определению мест для отбывания осужденными наказания в виде исправительных и обязательных работ переданы органам местного самоуправлению в силу прямого указания закона.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» органы местного самоуправления – это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, а муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

В силу ч.3 ст. 19 указанного Федерального закона отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Вопросы местного значения сельского и городского поселения определены ст. 14 указанного Федерального закона, определение мест отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ к ним не отнесено.

Как следует из уставов сельских поселений Пий-Хемского кожууна определение мест для отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ к их полномочиям не отнесено.

Таким образом, определение мест отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ, относится к компетенции главы муниципального района. Однако в перечень организаций для отбывания осужденными наказания в виде обязательных и исправительных работ должны быть включены объекты и в сельских и городских поселениях для обеспечения возможности отбывания наказания непосредственно в месте жительства осужденных.

Согласно ст. 8 Устава муниципального района «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» полномочия органов самоуправления муниципального района установленные федеральными законами и законами Республики Тыва, по вопросам не отнесенным федеральными законами к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления муниципального района.

Согласно информации главы муниципального района – председателя Хурала представителей Пий-Хемского кожууна Бичи-оола В.К. от 25 марта 2013 года сельским поселениям Пий-Хемского района отдельные полномочия муниципального района, в том числе и по вопросам определения мест для отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ, не передавались.

Как следует из пояснений ответчика, какие либо муниципальные правовые акты по вопросам определения видов и мест отбывания обязательных и исправительных работ им не принимались.

Согласно информации прокурора района нормативные правовые акты сельских поселений Пий-Хемского района, которыми определялись объекты для отбывания наказания в виде обязательных и исправительных работ, опротестованы прокурором как принятые с превышением полномочий и отменены.

При таких обстоятельствах требования иска прокурора о признания незаконным бездействия Главы муниципального района «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» по неопределению на территории Пий-Хемского района Республики Тыва видов обязательных работ и объектов для их отбывания, а также мест отбывания исправительных работ, обязании его устранить допущенные нарушения является обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы ответчика о том, что решение суда будет сложно исполнить, так как на территории поселений нет предприятий подведомственных Хуралу представителей и администрации муниципального района, суд считает несостоятельными, так как места для отбытия наказания в виде исправительных и обязательных работ, возможно определить согласовав их с руководителями организаций и учреждений, находящихся на территории сельских и городского поселения. Закон не содержит требования, что указанные виды наказания должны отбываться только в подведомственных органам местного самоуправления учреждениях.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск прокурора Пий-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц – жителей муниципального района «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва», Российской Федерации о признании незаконным бездействия Главы муниципального района «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» по неопределению на территории Пий-Хемского района Республики Тыва видов обязательных работ и объектов для их отбывания, а также мест отбывания исправительных работ, удовлетворить.

Признать бездействие Главы муниципального района «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» по неопределению на территории Пий-Хемского района Республики Тыва видов обязательных работ и объектов для их отбывания, а также мест отбывания исправительных работ, незаконным.

Обязать Главу муниципального района «Пий-Хемский кожуун Республики Тыва» определить на территории Пий-Хемского района Республики Тыва виды обязательных работ и объекты для их отбывания, а также места отбывания исправительных работ, предварительно согласовав их с уголовно-исполнительной инспекцией.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в течение месяца со дня принятия в окончательной форме. В окончательное форме решение принято 27 мая 2013 года.

Председательствующий С.А. Чернова